Упражнения на установления контакта, на восприятие и понимание эмоционального состояния собеседника

1. «Качества, важнейшие для межличностного общения»

Инструкция: «Каждый участник оценивает по шкале от 0 до 6, в какой мере ему присущи отдельные качества, руковод­ствуясь своим собственным представлением о себе (а не тем, что могли сказать ему другие люди); если человеку кажется, что ему вообще не присуще данное качество, ставит 0, если выражено очень слабо – ставит 1, если данное качество полностью, без сомнения, свойственно – ставит 6. Самооценка проводится в течение 10 минут.

Перечень качеств

Эмпатия: умение видеть мир глазами других, понимать его так же как они, воспринимать поступки с их же по­зиций.

Доброжелательность: способность не только чувство­вать, но и показывать свое доброжелательное отношение, уважение, симпатию, умение принимать их даже тогда, когда не одобряешь их поступки, готовность поддержи­вать других.

Аутентичность – умение быть естественным в отно­шениях, не скрываться за масками или ролями, способ­ность быть самим собой в контактах с окружающими.

Конкретность – отказ от общих рассуждений, много­значительных и непонятных рассуждений и замечаний, умение говорить о своих конкретных переживаниях, мне­ниях, действиях, готовность отвечать однозначно на во­просы.

Инициативность – склонность к деятельной позиции в отношении с людьми, к тому, чтобы «идти вперед», а не только реагировать на то, что делают другие, способность устанавливать контакты, не дожидаясь инициативы со стороны; готовность браться за какие-то дела в ситуации, требующей активного вмешательства, а не просто ждать, когда другие начнут что-то делать.

Непосредственность – умение говорить и действовать напрямую, открытая демонстрация своего отношения к проблемам, людям.

Открытость: готовность открыть другим свой внутрен­ний мир и твердая убежденность, что открытость способ­ствует установлению здоровых и прочных отношений с окружающими, искренность, которая не эквивалентна го­товности обнародовать абсолютно все самые интимные секреты, – поскольку сам человек, а не его тайны интерес­ны людям.

Принятие чувства: отсутствие страха при непосредствен­ном соприкосновении со своими чувствами или чувствами других людей, умение выражать и готовность принимать эмоциональную экспрессию со стороны других.

Конфронтация: умение «с глазу на глаз» общаться с другими людьми с полным сознанием своей ответственнос­ти; в случае несходства мнений – готовность пойти на конфронтацию, но не с целью испугать или покарать дру­гого, а с надеждой на установление подлинных и искренних отношений.

Самопознание: исследовательское отношение к собственной жизни и поведению, стремление воспользоваться для этого помощью со стороны окружающих, готовность при­нимать от них любую информацию о том, как они воспри­нимают тебя, но при этом быть автором своей самооценки; отношение к конфронтациям с другими людьми и новому опыту как к ценному материалу, важному для более глу­бокого самопознания».

Затем группа выполняет общее задание: в течение 30 минут нужно проранжировать эти качества в зависимости от их важности. Группа должна совместно решить, какое качество самое важное в межличностном общении. Реше­ния группы записываются. Спорные проблемы следует обсуждать вплоть до достижения согласия. По истечении 80 минут работа группы прерывается, независимо от того, какая часть задания будет выполнена.

Обсуждение: группа анализирует переживания участников после групповой дискуссии согласно перечню Правил Совмест­ных Поисков, которые зачитываются. Каждый участник, руководствуясь этими правилами в течение 1 – 2 минут, говорит о том, что происходило между ним и другими людьми во время ранжирования качеств. Важно, чтобы в словах говорящих затрагивались конкретные события, поступки, чувства участников, а не содержались сообра­жения, продолжающие дискуссию о качествах. Через не­сколько минут ведущий прерывает говорящего и сновазачитывает Правила. Он предлагает группе решить, уда­лось ли выступавшим следовать этим правилам и напоми­нает, что следующим нужно помнить о них.

Правила совместных поисков

1. Говори о том, что происходит в группе «здесь и теперь», т. е. о своих действиях и чувствах, о поступках и переживаниях других людей группы.

2. Учись доверять своим субъективным ощущениям,
они более ценны чем теоретические и общие рассуждения.

3. Старайся быть открытым, когда говоришь или слу­шаешь других {результаты зависят от того, насколько каждый член группы сможет говорить о своих чувствах по поводу всех остальных, насколько он будет заинтересо­ван в информации о том, как его воспринимают, несмотря на все трудности и неприятности, связанные с этим.

