Гиппокампо-неокортикальное взаимодействие в процессах памяти 3 страница
Эта невозможность удержаться на задании, или иначе говоря, нестойкость задания, является своеобразным проявлением аспонтанности, характерной для мыслительной деятельности, формой, в которую выливается аспонтанность мыслительной деятельности.
Мы несколько подробно останавливаемся на этой форме аспонтанности, так как считаем, что она является весьма чувствительным индикатором личностного нарушения «лобного» больного. Наши наблюдения показали, как больные, которые в клинике не выявляли резких признаков аспонтанности, обнаружили ее при решении интеллектуальной задачи В дневниках больных мы не видели обычной записи, что они не интересуются жизнью отделения; они писали письма домой, интересовались судьбой своих близких — однако, получив какое-нибудь умственное задание, они обнаруживали вышеописанную форму аспонтанности.
Этот факт заставляет нас задуматься над проблемой, почему у ряда больных аспонтанность больше обнаруживается в мыслительной деятельности, нежели в клинике?
Действенное задание обладает по сравнению с мыслительным большей степенью реальности, большей степенью стабильности и жесткости Хотя из-за отсутствия внутренней направленности потребность выполнить задание и не образуется, но зато действенная ситуация предоставляет больному возможность манипулировать отдельными моментами реальной ситуации.
Если даже больной отходит от реальной ситуации благодаря случайным моментам, то деятельность больного все же сама имеет какую-то объективную структуру, и этим самым создается видимость действия
Иначе обстоит дело с мыслительной деятельностью Смысловое «поле» последней не обладает той степенью жесткой реальности, которая присуща действенной ситуации; отдельные ее «побудительные» моменты, которые уводят испытуемого, сами по себе чрезвычайно динамичны, значение их не является чем-то жестко оформленным, поэтому подчинение испытуемого этим моментам не принимает даже внешне формы действия. Внешняя и внутренняя стороны мыслительной деятельности не отделимы друг от друга, поэтому возможность видимого внешнего действия — манипулирования при отсутствии внутренней направленности — не может иметь места в мыслительной деятельности; в последней возможен только один пил действия, который соответствует именно этой внутренней направленности.
В «действенной» ситуации внешняя сторона задания имеет как бы свою собственную объективную значимость В мыслительной деятельности эта «внешняя» значимость исчезает, если она не спаяна с внутренней.
Эта нестойкость задания может достигать при поражении лобных долей такой степени, что мы можем квалифицировать ее как слабоумие определенной структуры.
Нам хотелось бы выделить два типа «лобного» слабоумия
Первый тип — когда аспонтанность мыслительной деятельности достигает своего апогея: отсутствие задания доводится до такой степени, Что вместо интеллектуального акта мы получаем лишь ответ на раздражитель
Так. например, больной описывает картину, изображающую уличную аварию1 «Здесь машина, здесь крест нарисован здесь много людей, вот здесь женшина, вот зде(.ь женшина с лукошком, вот эта с корзинкой, около этои стоит ребенок* Экспериментатор «А что это такое9» Больной «Детский дом или ясли. Матери их сопровождают»
Больной способен лишь дать описание отдельных моментов, он перечисляет отдельные предметы, нарисованные на картине
Мышление больного не в состоянии продуцировать, не в состоянии выделять смысл; он дает первое пришедшее ему в голову объяснение, которое определяется лишь внешним моментом — «собранием детей»
Понятно, что собрание детеИ может означать и «детдом», и «ясли», и что-нибудь иное. Однако в данном случае оно не выступает для нас на первый план, ибо определяет содержание картины не изображение толпы людей, а совершенно иное: красный крест на дверях машины, санитар, несущий ребенка Для нашего же больного самым существенным оказалось то, что изображено на переднем плане. Вместо осмысливания у него получилась лишь регистрация.
Второй тип нарушений характеризуется тем, что аспонтанность мышления принимает характер нелепых построений. (...)
