ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Подведем итоги. Чего же мы добились?
Подведем итоги. Чего же мы добились?
Мы узнали: путь к согласию лежит через продуктивный стиль взаимодействия. Соучастная стратегия контакта способствует возникновению и сохранению доверительных взаимоотношений, обоюдной ответственности за успешные результаты. А непродуктивный стиль взаимодействия, склонность к подавляющей и избегательной стратегиям контакта, неблагоприятные взаимоотношения могут быть преодолены при желании и определенных усилиях.
Первый шаг на пути к совершенствованию - научиться отслеживать признаки непродуктивности. Главный из них - недоверие себе и другим. Заявляет оно о себе по-разному, но чаще всего - стремлением к борьбе за право быть лучше, выше всех - детей, коллег и т.п. Такая установка ведет человека к отчуждению, к переживанию чувства одиночества, никчемности, ненужности, к разнообразной гамме негативных эмоций, в основе которых лежит страх быть непризнанным. Унаследованный из семьи, пережитый в детстве по разнообразным, теперь уже давно забытым и неосознаваемым причинам, страх оживает в общении с людьми и в особо тяжелые минуты переживается человеком как полный крах, распад всего, что до сих пор составляло основу существования, бессилие перед людьми и профессиональными задачами.
Переживая страх быть непризнанным, человек теряет способность адекватно воспринимать действительность, видеть позитивные стороны ситуации и своих партнеров, стремится к самоутверждению, использует неконструктивные подавляющую и избегательную стратегии контакта (предъявление неадекватных требований по отношению к другим, обвинение в безответственности, претензии, придирки, осуждение окружающих, жалобы, зависть, сплетни, оскорбления и т.д. и т.п.).
Второй признак непродуктивности - гипертрофия ответственности. Многие из нас привыкли брать на себя слишком много - ответственность, которая нам не по силам, долги и обязательства, которые мы не в состоянии выполнить. При этом мы не осознаем, что ответственность необходимо делить с другими, доверив им право отвечать за себя самим. Вместо этого мы стараемся все сделать сами, будучи убежденными, что лучше нас никто не справится. А когда это не удается (из-за сложных условий жизни или по другим важным причинам), мы не можем адекватно оценить ситуацию, ищем и находим оправдания своим же неконструктивным решениям, обвиняем окружающих, подопечных или начальство, государство или весь мир вокруг.
Мы знаем: склонность личности к неконструктивным формам контакта актуализируется в затруднительных ситуациях взаимодействия, когда поведение партнера не соответствует ожиданиям или «должным» эталонам; возникающие при этом переживания физического и эмоционального дискомфорта, беспомощности, беспокойства, неуверенности в себе разрушают доверительные взаимоотношения, подменяя их чрезмерным сосредоточением на своих негативных переживаниях, отчуждением от других.
Мы уже знаем: непродуктивный стиль взаимодействия сопряжен с переживанием внутреннего конфликта глубинной, свойственной каждому человеку установки «я могу» (т. е «я в состоянии что-то сделать, знаю, как это сделать, имею право или разрешение сделать то, что хочу») и ограничивающей установки «я не могу» (т. е. не в состоянии быть самим собой, выразить свои мысли и чувства, достичь желаемого). При этом личность считает незначимыми либо самое себя, либо нормы и ценности социума. Внутренний конфликт затрудняет продуктивную реализацию личностных и групповых потенциалов, отражается и усиливается в отчужденных межличностных отношениях.
Мы знаем: склонность человека к непродуктивному стилю взаимодействия обусловлена идентификацией с человеком, имеющим сходные несчастливые модели взаимодействия. Такое отождествление происходит в отношениях враждебности, принуждения, авторитарного подчинения. Переживаемые при этом интенсивные эмоции страха, стыда, вины, обиды, гнева вытесняются в подсознание и сохраняются в памяти человека.
Заряд непродуктивного стиля взаимодействия зафиксирован в эмоционально-насыщенных социальных установках, представляющих из себя сумму референтного опыта личности и предыдущих поколений семьи и социума, передаваемого в виде совокупности определенных сознательных принципов и бессознательных предрасположенностей. Актуализируясь в затруднительных ситуациях взаимодействия, негативные эмоциональные установки блокируют потенциалы доверия, ответственности, рефлексии и побуждают личность к неконструктивным стратегиям подавления и избегания.
Мы познакомились с разными концепциями и способами совершенствования стиля взаимодействия: трансактным анализом Э. Берна, гештальттерапией Ф. Перлза, нейролингвистическим программированием Дж. Гриндера и Р. Бэндлера, психогенетикой Дж. и Ч. Тойч.
