Психологическая готовность к школе
Один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства – психологическая готовность к обучению в школе. Это сложный комплекс физилогоических и психологических качеств.
Характеристика психологической готовности ребёнка к школе.
Социальная готовность
А Желание учиться в школе, сформированность внутренней позиции школьника
1.Ребёнок хочет учиться в школе.
2.Особого желания идти в школу пока нет.
3.Идти в школу не хочет.
Б Умение общаться с взрослыми и сверстниками, самооценка
(Будущий первоклассник должен чувствовать дистанцию между собой и взрослым, н-р учительницей, иметь представления о правилах общения. Не имеющий таких представлений ребёнок может встать во время урока и, собирая портфель, сказать: ”Всё, больше сегодня не хочу учиться, надоело, пойду домой”. А на замечание ответить: ”Ты злая, не хочу у тебя учиться”. Это не непосредственность, не раскованность (так склонны оправдывать такого ребёнка родители), а недостаточное развитие: ребёнок ещё не научен жить по правилам. Со сверстниками ребёнок должен уметь устанавливать контакты,воспринимать их как пвртнёров,соблюдать правила в игре. Главный показатель личностной готовности ребёнок к школе - это его самооценка. Ведь практически у всех школьников с трудностями в обучении самооценка занижена, ребёнок думает о себе “Я плохой”. Это тем более тревожно,что обычно старшим дошкольникам и младшим школьникам свойственна завышенная самооценка, т.е ребёнок думает о себе “Я могу всё, я - победитель, весь мир у моих ног, меня все любят.”Именно с такими мыслями и с таким настроением дети должны прийти в школу.А заниженная самооценка - это результат постоянного давления взрослых, их недовольства малыми успехами ребёнка,его дурным поведением,прилежанием и т.д. Неодобрение взрослых рождает неуверенность,а неуверенность приводит к новым неудачам - и круг замкнулся.)
1.Достаточно легко вступает в контакт, правильно воспринимает ситуацию, понимает её смысл,адекватно себя ведёт.
2. Контакт и общение затруднены,понимание ситуации и реагирование на неё не всегда или не совсем адекватны.
3. Плохо вступает в контакт,испытывает сильные затруднения в общении, в понимании ситуации.
В Организованность поведения
1.Поведение организованное.
2.Поведение недостаточно организованное.
3.Поведение неорганизованное.
Развитие школьно-значимых психофизиологических функций
Г Фонематический слух,артикуляционный аппарат
1. Нарушений в фонематическом строе речи, в звукопроизношении нет, речь правильна, отчётлива.
2. В фонематическом строе речи, в звукопроизношении есть заметные нарушения (необходимо обследование логопеда).
3.Ребёнок косноязычен (необходимо наблюдение логопеда).
Д Мелкая моторика
1. Рука развита хорошо, ребёнок уверенно владеет карандашом.
2. Рука развита недостаточно хорошо, карандашом ребёнок работает с напряжением.
3. Рука развита плохо, ребёнок плохо работает карандашом.
Ж Зрительно-моторная координация
1. Правильно воспроизводит зрительно воспринимаемый образец (с классной доски или с тетради).
2. Зрительно воспринимаемый образец воспроизводит с незначительными искажениями.
3.Зрительно воспринимаемый образец воспризводит с грубыми искажениями.
Развитие познавательной деятельности
З Кругозор
1.Представления о мире достаточно развёрнуты и конкретны, ребёнок может рассказать о стране, о городе, в котором живёт, о животных и растениях, о временах года.
2.Представления достаточно конкретны, но ограничены непосредственно окружающим.
3.Кругозор ограничен, знания даже о непосредственно окружающем отрывочны и бессистемны.
И Развитие речи
(При определениии речевого развития оценивается: запас слов и умение правильно подобрать слова; способность правильно строить предложения; грамматическая правильность речи (падежи,единственное и множественное число и т.п.); понимание(способность правильно оценить и понять ситуацию,составить короткий рассказ); способность понимать вопросы и пространно отвечать на них; качество произношения звуков и артикуляции; темп речи )
1. Речь содержательна, выразительна, грамматически правильна.
2. Ребёнок затрудняется в поиске слов, в выражении мыслей, в речи встречаются отдельные грамматические погрешности,она недостаточно выразительна.
3. Слова приходится вытягивать, ответы чаще всего односложные, в речи много ошибок (нарушены согласование, порядок слов, не закончены предложения).