Больной Б объясняет пословицу «куй железо, пока горячо» следующим образом группа людей, живших в одном доме, находившемся на малонаселенной окраине города, однажды утром обнаружила, что калитка была оставлена на ночь открытом По этому поводу можно было сказать- «Надо делать дело, пока не поздно, нечего откладывать . ».
Из этого примера видно, что речь идет не о простом нарушении мыслительной деятельности больного, не о недостаточном осмысливании событии Больной придумывает нелепые формулировки
Эту готовность к «придумыванию» нелепых высказываний, это легкое возникновение «конфабулятор-ноподобных» суждений можно объяснить следующим образом
Аспонтанность лобного больного доходит до такой степени, что сами раздражители действуют чрезвычайно кратковременно; ответы больного на эти раздражители текучи, мимолетны.
Экспериментальная же ситуация такова, что требуется определенный ответ, лишенный спонтанности больной отвечает любым словом, любым суждением по типу «короткого замыкания».
Таким образом, мы видим, что исследование различных типов нарушений мыслительной деятельности «лобного» больного, начиная от легких проявлений акинезии мышления до случаев глубокого слабоумия, выявляет одно и то же нарушение — невозможность образования внутреннего задания. Это нарушение принимает различные формы, которые внешне как бы противоречат друг другу с одной стороны акинезии, с другой — «подчинения» полевым векторам
Сущность этих нарушений однозначна с той, которую мы могли определить при анализе действенной ситуации, в их основе лежат личностные изменения, выражающиеся в нарушении строения системы иерархически построенных, дифференцированных человеческих потребностей Эти изменения, которые выражаются в отсутствии стойкого отношения к окружающей действительности, к своему «я», следует расценивать как нарушения сознания.
Однако грубая форма этих изменений (выступающая часто в виде амнестического симптомокомп-лекса), которая выражается в аспонтанности, распаде деятельности, редко выступала на материале неврологической клиники (ее чаше обнаруживал материал психиатрической клиники).
Для возникновения этого грубого распада деятельности недостаточно ограниченного травматического повреждения мозга; последнее должно сопровождаться воспалительным процессом (абсцессом, или менингоэнцефалитом), который вызывает общемозговые динамические нарушения
Л.С.Цветкова нарушение и восстановление счета при локальных поражениях мозга1
В клинике мозговых поражении из всех видов ин теллактуальной деятельности наиболее часто оказываются пострадавшими арифметические действия, счетные операции которые являются сложными психическими образованиями В процессе выполнения этих действий чечовек оперирует рядом отвлеченных понятии, отражающих сложные объектив ные отношения, главным из них является понятие числа и счета ( )
Психологическая структура арифметических действии состоит из ряда звеньев Человек должен прежде всего уметь удерживать цель, анализировать данные усповия и составлять на их основе программу действии Выпочнение зтих операции предполагает понимание разрядного строения записи числа и смысла знаков арифметических действии, предпочагает удср жание всех этих элементов в оперативной памяти и умение сопоставлять полученные результаты с ис ходными данными ( )
Сложное строение арифметических действии проявляется в наличии самых разнообразных форм их нарушения при локальных поражениях мозга Они оказываются нарушенными при дефекте любого звена их структуры, и их распад принимает разные формы в зависимости оттого какое звено этой структуры страдает Но при этом следует различать специфические и неспеиифические формы акалькулии
Нередко встречаются зрительные агнозии или амнезии на числа, а также нарушения словесного обозначения чисел имеющие место в синдроме либо мнестических, либо акустических, чибо речедвига-тельных расстройств Все это хотя и отражается на состоянии арифметических действии но тем не менее не затрагивает их основного ядра и психологической структуры числа
Так, при поражении затыючных систем мозга не наблюдается грубого распада понятия числа Сохраняется понимание отношении и связей чисел, а также основной состав счетных операции Для этой формы акалькучии характерны оптические а иногда и оптико-пространственные расстройства Эта группа больных затрудняется в дифференцированном восприятии цифр Они не могут отдифференцировать близкие по своему рисунку цифры (например, 3 и 8, 7 и 1, 2 и 8, 4 и I и т д ) Нередко эти дефекты сопровождаются дефектами восприятия цифр отличающихся друг от друга лишь пространственным распопожениеч отдельных элементов (например 6и9 3 и 5, 66 и 96 и т д ) С этим связаны дефекты восприятия римских цифр {например, IX и XI, IV и VI и тд )
