Физические характеристики и

Социальное поведение

Наши первые впечатления возникают на основе

физических качеств человека в таком порядке: раса,

пол, возраст, внешний вид, выражение лица, контакт

глаз, движения, личное пространство и прикоснове

ния. Эти характеристики помогают нам оценить лю

дей как дружелюбных, мужественных, интеллигент

ных, сдержанных или наоборот (Gardenswartz &

Rowe, 1998). Первые впечатления также формируют

Глава 2 · Восприятие себя и других

ся на базе социального поведения. Например, чело

век, позволяющий себе прерывать собеседника, мо

жет быть воспринят как невежливый. Ребенок, обра

щающийся к взрослым «Мистер» или «Мисс», может

быть воспринят как хорошо воспитанный.

Женщины и мужчины обращают внимание на раз

ные особенности других людей. Лесли Зебровиц

(Zebrowitz, 1990) говорит, что мужчины и мальчики

обычно видят и описывают других в терминах спо

собностей («Она хорошо пишет»), тогда как женщи

ны и девушки обычно видят и описывают других в

терминах я концепции («Она думает, что она хоро

шая писательница»). Дополнительно Зебровиц обна

ружила, что мужские описания чаще включают в

себя не связанную с общением деятельность («Ей

нравится запускать модели самолетов»), тогда как

женщины включают в описания больше межличност

ных отношений («Ему нравится проводить время со

своими друзьями») (с. 24).

Некоторые суждения других людей основаны на

так называемых «скрытых личностных теориях», ко

торые представляют собой допущения людей о свя

зях между различными физическими особенностями

и чертами личности (Michener & DeLamater, 1999).

Поскольку ваши собственные скрытые теории

личности связывают друг с другом определенные

качества, вы, вероятно, считаете, что человек облада

ет полным набором соответствующих характеристик,

когда наблюдаете лишь одно из этих качеств. Это

явление известно какэффект ореола, или гало эф

фект. Например, Хизер видит, что Мартина лично

приветствует каждого вновь прибывшего участника

встречи. Скрытая теория личности Хизер подсказы

вает ей, что такое поведение — признак душевной

теплоты. Далее она ассоциирует душевную теплоту

с добротой, а доброту — с честностью. В результате

она воспринимает Мартину хорошей и честной, а не

только душевной.

Эффект ореола — приписывание человеку

набора связанных между собой качеств, когда

вы на самом деле наблюдаете только одно ка

чество из этого набора.

В действительности Мартина может быть хоро

шей актрисой, использующей свою кажущуюся мяг

кость для привлечения таких людей, как Хизер, вы

зывая в них обманчивое чувство доверия.

Подумайте об этом

Эффект ореола

Какие черты или персональные характеристики

вы считаете связанными между собой? Предпо

ложим, вы сделали открытие, что новый знако

мый глубоко религиозен. Какие отношения и

поведенческие характеристики вы бы приписа

ли этому человеку? В следующий раз, когда вы

сделаете заключение, основанное на гало эф

фекте, не забудьте обдумать его.

Это пример «положительного ореола» (Хизер

наделяет Мартину положительными качествами).

Мы также используем скрытую теорию личности,

неправильно приписывая людям отрицательные ка

чества. Фактически Холлман (Hollman, 1972) обна

ружил, что негативная информация сильнее влияет

на наше впечатление о других людях, чем позитив

ная. Более вероятно, что мы наделим других отрица

тельным ореолом, чем положительным.

Эффект ореола чаще всего возникает при следую

щих условиях:

1) когда воспринимающий судит о чертах, в кото

рых он не разбирается;

2) когда черты связаны с нравственностью;

3) когда воспринимающий хорошо знает данного

человека.

При наличии ограниченной информации мы сами

додумываем детали. Эта тенденция дополнять дета

ли ведет ко второму фактору, который объясняет со

циальное восприятие, — к стереотипам.

Стереотипы

Стереотипы — упрощенные и стандарти

зованные концепции характеристик или ожи

даемого поведения членов определенной группы.

Возможно, наиболее известный фактор, который

обыкновенно влияет на наше восприятие других, —

это стереотипы.Стереотипы — это упрощенные и

стандартизованные концепции характеристик или

ожидаемого поведения членов определенной

группы.

