Механизмы лечебного действия групповой психотерапии
С. ЛЕДЕР, Т. ВЫСОКИНЬСКА-ГОНСЕР (S. LEDER, Т. WYSOKINSKA-GASIOR)
ВВЕДЕНИЕ
Не подлежит сомнению, что популярность групповой психотерапии, ее широкое применение в лечебной практике значительно опередили развитие знаний о происходящих в группе явлениях, механизмах, оказывающих терапевтическое воздействие на ее участников. В истории отставание теории от практики не является редким явлением. Для удовлетворения существующих практических и социальных потребностей довольно часто использовались различные лечебные методы, опирающиеся на довольно туманные теоретические положения, которые оказывались с течением времени в свете новых научных данных иллюзорными либо всего лишь промежуточными.
Многочисленные клинические наблюдения, высказывания самих пациентов позволяют сделать, казалось бы, оптимистический вывод о лечебном действии психотерапевтических групп. Сформулированные в виде утверждений или предположений, они находят отражение во многих публикациях, перекочевывают из одного учебного пособия в другое, часто не получая однозначного подтверждения в экспериментальных и корреляционных исследованиях. Отсутствие однозначного подтверждения в систематических научных исследованиях связано с трудностями как теоретического, так и методологического характера. Группа, ее временная динамика, изменяющаяся личность, подверженная групповым воздействиям, представляют сложный предмет для исследования.
I. Yalom (1980) считает, что механизмы действия
психотерапевтических групп и их лечебные возмож
ности можно исследовать 3 способами: провести опрос
пациентов, прошедших курс групповой психотерапии;
3 Заказ № 1244 65
исследовать опыт и теоретические знания групповых психотерапевтов и, наконец, верифицировать в систематических экспериментальных и корреляционных исследованиях определенные теоретические гипотезы.
Ценность первого источника данных, т. е. высказываний самих пациентов, ограничена несколькими существенными факторами. Они могут зависеть от слишком эмоционального отношения к психотерапевту или лечебному учреждению, от боязни выглядеть в неблагоприятном виде или от того, что, формулируя ответы, пациент использует понятия, отличающиеся от понятий, соответствующих исследовательским целям. Подобные ограничения отражаются и на заключениях психотерапевтов, пытающихся определить, какие факторы оказывают наибольшее влияние на изменения и улучшения состояния у пациентов. Более существенным, однако, является то, что в своей лечебной практике психотерапевты руководствуются определенными теоретическими положениями для обоснования применяемых ими методов и выявления их эффективности. Определение переменных в терапевтической концепции, признание a priori их важности затрудняет one-рационализацию и эмпирическую проверку данных переменных в рамках теоретической модели. Развитие процесса определения лечебных особенностей группы выявляет недостаточность взятых на вооружение теоретиками и исследователями концепций, созданных для выяснения сущности, целесообразности и результатов воздействия в рамках диады пациент — психотерапевт и не учитывающих группового контекста. Представляется необходимым выделение лечебных особенностей психотерапевтической группы, являющихся для нее уникальными и не зависящих от системы понятий, определяющих точку зрения психотерапевта. Существование подобных особенностей подтверждает тот факт, что психотерапевты, имеющие различные теоретические установки и использующие при лечении различные процедуры и техники, тем не менее добиваются одинаковых результатов. Уточнение того, каким образом и благодаря каким факторам группа помогает пациенту и вызывает у него определенные изменения, могло бы облегчить групповому психотерапевту, независимо от «идеологических убеждений», планирование и использование оптимальных методов воздействия для достижения намеченных целей, поз-
волило бы ему избежать игнорирования важных для лечения явлений и групповых механизмов.
Существуют различные взгляды при ответе на вопрос, кто главным образом лечит: группа как единое целое, психотерапевт или каждый участник группы. В работах, рассматривающих вопросы, что и как воздействует в психотерапевтической группе, авторы в различной степени учитывают три упомянутых источника данных.
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
Одними из первых попытку ответить на поставленный выше вопрос предприняли R. Corsini и В. Rosenberg (1955). Авторы проанализировали взгляды и сопоставили точки зрения различных исследователей. Из 300 статей на тему групповой психотерапии, появившихся до 1950 г., они выделили 175 соответствующих понятий, а затем с помощью семантического и клинического анализа сгруппировали их, образовав 9 категорий. Выделенные таким образом лечебные механизмы психотерапевтической группы они попытались рассмотреть применительно к трем основным формам функционирования человека: познавательной, эмоциональной и поведенческой. В группу познавательных механизмов авторы включили: участие в роли зрителя (spectator therapy), универсализацию, интеллектуализацию (получение знания); к эмоциональным механизмам отнесли акцептацию, альтруизм, перенесение; к поведенческим — проверку действительности, вентилирование, интеракции. Как важные, но не вклю-енные в упомянутые группы упоминались следующие факторы: суггестия, авторитет психотерапевта и других участников, доверие к психотерапевту, соперничество, напряжение, проблемы, успокоение и заинтересованность.
В исследованиях В. Berzon и соавт. (1963) источником информации были пациенты. Они должны были указать, какие события или групповые явления в ходе психотерапии оказали наиболее существенное и благотворное воздействие. Пациенты перечислили эти факторы в такой последовательности: 1) осознание новых фактов; 2) понимание своего сходства с другими; 3) переживание положительных эмоций по отношению к другим; 4) восприятие себя «глазами» других; 5) самовыражение в группе; 6) проявление искрен-
ч* 67
ности, смелости, открытости; 7) проявление чувств окружающими; 8) понимание со стороны других; 9) переживание в группе чувства близости, теплых отношений; 10) проявление эмоций.
