Генетическая классификация ощущений

Генетическая классификация позволяет выделить два вида чувствительности:

1. протопатическую (более примитивную, аффективную, менее дифференцированную и локализованную), к которой относятся органические чувства (голод; жажда и пр.);

2. эпикритическую (более тонко дифференцирующую, объективированную и рациональную), к которой относят основные органы чувств человека.

Эпикритическая чувствительность более молодая в генетическом плане, и она осуществляет контроль за протопатической чувствительностью.

Общие свойства ощущений

Различные виды ощущений характеризуются не только специфичностью, но и общими для них свойствами. К таким свойствам относятся: качество, интенсивность, продолжительность и пространственная локализация.

Качество — это основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений и варьирующая в пределах данного вида ощущений. Качественное многообразие ощущений отражает бесконечное многообразие форм движения материи.

Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.

Длительность ощущения есть его временная характеристика. Она также определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом временем действия раздражителя и его интенсивностью.

При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время — так называемый латентный (скрытый) период ощущения. Латентный период различных видов ощущений неодинаков: например, для тактильных ощущений он составляет 130 мс; для болевых — 370, а для вкусовых — всего 50 мс.

Подобно тому, как ощущение не возникает одновременно с началом действия раздражителя, оно и не исчезает одновременно с прекращением его действия. Наличие положительных последовательных образов объясняет, почему мы не замечаем перерывов между следующими один за другим кадрами кинофильма: они заполнены следами действовавших до этого кадров — последовательными образами от них. Последовательный образ изменяется во времени, положительный образ заменяется отрицательным. При цветных источниках света последовательный образ переходит в дополнительный цвет.

2.

Восприятием называется отражение в сознании человека предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на рецепторы в форме целостных образов.

Мы воспринимаем игровые действия футболистов, которые в борьбе за мяч осуществляют задуманную ими тактическую комбинацию. Альпинист воспринимает предметы и пространственные отношения между ними, когда смотрит на открывшуюся его взору горную долину, видит находящиеся вблизи деревья и скалы, текущую несколько дальше горную речку и далекие остроконечные пики гор на горизонте. Студент воспринимает речь преподавателя, читающего лекцию. Спортсмен воспринимает свои движения, когда совершает прыжок в высоту, отбивает мяч или напрягает свои силы, чтобы первым прийти к финишу.

Эти примеры показывают, что в процессе восприятия мы получаем образы воспринимаемых вещей и явлений окружающего мира. Образы восприятия отличаются следующими особенностями:

а) объективация, вынесение образа вовне. Воспринимая какой-нибудь предмет (дерево, книгу и т. д.), мы осознаем его не как наше субъективное психическое переживание, а как объективный, вне нас существующий предмет.

б) целостность. Восприятие всегда имеет целостный характер: в получаемых в процессе восприятия конкретных образах предметов внешние явления отражаются в их целостности, в органической совокупности их свойств и качеств.

Образ восприятия не механическая сумма частей или элемен­тов, из которых состоит воспринимаемый предмет, а образ самого объекта во всей его целостности. С самого начала, с первого момента восприятия мы имеем дело сразу же, мгновенно с образом целостной вещи, а не создаем его путем суммирования элементов. Наоборот, расчленение образа на элементы — вторичный процесс, дополняющий целостное восприятие и идущий вслед за ним. Сперва мы видим дом, а затем уже различаем этажи и другие части строения. Сперва мы слышим мелодию во всей ее целостности, а затем уже выделяем составляющие ее аккорды и музыкальные тоны.

Целостный характер восприятия обусловлен прирожденной нашему мозгу способностью видеть в воспринимаемом предмете то, что составляет его особенность как целого предмета, а затем уже выделять присущие ему элементы. Эта способность развилась еще у животных в процессе их приспособления к условиям окружающей среды, в которой они сталкивались всегда, и прежде всего с предметами и явлениями в их целостности и обособленности. Эта способность усовершенствовалась у человека в процессе труда: чтобы трудиться, человеку приходилось иметь дело с целостными объектами и орудиями труда; но вместе с тем труд вынуждал человека усматривать в них и отдельные их части, чтобы эффективнее использовать эти объекты и орудия в своей производственной деятельности; таким образом развилась и усовершенствовалась способность дифференциации отдельных частей и элементов целостной вещи.

Во многих случаях конкретный характер частей и элементов целостного предмета не имеет для его восприятия существенного значения и может быть легко заменен другими конкретными особенностями без того, чтобы была потеряна целостность восприятия. Так, мы воспринимаем мелодию как целостно одну и ту же, несмотря на то, что она сыграна на различных музыкальных инструментах или в различных регистрах, что, как известно, полностью меняет конкретный характер составляющих ее элементов. Необходимо лишь, чтобы при исполнении сохранялось обусловливающее целостность мелодии определенное соотношение составляющих ее музыкальных тонов. Любую букву алфавита мы всегда узнаем как таковую, несмотря на значительное расхождение в транскрипции. Необходимо лишь, чтобы при всех этих расхождениях сохранялось характеризующее целостность предмета соотношение частей. Для буквы А это будут две соединенные под углом наклонные линии с перекрестом посередине (рис.1).

