Закон экономии в композиции
Существует т.н. «закон экономии», по которому природа всегда «ищет кратчайшие пути и выбирает экономные решения». Это проявляется в строении биологических форм – их исследование показало удивительное родство, повторение в них одних и тех же простых форм, которые образуют множество сложных форм. Они немногочисленны. Некоторые исследователи в этой области к ним причисляют спираль, шар, многогранник, трубу, дерево и звезду.
Спираль– одна из важнейших форм, распространенных в органичeском мире. Она в высокой степени способна сохранять энергию, хранить информацию. Ее можно сжать, растянуть – она гибка и компактна. Известно, что форму двойной спирали имеет молекула жизни ДНК. Многие растения и животные имеют в строении тела спиралевидные формы – вьюнок, фасоль, раковина улитки и т.д. Спираль – кривая, представляющая собой самый короткий путь между двумя точками на цилиндрической поверхности (проведите диагональ на прямоугольном листе и сверните его трубкой). Благодаря этой особенности она распространена в биологическом мире шаров и цилиндров – сосуды, нервы, волокна, оплетающие сферические и цилиндрические поверхности в поисках самого короткого пути неизбежно превращаются в спираль. Спираль и S-образную форму мы часто обнаруживаем в композиционных схемах. Хогарт считал извилистую змеевидную линию «линией красоты и грации».
Шар– самая экономичная форма: у шара самая малая поверхность, чем у других форм определенного объема. Шар легко приспосабливается к окружающим условиям, и поэтому широко распространен в органическом мире (икринки, вирусы, простейшие микроорганизмы). Шар, круг, овал – наиболее часто встречающиеся формы в произведениях искусства. Они легко воспринимаются зрительно, так как зрительное поле само имеет форму овала, и в этих формах наилучшим образом отражается представление о цельности, завершенности, в противоположность, например, формам прямоугольным, которые наоборот, ассоциируются с условным ограничением.
Многогранники– встречаются в природе в форме сот (шестигранники), в сети кровеносных сосудов. Экономичность этих форм проявляется в их способности заполнять пространство.
Труба– среди природных форм встречается в качестве транспортного русла – для переброски питательных веществ, крови и других продуктов жизнедеятельности живого организма, растения. В искусстве труба и ее линейное выражение используется как связующее коммуникационное средство и как переход от одной формы к другой.
Дерево– ствол и разветвления его мы наблюдаем в строении кровеносной системы. В произведениях искусства, а в особенности, в организации информационных объектов это широко распространенная форма.
Звезда– разновидность формы дерева при взгляде сверху. Лучи, лепестки расходятся от центра, доставляют питание, солнечную энергию центру. Растения и животные организмы звездообразной формы перемещаются благодаря лучам-ногам (актиния, морская звезда, осьминог). Форма звезды в искусстве ассоциируется с распространением энергии, силы, идущей от центра, источника энергии. Ноги-лучи в древнем искусстве были символом вечного движения.
Если свести живые органические формы к геометрическим, то получим шар, конус, цилиндр, многогранники. Интересно, что мысль о том, что в основе жизни лежат простые стереометрические образования, встречается у Платона и ученых эпохи Возрождения (Лука Пачоли). Они полагали, что мировым стихиям соответствуют формы: огню – пирамида (тетраэдр); земле – куб, т.е. гексаэдр; воздуху – октаэдр, воде – икосаэдр (об этом см. в разделе Кристаллография).
Предметный мир исходит из тех же основополагающих законов природы и является одновременно отражением и «продолжением» природного мира. Создавая свой предметный мир, человек использует природные формы и конструкции. Философ и ученый сщмч. Павел Флоренский рассматривал орудия труда как «продолжение»21 функциональных органов человеческого тела, усиливающие природные способности человека (молот – кулак, пальцы – грабли, сердце – насос, сосуды – трубы). На основе использования принципов действия живых систем, биологических процессов, биологических форм для решения инженерных задач была создана целая наука – бионика. Формы живой природы издавна использовались в архитектуре для создания экономичных и гармоничных сооружений, хорошо вписывающихся в естественную среду.