Семинар 3. По теме «Категориальный строй психологической науки и основные методологические принципы».
План:
Категория отражения в психологии. Уровни и формы отражения.
Категория личности в психологии (Немов http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=96209# )
4.Категория деятельности/действия в психологии. (Казанская http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=56322 )
Категория общения. Деятельность и общение. (Корнилова, Смирнов http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=95788 )
5.Категория сознания, проблема метода изучения сознания. (Казанская http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=56322 )
Принцип детерминизма, механистический, биологический, психологический детерминизм. Самодетерминация. (Корнилова, Смирнов http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=95788 )
Принцип активности в психологии. (Корнилова, Смирнов http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=95788 )
Принцип системности. (Корнилова, Смирнов http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=95788 )
6.Принцип единства сознания и деятельности Л.С.Рубинштейна. (Казанская http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=56322 )
Принцип развития в психологии. Связь принципов «активности», «развития» и «системности». (Корнилова, Смирнов http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=95788 )
Терминологический тезаурус: научная категория, психологическая функция, активность, отражение, деятельность, единица анализа, причинность, детерминизм, вероятность, самодетерминации, системность, деятельность, развитие.
Методические указания:
Изучая психологические категории, обратите особое внимание на их взаимосвязь. Обратите внимание на то, что в отражении происходит усложнение отражающего. Психика в психологии рассматривается как особый тип отражения. Отсюда важна опосредующая функция деятельности, и далее связываются все категории.
При рассмотрении принципов психологии обратите внимание не только на их глубокую теоретичность, но и явную технологичность, прямой выход на психологическую практику в самом широком спектре психологических задач. Изучая конкретный принцип, мысленно примеряйте их на вашу будущую деятельность.
Задание для самостоятельной работы: Подготовьте реферативные сообщения по любому пункту плана семинарского занятия. Подготовьте ответы на вопросы. На основе текста № 5 из списка литературы дайте анализ методологической связи основных психологических категорий при рассмотрении одной из категорий - «личности».
Вопросы для обсуждения:
1. По каким критериям выделяются типы, виды и формы человеческой деятельности?
2. Почему несовпадение мотива и цели не позволяет отнести производимую последовательность действий к понятию деятельности?
3. Каков механизм развития деятельности, что он означает для психологической практики?
4. Дайте развернутую характеристику понятию «предметность» деятельности?
5. Какова связь психического отражения и деятельности?
6. Почему поступок принят в деятельностной психологии как единица анализа личности?
7. Какова роль природных, биологических черт в структуре личности?
8. В чем методологический смысл отказа от понимания личности как набора черт?
9.Каковы причины исчезновения классической эмпирической психологии сознания?
10. Каковы, на ваш взгляд, самые существенные черты сознания?
11. В чем заключается методологическое значение категории общения.
12. Дайте развернутую характеристику соотношению общения и деятельности.
13. В чем состоит методологическое значение принципа детерминизма?
14. В чем отличие психологического детерминизма от биологического?
15. Какой парадигме в психологии соответствует понимание причинной обусловленности психических явлений – гуманитарной или естественно-научной?
16. Объясните в чем методологический смысл разведения понятии «активности» и «реактивности».
17. Дайте развернутое описание связи отражения и активности.
18. В чем состоит методологический смысл принципа системности?
19. Как проявляется связь принципа системности и принципа детерминизма в организации психологического исследования?
20. В чем состоит методологический смысл принципа единства сознания и деятельности?
21. В чем эвристичность принципа единства сознания и деятельности для психологической практики?
22. Что происходит раньше – формирование сознания и всех психических свойств индивида в деятельности или их проявление?
23.Внешне наблюдаемое поведение может рассматриваться как характеристика психики и по Л.С.Рубинштейну и в бихевиористической психологии. В чем различие?
24. В чем заключается методологический смысл принципа развития?
25. В чем заключается методологическая связь принципа развития и понятия о ведущей деятельности?
26.В чем выражается связь понятия «развитие» и «принципа развития» в психологическом исследовании?
27. В чем заключается методологический смысл принципа историзма?
Литература:
Основная:
1. Смирнов С. Д. , Корнилова Т. В. Методологические основы психологии. ЮРАЙТ -2012 -484 с. http://www.biblioclub.ru/
Дополнительная:
Асмолов А.Г. Психология личности: культурно – историческое понимание развития человека. – М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2007.- 528 с.
«Лекции по общей психологии» /А.Р. Лурия. – СПб.: Питер, 2004. – 320 с.
Леонтьев А. А. Единицы и уровни деятельности // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1978. № 2. С. 3-13.
Маланов С.В. Методологические и теоретические основы психологии: Учебное пособие. Москва- Воронеж. 2005.
Методологические и теоретические проблемы психологии / Отв. ред. Е. В. Шорохова. М., 1969.
Никандров В.В. Методологические основы психологии. Учебное пособие.- СПб.: Речь, 2008. – 235 с.