В исследованиях Н. Dickoff и М. Lakin (1963) были выявлены следующие факторы: 1) поддержка; 2) подавление; 3) инсайт.
I. Yalom (1970) в своей работе сделал попытку свести воедино и использовать три типа исследовательских подходов и на их основе выделил 12 лечебных факторов, играющих главную роль в психотерапевтической группе. Чтобы проверить, разделяют ли члены группы оценку действия факторов психотерапевтами, I. Yalom использовал выделенные факторы при оценке 20 амбулаторных пациентов с невротическими расстройствами или нарушениями личности, которые прошли курс групповой психотерапии в течение 18— 22 мес. Оценка производилась по 7-балльной шкале с использованием метода Q-сортировки; были учтены 60 ответов, по 5 для каждого из 10 факторов. Оценка была дополнена данными из индивидуальных интервью. Оцениваемые факторы были сходны с описанными R. Corsini и В. Rosenberg: 1) вселение надежды; 2) универсальность; 3) предоставление информации; 4) альтруизм; 5) коррективная рекапитуляция основной семейной группы; 6) развитие техник социализации; 7) подражание; 8) межличностное научение; 9) групповая сплоченность; 10) катарсис; 11) экзистенциальные факторы.
После получения данных от пациентов очередность факторов выглядела следующим образом: 1) получение обратной связи от участников группы; 2) отреаги-рование (получение навыков соответствующего адресования и проявления эмоций, особенно отрицательных); 3) групповая сплоченность; 4) инсайт (главным образом с точки зрения выявления собственных положительных черт); 5) предоставление обратной связи участникам группы; 6) осознание экзистенциальных аспектов бытия; 7) универсальность; 8) вселение надежды; 9) альтруизм; 10) коррективная рекапитуляция основной семейной группы; 11) ведение группы; 12) идентификация.
Из установленной пациентами очередности факторов следовало, что относительно большее значение они придавали межличностному научению, выражению эмоций и чувству сплоченности. Тот факт, что оценка
первых двух факторов была высокой, особенно у пациентов, успешно закончивших лечение, позволил I. Yalom предположить, что эмоциональные переживания оказывают особенно благотворное воздействие на больного, если они дополнены интеллектуальным анализом.
Т. Butler и A. Fuhriman (1983) подвели итоги проведенных за последние 10 лет 12 исследований значения лечебных факторов в групповой психотерапии. Пациенты, принимавшие участие в группах различного типа, оценивали значения 12 факторов I. Yalom с помощью специально разработанной анкеты. Выявилось полное совпадение по отношению к факторам, получившим в исследованиях высшую оценку. Участники психотерапевтических амбулаторных и «возрастных» групп более высоко оценивали следующие факторы: инсайт, катарсис, межличностное научение, т. е. получение и предоставление обратной связи. На последующие места пациенты поставили универсальность и групповую сплоченность. Самую высокую оценку у стационарных и амбулаторных пациентов получил фактор групповой сплоченности. Из вышеизложенного следует, что на оценку значения лечебных факторов оказывают влияние такие переменные, как тип пациентов, цели и структура группы.
В другой работе I. Yalom (1973) на материале наблюдений над 209 участниками студенческих групп «встреч» выделил следующие факторы, вызывающие положительные изменения: 1) проявление «интенсивных» чувств; 2) аутоэкспрессия; 3) переживание сильных эмоций; 4) познавательное научение; 5) сплоченность; 6) альтруизм; 7) наблюдения за переживаниями других; 8) нахождение сходства; 9) получение советов; 10) подражание другим; 11) экспериментирование с новыми формами поведения; 12) вселение надежды.
В своих теоретических выводах о лечебных особенностях группы I. Yalom (1970) выделяет фасад («front») и сущность («core») психотерапевтических групп. Фасад создают используемые техники и формы активности, терминология и вся «аура» психотерапевтической школы. Сущностью терапевтического воздействия являются механизмы, которые обусловливают изменения, наблюдаемые у участников группы. I. Yalom назвал их лечебными факторами («curative factors»). Группы, кажущиеся по формальным разли-
чиям неодинаковыми, могут оказывать влияние на участников в результате использования идентичных механизмов. Действие этих механизмов может быть модифицировано такими переменными, как тип терапии, фаза развития группы, ее состав, внетерапевти-ческие факторы. Имеют значение и «фасадные» особенности, олицетворением которых является психотерапевт. В зависимости от уровня своей профессиональной подготовки и личного стиля он может повышать лечебный потенциал группы. Необходимо видеть различия этих двух групп факторов и пользоваться ими в соответствующих пропорциях.
М. Lapinski и соавт. (1973) пишут об «особых групповых процессах», которые благоприятствовали «интересам» пациентов, а именно: 1) участие в группе, являющееся основным для приобретения коррективного социального опыта; 2) заинтересованность, симпатия и толерантность; 3) свободная экспрессия; 4) коррективный эмоциональный опыт; 5) инсайт; 6) проверка действительности.
S. Kratochvil (1978) сопоставил и сравнил существующие в литературе классификации лечебных факторов психотерапевтической группы. Он признал важными следующие факторы: 1) участие в работе группы; 2) эмоциональная поддержка; 3) помощь другим; 4) самоэксплорация; 5) отреагироваиие; 6) обратная связь; 7) инсайт; 8) коррективный эмоциональный опыт; 9) проверка и тренинг новых способов поведения; 10) получение новой информации и социальных навыков.