Мы уже знаем ключевую идею продуктивного общения: если мы хотим изменить свой стиль взаимодействия к лучшему, необходимо активизировать рефлексию, доверие и ответственность. Эти три важных свойства, доступные каждому человеку, позволяют перестроить неконструктивные, эмоционально насыщенные установки, осознать противоречивую динамику социализации и индивидуализации личности и найти позитивные формы преодоления конфликта между стремлением партнеров отстаивать свою собственную позицию и необходимостью или стремлением вести себя «социально правильно», поступать «как другие». Признавая перманентность обозначенного противоречия, мы вместе с тем знаем о возможности сохранения позитивной формы его существования или преодоления. Такая возможность кроется в осознании права личного выбора и в наличии «позитивной основы выбора» - ценностного отношения к себе и другим.
Совершенствование стиля взаимодействия строится на трех основных принципах, утверждающих ценность рефлексии, доверия и ответственности: «Наша сила - в осознании»; «Общение начинается с доверия»; «Сам за себя в ответе». Поэтому наши усилия и были направлены на:
• развитие рефлексии, позволяющей осознать причины непродуктивного стиля взаимодействия, что позволяет нам:
восстановить внутреннее равновесие;
проникнуть в сущность своего собственного эмоционального закрепощения;
осознать возможность изменить себя и взаимоотношения с другими;
• развитие доверия и ценностного отношения к себе, другим и миру в целом;
• развитие ответственности за себя и другого, за согласование конфликтных стремлений в себе самом и в пространстве межличностного взаимодействия, что пробуждает настойчивое желание:
стать хозяином своей собственной жизни!
устанавливать отношения взаимного доверия и ответственности в общении с другими;
самостоятельно согласовывать конфликтные стремления, возникающие в сфере межличностного взаимодействия.
Мы учились доверию и ценностному отношению к себе, другим и миру в целом, что дает нам новые силы:
веру в позитивную сущность себя самого, других и жизни в целом;
позитивный взгляд на ситуацию, себя и партнера в ней;
готовность изменить свой стиль взаимодействия к лучшему.
Доверие людям и самому себе проявится в позитивных оценках, снижении интенсивности беспокойства, тревоги, росте уверенности в себе, способности полагаться на свой собственный авторитет. Изменится содержательная наполненность структурных звеньев самосознания: появится ощущение собственного совершенства, стремление преодолевать препятствия и трудности на пути к самосовершенствованию, возникнет намерение самостоятельно изменить неблагоприятный ход событий, выйти из затруднительной ситуации, активно вмешаться в то, что происходит. Желание к объединению пространств взаимодействия с другими посредством соучастной стратегии контакта отзовется способностью понять своего партнера, принять его таким, каков он есть, простить ошибки; не принудить, а побудить к необходимому шагу, поощрить удачный опыт. Откроется и способность к открытому выражению чувств. И постепенно вы начнете замечать: вам вполне доступны благоприятные взаимоотношения, а эмоциональные состояния защищенности, спокойной радости, интереса, поиска становятся все доступнее и привычнее.
На пути к согласию более всего нужна человеку вера в позитивную сущность и правомочность самого себя и другого человека, дополняющих друг друга, но берущих начало в едином источнике: Я, уподобляющемся другим людям - совершенным от рождения, созданным Высшим Разумом по его образу и подобию, и Я, выражающем и утверждающем свою отличность от других, сотворенную все тем же Единым Разумом. При этом равновесие установок «я могу» и «я не могу» обусловлено «категорическим императивом» духовных ценностей, утверждающих совершенство и правомочность каждого человека и четко ограничивающих круг невозможного.
Вы можете убедиться в этом сами, если, читая эту книгу, возьмете на себя ответственность обращаться к анализу своего жизненного опыта, «пропускать через себя» основные идеи концепции. Позитивные изменения произойдут в процессе обретения нового опыта, расширяющего рамки существующих представлений о себе и о других, о должном и возможном. Переживание нового опыта позволит освободиться от деструктивных эмоций и неконструктивных моделей контакта, открыть новые грани своей личности, обрести внутреннюю целостность и уверенность в себе.
