Предметно – пространственная среда обеспечивает реализацию Основной образовательной программы дошкольного образования ГБДОУ д/с № 30 Московского района Санкт-Петербурга.

Аналитическая справка

Развивающей предметно-пространственной среды в младшей группе №3

Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 30 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

По познавательно – речевому развитию детей Московского района

Санкт-Петербурга

Составил:

Воспитатель

Куприянова А.И.

Санкт-Петербург

В младшей группе 28 детей: из них 12 девочек, 16 мальчиков.

Организация предметно-развивающей среды в младшей группе построена таким образом, что дает возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности, обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства, материалов и оборудования для развития детей младшего дошкольного возраста.

1.Предметно-пространственная среда обеспечивает безопасность и психологическую комфортность пребывания детей в группе. Вся мебель закреплена, игровой материал находится на уровне глаз ребенка. Каждый стол и стул промаркирован в соответствии с ростом детей в соответствии с нормами СанПиНа. Группа хорошо освещена. Имеющиеся в группе технические средства оснащения (телевизор, компьютер) отвечают требованиям безопасности.

Психологическая комфортность достигается за счет благоприятной цветовой гаммы. Все предметы убранства и оборудования в группе гармонично сочетаются по цвету, стилю и материалам, из которых они изготовлены. Размещение оборудования по принципу комплексного и гибкого зонирования позволяет детям объединяться небольшими подгруппами по общим интересам или уединиться для самостоятельной деятельности, свободно играть и убирать материал на место. Игровой материал и игрушки соответствуют возрасту детей и требованиям СанПиНа. Сферы самостоятельной детской активности внутри группы не пересекаются, достаточно места для свободы передвижения детей.

Предметно – пространственная среда обеспечивает реализацию Основной образовательной программы дошкольного образования ГБДОУ д/с № 30 Московского района Санкт-Петербурга. - student2.ru

Подбор игрушек, мебели и оборудования для помещений, обуславливался максимальным обеспечением условий для сенсорного развития ребенка и для того, чтобы он чувствовал себя комфортно, испытывал положительные эмоции.

Созданная в группах обстановка успокаивает, уравновешивает эмоциональный фон, положительно влияет на нервную систему ребенка, что проявляется в спокойном поведении. Предметно – пространственная среда в группе вариативна, полифункциональна, привлекательна, интересна, выразительна, стимулирует развитие самостоятельности, общительности, доброжелательности, обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых.

Оформление раздевалки, в котором принимают участие дети (рисунки, коллективные работы по темам, работы из пластилина) соответствует сезонным изменениям и тематике.

Предметно – пространственная среда обеспечивает реализацию Основной образовательной программы дошкольного образования ГБДОУ д/с № 30 Московского района Санкт-Петербурга. - student2.ru Предметно – пространственная среда обеспечивает реализацию Основной образовательной программы дошкольного образования ГБДОУ д/с № 30 Московского района Санкт-Петербурга. - student2.ru

Предметно – пространственная среда обеспечивает реализацию Основной образовательной программы дошкольного образования ГБДОУ д/с № 30 Московского района Санкт-Петербурга.

При оформлении развивающей среды учтен интегративный принцип программы. Все образовательные области нашли отражение в предметно-пространственной развивающей среде:

Социально-коммуникативное развитие (имеются игровые уголки: уголок театрализации - «Театр сказок», патриотический уголок, уголок ПДД и ОБЖ).

Уголок «Театр сказок» способствует стимулированию творческого замысла и индивидуального творческого проявления поисковой активности, самостоятельности. В нем имеются разнообразные виды театров: куклы и игрушки для различных видов театра (плоскостной, кукольный (куклы би-ба-бо), настольный, пальчиковый), наборы сказочных масок, в том числе нарисованных, реквизит, бутафория.

Предметно – пространственная среда обеспечивает реализацию Основной образовательной программы дошкольного образования ГБДОУ д/с № 30 Московского района Санкт-Петербурга. - student2.ru

Игровая зона оснащена уголками и атрибутами для сюжетно-ролевых игр («Дочки-матери», «Детский сад», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Повара», «Строители», «Шоферы», «Автосервис» и др), подобранных с учетом возрастных особенностей детей и половой принадлежностью.

Предметно – пространственная среда обеспечивает реализацию Основной образовательной программы дошкольного образования ГБДОУ д/с № 30 Московского района Санкт-Петербурга. - student2.ru Предметно – пространственная среда обеспечивает реализацию Основной образовательной программы дошкольного образования ГБДОУ д/с № 30 Московского района Санкт-Петербурга. - student2.ru

Патриотическом уголок оснащен глобусом, картой, флагом России.

Предметно – пространственная среда обеспечивает реализацию Основной образовательной программы дошкольного образования ГБДОУ д/с № 30 Московского района Санкт-Петербурга. - student2.ru

В уголке по ПДД: изготовлены дидактические игры «Можно – нельзя, правильно – неправильно», «Найди по описанию», «Светофор».