Иную методику применили М. Lieberman и соавт. (1969), Т. Kaul и R. Bednar (1978). Используя определенные критерии, они провели анализ потенциальных лечебных возможностей небольшой психотерапевтической группы. Из многих характеристик малых групп, признанных важными социальными психологами, М. Lieberman выделил шесть, являющихся уникальными для такой группы и вызывающих изменение у участников: 1) способность вызвать чувство принадлежности и вовлеченности; 2) способность группы контролировать, наказывать и поощрять участников; 3) способность группы определять действительность (реальность) для каждого члена; 4) способность группы вызывать, проявлять и высвобождать сильные эмоции; 5) происходящее в группе распределение власти и влияния; 6) способность группы созда-
вать основы для социальных сравнений и обмена информацией.
Т. Kaul и R. Bednar считают, что характерной особенностью групповой психотерапии, в отличие от индивидуальной, является механизм научения, проявляющийся в ходе группового процесса. Авторы указывают на следующие механизмы научения в группе: 1) путем участия в развивающейся социальной микроячейке; 2) в результате конфронтации и согласования точности оценок и взглядов; 3) путем интеракций с окружающими в ситуации как оказывающего, так и получающего помощь.
Выступающие различия проявляются в оценках количественных и качественных особенностей лечебных факторов психотерапевтических групп. Они обусловлены самим фактом использования различных критериев, различных теоретических подходов и исследовательских методов. С однородными критериями мы встречаемся в классификациях М. Lieberman и Т. Kaul. Используя метод индукции и определенные теоретические предпосылки (М. Lieberman — теорию малых социальных групп, Т. Kaul и R. Bednar — теорию научения), авторы создали однородную последовательную классификацию. Однако в силу обстоятельств они были вынуждены ограничиться только определенным классом явлений.
Другие авторы, используя разнообразные данные и материалы клинических наблюдений, стремятся в своих классификациях учитывать как можно большее число факторов, ответственных за лечебное воздействие группы. В основе их классификации лежат различные критерии, поэтому выделенные таким образом факторы имеют неоднородный характер. Обращает на себя внимание неоднозначность поставленных в один ряд категорий. Одни из них выступают на первый план, исполняют роль более существенных, основных по отношению к остальным, другие имеют более абстрактный или спекулятивный характер. Эти различия выступают, например, при сравнении «интерперсонального научения», «предоставления и получения информации» или «групповой сплоченности» и «альтруизма».
Довольно трудно выделить и обозначить все характеристики и групповые явления, которые могут выступать в роли лечебных факторов. Чтобы решить эту задачу, необходимо обозначить исходную теоре-
тическую позицию, определить принципы и критерии выделения их отдельных категорий.
Такая попытка была предпринята с использованием метода системного анализа, где группа рассматривалась как целостная система и одновременно учитывались особенности составляющих ее индивидов. Потом дается характеристика функционирования системы и составляющих ее частей с учетом их динамической взаимозависимости. В качестве примера могут быть названы модели групповой активности, предложенные R. Vinter (1965, 1974), A. Lang (1972), R. Tompkins и F. Gallo (1978). По мнению этих авторов, понятийные модели должны дать ответ на вопросы о целях активности группы, выполняемых ею функциях, методах работы и фазах развития. Эти исследователи являются социальными психологами, указанные модели действуют в группах, которые занимаются социальной терапией, где все усилия направлены на предотвращение или ликвидацию неблагоприятного функционирования обездоленных или отвергнутых обществом индивидов. Терапевтическая группа понимается как малая социальная система, и действующие в ней силы сознательно и планомерно используются в целях достижения перемен у каждого из членов группы. Чтобы стать эффективным орудием изменения индивидов, группа сама должна претерпевать изменения. Они совершаются в результате интеракций между членами группы и между участниками и руководителями группы. Руководителю отводится роль инициатора и стимулятора активности группы и вместе с тем посредника.
С этой целью он должен выявить характер проблем у отдельных членов группы, оказать на них как непосредственное, так и опосредованное воздействие путем влияния на такие происходящие в группе процессы и явления, как структура и культура группы с ее нормами, системой ценностей, целями; ролевая игра; постановка и выполнение заданий; решение проблем; отношения с окружающими. В группах подобного типа выделяют 4 рода целей: цели руководителя по отношению к отдельным участникам; инструментальные цели психотерапевта в отношении группы, касающиеся ее структуры и происходящих в ней явлений, направленные на усиление ее воздействия и оптимизацию условий для появления изменений; цели участников по отношению к себе; общие цели всей группы. Цели
могут не совпадать друг с другом, задача руководителя группы заключается в их согласовании и гармонизации.
В моделях A. Lang и особенно R. Tompkins четко проявляется тенденция к подчеркиванию взаимосвязи" между индивидом, малой группой и сообществом, каждый член этой триады рассматривается как система с выделением в ней определенных подсистем. Функционирование каждой подсистемы возможно в результате интеракций с двумя другими элементами триады.