4. Не избегай риска. Если будешь избегать риска, так и останешься в плену уже известного.

5. Не заставляй других делать то, на что они не могут решиться.

2 упражнение. Участники садятся по кругу.

Инструкция: «Пусть кто-то из нас первым скажет своему соседу слева о его состоянии. Например, „Мне кажется, что ты сейчас спокоен и заинтересован происходя­щим» или „Мне кажется, что ты утомлен» и т. д. Тот, кому это сказали, в свою очередь, скажет нам всем о своем состоянии в данный момент. Затем он выскажет свое предположение о состоянии соседа слева, и тот уточнит свое состояние и т. д.»

После того как круг замкнется, тренер может задать группе общий вопрос: «Каким образом вы определили состояние своего соседа?» или более конкретный: «На какие признаки вы ориентиро­вались, определяя состояние своего соседа?».

3 упражнение. Все участники располагаются большим полукругом.

Инструкция: «Пусть каждый из нас по очереди выйдет в центр и попытается любыми доступными ему средст­вами, но только не вербальными, установить контакт с каждым участником занятия».

После того, как все выполнят это задание, тре­нер предлагает участникам обсудить их впечатле­ния, возникшие в процессе выполнения упражне­ния. При подведении итогов тренер акцентирует внимание на тех средствах установления контак­та, которые перечисляют участники, а также на тех признаках, которые свидетельствуют о том, что контакт установлен.

4 упражнение. Участники становятся в круг (для проведения упражнения необходимо четное число участников).

Инструкция: «На счет «раз» каждый из вас должен, остава­ясь на своем месте и молча (эти два условия бу­дем соблюдать на протяжении всего упражнения), найти себе пару. Вас четное количество, поэто­му каждый найдет себе напарника. Когда я скажу «два», вы вместе начнете одинаковое движение. Потом я снова скажу «раз», и вы должны найти себе новую пару, а на счет «два» начать делать одинаковое движение с новым партнером».

Обычно дается возможность участникам груп­пы выполнить это задание 3 раза, после чего присту­пают к обсуждению, в ходе которого имеет смысл обсудить два вопроса: «Как создавалась пара?» и «Как происходил выбор одинакового движения?». Ответы на первый вопрос дают возможность выявить основ­ные невербальные признаки, свидетельствующие о начале контакта: направленность и фиксированность взгляда, разворот корпуса тела, приветливое выра­жение лица, улыбка, легкое движение вперед, навст­речу партнеру и т. п. Кроме того, в процессе обсуж­дения опыта, полученного участниками группы в ходе выполнения упражнения, часто заходит разговор о проявлении инициативы в контакте и при выборе об­щего движения. В том случае, если это соответствует содержанию тренинга (например, в тренинге ведения деловых переговоров), следует подробнее обсудить эту проблему. При этом могут быть выявлены такие варианты взаимодействия:

· один из участников пары проявляет инициативу, тем самым, подавляя инициативу другого;

· один из партнеров проявляет инициативу с полного согласия другого;

· в процессе взаимодействия происходит постоянная передача инициативы от одного участника пары к другому и наоборот;

· взаимодействие протекает как сотрудничество, когда партнеры в любой момент полностью понимают друг друга.

5 упражнение. Участники садятся по кругу.

Инструкция: «Сейчас я раздам некоторым из вac карточки, на которых обозначены те или иные эмоциональные состояния. Те, кто получит карточки, прочита­ют, что на них написано, но так, чтобы надпись не видели другие члены группы, и затем по очереди изобразят это состояние. Мы будем смотреть и постараемся понять, какое состояние изображено».

В ходе упражнения тренер дает возможность участникам высказать свои мнения относительно изображенного состояния, затем называет его. В ходе обсуждения нередко высказываются идеи о том, какие состояния распознаются с трудом, что может способствовать их пониманию. Каждый раз после того, как состояние вызвано (например, радость), можно спросить, прежде всего, у тех, кто дал правильный ответ, потом и у остальных участ­ников группы, на какие признаки они ориентиро­вались, определяя состояние. Такое обсуждение дает возможность сформировать «банк» тех не­вербальных проявлений, на которые можно ори­ентироваться, определяя состояние человека.

Кроме того, данное упражнение позволяет развивать выразительность поведения у тех уча­стников, которым тренер предлагает изобразить то или иное состояние.

6 упражнение. Участники группы делятся на две подгруппы.