Эти характеристики, рассматриваемые в целом,

могут быть восприняты как положительные или от

рицательные и могут быть точны или не точны

(Jussim, McCauley & Lee, 1995). Когда мы создаем

стереотипы, мы считаем человека обладающим опре

деленными характеристиками, потому что иденти

фицируем его как принадлежащего к определенной

группе.

Подумайте об этом

Стереотипы

Подумайте о своей недавней встрече с кем то,

принадлежащим к другой расе или имеющим

иное этническое происхождение. Вспомните,

как вы себя чувствовали? Было ли вам с этим

человеком удобно, и в какой степени? Как вли

яло расовое или этническое происхождение

этого человека на ваши чувства и реакцию?

Влияло ли оно на темы, которые вы обсуждали,

или на тщательность, с которой вы выбирали

выражения? В какой степени вы достигли целей

беседы, и насколько она удовлетворила вас?

Мы стремимся сформировать обобщенный образ

любой группы, с которой входим в контакт. Впослед

ствии любые воспринимаемые сигналы: цвет кожи,

стиль одежды, религиозные изображения, цвет волос,

пол и т. д. — могут привести нас к проецированию

обобщения на конкретную личность.

Создание стереотипов приводит воспринимающе

го к неправильным выводам, так как он игнорирует

индивидуальные особенности. Например, если часть

стереотипа Дзйва — восприятие поведения адвокатов



Часть 1 · Основы коммуникации

РАЗЛИЧНЫЕ ГОЛОСА

Социальное восприятие

Артуро Мадрид

Артуро Мадрид — президент

Центра Томаса Риверы Нацио

нального института проблем ла

тиноамериканцев. В этой под

борке материалов Мадрид опи

сывает конфликтный опыт тех,

кто видит себя отличными от

тех, кого обычно описывают как

«американцев». Собственное от

ношение человека к себе и отно

шение других людей к человеку

как к «другому» и «невидимому»

является мощным фактором,

определяющим я концепцию и

формирующим особый фильтр,

через который человек общается

с другими.

Меня зовут Артуро Мадрид. Я

гражданин Соединенных Шта

тов Америки, так же как мои ро

дители, мои бабушки и дедушки

и другие мои предки. Мои пра

щуры жили на территории, кото

рая теперь называется Соеди

ненные Штаты, со времен Пли

мут Рока, даже если не принимать

во внимание мои предполагаемые

корни среди американских индей

цев.

Тем не менее я не соответствую

образу идеального американца.

Описание моей внешности, моих

речевых паттернов, моей фами

лии, моей профессии (преподава

тель испанского языка) может

смутить читателя.

Совершенно ясно, что я другой,

но я ваш окультуренный, одомаш

ненный другой. Я всегда знал, что

был другим, даже прежде чем я

стал говорить и понял смысл не

похожести.

Несмотря на расхожий миф се

годняшнего дня, школа не стерла

мою непохожесть. Настоящий

тест — это не наша речь, а в боль

шей степени наши фамилии и

внешний облик. Мы всегда будем

иметь акцент, как бы великолепно

ни было наше произношение, как

бы прекрасно мы ни формулирова

ли свои мысли и какой божествен

ной ни была бы наша дикция. Этот

акцент еще более заметен на фоне

нашего цвета кожи, наших лиц и

наших имен. Короче, мы другие.

Это отличие предполагает один

противоречивый феномен. С од

ной стороны, быть другим часто

означает быть невидимым. С дру

гой стороны, быть другим иногда

делает тебя заметным, как боль

ной палец. Что он здесь делает?

Если кто то другой, он неотвра

тимо подпадет под стереотипы,

будет подведен под определения и

ограничения, которые могут не

иметь большого отношения к су

ществующим реалиям.

Иногда имеется обратная сто

рона непохожести. Другие меша

ют, тревожат, создают диском

форт. Это вызывает недоверие и

подозрение. Другие пугают, вно

сят панику.

Некоторых из нас просто раз

дражает, что мы другие, других это

лишает сил, для остальных это на

стоящее проклятье. Для большин

ства непохожесть — это постоян

ная печать физического внешнего

вида. Остальных непохожих выда

ет способ существования, речи

или поступки.

Первую половину своей жизни

я провел, преуменьшая значение и

последствия непохожести. Вто

рую половину я старался понять

эти сложные и глубоко укоренив

шиеся реалии, пытаясь ответить

на вопрос, почему непохожесть

лишает нас голоса или ценности в

американском обществе и его ин

по гражданским правонарушениям как неэтичного,

то он будет использовать этот стереотип, встретив

Дениз, высокопринципиальную женщину, которая

является успешным адвокатом именно по граждан

ским правонарушениям.