Следующую попытку создания модели малых групп на основе метода системного анализа предпринял G. O'Connor (1980). Исходя из иерархического строения группы, он выделил индивидуальные переменные (характеристики отдельных индивидов в группе и их поведения) и переменные системы (характерные черты группы как единого целого и групповые явления — так называемые эпизоды). Индивидуальные переменные, как переменные низшего порядка, входят в структуру переменных высшего порядка, т. е. групповых переменных. Принимая во внимание структуральные черты в сравнении с процессуальными, автор выделяет относительно устойчивые личностные характеристики индивидов и относительно устойчивые характеристики группы, такие как ее цели, нормы, роли, заданные функции, атмосфера работы. Среди динамичных характеристик автор выделяет переменные поведения индивидов и «групповых эпизодов» — явлений и событий, происходящих во всей группе. G. O'Connor считает, что лечебные особенности группы следует искать именно в групповых «эпизодах». К этой категории переменных он относит также «групповую культуру» или «общие эмоциональные состояния» W. Bion, «лечебные факторы» I. Yalom, «фокальные конфликты» D. Whitaker и М. Lieberman и т. п.
СОБСТВЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Мы полагаем, что суть психотерапевтического процесса, вызывающего в ходе воздействий и интеракций определенные положительные изменения у пациента, состоит в научении. В психотерапевтическом процессе можно выделить две фазы, цели, функции, характер научения, механизмы воздействия которых противоположны. В первой фазе цель психотерапии заключается в удовлетворении потребностей и ожиданий пациента,
улучшение его самочувствия — главная функция происходящих явлений. Пациент получает информацию, ему оказывают поддержку, в результате чего происходят изменения его психофизиологического состояния, т. е. проявляется плацебо-эффект. Механизмом, обусловливающим достижение этого результата, является процесс пассивного научения. Во второй фазе участники стремятся достигнуть цели, поставленные перед ними психотерапевтами. Изменение личности является конечной целью пациентов, страдающих невротическими расстройствами; изменение установок — цель пациентов, имеющих другие расстройства. Функция этой фазы — достижение у индивида более обширных изменений, они происходят в результате проблемного научения, которое благоприятно отражается на процессе активного переучивания пациента [Leder S. et al., 1966; Leder S., 1971].
Переучивание является социальным процессом, оно может проходить в терапевтической ситуации с участием двух человек или группы. Данные.по психологии малых групп свидетельствуют, что группа является более эффективным инструментом, контекстом для научения и действия, чем ситуация и отношения в рамках диады. Присутствие других участников повышает уровень мотивации индивида при выполнении заданий и вовлечении в определенную активность; суждения и оценки группы точнее, чем у индивида, группа предоставляет большее число правильных решений, ее научение проходит быстрее, в ней больше возникает оригинальных замыслов, она с большей степенью риска принимает решения [Shaw M., 1974].
Результаты не вытекают автоматически из групповой активности, они связаны и зависят от определенных характеристик членов группы (в том числе руководителя группы) и происходящих в ней процессов и явлений. Различные теоретические модели, например R. Vinter и G. O'Connor, помогают понять закономерности, свойственные малым группам, и могут быть полезны для выяснения характера лечебных факторов, действующих в данных группах. Это связано с тем, что концептуальной основой этих моделей являются, с одной стороны, теоретические принципы функционирования индивида и происходящих в нем изменений (в том числе улучшения процесса научения), с другой,— концепции социальной психологии с ее богатым теоретическим и эмпирическим запасом знаний о ма-
лых социальных группах и их отношениях с обществом, Независимо от принятой психотерапевтической модели очень важно по теоретическим и практическим соображениям попытаться определить, какие выводы вытекают из закономерностей функционирования малых групп для процесса научения, организованных для терапевтической деятельности и достижения лечебных результатов. Мы исходим из убеждений, что общие особенности малых групп, проявляющиеся в них закономерности имеют настолько универсальный характер, что применимы и в психотерапевтических группах, могут служить основой для выдвижения исследовательских гипотез и руководством в деятельности психотерапевтов.
Психотерапевты и лечебные учреждения организуют психотерапевтические группы, чтобы вызвать у пациентов благотворные и лечебные изменения, с этой целью они применяют психотерапевтические методы, используя в качестве инструмента групповой контекст и происходящие в группе явления и процессы. Терапевтическая идеология определяет, какие изменения признаются важными, передается пациентам в форме определенной системы ценностей, вытекающих из нее целей активности группы, принципов и форм их достижения. Используя терминологию социальной психологии, можно сказать, что речь идет об общих целях, нормах, структуре и решении задач. Мы покажем значение этих и других характеристик и групповых явлений для протекания психотерапевтического процесса в группе, выделим структуральные и процессуальные аспекты.
Групповые цели
Организаторы психотерапевтических групп чаще всего не ставят участников в известность о целях группы. Акцептация их членами группы создает основу для терапевтической активности. Определенная направленность действий позволяет участникам понять смысл и осознать значение групповых действий, удовлетворяет индивидуальные потребности, особенно при совпадении индивидуальных и групповых целей.
Достижение отдаленных целей облегчается в результате сознательного выбора промежуточных, этапных (преимущественно инструментальных) целей, i относящихся к групповым явлениям и структуре груп-
пы, описания желаемой активности при работе над заданиями и их содержанием. Иногда общие цели психотерапевтических групп рассматриваются в качестве дополнения или развития процесса социализации индивида при одновременном достижении им полной интеграции и тождественности. Чаще всего говорится об изменениях и коррекции поведения пациентов для более творческого, счастливого, умелого и здорового функционирования.
Психотерапевты в своей деятельности стремятся вызвать изменения в личностном и межличностном функционировании, причем это может касаться изменения функционирования в познавательной, эффективной или поведенческой сфере.
В сфере внутриличностной могут быть достигнуты изменения познавательного характера — в определенной (ценностной) установке, аффективного характера — принятие самого себя и поведенческого характера — усвоение действий, приносящих удовлетворение.
