Адаптация персонала организации
Адаптация человека -этодинамический процесс приспособления его организма, психики к меняющимся условиям окружающей среды, то есть к изменяющимся природным, производственным и социальным условиям обитания.
Виды адаптации:
1. Психофизиологическая - приспособление персонала к новым физическим и психологическим нагрузкам, физиологическим условиям труда.
2. Социально - психологическая- приспособление к коллективу, к руководству и коллегам, клиентам, деловым партнерам, к экономическим реалиям. Это процесс вхождения работника в новый социум с его системой взаимодействий и взаимоотношений, регулируемых морально – этическими норма, правилами, традициями коллектива.
3. Профессиональная - постепенная доработка трудовых способностей (профессиональных навыков, дополнительных знаний, навыков сотрудничества и т.п.). Это - активное освоение профессии, ее тонкостей, приемов, способов принятия решений в различных ситуациях, формирование профессионально необходимых качеств личности, положительного отношения к своей работе, а также приспособление к рабочему месту, орудиям и средствам труда, технологическому процессу, временным параметрам работы, объектам труда, предмету труда, характеру взаимодействия между работниками в процессе труда.
4. Организационная -усвоение своей роли в структуре организации, понимание организационного статуса своего рабочего места в рабочем подразделении и в общей структуре организации, а также особенностей организационного и экономического механизма управления ее.
Организационная адаптация включает в себя следующие аспекты: Административно-правовой связан с овладением знаниями о целях и функциях различного рода органов управления и обеспечением работы современного предприятия.
Социально-экономический связан с овладением адаптантом сферами социальной и экономической активности в организации.
Управленческий связан со становлением работника как субъекта управления.
Рекреационно-творческий связан с адаптацией к жизни коллектива (быт, отдых и др).
Этапы адаптации нового члена организации
Этап 1. Оценка уровня подготовленности новичка.
Первичная - приспособление молодых сотрудников, не имеющих опыта профессиональной деятельности.
Вторичная - приспособление сотрудников, имеющих опыт профессиональной деятельности.
Этап 2. Ориентация.
После зачисления в организацию сотрудник направляется на вакантное место, где происходит его задействование (введение в должность) - совокупность процедур, имеющих цель ускорить освоение новичком работы, сократить период адаптации в коллективе, помочь установить контакты с окружающими.
Если организация крупная, а вновь принятых много, то введение в должность проводится коллективно с помощью курса ориентации.
Ориентация бывает общей (информирование об организации в целом) илиспециальной(об отдельном подразделении, его целях, задачах, будущей работе).
При общей ориентации сообщаются следующие сведения:
1. Общее представление о компании:
- цели, приоритеты, проблемы;
- традиции, нормы, стандарты;
- продукция и ее потребители, стадии доведения продукции до потребителя;
- разнообразие видов деятельности;
- организация, структура, связи компании;
- информация о руководителях.
2. Политика организации:
- принципы кадровой политики;
- принципы подбора персонала;
- направления профессиональной подготовки и повышения квалификации;
- содействие работникам в случае привлечения их к судебной ответственности;
- правила пользования телефоном внутри предприятия;
- правила использования различных режимов рабочего времени;
- правила охраны коммерческой тайны и технической документации.
3. Оплата труда:
- нормы и формы оплаты труда и ранжирование работников;
- оплата выходных, сверхурочных.
4. Дополнительные льготы:
- страхование, учет стажа работы;
- пособия по временной нетрудоспособности, выходные пособия, пособия по болезням в семье, в случае тяжелых утрат, пособия по материнству;
- поддержка в случае увольнения или ухода на пенсию;
- возможности обучения на работе;
- наличие столовой, буфетов;
- другие услуги организации для своих сотрудников.
5. Охрана труда и соблюдение техники безопасности:
- места оказания первой медицинской помощи;
- меры предосторожности;
- предупреждение о возможных опасностях на производстве;
- правила противопожарной безопасности;
- правила поведения при несчастных случаях и порядок оповещения о них.
6. Работник и его отношения с профсоюзом:
- сроки и условия найма;
- назначения, перемещения, продвижения;
- испытательный срок;
- руководство работой;
- информирование о неудачах на работе и опозданиях на работу;
- права и обязанности работника;
- права непосредственного руководителя;
- постановления профсоюзов и политика компании;
- руководство и оценка исполнения работы;
- дисциплина и взыскания, оформление жалоб.
7. Служба быта:
- организация питания;
- наличие служебных входов;
- условия для парковки личных автомобилей;
8. Экономические факторы:
- стоимость рабочей силы;
- стоимость оборудования;
- ущерб от прогулов, опозданий, несчастных случаев.
При специальной ориентации, проводимой руководством подразделения или специально назначенным членом коллектива, новичку объясняют:
1. Специфику подразделения:
- цели и приоритеты, организация и структура;
- направления деятельности;
- взаимоотношения с другими подразделениями;
- взаимоотношения внутри подразделения.
2. Рабочие обязанности и ответственность:
- детальное описание текущей работы и ожидаемых результатов;
- разъяснение важности данной работы, как она соотносится с другими в подразделении и на предприятии в целом;
- нормативы качества выполнения работы и основы оценки исполнения;
- длительность рабочего дня и расписание;
-дополнительные ожидания (например, замена отсутствующего работника).
3. Требуемую отчетность:
- виды помощи, которая может быть оказана, когда и как просить о ней;
- отношения с местными и общегосударственными инспекциями.
4. Процедуры, правила, предписания:
-правила, характерные только для данного вида работы или данного подразделения;
- поведение в случае аварий, правила техники безопасности;
- информирование о несчастных случаях и опасности;
-гигиенические стандарты;
- охрана и проблемы, связанные с воровством;
- отношения с работниками, не принадлежащими к данному подразделению;
- правила поведения на рабочем месте;
- вынос вещей из подразделения;
- контроль за нарушениями;
- перерывы (перекуры, обед);
- телефонные переговоры личного характера в рабочее время;
- использование оборудования;
- контроль и оценка исполнения.
5. Представление сотрудников подразделения.