ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Подведем итоги. Чего же мы добились?

Подведем итоги. Чего же мы добились?

Мы узнали: путь к согласию лежит через продуктивный стиль взаимодействия. Соучастная стратегия контакта способствует возникновению и сохранению доверительных взаимоотношений, обоюдной ответственности за успешные результаты. А непродуктивный стиль взаимодействия, склонность к подавляющей и избегательной стратегиям контакта, неблагоприятные взаимоотношения могут быть преодолены при желании и определенных усилиях.

Первый шаг на пути к совершенствованию - научиться отслеживать признаки непродуктивности. Главный из них - недоверие себе и другим. Заявляет оно о себе по-разному, но чаще всего - стремлением к борьбе за право быть лучше, выше всех - детей, коллег и т.п. Такая установка ведет человека к отчуждению, к переживанию чувства одиночества, никчемности, ненужности, к разнообразной гамме негативных эмоций, в основе которых лежит страх быть непризнанным. Унаследованный из семьи, пережитый в детстве по разнообразным, теперь уже давно забытым и неосознаваемым причинам, страх оживает в общении с людьми и в особо тяжелые минуты переживается человеком как полный крах, распад всего, что до сих пор составляло основу существования, бессилие перед людьми и профессиональными задачами.

Переживая страх быть непризнанным, человек теряет способность адекватно воспринимать действительность, видеть позитивные стороны ситуации и своих партнеров, стремится к самоутверждению, использует неконструктивные подавляющую и избегательную стратегии контакта (предъявление неадекватных требований по отношению к другим, обвинение в безответственности, претензии, придирки, осуждение окружающих, жалобы, зависть, сплетни, оскорбления и т.д. и т.п.).

Второй признак непродуктивности - гипертрофия ответственности. Многие из нас привыкли брать на себя слишком много - ответственность, которая нам не по силам, долги и обязательства, которые мы не в состоянии выполнить. При этом мы не осознаем, что ответственность необходимо делить с другими, доверив им право отвечать за себя самим. Вместо этого мы стараемся все сделать сами, будучи убежденными, что лучше нас никто не справится. А когда это не удается (из-за сложных условий жизни или по другим важным причинам), мы не можем адекватно оценить ситуацию, ищем и находим оправдания своим же неконструктивным решениям, обвиняем окружающих, подопечных или начальство, государство или весь мир вокруг.

Мы знаем: склонность личности к неконструктивным формам контакта актуализируется в затруднительных ситуациях взаимодействия, когда поведение партнера не соответствует ожиданиям или «должным» эталонам; возникающие при этом переживания физического и эмоционального дискомфорта, беспомощности, беспокойства, неуверенности в себе разрушают доверительные взаимоотношения, подменяя их чрезмерным сосредоточением на своих негативных переживаниях, отчуждением от других.

Мы уже знаем: непродуктивный стиль взаимодействия сопряжен с переживанием внутреннего конфликта глубинной, свойственной каждому человеку установки «я могу» (т. е «я в состоянии что-то сделать, знаю, как это сделать, имею право или разрешение сделать то, что хочу») и ограничивающей установки «я не могу» (т. е. не в состоянии быть самим собой, выразить свои мысли и чувства, достичь желаемого). При этом личность считает незначимыми либо самое себя, либо нормы и ценности социума. Внутренний конфликт затрудняет продуктивную реализацию личностных и групповых потенциалов, отражается и усиливается в отчужденных межличностных отношениях.

Мы знаем: склонность человека к непродуктивному стилю взаимодействия обусловлена идентификацией с человеком, имеющим сходные несчастливые модели взаимодействия. Такое отождествление происходит в отношениях враждебности, принуждения, авторитарного подчинения. Переживаемые при этом интенсивные эмоции страха, стыда, вины, обиды, гнева вытесняются в подсознание и сохраняются в памяти человека.

Заряд непродуктивного стиля взаимодействия зафиксирован в эмоционально-насыщенных социальных установках, представляющих из себя сумму референтного опыта личности и предыдущих поколений семьи и социума, передаваемого в виде совокупности определенных сознательных принципов и бессознательных предрасположенностей. Актуализируясь в затруднительных ситуациях взаимодействия, негативные эмоциональные установки блокируют потенциалы доверия, ответственности, рефлексии и побуждают личность к неконструктивным стратегиям подавления и избегания.

Мы познакомились с разными концепциями и способами совершенствования стиля взаимодействия: трансактным анализом Э. Берна, гештальттерапией Ф. Перлза, нейролингвистическим программированием Дж. Гриндера и Р. Бэндлера, психогенетикой Дж. и Ч. Тойч.