В межличностной сфере целью может стать на познавательном уровне — изменение социальной перцепции, на аффективном — достижение чувства удовлетворения в отношениях с людьми, на поведенческом уровне — приобретение социальных навыков. Реализация этих целей происходит в рамках общей групповой активности. В процессе восприятия, размышлений и переживаний участники проявляют внутриличностную активность. Устанавливая интеракции с членами группы, пациенты проявляют межличностную активность. Участвуя в решении задач и проблем, они проявляют заданную активность. Когда пациенты стремятся удовлетворить свои индивидуальные потребности, лежащие в социально-эмоциональной сфере, большинство из них руководствуется желанием уменьшить свои страдания, улучшить самочувствие, избавиться от трудностей в отношениях с окружающими и в социальном функционировании.
Осознание и согласование этих и многих других, специфических для отдельных участников целей может способствовать появлению чувства принадлежности к коллективу, где у всех участников идентичные недомогания, трудности и проблемы. Подобная ситуация чаще всего благотворно воздействует на процесс лечения в результате появления взаимопонимания, положительных эмоций, поддержки, солидарности и взаи-
модействия. Они возникают в группе как результат научения и становятся условием, облегчающим дальнейшее протекание терапевтического процесса в форме активного переучивания.
Групповые нормы
Для достижения этапных целей, к. которым относятся взаимодействие и понимание, члены группы должны создать или акцептировать привнесенные извне нормы. Совокупность таких принципов (норм), регулирующих способы функционирования группы и поведения отдельных участников, является средством, обеспечивающим правила действий, специфические для данной группы. Нормы в ходе развития группы могут претерпевать изменения, особенно при возникновении новых проблемных ситуаций, но без их согласований не может быть организованной активности. Введение норм и их признание может протекать постепенно, быть процессом более или менее «артикулированным», мерой же интернализации членами группы становится усилие, прилагаемое группой для их сохранения или защиты, в оказании давления на индивидов, не подчиняющихся этим нормам.
Целесообразность установления норм легче обосновать, если в группе происходит свободный обмен мнениями и аргументами, если группа должна защищать свои нормы от давления извне. Полная интер-нализация норм членами группы происходит, если группа осуществляет руководящие и контролирующие функции по отношению к отдельным членам, если их поведение приводится в соответствии с принятыми установками. В процессе усвоения норм используются наказания и поощрения в виде неодобрения или акцептации, а также подражания и познавательного научения.
Структура группы
На возникновение подобных явлений и ход процесса научения благотворное влияние оказывает группа с небольшим численным составом — при численности свыше десяти человек уменьшается возможность непосредственного контакта «лицом к лицу», снижается активность участников; сокращается время, посвящаемое группой отдельным членам; уменьшается число
выражаемых мнений и дискуссий. Возрастает чувство скованности и неуверенности, увеличивается вероятность возникновения подгрупп. При небольшом числе членов группы все могут расположиться по кругу, что облегчает создание оптимальной коммуникативной сети, когда каждый участник может обратиться к любому другому члену группы («common-all-channel»). Подобная сеть обеспечивает оптимальные условия для общения, приносит участникам удовлетворение, способствует согласованию и реализации заданной активности, налаживанию эмоциональных связей, появлению чувства групповой принадлежности.
Достижение намеченных целей и усвоение системы ценностей и групповых норм происходит одновременно с процессом формирования и трансформации отношений между участниками. Первоначально существует определенная формальная структура, в рамках которой каждый индивид — психотерапевт и пациент — играет определенную роль, удовлетворяя ожидания участников и реализуя свои стремления и потребности. При такой структуре каждый участник, кроме психотерапевта, является пациентом, вступившим в группу по той же причине, что и остальные, и питающим одни и те же надежды на облегчение страдания и получение помощи в решении трудных проблем. Формальная роль члена группы делает похожими цели всех участников, предоставляет им равные возможности и права, накладывает на них одинаковые обязанности как на предоставление, так и на получение помощи. Каждый член становится равноправным участником; он чувствует, воспринимает, оценивает, выполняет задания и решает проблемы, удовлетворяет свои и чужие потребности, осуществляя тем самым две функции группы — инструментальную и социально-эмоциональную.
Выполнение подобных задач-функций связано с существованием в группе другой структуры — неформальной. Она складывается гораздо медленнее формальной, поскольку определяется интерперсональным выбором, в такой структуре индивид занимает отведенную ему позицию в иерархии популярности и авторитета, власти и престижа, для него характерна определенная степень умения осуществлять контроль и воздействовать на участников, он может исполнять разнообразные функции и роли (например, лидера,' спутника, эксперта, стимулятора, медиатора, обыкно-
венного человека, «козла отпущения», девианта, монополиста, «звезды», ребенка и т. п.).
В процессе формирования формальной и неформальной структуры и их интерференции могут возни-, кать конфликты. Конфликт, превращающийся в проблему, группа пытается разрешить в ходе дискуссии и кларификации причин возникшей ситуации. Часто это означает борьбу между частью группы и ее неформальным лидером и психотерапевтом, результат подобной конфронтации имеет существенное значение для дальнейшей судьбы функционирования группы. В таких случаях дискуссия часто ведется для выяснения и понимания такого явления, как соперничество. Она способствует выяснению вопроса, насколько существующая структура облегчает реализацию целей, стоящих перед группой. В такой ситуации обсуждаются также члены группы, занимающие самое высокое и самое низкое положение в неформальной структуре, что при использовании таких техник, как, например, behind-the-back, психодрама, может представить участникам много дополнительной, информации о таких явлениях, как существование подгрупп, соперничество, использование, манипулирование и т. п.