Предметно – пространственная среда обеспечивает реализацию Основной образовательной программы дошкольного образования ГБДОУ д/с № 30 Московского района Санкт-Петербурга. - student2.ru

Уголок по ОБЖ: плакаты по ОБЖ и д/и«Огонь-друг или враг» , «Что лишнее?», «Так – не так», «Горит – не горит». Видеотека «Уроки тётушки совы».

Познавательное развитие (уголок экспериментирования, природы, математический уголок, сенсорное развитие).

В уголке экспериментирования есть познавательные книги в т.ч. самоделки «Из чего это сделано», «Вода», тематические альбомы, серии картин с изображением природных сообществ, сделанные воспитателем. Также компоненты оборудования и проведения опытов (сито, воронки, формы для льда, губки, емкости для воды перчатки и др.)

В уголке природы есть папки: с гербарием, с картинками деревьев, с паспортом цветов. Также сделаны папки «Лесные жители», «Времена года» . Стоят различные альбомы с картинками про животных и растительный мир. В развивающую среду группы включены естественные, природные объекты – цветы, плоды различных деревьев (желуди, каштаны), шишки сосны и ели.

Макеты по темам «Дикие, домашние животные», «Аквариум» используются детьми в игровой деятельности.

Предметно – пространственная среда обеспечивает реализацию Основной образовательной программы дошкольного образования ГБДОУ д/с № 30 Московского района Санкт-Петербурга. - student2.ru Предметно – пространственная среда обеспечивает реализацию Основной образовательной программы дошкольного образования ГБДОУ д/с № 30 Московского района Санкт-Петербурга. - student2.ru

В математический уголок самостоятельно был изготовлен раздаточный счетный материал, д/и «Подбери заплатки», «Один, много», «Волшебные очки», «Узор на варежке», «Какой дом высокий, какой низкий?», «Разноцветные кружки», и т.д.

Предметно – пространственная среда обеспечивает реализацию Основной образовательной программы дошкольного образования ГБДОУ д/с № 30 Московского района Санкт-Петербурга. - student2.ru Предметно – пространственная среда обеспечивает реализацию Основной образовательной программы дошкольного образования ГБДОУ д/с № 30 Московского района Санкт-Петербурга. - student2.ru

Предметно – пространственная среда обеспечивает реализацию Основной образовательной программы дошкольного образования ГБДОУ д/с № 30 Московского района Санкт-Петербурга. - student2.ru Предметно – пространственная среда обеспечивает реализацию Основной образовательной программы дошкольного образования ГБДОУ д/с № 30 Московского района Санкт-Петербурга. - student2.ru

Сенсорное развитие: для развития мелкой моторики изготовлено много нетрадиционных д/и «Скрути ленточку», «Найди такую же по цвету птицу», «Разложи по цвету мышек», «Подбери колеса к цвету машины», лото «Форма и цвет», игры с прищепками «Лучики для солнышка», «Тучка и дождик», «Ежик» , а так же сенсорные коробочки с фасолью и т.д.

Предметно – пространственная среда обеспечивает реализацию Основной образовательной программы дошкольного образования ГБДОУ д/с № 30 Московского района Санкт-Петербурга. - student2.ru Предметно – пространственная среда обеспечивает реализацию Основной образовательной программы дошкольного образования ГБДОУ д/с № 30 Московского района Санкт-Петербурга. - student2.ru

Предметно – пространственная среда обеспечивает реализацию Основной образовательной программы дошкольного образования ГБДОУ д/с № 30 Московского района Санкт-Петербурга. - student2.ru

Речевое развитие (книжный уголок, центр развития речи).

В книжном уголке сделан стеллаж для книг, который постоянно пополняется новыми книгами, книгами-малютками, книгами-игрушками, книгами-головоломками, познавательными и волшебными сказками, в соответствии с возрастом детей.

В центре речевого развития в доступности находятся: дидактические игры по речевому развитию «Догадайся, что звучит», «Прятки», «Потерялись детеныши», игры на развитие мелкой моторики,

Предметно – пространственная среда обеспечивает реализацию Основной образовательной программы дошкольного образования ГБДОУ д/с № 30 Московского района Санкт-Петербурга. - student2.ru Предметно – пространственная среда обеспечивает реализацию Основной образовательной программы дошкольного образования ГБДОУ д/с № 30 Московского района Санкт-Петербурга. - student2.ru

а так же:

1.Пособия для развития правильного речевого дыхания многие из них изготовлены воспитателем (вертушки, пуховые комочки, игра «Остуди чай» , «Сдуй снежинку», «Накорми птичку, зайку», «Рыбки», «Бабочки» и др.) привлекают детей своей красочностью.

2.Игры для расширения пассивного и активного словаря с сюжетными и предметными картинками («Назови кто это», «Кто, где?», «Один-много», «Во саду ли в огороде» и др.).

