Шаги к межличностному и межкультурному

Успеху или стагнации (застою)

(по Д. Мацумото)

Обуздание своих Неспособность обуздать

Негативных эмоций свои негативные эмоции

Личностный рост Кристаллизация старых

Подходов

Отсутствие роста

       
 
   
 

Успех Стагнация

«Путешественники» «Консерваторы»

Ключом к успеху в межкультурных отношениях – модель процесса личностного роста, в которой наш образ мышления, восприятие людей и мировоззрение постоянно меняются за счет новых знаний о культурных различиях, с которыми мы сталкиваемся в своей повседневной жизни. Ключ к этому процессу – способность регулировать и контролировать наши эмоциональные реакции. Если мы способны действовать подобным образом, то культурное многообразие мира превращается в захватывающую исследовательскую лабораторию, где мы можем постоянно проверять свои гипотезы, отказываться от теорий, которые не срабатывают, и создавать более совершенные.

Межкультурные эпизоды и конфликты становятся основой для установления новых связей, создания новых идей и знакомства с новыми людьми – ступенью на пути к межкультурному успеху для тех, кто способен вступить в этот процесс. Таких людей можно назвать путешественниками, поскольку для них жизнь становится приятным путешествием.

С другой стороны, некоторые не могут контролировать свои эмоциональные реакции. Вместо того чтобы приступить к критическому мышлению, необходимому для личностного роста, они только подкрепляют свое этноцентрическое и стереотипное мировоззрение. Вместо того чтобы расширять свои знания и вырабатывать новые способы мышления, они кристаллизуют и подкрепляют свои предшествующие, ограниченные подходы к миру. Их модель – это модель стагнации и отсутствия роста, и эти люди не принимают участие в путешествии. Их мировоззрение призвано лишь консервировать их предшествующий этноцентрический и стереотипный образ мышления, вместо того чтобы бросить ему вызов и развиваться. Поэтому этих людей можно назвать консерваторами.

Мир путешественника – это не панацея от всех бед и не утопия. Эти процессы не гарантируют, что мы все будем жить счастливо до конца своих дней или что мы полюбим все культурные различия, с которыми встречаемся, и будем ими наслаждаться. Критически осмыслив эпизод или событие, мы можем действительно прийти к заключению, что кто-то нравственно ущербен или просто откровенно груб и эгоистичен. Понимание различий и оценка того, как они возникают и что значат для жизни других людей, не подразумевает, что мы должны полюбить эти различия или включить их в свою собственную жизнь. Важны не выводы, которые мы делаем из этого процесса, а само участие в процессе. Различие между путешественником и консерватором заключается не в их выводах, а в процессах, в которых они участвуют, приходя к своим выводам.

Вопросы для обсуждения

1. Препятствия, мешающие эффективной межкультурной

коммуникации.

2. Модель межкультурной компетенции.

3. Понятие межкультурной сенситивности.

4. Стадии формирования межкультурной сенситивности.

5. Компоненты межкультурного личностного роста.

6. Пути к успеху в межкультурной коммуникации.

Тематика творческих работ

1. Круглый стол на тему: «Межкультурный личностный

рост – путь к эффективной межкультурной

компетенции».

2. Круглый стол на тему: «Препятствия к успешной

межкультурной коммуникации».

3. Семинар-тренинг «Узнавая других – узнаешь себя».

4. Интерактивная презентация проблемы

«Формирование межкультурной компетенции».

ГЛАВА 13

Наши рекомендации