Участники “открытого” самоизучения
“Если бы его не было”. Один из участников садится спиной к группе. Группа говорит о том, как она его воспринимает.
“Мои достоинства”. Все садятся в круг, и ведущий начинает упражнения на определение сильных сторон каждого. После небольшой паузы каждый член группы в течение 3-4 минут должен рассказать о своих сильных сторонах, о том, что он любит, ценит, принимает в себе, о том, что дает ему чувство внутренней уверенности в различных ситуациях.
Необязательно говорить только о положительных чертах характера, важно отметить то, что является или может стать точкой опоры в различные моменты жизни. Необходимо избегать любых высказываний о своих недостатках, ошибках, слабостях. Затем ведущий предлагает остальным участникам добавить, какие они отметили сильные стороны того, кто рассказывал о себе.
Анализ: Работа над собой – это не только поиск недостатков, но и отыскание сильных сторон. Лишь опираясь на свои сильные стороны, человек может действительно работать над собой.
Здесь сопоставить высказывания участников о себе и группы о каждом из участников. Большинство людей не умеет думать о себе в позитивном ключе.
“Какой я?” На листке бумаги каждый участник схематично рисует себя таким, каким он себя представляет. Под рисунком пусть напишет основные характеристики своей внешности, своих физических качеств: высокий, худой и т.д. (8-10 прилагательных). Затем сравните это с высказываниями членов группы о вас. Столбиком пусть каждый участник перечислит основные свойства и качества своей личности (8-10 качеств, самые существенные, определяющие жизненный путь). Сопоставьте с фактами своей жизни, с мнениями участников группы.
“Десять недостатков”. Участники рассаживаются в круг. Один участник выходит. В группе определяются 10 его негативных характеристик или просто качеств. Вернувшийся участник сможет войти в круг, разгадав 3 качества, названные в его отсутствие недостатками. Остальные качества ему не сообщаются.
“Музей обидных воспоминаний”. Ведущий: “Нередко мы относимся к своим обидам как к большой ценности. Мы их прячем, бережем, накапливаем. А в конфликте предъявляем их, усиливая, как нам кажется, свою позицию. Попробуем же сейчас здесь сделать музей своих обидных воспоминаний”.
Желательно акцентировать обиды, непосредственно возникшие с участниками, а не прошлые с другими людьми.
Обратная связь (в общении) – процесс и результат получения информации о состояниях партнера по общению и его восприятии поведения субъекта.
Рефлексия – психологический механизм самосознания, способность к анализу самого себя.
Групповая динамика – совокупность всех процессов, происходящих в группе по мере ее развития и изменения.
0.2. Упражнение «Марионетка» (15 минут)
Цель: определить, что может чувствовать человек, когда им кто-то управляет, когда он не свободен.
Необходимые условия:
Свободное пространство, стулья.
Организация проведения:
Участники разбиваются на тройки. Каждой тройке дается задание: два участника должны играть роль кукловода – полностью управлять всеми движениями куклы – марионетки, а третий участник будет играть роль куклы. Каждый участник должен побывать в роли куклы.
Цель «кукловодов» – перевести «куклу» с одного стула на другой. При этом человек, который играет «куклу», не должен сопротивляться тому, что с ним делают «кукловоды». Очень важно,чтобы на месте «куклы» побывал каждый участник.
Обсуждение: Что чувствовали во время игры, когда были в роли «куклы», понравилось ли это чувство, хотелось ли что–нибудь сделать самому.
1 блок:аналитический, направлен на выявление информации о проблеме и формированию осознанной личностной позиции.
1.1. «Спорные утверждения»(30 минут)
Цель: эта игра, кроме информирования, дает возможность каждому участнику выяснить свои взгляды на проблему наркомании.
Материалы:4 листа бумаги, на каждом из которых написано одно из следующих утверждений: «Совершенно согласен», «Согласен, но с оговорками», «Совершенно не согласен», «Не знаю/не уверен». Листы крепятся по четырем сторонам комнаты.
Организация проведения:Ведущий зачитывает по одному несколько спорных утверждений, связанных с проблемой наркомании (в зависимости от обсуждаемой на занятии темы). После того, как утверждение произносится, участники сразу же должны разойтись и встать у тех листов ватмана, на которых отражена их точка зрения.
Участников просят высказаться аргументировать выбранные утверждения. Выслушав различные точки зрения, участники могут выбрать листы с утверждениями, более подходящими для них теперь.