Предметно – пространственная среда обеспечивает реализацию Основной образовательной программы дошкольного образования ГБДОУ д/с № 30 Московского района Санкт-Петербурга. - student2.ru Предметно – пространственная среда обеспечивает реализацию Основной образовательной программы дошкольного образования ГБДОУ д/с № 30 Московского района Санкт-Петербурга. - student2.ru

Художественно-эстетическое развитие (уголок творчества, музыкальный уголок, конструирования).

В уголке творчества созданы условия для развития самостоятельной художественной деятельности детей. В доступном для детей пространстве расположено многообразие изобразительных материалов: это не только карандаши и бумага, это восковые мелки, фломастеры, трафареты. Наряду с традиционными материалами для (лепки, рисования, аппликации) дети охотно используют нетрадиционное (ватные палочки, штампики из пробок, пластиковые вилки и многое другое). Готовые детские работы помещаются и оформляются на стенде в раздевалке. Так же создан небольшой музей декоративно - прикладного искусства, выставочный материал создан выпускниками группы.

Предметно – пространственная среда обеспечивает реализацию Основной образовательной программы дошкольного образования ГБДОУ д/с № 30 Московского района Санкт-Петербурга. - student2.ru

Музыкальный уголок: содержимое музыкального уголка, дети используют в самостоятельной игровой деятельности, играют в музыкально – дидактические игры. Знакомятся с русскими, советскими и зарубежными композиторами, произведения которых слушают в НОД и режимные моменты, в зависимости от вида детской деятельности. Музыкальные инструменты (бубен, барабан, деревянные ложки, металлофоны) позволяют детям познакомиться со звучанием этих шумовых инструментов и развивают фонематический слух, проявлять инициативу.

Предметно – пространственная среда обеспечивает реализацию Основной образовательной программы дошкольного образования ГБДОУ д/с № 30 Московского района Санкт-Петербурга. - student2.ru

Строительный уголок: хотя и сосредоточен в одном месте и занимает немного пространства, достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что легкие контейнеры легко перемещаются в любое место. Содержимое строительного уголка (конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал) позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре либо на столе. Дети, особенно мальчики, всегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, комбинируя с другими видами деятельности (в сюжетно-ролевых играх, играх-драматизациях).

Предметно – пространственная среда обеспечивает реализацию Основной образовательной программы дошкольного образования ГБДОУ д/с № 30 Московского района Санкт-Петербурга. - student2.ru

Физическое развитие(спортивный уголок, уголок ЗОЖ)

В группе создан спортивный уголок, оснащенный спортивным инвентарем для двигательной активности, включающий в себя оборудование для ходьбы, бега, равновесия, прыжков, для катания, бросания, ловли, для ползания, в том числе нестандартное оборудованием изготовлен руками воспитателя: кольца с ленточками, тренажер для развития дыхания «Ветерок в бутылке», зрительные тренажеры «Цветок», «Бабочка», корригирующие дорожки для закаливания, профилактики плоскостопия и развития навыка правильной ходьбы, обеспечения двигательной активности детей, шишки для массажа, «Тихий тренажер», маски, место для отдыха, а так же уголок здоровья.

Предметно – пространственная среда обеспечивает реализацию Основной образовательной программы дошкольного образования ГБДОУ д/с № 30 Московского района Санкт-Петербурга. - student2.ru Предметно – пространственная среда обеспечивает реализацию Основной образовательной программы дошкольного образования ГБДОУ д/с № 30 Московского района Санкт-Петербурга. - student2.ru

Предметно – пространственная среда обеспечивает реализацию Основной образовательной программы дошкольного образования ГБДОУ д/с № 30 Московского района Санкт-Петербурга. - student2.ru Предметно – пространственная среда обеспечивает реализацию Основной образовательной программы дошкольного образования ГБДОУ д/с № 30 Московского района Санкт-Петербурга. - student2.ru

Использование разнообразных физкультурных и спортивно-игровых пособий повышает интерес детей к выполнению различных движений, ведет к увеличению интенсивности двигательной активности, что благотворно влияет на физическое, умственное развитие и на состояние здоровья ребенка.

Уголок ЗОЖ содержит разнообразную информацию о видах спорта, о значении занятия спортом, физической культурой, д/и «Как правильно умываться?», «Как правильно одеваться», «Съедобное, не съедобное» и т.д.

Вариативность среды достигается за счет наличия различных пространств для игры и уединения, сменяемости игрового материала. В зависимости от темы проекта, интересов и возможностей детей пространство трансформируется, изменяется.

В группе имеются полифункциональные материалы (коробочка «нужных вещей», природный, бросовый материал для поделок и использования в сюжетно-ролевых, строительных и других играх, многофункциональные коробки с набором тканей)

Создавая развивающую среду, я постаралась сделать ее информативно богатой, соответствующую младшему возрасту, что обеспечивается разнообразием тематики, многообразием дидактического и информационного материала.

Нами были учтены как возрастные, так и индивидуальные особенности детей группы. Некоторые дети очень подвижные и в случае недостаточного удовлетворения потребности в движении быстро перевозбуждаются. Чтобы избежать этого, в группе созданы условия для разнообразной двигательной активности: «Дорожка движения».

Наши рекомендации