Инструкция: «Каждой подгруппе дается 7 минут на подготов­ку, во время которой она должна будет выбрать какое-либо чувство или эмоцию (эмоциональное состояние) и продумать, как его можно изобра­зить. Это может быть или скульптурное изоб­ражение, или невербальное действие. В изображе­нии должны принимать участие все члены под­группы. В то время как первая подгруппа показы­вает то, что она подготовила, вторая подгруп­па отгадывает, какое чувство или эмоция изображены. Затем подгруппы меняются местами».

Подгруппы готовятся в разных помещениях. После того как подготовка закончена, тренер пред­лагает одной из подгрупп изобразить то чувство или состояние, которое они выбрали, не называя его. Другая подгруппа смотрит. Потом ей дается одна минута на обсуждение, и кто-то один выска­зывает мнение группы. После этого тренер обра­щается к подгруппе, которая демонстрировала чувство или состояние с тем, чтобы они сказали, какое чувство или состояние они хотели изобразить. Затем подгруппы меняются ролями.

Начиная обсуждение результатов выполнения этого упражнения, тренер ориентируется на то, допущены ли были участниками подгрупп ошибки и каков их характер.

Как правило, ошибки, допускаемые в этом упражнении, связаны со следующими обстоятельствами:

·участники не поняли изображение, которое предлагалось другой подгруппой;

· участники не нашли точного слова для обозначения изображенного чувства или состояния;

· участникам не удалось передать в своем изоб­ражении содержание эмоции или чувства.

Если допущена ошибка, то в ходе обсуждения можно поговорить о том, с чем она связана. Час­то причиной ошибок бывает несогласованность в работе подгруппы, неумение выслушать и услы­шать всех.

Если же подгруппы правильно идентифицируют предложенные им изображения эмоциональных состояний или чувств, то тренер может за­дать группе вопрос: «По каким признакам вы оп­ределили состояние или чувство?». Ответ на этот вопрос позволяет выявить (перечислить) те конкретные проявления невербального поведения человека, которые являются сигнально значимыми для понимания состояния других людей.

7 упражнение. Группа садится по кругу.

Инструкция: «Для выполнения этого упражнения мы создадим пары. (Тренер может предложить группе объединиться в пары по желанию или же сам составит пары. Если в группе нечетное количество участников, тренер может сам принять участие в упражнении.) Пусть каждая пара займет удобное для нее место так, чтобы никому при этом не мешать. Вам дается 6 минут для беседы (тренер может предложить для обсуждения связанные с контекс­том группы или нейтральные темы). По моему указанию в ходе беседы мы будем менять положение, не прекращая разговора. Сейчас давайте повернемся друг к другу спиной и начнем беседу».

Участники 1,5 минуты беседуют, сидя спиной друг к другу, по 1,5 минуты – один сидя, другой стоя и наоборот (лицом друг к другу), 1,5 минуты – сидя лицом друг к другу.

При обсуждении упражнения тренер может задать вопросы о том, в каком положении ведение беседы было наиболее трудным, сложным, а в ка­ком наиболее комфортным. Участники достаточно аргументировано проговаривают идеи о наиболь­шей комфортности равных положений (например, оба сидят). Это позволяет высказать мысль о важ­ности для эффективного установления контакта ра­венства позиций участников, отсутствия между ними барьеров, о нахождении глаз на одном уровне.

8 упражнение. Все участники садятся по кругу. Тренер раздает чистые листы бумаги.

Инструкция: «Разделите, пожалуйста, лист бумаги на четы­ре равные части. Сейчас мы немного порисуем. В первом квадрате нарисуйте начало вашей беседы с начальником, во втором – с подчиненным, в третьем – с равным по социальной или профессиональной роли, в четвертом – начало беседы в идеальных (оптимальных), с вашей точки зрения, условиях. Рисуйте так, как умеете, главное то, что вы нарисуете, а не качество рисунка».

После того как участники нарисуют свои картинки, тренер просит передать их по кругу для того, чтобы все смогли ознакомиться с рисунками. Ког­да все рисунки возвратятся к «авторам», тренер предлагает поделиться своими впечатлениями, которые появились у участников. Обсуждение позволяет выделить содержательные идеи, относящиеся к сложившимся стереотипам и установкам о нача­ле беседы в различных ролевых позициях, а также к тому, что в этом случае способствует, а что пре­пятствует установлению контакта. Это упражнение дает обширный материал в группах руководителей различного ранга и требует от тренера четкого и динамичного ведения обсуждения.

9 упражнение. Участники группы сидят по кругу.