В ходе изменения структуры участники осознают свою роль и то, что они ее исполняют. У них есть возможность для разрешения конфликтов, возникающих между лицами, исполняющими в группе полярные роли (например, лицом, побуждающим к активности, и тормозящим ее, когда индивид играет роль психотерапевта и равноправного участника). Участники имеют возможность выбора роли и манеры ее исполнения.
Развитию этого процесса способствует показ участникам способов их восприятия другими членами, предоставление обратной связи, конфронтация различных способов восприятия и оценки, выдвижение способов решений, поиски путей соглашения. Используемые техники и психотерапевтические процедуры, такие как психодрама, ролевая игра, поведенческий тренинг, интенсифицируют названные групповые процессы, помогают пациентам изменить свое поведение, переживания, тип мышления, внести свой вклад в решение общей задачи, ролевую коррекцию и расширение репертуара ролей.
Атмосфера в группе
Царящий в группе климат и эмоциональная атмосфера формируются и меняются в зависимости от нормативного давления группы, внутригрупповых конфликтов, неудовлетворения определенных потребностей и сдерживания устремлений отдельных участников. Возникающее в результате этих явлений напряжение может сыграть как положительную, так и отрицательную роль. Когда ведется борьба (за лидерство, между подгруппами или против психотерапевта) или царит неприязнь, разочарование, наблюдается отказ от используемой формы психотерапии, проявляются другие отрицательные эмоции (например, в связи с неизбежной акцептацией норм, предполагающих рассказ об интимных отношениях, биографии, «обнажение»), холодная, враждебная атмосфера может дезорганизовать работу группы и привести к ее распаду. И, наоборот, оптимальный уровень напряжения может способствовать более эффективной работе над проблемами, успешному протеканию научения, переходу к следующей фазе развития. Когда в группе происходит сопоставление существующих точек зрения и их конфронтация, появляется возможность для выражения и проявления эмоций, проведения самоанализа, своевременного разрешения конфликтов, когда групповые нормы благоприятствуют открытому общению и коммуникабельности, по мере усиления сплоченности группы растет вероятность -положительных изменений у ее участников.
Процессы, вызывающие в группе действие центробежных и центростремительных сил, доминирующая в ней атмосфера, происходящие изменения характера интеракций и отношений между участниками, успехи в выполнении заданий и решений социальных и эмоциональных проблем определяют способность группы вызывать у ее членов эмоции и аффективные переживания. Появляется возможность почувствовать и проанализировать влияние эмоций на поведение и отношения с окружающими, на самочувствие и симптомы, испытать различные способы регуляции недостаточного или чрезмерного переживания эмоций, тормозящих или дезорганизующих процессы мышления и деятельности. Среди этих вариантов к наиболее эффективным относятся отреагирование и так называемый «коррективный эмоциональный опыт», анализ причин
и следствий проявленных чувств и связанных с ними типов поведения. Эти процессы в числе многих других могут способствовать научению более сознательному управлению своими эмоциями, что способствует оптимальному взаимодействию эмоций с интеллектуальными процессами.
Состав группы
Группа состоит из индивидов, отличающихся по демографическим признакам (возраст, образование, профессия и т. д.), диагнозу, индивидуальным характеристикам. Две последние категории имеют важное значение для функционирования группы. Каждый пациент приходит в группу со своим опытом, ценностями, надеждами, устремлениями, потребностями, суждениями, способностями, характером расстройств, стилем интеракций, с присущими ему видами психологических адаптационных механизмов, противоположными социальными и интеллектуальными навыками. Исходя из имеющегося у него опыта, часто на основе фрагментарного или поверхностного восприятия сходства со значимыми лицами индивид приписывает отдельным участникам определенные особенности, соответствующим образом относится к ним и соответственно на них реагирует.
Отличаясь уровнем активности в интеракциях и акцептации иерархической структуры, степенью проявления интереса к окружающим, популярностью и авторитетом, устойчивостью к действию стресса и фрустации, стремлением к лидерству или зависимости, индивиды создают сложную сеть взаимоотношений, подвергающихся постоянным изменениям. Это означает, что состав группы влияет на поведение отдельных членов и психотерапевта и ее функционирование, а также на процесс научения, играющий важную роль, но по-разному протекающий у участников. У одних отмечается главным образом пассивное усвоение знаний путем подражания, у других наблюдается накопление предоставляемой информации, у третьих научение происходит в результате исследовательской деятельности в процессе самостоятельной работы (главным образом в рамках познавательного научения).
Существующие сходства и различия между участниками в свою очередь могут вызвать противоположные последствия, в зависимости от цели группы и
стоящих перед нею задач. Так, например, небольшую гетерогенную группу можно упрощенно рассматривать как социальную микроячейку, в которой отражаются отношения и проблемы, существующие во внетерапев-тических социальных группах. В такой группе легче добиться изменения установок у ее членов путем индивидуального научения, в ней чаще используется анализ поведения в конфликтных ситуациях, психотерапия в известной степени носит более глубокий характер, способствует изменению типов поведения, усвоению новых знаний и социальных навыков, решению проблем, особенно в сфере межличностных отношений. В гомогенных группах научение облегчается имитацией и активным моделированием, соответствующим дозированием наказаний и поощрений.