Используются следующие утверждения:
Наркоманы – это не люди.
Нужно разрешить легкие наркотики, чтобы отвлечь от сильных (героин, опий).
Обсуждение:
Какие чувства возникли у вас, когда вы размышляли над этими вопросами?
Легко ли было высказывать свою точку зрения перед всеми участниками, особенно, когда вы оказались в меньшинстве?
2 блок:рефлексивный, направлен на подведение итогов работы первого дня семинара.
2.1. Методика«Сбор общественного мнения» (15 минут)
Цель:выявить понятийный аппарат подростков
2.2. Методика «Цветовая диаграмма настроения»(5 минут)
Цель: определить ведущее состояние участников семинара по динамике настроения в течение каждого дня семинара
Необходимые материалы:
Краски;
расчерченные листы бумаги;
образец заполнения.
Организация проведения:для каждой группы выдается лист бумаги поделенный на количество участников и выдается инструкция: «Каждому участнику заполнить свою часть цветом соответствующим его настроению».
Упражнение проводится в начале и в конце семинара. Диаграммы отдельных групп составляются в общую диаграмму и анализируются по преимуществу выбранных цветов.
Желтый – энергичное, радостное;
Оранжевый – увлеченное, заинтересованное;
Голубой – нейтральное, задумчивое;
Зеленый – спокойное, расслабленное;
Сиреневый – вовлеченный в проблему;
Серый – напряженное, тревожное.
2.3. Методика «Коллективный рисунок»(10 минут)
Цель:проживание совместной деятельности участниками семинара, творческое взаимодействие, позволяющее каждому выразить себя, сплочение участников.
Необходимые материалы:
краски;
листы бумаги (Ах4) 50 шт.;
вода.
Организация проведения:участники семинара рисуют в парах картину, например, изображающую какую-либо тему. Содержание не обсуждается. Рисунки развешиваются, групповому анализу подвергается опыт создания рисунка.
День
Упражнение «Скала»(20 мин.)
Цель: помочь участникам осознать, какие все люди разные и как себя ведут в той или иной ситуации.
Организация проведения: участники выстраиваются тесной цепочкой в один ряд, создавая своими ногами, руками и расположением тела «выступы скалы», при этом тесно держатся друг за друга. Каждый должен пройти по скале (по линии вдоль выстроившегося ряда), не сорвавшись в пропасть, т.е. не сойти с линии. Участники могут помогать или мешать друг другу.
Итог: обсуждение впечатлений, ведущий предлагает сравнить отношение общества к зависимому человеку; провести параллели между реальной жизнью и игрой. По отношению к зависимому человеку люди ведут себя по разному: безразлично, толкают вниз, помогают выбраться, жертвуя своими интересами. Какое отношение кажется участникам более приемлемым?
1.2. Дискуссия «Мой друг зависим от наркотиков»(15 минут)
Цель: выработать несколько различных стратегий поведения, которые позволяют не вступать в созависимые отношения с наркопотребителем, дают возможность сохранить личную безопасность ив тоже время помочь близкому человеку.
Организация проведения:Ведущий предлагает группе обсудить вопрос «как следует строить отношения с другом, употребляющим наркотики?», участники высказывают свои идеи и мысли на заданную тему. Высказывания могут обсуждаться и критиковаться в корректной форме. Главное чтобы в результате дискуссии родилась стратегия, которая действительно будет работать. Ведущий направляет ход обсуждения, выявляет нелогичные и дискриминационные моменты, уточняет правильность понимания группой отдельных высказываний.
1.3. Упражнение «Отказ»
Цель:дать возможность участникам овладеть навыками уверенного поведения, аргументированного отказа в ситуации выбора.
Организация проведения:группа делится на 3 подгруппы. Каждой группе предлагается одна из ситуаций:
* одноклассник просит разрешения приготовить наркотик у тебя дома;
* одноклассник просит оставить у тебя дома какие либо вещи;
* одноклассник просит солгать его родителям о том, что какая-то вещь лежит у тебя;
Задание подгруппам:
в течение 7 минут, придумать как можно больше аргументов для отказа в этой ситуации проиграть сваю ситуацию перед остальными участниками (уговаривающий, отказывающийся)
Ведущий предлагает использовать в каждой ситуации 3 стиля отказа:
- уверенный;
- неуверенный;
- агрессивный.