Процитируем фрагменты статьи профессора У.С.Лэйзиера
«Убийцы энтузиазма» в истории
«У этого "телефона" слишком много недостатков, чтобы рассматривать его всерьез как возможное средство коммуникации. Устройство не имеет для нас никакой ценности» – такие слова содержатся в документе Western Union в связи с телефоном Белла (1876).
«Концепция интересна и хорошо сформулирована, но, чтобы получить оценку выше тройки, нужно предложить идею, которая реализуема» – таков был комментарий профессора по менеджменту Йельского университета по поводу студенческой работы Фреда Смита, посвященной надежной круглосуточной службе экспресс-доставки. Через некоторое время Смит основал компанию Federal Express Corporation.
«Мы не вмешиваемся в вашу тренерскую работу – и вы не рассказывайте нам, как делать обувь», – ответил крупный производитель спортивной обуви Биллу Бауэрману, изобретателю «вафельной» подошвы и одному из основателей Nike, Inc.
«Мы пошли в Atari и сказали: "Слушайте, мы придумали такую удивительную штуку, и ее даже можно собрать из ваших же компонентов. Не могли бы вы профинансировать нас? Или мы можем отдать вам свою идею. Нам просто хочется ее реализовать. Платите нам зарплату, и мы будем на вас работать". Они ответили: "Нет". Тогда мы пошли в Hewlett-Packard, а они сказали: "Вы нам не нужны. Вы еще и колледж-то не закончили"». Так Стив Джобс рассказывает о попытках заинтересовать компании Atari и HP концепцией разработанного им и Стивом Возняком персонального компьютера. Джобс и Возняк затем основали Apple Computer Company.
«Нам не нравится их звук, да и гитары уже выходят из моды», – так Decca Recording Company отвергла The Beatles в 1962 году.
В 1884 году приятели посмеялись над Джоном Генри Патерсоном, который за 6500 долларов выкупил права на механический кассовый аппарат – продукт с «ограниченным», если не «нулевым» потенциалом. Патерсон позже организовал National Cash Register (NCR) Corporation.
«Что это за компьютерная чепуха, которую вы хотите притащить в медицину? Я совершенно не верю в компьютеры и не желаю иметь с ними дело», – ответил британский профессор медицины доктору Джону Альфреду Пауэллу, имея в виду компьютерный томограф.
«Бурить скважины, чтобы добывать нефть? Вы хотите сказать – рыть дыру в земле, чтобы пытаться отыскать нефть? Да вы с ума сошли!» – так реагировали все опытные бурильщики, когда в 1859 году Эдвин Дрейк пытался увлечь их своим проектом, связанным с бурением нефтяных скважин. Позже он стал первым человеком, обнаружившим таким образом месторождение нефти.
«Это хорошо для спорта. Но для вооружения самолеты не годятся», – сказал Фердинанд Фош, командующий союзными войсками на западном фронте во время Первой мировой войны.
«Телевидение никогда не будет популярным: смотреть его можно только в затемненной комнате, и нужно постоянное внимание», – профессор Гарвардского университета Честер Доус (1940)» (Лэйзиер, 2007).
Для преодоления повышенной критичности,которая является существенным барьером развития креативности, профессор У.С. Лэйзиернастоятельно советует раздать копии представленного выше текста всем без исключения сотрудникам организации. Он считает, что этот текст должен находиться над рабочим столом и постоянно напоминать о том, как важно бережно нужно относиться к любым новым идеям.
Развивая авторскую концепцию, мы считаем важным добавить, что этот или подобный текст должен быть эстетично и оригинально представлен, чтобы он читался легко и с удовольствием. Кроме того, если форма представления текста и его содержание не будут меняться, его быстро перестанут замечать. Поэтому целесообразно постепенно увеличивать объем текста (например, добавлять один пункт в неделю), убирать старые пункты, использовать новую оригинальную форму (например, приклеить к обратной стороне папки, которой часто пользуются, к телефонной книге отдела, поместить новый фрагмент как заставку на рабочем столе компьютера или др.). Кроме того, сотрудникам может быть предложено придумать название или оформление текста, внести аналогичные дополнения с указанием фамилии того, кто это дополнение внес. Это может быть частью конкурсов на корпоративных праздниках с награждением победителей.
Исследуя творческие барьеры и пути их преодоления, У.С.Лэйзиер предлагает ввести оригинальный и актуальный термин – синдромИНЗ (Изобретено Не Здесь). Профессор подчеркивает, что креативной может быть только та организация, которая открыта новым идеям, которая работает так, что новые идеи легко и быстро проникают в нее, не встречая препятствий на своем пути. Именно поэтому он разработал комплекс рекомендаций по преодолению синдрома ИНЗ, предназначенных для современных руководителей, которые заботятся о развитии творческого потенциала компании.