Технология ведения переговоров
Этапы ведения переговоров
Первый этап - уточнение интересов, позиций, целей и т.д. участников переговоров.
Внимание: как бы хорошо не была проведена подготовка, всегда остается ряд невыясненных моментов.
На первом этапе необходимо:
- уточнить неясные моменты в позиции партнера (выслушав его и задав вопросы)
Внимание:
типичные ошибки
затягивание этапа уточнения (слишком подробное выяснение несущественных деталей). Результат: потеря переговорного темпа и, возможно, потеря партнера | невыяснение важных деталей. Результат: различное толкование договоренностей, возможный конфликт с партнером |
Второй этап — обсуждение позиций.
— главное на этом этапе аргументация предлагаемых решений
Целесообразно: основное внимание при аргументации уделить взаимной выгоде в случае принятия того или иного решения
Третий этап - согласование позиций.
Целесообразно: сначала согласовать общие контуры соглашения (выработать общую формулу), затем обсудить детали. Эта тактика экономит время. Однако, прежде чем следовать ей, необходимо на это получить согласие партнера заключительном этапе стороны приступают к редактированию текста.
Внимание: указанные этапы не обязательно четко разграничены. Однако в целом последовательность в решении задач при ведении переговоров должна сохраняться.
Возможные подходы к переговорам
Мягкий подход: | Жесткий подход | Принципиальный подход (совместный с партнером анализ проблемы) |
участники - друзья; делать уступки для культивирования отношений; мягкий курс в отношениях с людьми и при решении проблемы; доверять другим; легко менять свою позицию; делать предложения; допускать потери ради соглашения; искать решение, на которое они пойдут; настаивать на соглашении; избегать состязаний воли; поддаваться давлению | участники - противники; цель - победа; требовать уступок для продолжения отношений; жесткий курс в отношениях с людьми и при решении проблемы; не доверять другим; твердо придерживаться своей позиции; угрожать; требовать уступок в качестве платы за соглашение; искать решение, на которое Вы пойдете; настаивать на своей позиции; пытаться выиграть; применять давление | участники вместе решают проблему; цель - разумный результат, достигнутый эффективно; отделить людей от проблемы; придерживаться мягкого курса в отношении с людьми, но жестокого - при решении проблемы; продолжать переговоры, независимо от степени доверия; концентрироваться на интересах, а не на позициях; анализировать интересы; разработать ряд вариантов: решать позже; натаивать на применении объективных критериев; быть открытым для доводов, уступать доводам, а не давлению |
Тактические приемы
При мягком подходе | При жестком подходе | При совместном с партнером анализе проблемы (принципиальный подход) |
принятие практически любых предложений партнера; значительные уступки; прямое "открытие своих карт" | завышение первоначальных требований; расстановка ложных акцентов в собственной позиции; вымогательство; постановка партнера в безвыходную ситуацию; ультимативность требований; угрозы; выдвижение требований по возрастающей; "салями"; дата заведомо ложной информации (блеф); отказ от собственных предложений; двойное толкование | тщательный анализ проблемы; выявление моментов, объединяющих участников; постепенное повышение сложности решаемых проблем; разработка и внесение предложений, которые бы способствовали реализации обоюдных интересов; разделение проблемы на отдельные составляющие |
Внимание: - обычно на переговорах реализуются одновременно элементы различных подходов, однако важным является, какой из подходов преобладает;
- выбор преобладающего подхода зависит от обоих участников.
Целесообразно: постараться самим в большей степени ориентироваться на совместный анализ проблемы и сориентировать на это вашего партнера.
В случае, если партнер не настроен на конструктивный диалог:
- постараться самому быть настроенным конструктивно, не пытаясь обыграть партнера;
- необходимо создать деловую атмосферу переговоров;
- предложить паузу в переговорах, во время которой провести неформальные встречи и консультации;
- рассмотреть возможность иных альтернатив (например, проведение аналогичных переговоров с другим партнером).
На переговорах с более сильным партнером (партнером, объективно обладающим более сильной позицией) возможно:
— апелляция к продолжению отношений с данным партнером в дальнейшем (наличие долгосрочных соглашений), а значит заинтересованности партнера в соглашении
— увязывание различных предложений я пакет (будучи слабым но одному вопросу, участник переговоров может оказаться более сильным по другому. Увязка этих вопросов на переговорах позволяет "сбалансировать" силу сторон
— обращение к репутации сильного партнера (крайне жесткая позиция сильного партнера может повредить его репутации)
Внимание: необходимо внимательно относиться к поддержанию рабочих отношений с партнером. Для этого:
— ведите себя рационально, избегая негативных эмоций. Неконтролируемые эмоции отрицательно сказываются на процессе принятия решений
— постарайтесь понять партнера. Невнимание к противоположной точке зрения ограничивает возможность выработки взаимоприемлемых решений
— если даже противоположная сторона вас не слушает, постарайтесь провести консультации с ней, тем самым будут улучшены отношения
— не давайте ложной информации, если даже это делает противоположная сторона. Такое поведение ослабляет силу аргументации, а также затрудняет в дальнейшем взаимодействие с другими возможными партнерами
— набегайте поучительного тона. Будьте открыты для его аргументов и постарайтесь, в свою очередь, убедить его
— будьте открыты для того, чтобы узнать нечто новое от партнера