Мы уже знаем ключевую идею продуктивного общения: если мы хотим изменить свой стиль взаимодействия к лучшему, необходимо активизировать рефлексию, доверие и ответственность. Эти три важных свойства, доступные каждому человеку, позволяют перестроить неконструктивные, эмоционально насыщенные установки, осознать противоречивую динамику социализации и индивидуализации личности и найти позитивные формы преодоления конфликта между стремлением партнеров отстаивать свою собственную позицию и необходимостью или стремлением вести себя «социально правильно», поступать «как другие». Признавая перманентность обозначенного противоречия, мы вместе с тем знаем о возможности сохранения позитивной формы его существования или преодоления. Такая возможность кроется в осознании права личного выбора и в наличии «позитивной основы выбора» - ценностного отношения к себе и другим.

Совершенствование стиля взаимодействия строится на трех основных принципах, утверждающих ценность рефлексии, доверия и ответственности: «Наша сила - в осознании»; «Общение начинается с доверия»; «Сам за себя в ответе». Поэтому наши усилия и были направлены на:

• развитие рефлексии, позволяющей осознать причины непродуктивного стиля взаимодействия, что позволяет нам:

восстановить внутреннее равновесие;

проникнуть в сущность своего собственного эмоционального закрепощения;

осознать возможность изменить себя и взаимоотношения с другими;

• развитие доверия и ценностного отношения к себе, другим и миру в целом;

• развитие ответственности за себя и другого, за согласование конфликтных стремлений в себе самом и в пространстве межличностного взаимодействия, что пробуждает настойчивое желание:

стать хозяином своей собственной жизни!

устанавливать отношения взаимного доверия и ответственности в общении с другими;

самостоятельно согласовывать конфликтные стремления, возникающие в сфере межличностного взаимодействия.

Мы учились доверию и ценностному отношению к себе, другим и миру в целом, что дает нам новые силы:

веру в позитивную сущность себя самого, других и жизни в целом;

позитивный взгляд на ситуацию, себя и партнера в ней;

готовность изменить свой стиль взаимодействия к лучшему.

Доверие людям и самому себе проявится в позитивных оценках, снижении интенсивности беспокойства, тревоги, росте уверенности в себе, способности полагаться на свой собственный авторитет. Изменится содержательная наполненность структурных звеньев самосознания: появится ощущение собственного совершенства, стремление преодолевать препятствия и трудности на пути к самосовершенствованию, возникнет намерение самостоятельно изменить неблагоприятный ход событий, выйти из затруднительной ситуации, активно вмешаться в то, что происходит. Желание к объединению пространств взаимодействия с другими посредством соучастной стратегии контакта отзовется способностью понять своего партнера, принять его таким, каков он есть, простить ошибки; не принудить, а побудить к необходимому шагу, поощрить удачный опыт. Откроется и способность к открытому выражению чувств. И постепенно вы начнете замечать: вам вполне доступны благоприятные взаимоотношения, а эмоциональные состояния защищенности, спокойной радости, интереса, поиска становятся все доступнее и привычнее.

На пути к согласию более всего нужна человеку вера в позитивную сущность и правомочность самого себя и другого человека, дополняющих друг друга, но берущих начало в едином источнике: Я, уподобляющемся другим людям - совершенным от рождения, созданным Высшим Разумом по его образу и подобию, и Я, выражающем и утверждающем свою отличность от других, сотворенную все тем же Единым Разумом. При этом равновесие установок «я могу» и «я не могу» обусловлено «категорическим императивом» духовных ценностей, утверждающих совершенство и правомочность каждого человека и четко ограничивающих круг невозможного.

Вы можете убедиться в этом сами, если, читая эту книгу, возьмете на себя ответственность обращаться к анализу своего жизненного опыта, «пропускать через себя» основные идеи концепции. Позитивные изменения произойдут в процессе обретения нового опыта, расширяющего рамки существующих представлений о себе и о других, о должном и возможном. Переживание нового опыта позволит освободиться от деструктивных эмоций и неконструктивных моделей контакта, открыть новые грани своей личности, обрести внутреннюю целостность и уверенность в себе.