Инструкция: «Довольно часто мы сталкиваемся в жизни с си­туациями, в которых нам необходимо побудить другого человека что-то сделать. Наши попытки окажутся более результативными, если мы учтем личностные особенности человека, к кото­рому обращаемся, а также его настроение, со­стояние в момент разговора. Будем опираться на эти идеи в ходе своей дальнейшей работы. Вспом­ните, пожалуйста, ситуацию, в которой вы хо­тели побудить другого человека на какие-то дей­ствия, например, вы обращаетесь к коллеге с просьбой прочитать вместо вас лекцию или к приятелю с предложением сопровождать вас в магазин за покупками и т. д.»

Тренер дает какое-то время для выполнения задания и, убедившись, что каждому удалось вспомнить ситуацию, продолжает инструкцию: «Мысленно поставьте на место человека, к кото­рому вы обращаетесь, всех членов нашей группы по очереди и подумайте, как бы вы обратились к каждому, как бы повели разговор, учитывая его личностные особенности? Можете записывать воз­никающие варианты. На эту работу у вас будет примерно пятнадцать минут.

После того, как все будут готовы, тренер пред­лагает участникам разбиться на группы по 4 – 5 человек в каждой и дает такое задание: «Сейчас мы будем работать в малых группах. Каждый, крат­ко охарактеризовав свою ситуацию, обратится по очереди к остальным членам своей подгруппы, представляя их на месте своего собеседника. Они же реагируют от лица этого собеседника. Каждый разговор длится 1 – 2 минуты. В конце разговора те, к кому обращались, высказывают свои впечат­ления, говорят, что побуждало их идти навстречу просьбе, а что снижало это желание».

После завершения работы в малых группах следует продолжить обсуждение «в кругу». В ходе этого обсуждения можно составить перечень того, что способствует достижению успеха в ситуации побуждения другого человека к поступку.

Обычно участники группы называют следую­щие моменты:

· удалось понять интересы собеседника и учесть их в ходе разговора;

· был установлен хороший эмоциональный контакт;

· помогает уверенность в себе, которая, в част­ности, проявляется в тональности разговора;

· открытость;

· четкое изложение причин побуждения.

Данное упражнение особенно эффективно в контексте тренинга ведения деловых переговоров.

10. «Подарок»

Каждый участник без слов, жестами, мимикой должен показать, какой подарок он «дарит» имениннику(це), она и все пробуют угадать, что это за подарок.

11. «Сообщение»

Участники разбиваются по парам, каж­дый должен без слов, жестами сообщить своему напарни­ку какое-то сообщение, а он должен понять и рассказать в чем смысл сообщения. Затем меняются ролями.

12. «Наводка»

Участники разбиваются на две команды, каждая команда придумывает несколько слов, которые записывает на отдельных листочках бумаги, затем из чу­жой команды выбирают человека, которому дают прочитать «слово» и он должен жестами объяснить своей команде, что это за слово, а команда должна угадать это слово, затем выбирается другой человек из чужой команды, ко­торый «показывает» новое слово. Сравнивается, какая команда быстрее и правильнее отгадывала слова.

13. «Передача чувств»

Все встают в ше­ренгу, в затылок друг к другу, первый человек поворачи­вается ко второму и передает ему мимикой какое-либо чувство (радость, гнев, печаль, удивление и т. п.), второй человек должен передать следующему это же чувство, и т. д. У последнего спрашивают какое чувство он получил, и сравнивают с тем, какое чувство было послано вначале, и как каждый участник понимал полученное им чувство.

14. «Ромашка»

Инструкция: «Ставим 5 – 6 стульев в центре и 5 – 6 стульев во внешнем круге – «лепестки». Участники рассаживаются по стульям.

Задание 1 – смотреть в глаза другу, не от­водить глаз в течение минуты. Затем участники-«лепест­ки» меняются местами.

Задание 2 – участники говорят друг другу: «что я вижу в тебе? (одежду, прическу, улыб­ку и т. п.). «Лепестки» меняются местами.

Задание 3 – участники попарно пытаются догадаться и рассказать друг другу: «каким ты был в детстве?» и ответить, насколько верна догадка. «Лепестки» меняются местами.

Задание 4 – участники попарно пытаются ответить «что между нами общего?»

Задание 5 – участники пытаются определить «чем мы отличаемся друг от друга: в интересах, характере, поведении и т. п.».

Цель: ознакомление с вербальными и невербальными средствами установления контакта. Апробирование их в безопасных условиях, проверка своих возможностей установления контакта в различных ситуациях.

Наши рекомендации