Неспецифические нарушения счета нередко наблюдаются при поражении височных отделов коры
1 Нейропсихологические исследования / Под общ ред А р Лурия М Изд-во Моек ун-та, 1972 Вып 4 С 6, 11-15
левого полушария Тогда эти нарушения идут в син дроме акустической агнозии на фоне нарушения фонематического слуха и слухо-рсчевои памяти Нарушение акустического восприятия и удержания акустических следов не может не отразиться на состоянии счета Для больных с височной акалькули-еи становится недоступным узнавание и называние слов-числительных При сенсорной афазии к нарушению узнавания числительных со слуха и и\ называния приводят дефекты фонематического слуха При ак}стико-мнсстическои форме афазии к этим же дефектам приводят нарушения сохранения следов в оперативной памяти Поэтому наиботее rpv бые дефекты обнаруживаются в устной форме счета Вместе с тем исс (едования показывают что при этой форме акалькулии сохраняется основное строение счета — требуемый результат можно получить путем замещения дефектного акустического анализатора сохранным зрительным анализатором
Счет оказывается глубоко пострадавшим тогда, когда нарушается существенная сторона понятия числа, тс когда нарушается его разрядная структура и система связей и отношении отдельных чисел В таких случаях числительное превращается в \зкос конкрет ное обозначение (А РЛурия, 1948, 3 Я Руденко 1953)
Существенная роль в организации счета принадлежит теменным и теменно-затылочным системам коры левого полушария При поражении этих областей мозга возникают как известно нарушения восприятия пространственных отношении и ориентировки в пространстве Естественно что понятие числа и счетные операции, тесно связанные с пространственными представлениями, не могут не страдать при поражении лих зон мозга В основе теменной акалькулии как раз и лежит дефект системы пространственных координат, проявляющийся прежде всего в нарушении понимания состава и разрядного строения чиста, понимания значения арифметических знаков направления отсчета и т п
Этот дефект характеризует основную форму первичной (теменной) акалькулии связанной с на рушением пространственных схем При поражении теменно-затылочных отделов коры левого потуша рия мозга акалькулия может протекать в синдроме семантической афазии, связанной с дефектами логико-грамматических операций Вес это вместе создает основу, на которой у больных с поражением теменной и теменно-затычочнои областей мозга возникает нарушение понимания связей и отношс нии чисел Числа приобретают в сознании этих больных весьма частный и конкретный характер — они как бы выпадают из их общей системы и воспринимаются каждое в отдельности, вне этой смысловой организации
Мы кратко описали нарушения счета возникающие при поражении гностических систем мозга и выделили три формы акалькулии в основе которых лежат разные факторы дефекты оптического восприятия знаков, нарушение акустического гнозиса нарушение пространственных синтезов и смысчовои организации счета Эти главные дефекты приводят соответственно к нарушениям узнавания цифр к распаду устного счета, к нарушениям понятия числа со стороны его разрядного строения к трудностям понимания отношении чисел, а также к нарушению счетных операции
Совершенно другую форм> нарушения счета приобретают при поражении лобных систем мозга При поражении передних (полюсных) или базальных отделов лобных систем мозга нарушается вся активная интеллектуальная деятельность, В связи с этим нарушается процесс счета, хотя и сохраняется оперирование некоторыми внешними признаками числа. Так, у больных этой группы остается сохранным узнавание цифр и называние числительных, сохраняются процессы автоматизированного счета (таблица умножения, сложение и вычитание в пределах одного десятка и т.п.). В операциях счета нарушается их целенаправленная избирательность, что проявляется в нестойкости задания, в импульсивно всплывающих побочных связях чисел, в упрощении программы действия, в появлении инертных стереотипов, в нарушении сличения эффекта с исходными данными.