СОДЕРЖАНИЕ

В начале было слово............................................................................................... 4

Часть I. Теоретические вопросы общения ................................ 7

1. Психология общения: взгляд из третьего тысячелетия...................... 7

2. Общение как специальный предмет исследования........................... 13

3. Общение и речь.................................................................................. 14

4. Невербальное общение...................................................................... 19

5. Общение как возможность совместной деятельности....................... 21

6. Общение и восприятие....................................................................... 23

7. Общение и память.............................................................................. 24

8. Общение и мышление......................................................................... 38

9. Общение и эмоции.............................................................................. 42

10. Развитие личности в общении............................................................ 48

Механизмы развития личности.......................................................... 50

11. Общение в социальной работе........................................................... 52

12. Стили общения................................................................................... 56

Стиль как константная характеристика общения.............................. 56

Проблема продуктивности стиля общения....................................... 60

Часть II. ЭФФЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБЩЕНИЯ......................... 72

1. Технология беспроблемного общения Т. Гордона........................... 72

Концепция «владения проблемой»..................................................... 72

Как распознать проблему партнера................................................... 73

Как устранить проблему партнера..................................................... 74

Как распознать и решить свою собственную проблему.................... 79

Беспроигрышный метод разрешения конфликтов............................. 84

2. Технология подлинного общения Э. Берна........................................ 85

Основные понятия трансактного анализа............................................ 85

Структурный анализ............................................................................ 89

Функциональный анализ...................................................................... 91

Анализ трансакций............................................................................. 100

Анализ жизненных сценариев............................................................ 107

Игры.................................................................................................... 116

ТА как инструмент совершенствования межличностного

взаимодействия................................................................................... 118

3. Технология спонтанности Ф. Перлза................................................. 139

Концепция гештальттерапии.............................................................. 139

Основные понятия гештальттерапии................................................. 140

Ценность взросления и зрелости........................................................ 149

Ценность спонтанного общения......................................................... 152

Изменение личности в общении......................................................... 157

Динамика взросления......................................................................... 161

Стратегии воздействия....................................................................... 170

Классические техники......................................................................... 172

4. Технология моделирования успеха в общении Р. Бэндлера

и Дж.Гриндера …………………………………………………………....175

Основные понятия и аксиомы нейролингвистического

программирования............................................................................. 175

Модели коммуникации....................................................................... 182

Стиль взаимодействия........................................................................ 193

Личностные смыслы........................................................................... 208

Инструменты коммуникации.............................................................. 212

5. Технология идеального общения Ч.Тойча и Дж.Тойч...................... 232

История возникновения психогенетики.............................................. 232

Основные понятия и постулаты психогенетики.................................. 234

Разрушительные модели поведения................................................... 240

Негативные эмоции.............................................................................. 244

Деструктивные установки.................................................................... 247

Переобучение или изменение жизненной программы....................... 249

Принципы переобучения..................................................................... 251

Семишаговая модель переобучения................................................... 261

Аффирмации как инструмент изменения общения............................ 273

Библия как достояние мировой культуры

и как инструмент уникального видения мира.................................... 275

6. Психологическая коррекция стиля общения...................................... 283

Цели и задачи процесса психологической коррекции........................ 284

Элементы и структура процесса психологической

коррекции.............................................................................................. 284

Методы психологической коррекции стиля общения......................... 289

Динамика процесса психологической коррекции............................... 303

7. Рефлексия как потенциал плодотворного общения............................ 311

Психологическая наука о рефлексии................................................... 311

Уроки рефлексии.................................................................................. 314

8. Доверие как потенциал плодотворного общения............................... 338

Что такое доверие................................................................................. 338

Уроки доверия...................................................................................... 342

9. Ответственность как потенциал плодотворного общения.................. 370

Уроки ответственности......................................................................... 375

У каждого свой путь............................................................................. 396

Заключение .......................................................................................... 399

[1] Аристотель. Сочинения: В 4 т. - М., 1975.

[2] Маслоу А. Психология бытия. - М., 1997. - С.34.

[3] Там же. - С. 39.

[4] Юнг К. Г., Хендерсон Дж. Л., Якоби И., Яффе А. Человек и его символы. - М., 1977. - С. 18.

[5] Библер В. С. От наукоучения - к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. - М., 1991. - С. 111-112.

[6] См.: Бьюргер А. Историческая антропология // История ментальностей, историческая антропология: Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. - М., 1996. - С. 30 -37.

[7] Потебня А. А. Мысль и язык. - Киев, 1993. - С. 10.

[8] Там же. - С. 8, 36.

[9] Цит. по: Потебня А. А. Мысль и язык. - С. 8.

[10] Потебня А. А. Мысль и язык. - С. 11.

[11] Опыты Русской грамматики. - 1860. - Ч. 1. - Вып. 1. - С. 3.

[12] Потебня А. А. Мысль и язык. - С. 12.

[13] Там же.

[14] Цит. по: Потебня А.А. Мысль и язык. - С. 26.