В зависимости от состава и характера групп научение происходит путем участия в работе, нацеленной на решение проблем отдельных пациентов (например, в закрытых и семейных группах), или в результате проблемной активности, касающейся функционирования группы (например, в социотерапевтических группах или в большой группе). В таких группах проще выделить и показать участникам существование фаз проблемной активности: ориентация, оценка и контроль.
Система руководства
Функции и роль руководителя группы связаны с ее целями и потребностями, социальным и культурным контекстом, в котором действуют участники, поэтому роль и характеристики формального лидера не во всех группах одинаковы. Подготовка и выполнение заданий в малых психотерапевтических группах связаны, однако, с личностью психотерапевта и осуществляемой им системой руководства.
При автократическом типе руководства деятельность психотерапевта сконцентрирована на индивиде, он использует по существу индивидуальную психотерапию в группе. В таких случаях психотерапевт чаще всего не замечает и не понимает механизмов функционирования группы, в целом он не использует их сознательно в лечебных целях, иногда даже противодействует их влиянию. Коммуникативная сеть в таких группах имеет ограниченный характер, самым важным элементом являются интеракции между пси-
хотерапевтом и пациентом. Поэтому очень часто происходит снижение инициативности, активности и вовлеченности участников, что отражается на результатах научения. Однако подобный тип руководства может успешно применяться для достижения ограниченных целей в определенных группах, например психотических пациентов.
При использовании демократического метода ведения группы психотерапевт сосредоточивает усилия на группе. Он относится к пациентам как индивидам, способным к развитию и принятию самостоятельных решений. Руководитель высоко ценит активность участников, их многочисленные взаимодействия. Такой тип руководства более эффективен при ведении групп, состоящих из пациентов с меньшим количеством симптомов и ограниченным характером расстройств.
Промежуточная ориентация исходит из положения, что в психотерапевтической ситуации функционирует два тесно связанных между собой элемента (подсистемы) — личность и группа, взаимозависимые и взаимодействующие друг на друга. Это означает, что, учитывая такие переменные, как состав, численность, цели, индивидуальные потребности, атмосфера и т. п., психотерапевт структурирует ход занятий и делает упор на инструментальные или индивидуальные задания, предоставляет информацию и способствует ее обращению с использованием взаимных интеракций • всех участников. В зависимости от этапа развития группы психотерапевт старается изменять и модифицировать характер существующей системы руководства.
Если на начальном этапе создания группы не уточнены цели и формы работы,, не акцептированы нормы ее деятельности, то полнейшая пассивность психотерапевта, отсутствие лидера и структурирования ситуации вызывают фрустацию ожиданий и потребностей пациентов, что может привести к чрезвычайному росту напряжения в группе. В начальной фазе психотерапевт является авторитетом и экспертом, источником опеки и помощи, поэтому он обязан хотя бы частично удовлетворять надежды и чаяния участников, проявлять понимание, симпатию, доверие, акцептацию, вселять в них уверенность в том, что вместе с остальными членами группы он желает и сумеет им помочь.
Наряду с разъяснениями психотерапевт оказывает
поддержку, защищает от чрезмерной критики, помогает в трудных ситуациях, координирует дискуссию и подводит ее итоги. Таким образом, он создает в группе атмосферу безопасности, играет роль опекуна и поверенного.
На последующем этапе психотерапевт побуждает участников к анализу происходящего в группе, клари-фикации внутригрупповых отношений, способствует достижению единства, побуждает к выполнению общих заданий, одобряет взаимодействие и проявление солидарности в решении проблем. Он выполняет, таким образом, роль технического эксперта и дидактика.
На третьем этапе психотерапевт участвует в активных действиях группы, стимулирует и облегчает ее деятельность, все менее проявляет активность и руководящую роль, побуждает участников к самостоятельной исследовательской работе и достижению правильных решений, Он играет роль вдохновителя.
И на последнем этапе психотерапевт может стать равноправным участником группы, исполняющим определенные функции и вносящим, таким образом, вклад в достижение намеченных целей.
Чтобы оптимально решить поставленные задачи и соответствовать своей роли в группе, психотерапевту необходимо проявлять гибкость в поведении, для него должны быть характерны: варьирование степени директивное™, разнообразие типов психотерапевтического воздействия и форм научения, умение создавать условия и обстановку, благоприятствующие проявлению лечебных факторов.
Процедуры
Для формирования и активизации групповых процессов, которые в соответствии с нормами признаются психотерапевтическими, используются определенные процедуры. Это могут быть общие упражнения (например, релаксация, пантомимические сцены, участие в «конструктивном споре», разыгрывание ролевых ситуаций, изложение биографий, обсуждение анонимной истории болезни, описание содержания сновидений, фантазий и ассоциаций; использование гештальт-тех-ник и т. п.). Участие в процедурах подобного типа позволяет членам группы одновременно выступать в роли активного участника и в роли наблюдателя, предоставляет возможность для эмоционального пере-
живания, проведения интеллектуального анализа, тренировки определенных типов поведения.
Фазы развития группы
Ход научения в группе тесно связан с динамикой его активности и временным развитием. Интеракции и действия участников представляют собой цепь эпизодов, событий, составляющих групповой процесс. В этом процессе можно выделить определенные фазы, имеющие различный характер и выполняющие различные функции.
В первой фазе (ориентация и зависимость) пациенты стремятся высказаться о симптомах своих заболеваний и своем самочувствии, они требуют предоставления информации, ждут от психотерапевта указаний, руководства и активных действий, проявляют недоверие и растерянность, занимаются поисками смысла занятий и форм активности, ведут дискуссии по второстепенным проблемам. В сфере проблемной активности эта фаза характеризуется поисками ответа на вопрос: «что это такое?», «в чем суть?».