Эти дефекты мыслительной деятельности обнаруживаются прежде всего при решении арифметических примеров, состоящих из нескольких звеньев и требующих выполнения определенной последовательности операций, запоминания промежуточных результатов и т.п. Нарушение счета происходит здесь
при полной сохранности зрительного, акустического и пространственного гнозиса.
Нарушения счета, возникающие при поражении заднелобных систем мозга, несколько отличаются по механизмам возникновения и клиническому проявлению от акалькулии, протекающей при других вариантах лобного синдрома. Дефекты счета здесь идут обычно в синдроме выраженных речевых и двигательных персевераций, которые являются результатом нарушения динамики нервных процессов. Эти дефекты, наблюдаемые нередко вместе с эфферентной моторной афазией, также не затрагивают основной структуры счета. Однако персеверации и эхолалии затрудняют его выполнение.
Таким образом, счет практически страдает при поражении любого участка коры левого полушария мозга. Но характер его нарушений различен, в их основе лежат разные факторы. Определение и классификация этих факторов необходимы как для топической диагностики поражения, так и для создания адекватной методики восстановления пострадавшей функции.
Л.С.Цветкова вербально-логическое мышление: норма и патология. Общие закономерности'
Если рассмотреть картину нарушения речевого мышления в целом, с точки зрения специфики участия каждой зоны мозга в формировании дефекта, то можно сказать следующее Поражение лобных do-ми мозга приводит к первичным нарушениям мышления так как в этом случае вербально-логическое мышление нарушается первично со стороны основных его характеристик — структурных и функциональных Вес звенья структуры интеллектуального акта в стучае патологии лобных систем оказываются нарушенными — одни меньше, другие больше В первую очередь страдает регуляция деятельности на всех ее уровнях,прежде всего регупяция активности— как обшей так и интечлектуальнои Для протекания этой высшей формы познавательной деятельности недостаточно сохранности только обшей активности, необходима сохранность и эмоционально-мотиваци-оннои сферы сознания Л С Выготский писал «Сама мысль рождается не из другой мысли, а из мотивирующей сферы нашего сознания, которая охватывает наши влечения и потребности, наши интересы и побуждения, наши аффекты и эмоции За мыслью стоит аффективная и волевая тенденция» (Л С Выготский, 1982, т 2, с 357)
( ) Наши исследования патологии мышления показали, что измененная мотивация оказывает влияние на все три стороны мыслительного процесса — его структуру, динамику и содержание ( )
В структуре мыслительного процесса прежде всего ( ) страдают познавательные мотивы
А Н Леонтьев писал, что косвенными выражениями мотивов являются « переживания, желания, хотения, стремления к цели Эти непосредственные переживания и выполняют роть внутренних сигналов, с помощью которых регулируются осуществляющиеся процессы» (1975, с 204—205) Именно эти непосредственные переживания, регулирующие активность, и нарушаются при поражениях лобных долей мозга Такие симптомы обнаруживаются уже в клинической картине и обычно описываются клиницистами и психологами как «бездумность», «аспонтанность», «безынициативность»
Наши исследования показали, что поражение лобных систем ведет к нар>шению и с мы ел о образующих мотивов, и мотивов-стимулов, выполняющих роль побудительных факторов, хотя степень нарушения тех и других мотивов может быть разной в зависимости от тяжести и локализации лобного синдрома В одних случаях эти нарушения проявляются в утрате инициативы в общей речевой и интеллектуальной инактивности и аспонтанности, в других случаях — в непродуктивных импульсивных действиях, в третьих — в негативизме поведения в отсутст-
1 Цвегкова Л С Мозги интеллект М Просвещение 1995 С 152-155 159-164
вии желании, в потном отсутствии стремлении Всеэти клинические симптомы — результат нарушения (или ослабления) регулирующей функции со сторо ны мотивационнои составляющей интеллектуальной деятельности
