Этика и современное управление.
Ходеев Ф.П.
МЕНЕДЖМЕНТ
Для студентов средних специальных учебных заведений
Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования, обучающихся по специальностям экономического профиля
Ростов-на-Дону
ФЕНИКС» 2002
Ходеев Ф. П.
Менеджмент/Серия «Учебники и учебные пособия»
Ростов-на-Дону. Издательство «Феникс», 2002 -
224с.
В книге в увлекательной и доступной форме изложены основы современной теории и практики менеджмента. Приводится большое количество примеров. Особое внимание уделено менеджменту в России.
Книга составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму программного содержания студентов экономических колледжей.
18ВН 5-222-02016-9 ББК 65.9
© Ходеев Ф. П. © Феникс, оформления, 2002
Содержание
Введение в менеджмент.
Понятие менеджмента........................................ 8
Практические предпосылки возникновения менеджмента, его роль в развитии современного производства.................... 9
Менеджмент как наука и искусство ....................... 10
История менеджмента.
Менеджмент в России.
Зарубежные школы бизнеса и менеджмент........ 13
История менеджмента.............................................13
Русский вклад в менеджмент................................... 16
Национальные особенностименеджмента................. 18
Школы менеджмента........ 18
Предпринимательская деятельность и менеджмент.......24
Сущность предпринимательской деятельности, её виды.......................................... 24
Организация как объект менеджмента. Внешняя и внутренняя среда организации ...........30
Менеджер в организации........................................... 33
Качества современного менеджера...........................34
«Решётка менеджмента», её содержание............... 35
Лидер и менеджер .....................................................37
Методы оценки профпригодности кандидатов в менеджеры ..................................... 39
Управление производством.
Функции управления.
Их классификация........................................... 45
Классификация труда в организации .......................45
Функции управления, их классификация, непрерывная связь и взаимосвязь ..........................46
Структура управления .......................................... 59
Сущность и необходимость определения структуры управления ..................... 59
Объединения организаций.......................................... 76
Система методов управления ................................ 82
Сущность и классификация методов....................... 82
Экономическое, административное и социально-психологическое управление.............. 83
Контроль и его виды ............................................ 92
Понятие контроля .................................................... 92
Три этапа контроля: выработка стандартов и критериев, сопоставление с ними реальных результатов, коррекция ....................................... 93
Виды контроля: предварительный, текущий, заключительный..... 94
Менеджмент качества.......................................... 99
Этика и современное управление.
Этика менеджмента ........................................101
Этика и психология менеджмента ........................ 101
Нравственно-этические основы менеджмента...... 103
Культура управления............................................... 104
Этический кодекс современного делового человека................................................ 105
Система ценностей.............................................. 112
Система ценностей общественного прогресса ....... 112
Система ценностей современного делового человека .......................... 113
Деловое общение ................................................ 115
Основные моменты делового общения. Процессы делового общения.
Межличностное и групповое общение ................115
Законы и приёмы делового общения Развитие делового общения и повышение его эффективности. Фазы делового общения .......... 116
Взяточничество............................................ 128
Управленческое общение..................................... 133
Правила устного распоряжения.............................. 137
Психология управления.
Теории мотивации труда.................................. 144
Сущность мотиваций и их роль в повышении эффективности организации. Потребности как основа мотивации:
первичные и вторичные потребности .........
Теории мотиваций.
Иерархия потребностей
по Маслоу, Герцбергеру................................
Стиль руководства .......................................
Управленческое решение ..............................
Классификация управленческих решений.........
Логическая схема разработки решения ...........
Организация исполнения
принятого решения.......................................
Типы руководителей и
методы принятия решений..........................
Управленческое решение и компьютер.............
Управление конфликтами
и стрессами в коллективе .........................
Конфликт как органическая составляющая жизни общества и организации ..................
Сущность и классификация конфликтов ........
Стадии развития конфликта..........................
Причины конфликта и его последствия............................................
Управление конфликтом ..................................
Природа и причина стрессов............................
Методы снятия стресса ..................................
Самоменеджмент.
Техника личной работы руководителя .......
Планирование работы менеджера ...................
Затраты и потери рабочего времени..............