Во второй фазе происходит борьба за положение лидера, за место в структуре группы, обостряются внутригрупповые конфликты, четко выявляется распределение ролей, идет процесс внедрения норм и акцептации общей цели активности, растет сопротивление использованию некоторых техник и процедур. Несмотря на напряжение, борьбу, большое количество отрицательных эмоций, в группе зарождается сплоченность, появляется взаимная акцептация, происходит знакомство участников, они вовлекаются в происходящие события. Главная тема — обсуждение актуальной ситуации в группе, проявление эмоций, конфронтация взглядов и позиций отдельного участника с оценками других членов группы.
В третьей фазе наблюдается усиление групповой сплоченности, снижается напряженность, уменьшается количество и интенсивность конфликтов, происходит консолидация норм и общих ценностей. Отходит на задний план и теряет значение проблема авторитета и руководства, усиливается ответственность и активность участников, главной темой становится обсуждение себя и других, углубленное представление индивидуальных личных проблем, раздумья о сути и характере процессов и изменений, происходящих у
отдельных участников и группы в целом. В сфере проблемной активности в этой фазе преимущественно происходит процесс оценки.
В четвертой фазе группа становится рабочим коллективом, участники исполняют функциональные роли, оптимальные для выполнения отдельных заданий. Это облегчает поиск решений, способствует достижению понимания и изменению поведения, модификации установок с их познавательными, аффективными и поведенческими составляющими, при этом группа выносит каждому участнику поощрение за успехи или порицание за нерадивость.
В последних двух фазах группа предоставляет пациентам наибольший объем эмпирического материала, связанного с функционированием социальной микроячейки, познанием закономерностей, определяющих ее деятельность, исполнением различных ролей, особенно ролей «оказывающий помощь», «получающий помощь», а также «ответственный партнер». Для этой фазы характерно принятие решений, использование приобретенных знаний и навыков во внетера-иевтических ситуациях.
Эффективность воздействия
Рассмотренные закономерности динамики малых групп и значение этих закономерностей в групповой психотерапии — все это указывает на возможность усиления эффективности воздействия группы и ее участников на индивида. Можно, например, предоставить пациентам информацию, ознакомить вступающих в группу с ее целями, рассказывать о методах работы, принципах ролевого участия в процессе психотера-пи, сроках лечения. С этой целью можно использовать участие пациента в занятиях функционирующей группы, магнитофонные записи, показ соответствующего фильма. Новый участник группы может получить информацию при непосредственном контакте с членами группы, имеющими уже определенный опыт работы в группе.
На занятиях по групповой психотерапии используются такие техники, как ролевая игра, в ходе которой пациенты демонстрируют свои прошлые или ошибочные позиции. На изменение установок влияет возможность выбора, импровизация, вовлеченность и получение подкреплений. Сопротивление пациентов
уменьшается с возрастанием привлекательности психотерапевта, благодаря получаемой словесной информации, не имеющей «угрожающего» характера, возможности выдвигать контраргументы. Важное значение в усилении сплоченности группы имеют такие факторы, как поощрение участия в дискуссии, высказывания, касающиеся группы, включение лиц с девиант-ным поведением в работу группы, ликвидация подгрупп, соревнование с другими группами, воздействие на ожидания участников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Попытаемся охарактеризовать изменения, проявляющиеся у участников, с учетом активности (как пациентов, так и психотерапевтов), происходящих в группе явлений и определим характеристики, влияющие на ход этих процессов. Их можно выразить следующим образом: получение большего объема знаний о себе и своих отношениях с окружающими, приобретение новых социальных навыков и навыков межличностного взаимодействия, коррекция неадаптивных форм поведения, разрешение трудностей и проблем, нарушающих функционирование и обедняющих личность, ощущение счастья и удовлетворения от творческой жизни; способность принимать самостоятельные решения и совершать выбор с целью эффективного самоконтроля и управления своим поведением.
Механизмы, обусловливающие . появление этих и многих других возможных изменений у пациентов, связаны с действием факторов, определяющих специфический характер лечебного воздействия, таких как удовлетворение потребностей больного путем оказания ему поддержки и помощи, эмоциональное отреагиро-вание, а также явления, составляющие процесс научения. В процесс познавательного научения входят обмен информацией, сравнение, обратная связь, анализ причинно-следственных связей, согласование и коррекция взглядов и суждений, участие в поэтапном решении проблем (идентификация и спецификация, анализ, выбор альтернативных целей, способов их достижения, проведение соответствующих операций, оценка результатов). Этот процесс может протекать в форме активного выполнения последовательных действий типа исследовательской работы в ходе конфронтации с действительностью.
Процесс обусловливания протекает в форме поощрения и наказания, оценки определенного типа поведения, суждений и эмоций, выполнения заданий, участия в ролевых играх, функционального участия в деятельности группы. Происходит моделирование форм активности и их содержания, способов выполнения ролей, выполнения заданий, предпочтительной системы ценностей, норм и др.
Указанные формы научения более эффективно протекают именно в групповых ситуациях, где благотворное воздействие оказывают такие факторы, как структура и состав группы, разветвленная коммуникативная сеть, генерализация и усиление эмоциональных явлений, а также воздействие на индивидов нормативных факторов, создаваемых группой в ходе ее развития.
ГЛАВА 5
МЕХАНИЗМЫ