рис.1

Целостность образа всегда обусловлена тем, что мы непосредственно воспринимаем в предмете обусловливающие эту целостность особенности, хотя не всегда можем определить, в чем они состоят. Так, мы сразу же и легко различаем на фотографии женское лицо от мужского и в то же время с трудом можем сказать, чем мы при этом руководствуемся .

Благодаря целостному характеру восприятия мы всегда восполняем в своем восприятии отсутствующие элементы и части воспринимаемого предмета (рис.2).

рис.2

в) подвижность, отсутствие длительной фиксации определенных частей, невозможность на сколько-нибудь длительное время сохранить постоянство образа, который все время находится в движении, изменении. Поскольку процесс восприятия всегда совершается во времени, образ воспринимаемого предмета отличается подвижностью, изменчивостью; это не застывшее, статическое изображение, но всегда меняющееся в своих характерных чертах. Например, при восприятии дерева в сознании человека в каждый данный момент отражается преимущественно то та, то другая часть предмета: сейчас в восприятии дерева наиболее отчетливо выступает его своеобразный ствол; через секунду в том же образе дерева более ярко отразится его крона;

г) константность. При всей своей подвижности и изменчивости образы воспринимаемых нами предметов отличаются определенным постоянством (константностью), несмотря на значительную вариативность условий, в которых протекает процесс восприятия. Так, лист писчей бумаги мы воспринимаем всегда как белый, хотя его окраска может принимать различные оттенки в связи с изменением условий освещения. Стол воспринимается нами обязательно как имеющий квадратную или прямоугольную верхнюю часть, хотя в данный момент мы можем видеть его под таким углом зрения, когда его верхняя поверхность от нас скрыта и т.д.;

д) осмысленность. Образы восприятия всегда имеют четко выраженное определенное смысловое значение («я вижу дерево, море, человека» и т. д.). Мы всегда относим наблюдаемый предмет или явление к определенной группе или классу предметов, а не отображаем их в своем восприятии как нечто изолированное, не имеющее отношения к другим явлениям. Осмысленность восприятия достигается прежде всего тем, что конкретный образ воспринимаемого явления мы тотчас же обозначаем словами (чаще всего с помощью внутренней речи). Благодаря этому (поскольку слово всегда обобщает) мы видим в воспринимаемом предмете не изолированный объект, а всегда представителя определенного вида или класса явлений.

Процесс восприятия отличается большой сложностью. В него входят:

1. Различные ощущения, образующие в совокупности более или менее сложный комплекс. Без ощущений не может быть вос­приятия. Однако восприятие нельзя рассматривать как простую сумму ощущений. Последние участвуют в процессе восприятия в связанном или взаимообусловленном виде, поскольку и свойства предметов, отражаемые в ощущениях, всегда взаимно связаны и обусловлены.

2. Представления, сохранившиеся от прежнего опыта. Мы видели много предметов, подобных тому, который сейчас воспринимаем, видели их в разных положениях, с разных сторон, при различном освещении, на разном расстоянии — соответствующие представления, всплывая в памяти, включаются в процесс непосредственного восприятия данного предмета. В связи с этим образ воспринимаемого предмета становится гораздо богаче по своему содержанию, чем непосредственные раздражители, действующие в данный момент на органы чувств. Зрительно мы ви­дим только белизну снега, устилающего поле. Но к этому зрительному восприятию присоединяются всплывшие в памяти представления о его температуре, плотности и пластичности, т. е. представления о тех особенностях снега, которые в данный момент не ощущаются, но которые ощущались раньше, когда мы брали снег в руки, сжимали его в комок и т. д.

3. Узнавание предметов и явлений. Характерной особенностью узнавания является отнесение воспринимаемого предмета к уже известному классу явлений. При взгляде на стадион мы отмечаем не только специфические особенности данного стадиона, но узнаем это сооружение именно как стадион, а не как театр, отмечая в своем восприятии те общие признаки, которые присущи всем стадионам.

Узнавание основывается на образовавшихся и закрепленных в процессе предшествующего опыта связях между видом предмета и его назначением, в том числе и на ассоциациях между отдельными свойствами и особенностями предмета. В зависимости от характера и степени закрепленности этих связей различают общее и специфическое узнавание.

Общее узнавание основывается на очень отвлеченных и обобщенных связях: большей частью они имеют характер подведения воспринимаемого объекта под известный род или вид. Часто общее узнавание характеризуется неясностью и неопределенностью, принимая форму чувства знакомости.