СОДЕРЖАНИЕ
В начале было слово............................................................................................... 4
Часть I. Теоретические вопросы общения ................................ 7
1. Психология общения: взгляд из третьего тысячелетия...................... 7
2. Общение как специальный предмет исследования........................... 13
3. Общение и речь.................................................................................. 14
4. Невербальное общение...................................................................... 19
5. Общение как возможность совместной деятельности....................... 21
6. Общение и восприятие....................................................................... 23
7. Общение и память.............................................................................. 24
8. Общение и мышление......................................................................... 38
9. Общение и эмоции.............................................................................. 42
10. Развитие личности в общении............................................................ 48
Механизмы развития личности.......................................................... 50
11. Общение в социальной работе........................................................... 52
12. Стили общения................................................................................... 56
Стиль как константная характеристика общения.............................. 56
Проблема продуктивности стиля общения....................................... 60
Часть II. ЭФФЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБЩЕНИЯ......................... 72
1. Технология беспроблемного общения Т. Гордона........................... 72
Концепция «владения проблемой»..................................................... 72
Как распознать проблему партнера................................................... 73
Как устранить проблему партнера..................................................... 74
Как распознать и решить свою собственную проблему.................... 79
Беспроигрышный метод разрешения конфликтов............................. 84
2. Технология подлинного общения Э. Берна........................................ 85
Основные понятия трансактного анализа............................................ 85
Структурный анализ............................................................................ 89
Функциональный анализ...................................................................... 91
Анализ трансакций............................................................................. 100
Анализ жизненных сценариев............................................................ 107
Игры.................................................................................................... 116
ТА как инструмент совершенствования межличностного
взаимодействия................................................................................... 118
3. Технология спонтанности Ф. Перлза................................................. 139
Концепция гештальттерапии.............................................................. 139
Основные понятия гештальттерапии................................................. 140
Ценность взросления и зрелости........................................................ 149
Ценность спонтанного общения......................................................... 152
Изменение личности в общении......................................................... 157
Динамика взросления......................................................................... 161
Стратегии воздействия....................................................................... 170
Классические техники......................................................................... 172
4. Технология моделирования успеха в общении Р. Бэндлера
и Дж.Гриндера …………………………………………………………....175
Основные понятия и аксиомы нейролингвистического
программирования............................................................................. 175
Модели коммуникации....................................................................... 182
Стиль взаимодействия........................................................................ 193
Личностные смыслы........................................................................... 208
Инструменты коммуникации.............................................................. 212
5. Технология идеального общения Ч.Тойча и Дж.Тойч...................... 232
История возникновения психогенетики.............................................. 232
Основные понятия и постулаты психогенетики.................................. 234
Разрушительные модели поведения................................................... 240
Негативные эмоции.............................................................................. 244
Деструктивные установки.................................................................... 247
Переобучение или изменение жизненной программы....................... 249
Принципы переобучения..................................................................... 251
Семишаговая модель переобучения................................................... 261
Аффирмации как инструмент изменения общения............................ 273
Библия как достояние мировой культуры
и как инструмент уникального видения мира.................................... 275
6. Психологическая коррекция стиля общения...................................... 283
Цели и задачи процесса психологической коррекции........................ 284
Элементы и структура процесса психологической
коррекции.............................................................................................. 284
Методы психологической коррекции стиля общения......................... 289
Динамика процесса психологической коррекции............................... 303
7. Рефлексия как потенциал плодотворного общения............................ 311
Психологическая наука о рефлексии................................................... 311
Уроки рефлексии.................................................................................. 314
8. Доверие как потенциал плодотворного общения............................... 338
Что такое доверие................................................................................. 338
Уроки доверия...................................................................................... 342
9. Ответственность как потенциал плодотворного общения.................. 370
Уроки ответственности......................................................................... 375
У каждого свой путь............................................................................. 396
Заключение .......................................................................................... 399
[1] Аристотель. Сочинения: В 4 т. - М., 1975.
[2] Маслоу А. Психология бытия. - М., 1997. - С.34.
[3] Там же. - С. 39.
[4] Юнг К. Г., Хендерсон Дж. Л., Якоби И., Яффе А. Человек и его символы. - М., 1977. - С. 18.
[5] Библер В. С. От наукоучения - к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. - М., 1991. - С. 111-112.
[6] См.: Бьюргер А. Историческая антропология // История ментальностей, историческая антропология: Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. - М., 1996. - С. 30 -37.
[7] Потебня А. А. Мысль и язык. - Киев, 1993. - С. 10.
[8] Там же. - С. 8, 36.
[9] Цит. по: Потебня А. А. Мысль и язык. - С. 8.
[10] Потебня А. А. Мысль и язык. - С. 11.
[11] Опыты Русской грамматики. - 1860. - Ч. 1. - Вып. 1. - С. 3.
[12] Потебня А. А. Мысль и язык. - С. 12.
[13] Там же.