[15] Там же. - С. 27.

* Здесь и далее звездочкой обозначены параграфы, написанные при участии А.В.Морозова.

[16] См.: Ожегов С. И. Словарь русского языка. - М., 1988.

[17] Философский словарь. М., 1975.

[18] Психологический словарь / Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского - М., 1990.

[19] Петровский В. А. Психология надситуативной активности. - М., 1992. - С. 58.

[20] См.: Филонов Л. Б. Психологические способы выявления скрываемого обстоятельства. - М., 1997.

[21] Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. - М., 1993.

[22] Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. - С. 24 - 25.

[23] Там же. - С. 29.

[24] Там же. - С. 34.

[25] Юнг К. Г. Психологические типы: Пер. с нем. - Томск, 1993.

[26] Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени: Пер. с англ. - М., 1994.

[27] Юнг К. Г. Собрание сочинений. Психология бессознательного: Пер. с нем. - М., 1994.

[28] См.: Рудестам К. Групповая психотерапия. - М., 1990.

[29] См.: Декарт Р. Страсти души // Избранные произведения. - М., 1950.

[30] См.: Кеннон В. Физиология эмоций. - Л., 1927

[31] См.: Бергсон А. Смех // Психология эмоций / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. - М., 1984. - С. 186 -191; Жане П. Страх действия как существенный элемент меланхолии // Там же. - С. 192 - 202; Фрейд З. Печаль и меланхолия // Там же. - С. 203 -211; Линдеманн Э. Клиника острого горя //Там же. - С. 212 - 219.

[32] См.: Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. - М., 1976.

[33] Анохин П. К. Эмоции // Психология эмоций / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. - С. 152 -161.

[34] Леонтьев А. Н., Судаков К. В. Эмоции. - БСЭ. - М., 1978. - Т. 30.

[35] Симонов П. В. Что такое эмоция? - М., 1966.

[36] См.: Лурия А. Р. Диагностика следов аффекта // Психология эмоций / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. - С. 228 - 234; Калашник Я. М. Патологический аффект // Там же. - С. 220 - 227.

[37] См.: Вундт В. Основы физиологической психологии. - М., 1962.

[38] См.: Крюгер Ф. Сущность эмоционального переживания // Психология эмоций / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. - С. 108 -119.

[39] См.: Юнг К. Г. Психологические типы / Под ред. В. Зеленского: Пер. с нем. - М.,1997.

[40] См.: Лурия А. Р. Диагностика следов аффекта // Психология эмоций / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. - С, 228 - 234.

[41] См.: Вилюнас В. К. Основные проблемы психологической теории эмоций // Психология эмоций / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. - С. 17.

[42] Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. - М., 1957. - С. 264.

[43] См.: Дерябин В. С. Чувства, влечения, эмоции. - Л., 1974; Куницына В.Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. - СПб., 2001.

[44] См.: Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб., 1997.

[45] См.: Мольц М. Я - это Я, или Как стать счастливым. - М., 1994.

[46] См.: Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. - М., 1983. - Т. 3; Проблемы развития психики / Под ред. А. М. Матюшкина. - М., 1983.

[47] См.: Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. - М., 1996.

[48] См.: Мухина В. С. Возрастная психология. - М., 2000.

[49] Петровский В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности. - Ростов н/Д, 1996.

[50] См.: Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М., 1975.

[51] См.: Рубинштейн С. Л. Теоретические вопросы психологии и проблема личности // Проблемы общей психологии. - М., 1973.

[52] См.: Фрейд З. Печаль и меланхолия // Основные психологические теории в психоанализе. - М.; Пг., 1923.

[53] См.: Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы: Пер. с англ. - М., 1993.

[54] Мухина В. С. Проблемы генезиса личности: Учеб. пособие к спецкурсу. - М., 1985.

[55] См.: Фирсов М.В. История социальной работы в России: Учеб. пособие. - М., 1998.

[56] Согласно словарю древнерусского языка, «призьръти», «призрю» в Средние века означало: посмотреть, взглянуть, оказать внимание, оказать милость, приласкать. Позже «призрение» интерпретируется как «видение», «благосклонное внимание, отношение, покровительство», а также «присмотр», «забота», «попечение».

[57] Обучение социальной работе: Преемственность и инновации / Под ред. Ш. Рамон, Р. Сарри. - М., 1996.

[58] См.: Ломов Б. Ф. Общение как проблема общей психологии // Методологические проблемы социальной психологии. - М., 1975. - С. 124; Ломов Б. Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. - М., 1976, - С. 64 - 93; Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М., 1984.