Специфическое узнавание характеризуется более высокой степенью определенности, оно основано на очень прочных и обширных ассоциациях. Мы, например, не только отнесли в своем восприятии этого спортсмена к числу лыжников, но и узнали его как определенную личность, со всеми его индивидуальными особенностями.

4. Мышление. Восприятие всегда является процессом осмысленного отражения предметов внешнего мира.

В процессе восприятия участвуют следующие мыслительные операции:

а) анализ и синтез. В восприятии происходит всегда расчленение предмета на составные части, например при восприятии дерева выделяются ветви, листья, ствол
и т. д. Этот анализ осуществляется одновременно с синтезом: выделенные части
объединяются в целостный образ дерева. Процесс восприятия, таким образом, связан с пониманием сущности предмета и взаимосвязи его частей;

б) обобщение. Восприятие опирается на накопленные в прошлом опыте отражения связей и отношений между предметами, на уже сложившееся у данного человека общее понимание устройства мира и составляющих его вещей и явлений. Поэтому образы восприятия, оставаясь целиком конкретными, предметными, в то же время всегда являются в известной степени обобщенными отображениями действительности. Это особенно ярко обнаруживается, когда мы воспринимаем какие-либо предметы, не имея специального задания подметить в них присущие им индивидуальные особенности. Идя по улице, мы, конечно, воспринимаем дома, людей, автомашины и т. д., но в самой общей форме. Поэтому мы можем сказать, что мимо нас только что прошел человек, но часто не ответим на вопрос, был ли он молод или стар. Мы знаем, что только что проехала машина, и именно легковая, но затрудняемся ответить, какой у нее был кузов. Обобщенный характер восприятий объясняется тем, что действующие в данный момент раздражители вызывают в памяти сложившиеся в процессе предыдущего опыта обобщенные представления предметов. Только при специальной направленности внимания в этом обобщенном образе предмета можно выделить те или другие специфические его особенности.

5. Речь.Так как первая сигнальная система у человека органически связана со второй сигнальной системой, каждое воспринимаемое явление всегда обозначается словами, хотя бы и с помощью внутренней речи. Участие речи помогает отражать в восприятии предметы как часть общей системы мира, подводить воспринимаемое явление под общее, родовое понятие («это — дерево», «это — лыжник» и т. д.).

6. Чувства. Процесс восприятия всегда сопровождается различными эмоциями, проявляющимися с той или иной силой. Например, восприятие произведений живописи вызывает эстетические чувства. Эмоциональные переживания, возникающие в процессе восприятия, являются более сложными, чем эмоции, вызываемые ощущениями, поскольку они выражают отношение к целому сложному предмету или явлению, а не к отдельным его свойствам. Например, мы испытываем чувство физической бодрости, воспринимая хорошо координированные и энергичные движения гимнаста при выполнении физических упражнений; восприятие трудного упражнения на гимнастических кольцах вызывает чувство опасения за спортсмена и т. д.

3. Памятью называется психический процесс запечатления, сохранения и воспроизведения прошлого опыта. Имевшие место в прошлом опыте человека восприятия, мысли, чувства, стремления, движения и действия не исчезают бесследно, а остаются в виде тех или других образов памяти, называемых представлениями и понятиями, которые органически включаются в последующую психическую деятельность.

Память является сложной психической деятельностью, в которой различают следующие основные процессы:

  1. Запоминание (или запечатление в форме представлений) воспринимаемых предметов и явлений, совершаемых действий, мыслей и т. д. Запоминание, предпринимаемое сознательно и выполняемое с помощью определенных приемов, называется заучиванием.
  1. Сохранение или удержание в памяти того, что было запечатлено или заучено.
  1. Воспроизведение запомненного или заученного.
  1. Узнавание. Последнее выражается в появлении своеобразного чувства знакомости при повторном восприятии каких либо явлений, которые уже имели место в прошлом опыте.

По характерным особенностям удержанного в памяти прошлого опыта различают несколько основных видов памяти.

Наглядно-образная память. Ее особенностью является запечатление заучиваемого материала первосигнально, в форме зрительных, слуховых, осязательных и других представлений. Например, гимнастическое упражнение на параллельных брусьях, показанное на уроке, может быть запомнено в виде зрительных или мышечно-двигательных представлений, имеющих характер конкретного образа этого упражнения.

Наглядно-образная память имеет особенно большое значение в творческой деятельности в области того или иного вида искусства.

Словесно-логическая память. При этой памяти запоминаются уже не конкретные образы предметов, а выраженные в словах мысли, отражающие сущность изучаемых явлений. Этот вид памяти иногда называют смысловой памятью. Например, можно не только запечатлеть в памяти в наглядных образах вид изученного гимнастического упражнения, но и запомнить понимание сущности данного упражнения. Такое запоминание возможно лишь в словесной форме. Отсюда этот вид памяти и получил свое название — словесно-логическая память.