[14] Цит. по: Потебня А.А. Мысль и язык. - С. 26.
[15] Там же. - С. 27.
* Здесь и далее звездочкой обозначены параграфы, написанные при участии А.В.Морозова.
[16] См.: Ожегов С. И. Словарь русского языка. - М., 1988.
[17] Философский словарь. М., 1975.
[18] Психологический словарь / Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского - М., 1990.
[19] Петровский В. А. Психология надситуативной активности. - М., 1992. - С. 58.
[20] См.: Филонов Л. Б. Психологические способы выявления скрываемого обстоятельства. - М., 1997.
[21] Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. - М., 1993.
[22] Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. - С. 24 - 25.
[23] Там же. - С. 29.
[24] Там же. - С. 34.
[25] Юнг К. Г. Психологические типы: Пер. с нем. - Томск, 1993.
[26] Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени: Пер. с англ. - М., 1994.
[27] Юнг К. Г. Собрание сочинений. Психология бессознательного: Пер. с нем. - М., 1994.
[28] См.: Рудестам К. Групповая психотерапия. - М., 1990.
[29] См.: Декарт Р. Страсти души // Избранные произведения. - М., 1950.
[30] См.: Кеннон В. Физиология эмоций. - Л., 1927
[31] См.: Бергсон А. Смех // Психология эмоций / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. - М., 1984. - С. 186 -191; Жане П. Страх действия как существенный элемент меланхолии // Там же. - С. 192 - 202; Фрейд З. Печаль и меланхолия // Там же. - С. 203 -211; Линдеманн Э. Клиника острого горя //Там же. - С. 212 - 219.
[32] См.: Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. - М., 1976.
[33] Анохин П. К. Эмоции // Психология эмоций / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. - С. 152 -161.
[34] Леонтьев А. Н., Судаков К. В. Эмоции. - БСЭ. - М., 1978. - Т. 30.
[35] Симонов П. В. Что такое эмоция? - М., 1966.
[36] См.: Лурия А. Р. Диагностика следов аффекта // Психология эмоций / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. - С. 228 - 234; Калашник Я. М. Патологический аффект // Там же. - С. 220 - 227.
[37] См.: Вундт В. Основы физиологической психологии. - М., 1962.
[38] См.: Крюгер Ф. Сущность эмоционального переживания // Психология эмоций / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. - С. 108 -119.
[39] См.: Юнг К. Г. Психологические типы / Под ред. В. Зеленского: Пер. с нем. - М.,1997.
[40] См.: Лурия А. Р. Диагностика следов аффекта // Психология эмоций / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. - С, 228 - 234.
[41] См.: Вилюнас В. К. Основные проблемы психологической теории эмоций // Психология эмоций / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. - С. 17.
[42] Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. - М., 1957. - С. 264.
[43] См.: Дерябин В. С. Чувства, влечения, эмоции. - Л., 1974; Куницына В.Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. - СПб., 2001.
[44] См.: Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб., 1997.
[45] См.: Мольц М. Я - это Я, или Как стать счастливым. - М., 1994.
[46] См.: Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. - М., 1983. - Т. 3; Проблемы развития психики / Под ред. А. М. Матюшкина. - М., 1983.
[47] См.: Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. - М., 1996.
[48] См.: Мухина В. С. Возрастная психология. - М., 2000.
[49] Петровский В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности. - Ростов н/Д, 1996.
[50] См.: Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М., 1975.
[51] См.: Рубинштейн С. Л. Теоретические вопросы психологии и проблема личности // Проблемы общей психологии. - М., 1973.
[52] См.: Фрейд З. Печаль и меланхолия // Основные психологические теории в психоанализе. - М.; Пг., 1923.
[53] См.: Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы: Пер. с англ. - М., 1993.
[54] Мухина В. С. Проблемы генезиса личности: Учеб. пособие к спецкурсу. - М., 1985.
[55] См.: Фирсов М.В. История социальной работы в России: Учеб. пособие. - М., 1998.
[56] Согласно словарю древнерусского языка, «призьръти», «призрю» в Средние века означало: посмотреть, взглянуть, оказать внимание, оказать милость, приласкать. Позже «призрение» интерпретируется как «видение», «благосклонное внимание, отношение, покровительство», а также «присмотр», «забота», «попечение».
[57] Обучение социальной работе: Преемственность и инновации / Под ред. Ш. Рамон, Р. Сарри. - М., 1996.
[58] См.: Ломов Б. Ф. Общение как проблема общей психологии // Методологические проблемы социальной психологии. - М., 1975. - С. 124; Ломов Б. Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. - М., 1976, - С. 64 - 93; Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М., 1984.