Нарушения эмоционально-вол свои составляющей ведут к дефектам важнейшего структурного и ф>нк-ционального звена протекания мыслительного прошс са — ориентировочно-иссуедоватечьск.ои деятельности Исследователи отводили важную роть при решении задач ориентировочно-исследовательской деятельности, ориентировке в проблемной ситуации П Я Гальперин, известный отечественный психолог, считал, что все виды интеллектуальной деятельности представляют собой различные формы ориентировочной деятельности, главная функция которой — это ориен тировка субъекта в проблемной ситуации Важным для нас здесь является указание на значимую роль и существенное место п протекании интеллектуальной деятельности ориентировки в проблемных ситуациях Наш материал показал, что именно это важнейшее звено в структуре мыслительного акта грубо нар>шается при поражении лобных зон мозга
Планомерный и целенаправленный анализ данных (текста задачи, литературного текста, наглядной ситуации — серии последовательных картинок) замещался у больных импульсивными ответами интел лектуальными навыками речевыми стереотипами попытками непосредственного решения задач В работе с литературным текстом ориентировка в тексте замешалась готовыми речевыми шаблонами, не соответствующими его содержанию, или отдельными фразами, выхваченными из текста сюжетные картинки объединялись на основании внешнего сходства и случайных признаков, без их анализа, сравнения обобщения и т д
Целью ориентировочно исследовательской деятельности является выделение и осознание проблемы Мышление собственно и начинается с пробоемы ичи с вопроса, с удивления или недоумения с противоречия или совпадения, писал С Л Рубинштейн Если вспомнить решение арифметических задач, работу с литературным текстом, построение сюжета и его осмысление в сериях сюжетных картинок больными с лобным синдромом, то мы увидим, что при решении всех этих задач у них не наблюдалось активного вхождения в проблему и ее понимания Этот дефект обнаружил себя и в нарушении понимания смысла конечного вопроса арифметической задачи, осознания его важнейшей ключевой роли в задаче, в непонимании того, что именно в конечном вопросе и заключена проблема В целом этой группой больных задача не воспринималась именно как задача, проблема, которую нужно решить Неумение сформулировать конечные вопросы к заданным условиям задач, сопоставить разные задачи и по конечному вопросу определить их сходства и различия и т д также свидетельствует о нарушении осознания и понимания проблемной ситуации больными с лобным синдромом ( )
Анализ нарушения структуры и функции словесно-логического мышления показал что при поражениях мозга мыслительный процесс нарушается прежде всего как деятельность первично страдает вся ее макроструктура — мотиваиионная сфера сознания, т с потребности, мотивы, что ведет к дефектам интеллектуального акта как целенаправленного и саморегулирующегося процесса в результате нарушаются составляющие эту деятельность действия
и операции, нарушается и контроль При поражениях лобных систем мозга страдают все три звена деятельности, более сохранным остается операциональное звено, но и здесь обнаруживаются нарушения, о которых мы писали
Фактором, лежащим в основе дефекта интеллектуальной деятельности при поражении лоб/шх систем мозга, является нарушение процесса программирования и высшего синтеза Структурные нарушения проявляются в дефектах целостности мыслительной деятельности А Н Леонтьев писал, что деятельность как целостный процесс состоит не из отдельностеи, а цепи действии При поражении лобных систем мозга нарушается именно эта цепь действии и замещается omdeibtiocmxMU, ее фрагментами Более того, нам представляется, что в этом случае деятельность нарушается не только как цепь действий, но как иерар-хизированная система
При поражениях теменно-затылочных областей мозга на первое место выступает нарушение механизма выбора и выполнения операции, т е страдает исполнительная сторона деятельности Деятельность как целостный процесс и как система здесь не нарушается, но переходит на другой уровень организации и реализации Эта целостная деятельность и позволяет больным с теченно-затылочным синдромом идти в поисках нужных операций от целого к части,от общего— к частному
Рассмотрев нарушение мышления как деятельности, ее структуры и микрогенеза со стороны участия определенных зон мозга в этой деятельности, далее мы перейдем к анализу собственно мыслительного речевого процесса со стороны его психологической сущности
Важное место в анализе патологии мышления занимает проблема понимания ( ) Этот процесс, как общий, так и частный его вид — вербальное понимание играет существенную роль в протекании интеллектуальной деятельности ( ) Мы ( ) придерживаемся той психологической концепции понимания, согласно которой этот процесс рассматривается как деятельность, начинающаяся с поисков общей мысли и смысла в высказывании, тексте, условии задачи и тд , и только потом оно (понимание) перемешается на лексико-фонетическии (установление значении слов) и на синтаксический (расшифровка значении фраз) уровень