Двигательная память. Содержанием этого вида памяти являются мышечно-двигательные образы заученных движений — мышечно-двигательные представления формы, величины, скорости, амплитуды движений, их последовательности, темпа, ритма и т. д. Двигательная память имеет основное значение при запоминании физических упражнений, а также в трудовых процессах, связанных с движениями. Она лежит в основе вырабатываемых при этом двигательных навыков.

Эмоциональная память. Ее содержанием являются имевшиеся в прошлом эмоциональные состояния. Так, в памяти может всплыть чувство неуверенности, смущения или даже некоторого страха, которое испытывалось при первых попытках выполнить трудное гимнастическое упражнение.

Детальный и всесторонний анализ особенностей эмоциональной памяти дал К. С. Станиславский.

ТЕОРИИ ПАМЯТИ

Одной из первых психологических теорий памяти была ассоциативная теория (Г. Эббингауз и др.). В основе этой теории лежит понятие ассоциации, то есть связи между отдельными психическими образованиями (по смежности, сходству, контрасту). Например, увидев птицу - можно вспомнить самолет, по лицу можно вспомнить всего человека и т.д. В рамках этой теории память понималась как единое целое образование, несмотря на множественность ее видов, так как они отличаются только прочностью ассоциаций. Поэтому эта трактовка памяти носит название монистической.

Другая трактовка памяти была разработана в психологии сознания (У. Джеймс).

Память здесь двойственная (первичная и вторичная). Первичная память состоит из впечатлений, непосредственно присутствующих в сознании, ее содержание быстро стирается (кратковременная). Содержание вторичной памяти - это наши постоянные знания (долговременная память). Эту трактовку называют множественной.

В настоящее время существуют теории, продолжающие ту и другую трактовки. Идея существования двух видов памяти широко используется в когнитивной психологии.

В гештальтпсихологии предметом изучения памяти стала целостная организация предметов и явлений - гештальт, а процессы памяти определяются формированием этого гештальта. Особенно подчеркивались значение структурирования материала, доведение его до целого, организации материала в систему при запоминании и воспроизведении.

Взгляды бихевиористов на проблемы памяти отличались от ассо-ционизма лишь тем, что они подчеркивали значение подкрепления при запоминании материала.

Психоанализ вскрыл ряд законов, связанных с мотивацией и подсознательными процессами памяти. Установлено, что легче воспроизводятся события, имеющие положительную эмоциональную окраску, а негативные события быстрее забываются.

В начале XX в. возникает смысловая теория памяти (А. Бине, К. Бюлер и др.). Было доказано, что на первый план при запоминании и воспроизведении выдвигается смысловое содержание материала. Поэтому человек легче запоминает смысл материала, чем дословное его содержание.

Память являлась предметом изучения многих отечественных психологов: П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.И. Зин-ченко, А.А. Смирнов и др.

Развитие информационно-кибернетической теории памяти связано с развитием кибернетики, вычислительной техники и программирования. Эта теория позволяет моделировать на ЭВМ процессы памяти и более глубоко проникать в тайны человеческой памяти.

Память выполняет две основные функции: отражательную и регулятивную.

1. Память отражает прошлое, создает его мнемический образ и тем самым позволяет сохранять и передавать не только опыт субъекта, но и опыт прошлых поколений.

2. Память является основой любой деятельности и поведения субъекта, поскольку включена во все уровни, формы и классы психики. Благодаря памяти человек способен накапливать информацию, не терять прежних знаний и навыков. Память лежит в основе развития и обучения. Без памяти человек превратился бы в живой автомат, способный реагировать лишь на стимулы, действующие в данный момент.

С точки зрения рефлекторной теории И.П. Павлова в основе процессов памяти лежат ассоциации (по смежности, по сходству, но контрасту и др.), представляющие собой временную нервную связь.

Степень прочности образования связей обуславливается характером подкрепления (П.К.Анохин). Современная наука (в том числе генетика и молекулярная физиология) выдвигает ряд гипотез о механизмах памяти: 1) механизмом памяти являются самовозобновляющиеся биотоки в нервных клетках и другие модели; 2) механизм памяти связывают с важной ролью в образовании следов памяти нуклеиновых кислот (в частности, рибонуклеиновой кислоты - РНК), находящихся в белках нейронов. Показано также, что мозговая активность при кодировании (запоминании) и воспроизведении разная и что кратковременная и долговременная память реализуются разными мозговыми структурами.

В отечественной психологии при изучении механизмов памяти подчеркивается зависимость их от характера деятельности (П.П. Блонский).

Наши рекомендации