Вопрос №18. Национальный характер и национальная идея.
О характерах народов слагаются легенды, пишутся поэмы и романы, сочиняются анекдоты. Резонно было бы предположить, что национальный характер дает о себе знать во всех сферах жизни и деятельности его носителей. Представители отдельных этнокультурных традиций могут находить общий язык в процессе совместного общения, они могут дружить или даже любить друг друга, сотрудничать, успешно взаимодействовать по самым разным поводам. В какой-то мере все люди на Земле похожи друг на друга, но в какой-то - все они друг от друга отличаются. И это верно не только в отношении людей разных национальностей, поскольку то же самое можно сказать, например, о мужчинах и женщинах, пожилых и молодых, образованных и необразованных, богатых и бедных, жителях городов и деревень, представителях различных религиозных конфессий, разделяющих различные политические взгляды и т.д. и т.п.
Будучи особыми, специфическими социальными группами, нации и народности складываются, а впоследствии существуют в некоем сформировавшемся виде в течение длительных во временном отношении исторических периодов. Совместная жизнь группы людей в сходных условиях, их постоянное тесное взаимодействие предрасполагают к выработке уникального набора механизмов и моделей адаптации, которые призваны организовывать социальный опыт индивидов как членов конкретного сообщества, ориентировать их поведение и деятельность в контексте тех или иных обстоятельств. Всякая группа отвечает на вызов внешней и внутренней среды своего существования созданием собственной самобытной культуры, причем речь идет о культуре не только материальной, но и духовной. Представители любого народа создают совместными усилиями особый, неповторимый объективный антураж собственной жизни: это и традиции строительства зданий (церквей, жилых домов, дворцов), и способы захоронения умерших, и кулинарные рецепты, навыки кустарных промыслов, секреты ремесла и т.п. То же можно сказать и про разнообразие форм духовной культуры - нравов, верований, представлений о добре и зле, справедливости, красоте, пользе, истине, долге, чести. Образ жизни и образ действия людей оказываются неразрывно связанными с характерным для них образом мыслей.
Русские цари последних двух с половиной веков правления династии Романовых могли считаться русскими лишь "в культурном отношении", так как в отношении биологическом (расово-племенном) все они были немцами, - если, конечно, пренебречь тем ничтожным компонентом родового славянства, который они унаследовали от своего последнего "вполне русского" предка, коим являлся Петр I.
Этнокультурный фактор влияет на характер людей вне зависимости от цвета их кожи, разреза глаз, ширины скул, величины "головного указателя", объема черепной коробки, врожденных психических наклонностей, задатков и способностей. Совокупность упомянутых структур, наполненных конкретным ценностным содержанием, образует реальность особого рода феномена - феномена, именуемого национальным характером.
Национальная идея в философии — систематизированное обобщение национального самосознания. Национальная идея определяет смысл существования того или иного народа, этноса или нации. Она может выражаться посредством художественных произведений или различных философских текстов.
Национальная идея призвана дать ответ на ряд вопросов, характеризующих народ. В частности, вопрос истории и возникновения нации, а также вопрос об исторической миссии и о смысле существования.
Часто национальная идея имеет религиозный аспект, так как религия является одним из мощных факторов, способствующих объединению народа.
Философ Владимир Соловьёв так определил национальную идею:
Идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности.
Мнение писателя Александра Солженицына:
Термин «национальная идея» не имеет чёткого научного содержания. Можно согласиться, что это — когда-то популярная идея, представление о желаемом образе жизни в стране, владеющее её населением. Такое объединительное представление понятие может оказаться и полезным, но никогда не должно быть искусственно сочинено в верхах власти или внедрено насильственно.