Процесс понимания есть всегда процесс отбора и сокращения, активной переработки и селекции материала Вычленение проблемной ситуации также связано с пониманием ( )
Наш материал показал, что действительно у истоков всякого мыслительного акта лежит понимание, которое как процесс активной переработки и селекции нарушается при поражениях лобных систем и оказывается в целом первично сохранным при поражении теменно-затылочных отделов мозга
У больных с поражением лобных систем мозга оказалось нарушенным понимание условия арифметической задачи на уровне смысла при сохранном понимании формального предметного содержания текста Об этом свидетельствует правильное повторение условия задачи, с одной стороны, и дефекты повторения, сравнения, выбора и формулирования конечного вопроса задачи — с другой Именно эта часть текста, представляющая собой логическое завершение смысла задачи, оказалась не только недоступной пониманию больных с лобным синдромом, но она часто оставалась вообще вне поля их внимания, и конечный вопрос задачи не был предметом их деятельности Зато больные часто правипь но, текстуально точно повторяли условие задачи, т с ту ее часть, которая могла существовать само стоятельно, в отрыве от логического вопроса При этом логико-психологическое построение задачи, ее смысловое содержание без конечного вопроса распадались, т с задача переставала существовать ( )
Понимание, как бы его ни рассматривать — как компонент мыслительного процесса или как само стоятедьныи интеллектуальный процесс,— при локальных поражениях мозга нарушается по-разному в зависимости от топики поражения Оно нарушается первично при поражениях лобных зон мозга и связано прежде всего с дефектами понимания смысла и вторично при поражении теменно-затылочных зон мозга из-за дефектов уровня понимания вербальных значении
Г П Щедровицкий и С Г Якобсон показали зависимость понимания и непонимания текста задачи школьниками от средств и процедур решения, т е от того «способа деятельности», каким ребенок пользуется при решении задачи
Нам представляется, что данные нашего экспериментального исследования подтверждают прсдпотожс-ние о связи понимания с деятельностью субъекта, с ее способами и средствами
У лобных больных нарушение понимания смысла задачи, заключающееся в игнорировании или искажении се конечного вопроса, сопровождается патологией их деятельности, что проявляется в дефектах мотивационнои сферы деятельности, отсутствии це ленаправленности действия, нарушении (отсутствии потребности) контроля за своими действиями Мы считаем, что нейропсихочогичсскии метод исследования понимания значительно поможет в решении сложного вопроса о месте понимания в когнитивной деятельности человека
Понимание, и особенно его частный вид — понимание речи, тесно связано, как мы видели выше, с пониманием значении и смысла Значения больше относятся к сфере общественно выработанных и объективных знании о реальном мире — о явлениях, объектах, предметах, их взаимосвязях, а смысл — это отношение субъекта к знаемому, он индивидуален и субъективен Смыслы преобладают во внутренней речи, которая и является средством превращения субъектов ных смыслов в систему внешних и объективных значении Смысл связан с потребностями и мотивами и в целом — с личностью человека а значение лишь одна из зон смысла, что составляет основной закон динамики значений, смысл более динамичен и широк, он связан с речью так же, как и с объективной реальностью
Слово вбирает из контекста, в который оно вплетено, интеллектуальное и аффективное содержание и связывает его с имеющимися у субъекта знаниями и отношениями Это и есть его смысл который выража ется в значениях, а не наоборот, смыа — jmo означаемое Поэтому хотя и существуют два тана речи внутренний — смысловой, или семантический, и внешний — звучащий, фазическии, но они составляют единство, и каждый из них имеет свои законы протекания в этом единстве
Л С Выготский писал, что « фазическая и смысловая стороны речевого мышления, являясь теснейшим образом связанными между собой и представляя, в сущности говоря, два момента единой, очень сложной деятельности, не совпадают друг с другом Обе эти стороны неоднородны по своей психологической природе...» (1960, с.297).