[59] См.: Gordon Th., Burch N. Т. Е. Т. -Teacher Effectiveness Training. - N.Y., 1974; Kissler D. J. An interpersonal communications analysis of relations psyhotherapy // Psyhiatry. - 1979. - V. 42. - P. 299 - 311; Leary T. et al. Interpersonal diagnosis: some problems of methodology and valydation // J. Of Abnorm. Psyhol. - 1955. - V. 50. - P. 110 - 124.

[60] Петровский В. А. Психология надситуативной активности. - М., 1992.

[61] См.: Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности. - М., 1993.

[62] См.: Юнг К. Г. Аналитическая психология: Пер. с англ. - СПб., 1994.

[63] См.: Психологический словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г'. Ярошевского. - 2-е изд. - М., 1990.

[64] Там же.

[65] Dobson G. Dare To Discipline. - Wheaton, 1978.

[66] Madsen Ch., Madsen K. Teaching discipline: A positive approach for educational development. - Boston; London; Sydney; Toronto, 1981.

[67] Dobson G. Dare To Discipline.

[68] См.: Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание: Пер. с англ. - М., 1986.

[69] См.: Субботский Е. В. Генезис независимости у дошкольников и стиль общения // Воспитание, обучение и психическое развитие: Тез. науч. сообщ. сов. психологов к VI Всесоюз. съезду Общества психологов СССР. - М., 1983. - Ч. 1. - С. 104-106.

[70] Мальковская Т. Н. Учитель - ученик. - М., 1977.

[71] См.: Мухина В. С. Шестилетний ребенок в школе: Кн. для учителя нач. кл - М., 1986.

[72] См.: Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание: Пер. с англ. - М., 1986.

[73] Gordon Т., Burch N. Т. Е. Т. - Teacher EffectivenessTraining. - N. Y., 1974. - Р. 56.

[74] Глава написана в соавторстве с И.К. Масалковым.

[75] ТА - общепринятое сокращенное обозначение термина «трансактный анализ», или «трансакционный анализ».

[76] В ТА термин «рэкет» наиболее полно разработан в ТА Ф. Инглиш.

[77] При этом я использовала известную в психологии методику Куна: попросила учителей 20 раз ответить на вопросы: «Кто я? Какой я?»

[78] См.: Chalvin D., Muller J. L. L’analyse transactionnelle. Guide pratique pour les agents de maitrise et les techniciens. Entreprise Moderne d’Edition. - P., 1987.

[79] Слово «модель» имеет двойное значение в НЛП. Кроме указанного это еще и термин, обозначающий основной результат процесса моделирования в НЛП: составление моделей и их подробное описание.

[80] Метапрограммы как один из главных элементов структуры субъективного опыта были разработаны в НЛП совсем недавно. Данный раздел излагается по книге П. Сари.

[81] В НЛП наряду с понятием «верование» используется понятие «ценность». Одни авторы разводят их, другие отождествляют. Уже в силу приведенного нами определения понятия «верование» видно, что граница между ним и понятием «ценность» очень тонкая. Поэтому далее в тексте мы в понятие «верование» будем включать и ценности.

[82] См.: Рахматшаева В. А. Грамматика общения. - М., 1995.

[83] См.: Горянина В. А. Психология взаимоотношений. - М., 1996.

[84] Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М., 1973. - С. 351, 352.

[85] Это упражнение разработано на основе идей и рекомендаций НЛП.

[86] Доказательством тому можно считать концепцию А. Адлера. Источником воинствующего отношения индивида к своему окружению, принимающего формы открытого возвышения над другими с помощью силы или скрытого подчинения других себе посредством использования слабости, А. Адлер считает чувство неполноценности.

[87] Поршнев Б. Ф. Функция выбора - основа личности // Проблемы личности: Материалы симпозиума. - М., 1969. - С. 346.

[88] Там же. - С. 348.

[89] Эмерсон Р. У. Доверие к себе: Эссе. - М., 1996. - С. 1, 2

[90] Написано еще при «старых» деньгах...

[91] Эмерсон Р. У. Доверие к себе. - М., 1996. - С. 6.

[92] Эта техника разработана нами на основе идей нейролингвистического программирования.

[93] В групповом варианте обособление от закрепощающего влияния лиц, вызвавших переживание негативных эмоций, может быть осуществлено через психодраму.

[94] Это упражнение и два следующих составлены на основе идей Э. Джил.

[95] Это и следующее упражнения предлагает своим клиентам американская целительница Л. Хей.

[96] См.: Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология. - М., 1988.

Наши рекомендации