[59] См.: Gordon Th., Burch N. Т. Е. Т. -Teacher Effectiveness Training. - N.Y., 1974; Kissler D. J. An interpersonal communications analysis of relations psyhotherapy // Psyhiatry. - 1979. - V. 42. - P. 299 - 311; Leary T. et al. Interpersonal diagnosis: some problems of methodology and valydation // J. Of Abnorm. Psyhol. - 1955. - V. 50. - P. 110 - 124.
[60] Петровский В. А. Психология надситуативной активности. - М., 1992.
[61] См.: Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности. - М., 1993.
[62] См.: Юнг К. Г. Аналитическая психология: Пер. с англ. - СПб., 1994.
[63] См.: Психологический словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г'. Ярошевского. - 2-е изд. - М., 1990.
[64] Там же.
[65] Dobson G. Dare To Discipline. - Wheaton, 1978.
[66] Madsen Ch., Madsen K. Teaching discipline: A positive approach for educational development. - Boston; London; Sydney; Toronto, 1981.
[67] Dobson G. Dare To Discipline.
[68] См.: Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание: Пер. с англ. - М., 1986.
[69] См.: Субботский Е. В. Генезис независимости у дошкольников и стиль общения // Воспитание, обучение и психическое развитие: Тез. науч. сообщ. сов. психологов к VI Всесоюз. съезду Общества психологов СССР. - М., 1983. - Ч. 1. - С. 104-106.
[70] Мальковская Т. Н. Учитель - ученик. - М., 1977.
[71] См.: Мухина В. С. Шестилетний ребенок в школе: Кн. для учителя нач. кл - М., 1986.
[72] См.: Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание: Пер. с англ. - М., 1986.
[73] Gordon Т., Burch N. Т. Е. Т. - Teacher EffectivenessTraining. - N. Y., 1974. - Р. 56.
[74] Глава написана в соавторстве с И.К. Масалковым.
[75] ТА - общепринятое сокращенное обозначение термина «трансактный анализ», или «трансакционный анализ».
[76] В ТА термин «рэкет» наиболее полно разработан в ТА Ф. Инглиш.
[77] При этом я использовала известную в психологии методику Куна: попросила учителей 20 раз ответить на вопросы: «Кто я? Какой я?»
[78] См.: Chalvin D., Muller J. L. L’analyse transactionnelle. Guide pratique pour les agents de maitrise et les techniciens. Entreprise Moderne d’Edition. - P., 1987.
[79] Слово «модель» имеет двойное значение в НЛП. Кроме указанного это еще и термин, обозначающий основной результат процесса моделирования в НЛП: составление моделей и их подробное описание.
[80] Метапрограммы как один из главных элементов структуры субъективного опыта были разработаны в НЛП совсем недавно. Данный раздел излагается по книге П. Сари.
[81] В НЛП наряду с понятием «верование» используется понятие «ценность». Одни авторы разводят их, другие отождествляют. Уже в силу приведенного нами определения понятия «верование» видно, что граница между ним и понятием «ценность» очень тонкая. Поэтому далее в тексте мы в понятие «верование» будем включать и ценности.
[82] См.: Рахматшаева В. А. Грамматика общения. - М., 1995.
[83] См.: Горянина В. А. Психология взаимоотношений. - М., 1996.
[84] Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М., 1973. - С. 351, 352.
[85] Это упражнение разработано на основе идей и рекомендаций НЛП.
[86] Доказательством тому можно считать концепцию А. Адлера. Источником воинствующего отношения индивида к своему окружению, принимающего формы открытого возвышения над другими с помощью силы или скрытого подчинения других себе посредством использования слабости, А. Адлер считает чувство неполноценности.
[87] Поршнев Б. Ф. Функция выбора - основа личности // Проблемы личности: Материалы симпозиума. - М., 1969. - С. 346.
[88] Там же. - С. 348.
[89] Эмерсон Р. У. Доверие к себе: Эссе. - М., 1996. - С. 1, 2
[90] Написано еще при «старых» деньгах...
[91] Эмерсон Р. У. Доверие к себе. - М., 1996. - С. 6.
[92] Эта техника разработана нами на основе идей нейролингвистического программирования.
[93] В групповом варианте обособление от закрепощающего влияния лиц, вызвавших переживание негативных эмоций, может быть осуществлено через психодраму.
[94] Это упражнение и два следующих составлены на основе идей Э. Джил.
[95] Это и следующее упражнения предлагает своим клиентам американская целительница Л. Хей.
[96] См.: Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология. - М., 1988.