Лингвисты, со своей стороны, считают, что доказательством нетождественности смысла и значения является возможность адекватного перевода с одного языка на другой. Смысл рассматривается некоторыми лингвистами как особое экстралингвистическое явление, которое как категория мышления представляет собой совокупность всех связей какого-либо понятия с другими понятиями и представлениями; смысл связан с содержанием понятия и реализуется в самых различных формах, среди которых главнейшим является значение слова. «Значение слова представляет собой реализацию смысла в системе языка» (Н.А.Слюсарева, 1967, с.282).
Наш патологический материал также является доказательством положения о нетождественности значения и смысла. Мы получили отчетливые факты, говорящие о том, что смысл и значение могут нарушаться дифференцированно: при поражениях теменно-затылонных отделов мозга преимущественно сохранено понимание смысла не только отдельных слов, но и целых фраз, высказываний, текстов, несмотря на нарушение понимания значений сложных грамматических конструкций. При поражении лобных систем мозга, наоборот, нарушается понимание смысла при относительной сохранности понимания значений. В то же время, исходя из имеющихся в литературе представлений о значении и смысле, становятся понятными и факты о дифференцированном их нарушении и в целом — о дифференцированном нарушении понимания. Неоднородность этих характеристик речи и большая связь смысла с экстралингвистическими явлениями, с психологической сущностью речи, ведут к их дифференцированной патологии; именно поэтому одни больные понимают смысл, а другие — значение слова. Все эти положения о значении и смысле, их единстве и различии, об объективности и обобщенности значения и субъективности и индивидуальности смысла, о связи смысла с внутренней, а значения — с внешней речью, о процессе понимания, начинающегося с понимания общего смысла, о двух планах речи, об отсутствии непосредственной связи мысли с речевым ее выражением и т.д. получили, с одной стороны, четкое подтверждение в нашем экспериментальном исследовании, а с другой — послужили теоретической основой для интерпретации экспериментальных неиропсихологических данных и для понимания их общепсихологической сущности.
В.Л.Деглин функциональная асимметрия мозга и гетерогенность мышления, или как решаются силлогизмы с ложными посылками в условиях преходящего угнетения одного полушария1
В психологической литературе на протяжении многих десятилетий дискутируется проблема гетерогенности мышления — сосуществования в психической сфере человека разных модусов мыслительной деятельности. Идея гетерогенности восходит к работам Л-Леви-Брюля (1930), который утверждал, что свойственное представителям «примитивных» обществ «пралогическое» или «дологическое» мышление не отмирает в ходе историко-культурного развития человечества, а сохраняется и у представителей современных цивилизованных об-шеств. В этнологических, культурологических, межкультурных психологических исследованиях концепция гетерогенности находит постоянную поддержку (Л.С.Выготский, 1982; В.В.Иванов, 1978, 1979; М.Коул, ССкрибнер, 1977; К.Леви-Строе, 1985; Ю.М.Лотман, 1978; Ю.М.Лотман, Б.А.Успенский, 1973; А.Р.Лурия, 1974, 1982; П.Тульвисте, 1988).