Может быть, вы вспомните примеры, когда вы ста

ли жертвой стереотипов, основанных на вашем поле,

возрасте, этнических традициях, социальном поло

жении, физических характеристиках или других ка

чествах. Если так, то вы знаете, каким пагубным мо

жет быть использование стереотипов.

Если стереотипы ведут к неправильному воспри

ятию и нарушению общения, почему они сохраняют

ся? Создание стереотипов — это простой способ, по

зволяющий нам поддерживать порядок в сложном

социальном обществе, в котором мы взаимодейству

ем (McCrae, Milne & Bodehhausen, 1994). К тому же,

стереотипы иногда полезны (Deaux, Dane &

Wrightsman, 1993). Несмотря на то, что люди могут

научиться избегать стереотипов в формировании

своих точек зрения, стереотипы обеспечивают «рабо

чие гипотезы». Так, когда мы неожиданно сталкива

емся с новым человеком, которого мы определяем

исходя из специфики его расы или культуры, мы мо

жем снизить неопределенность наших суждений об

этом человеке, приписывая ему характеристики из

нашего стереотипа. В таком случае мы относимся к

этому человеку, основываясь на стереотипе, пока не

получим достаточно информации, чтобы воспринять

его как индивидуальность (Jones, 1990).

Как показывают эти примеры, создание стереоти

пов может привести к предубеждению и дискрими

нации. Согласно Теркель и Дюваль (Terkel & Duval)

(1999),предубеждение — это заранее сложившееся

суждение — вера или точка зрения на то, что чело

век представляет собой, без достаточных для этого

оснований (с. 217).

Предубеждение — это заранее сложивше

еся суждение — вера или точка зрения на то,

что человек представляет собой, без доста

точных для этого оснований.

Дискриминация — несправедливое обращение

с людьми или причинение им вреда на основании

их принадлежности к той или иной группе.

Дискриминация — это несправедливое обращение

с людьми или причинение им вреда на основании их

принадлежности к той или иной группе.

Таким образом, предубеждение сводится к оцен

ке, а дискриминация — к поведению (Weston, 1999).

Глава 2 · Восприятие себя и других



ститутах; я боролся за то, что

бы сделать эту непохожесть зна

комой, приемлемой, даже нор

мальной для моих американских

собратьев.

Одно из принципиальных пре

имуществ нашего общества — это

способность решать реальные эко

номические, политические и соци

альные проблемы, с которыми мы

сталкивались и продолжаем стал

киваться. Соединенные Штаты

делает такими привлекательными

для иммигрантов именно защита

и возможность ее получить. Наше

общество сплачивает именно тер

пимость к культурным, религиоз

ным, социальным, политическим

и даже языковым отличиям. Уни

кальной, динамичной и выдаю

щейся нацией нас делает именно

творческая созидательная сила

нашей непохожести.

Истинная история Соединен

ных Штатов — это история борьбы

против угнетения, ненависти к

иностранцам, против тех сил, кото

рые запрещают людям из разных

общин участвовать в жизни обще

ства из за их расы, пола, религии,

национальной принадлежности и

культуры. Этот феномен характе

рен не только для прошлого. Пред

рассудки остаются с нами и часто

принимают зловещие формы.

Если вы, как и я, считаете, что

процветание общества напрямую

связано со степенью участия граж

дан в работе его гражданских ин

ститутов, тогда вы согласитесь, что

нам всем брошен вызов. Из за

необыкновенных перемен, кото

рые происходят в нашем обще

стве, нам необходимо вновь бо

роться, и это неприятно сознавать.

Как образованные и работающие в

сфере образования члены нашего

общества, мы несем особую ответ

ственность за гарантии, что все

американские гражданские инсти

туты, а не только школы первой и

второй ступени, молодежные

организации или тюрьмы, отража

ют разнообразие нашего обще

ства. Не сознавать это — означает

вызвать риск большего отчужде

ния у части нашего общества. Это

риск возрастания социального на

пряжения в и без того постоянно

конфликтующем мире. В конеч

ном счете это угроза выживанию

ряда институтов, которые, несмот

ря на все их недостатки и пороки,

дают нам возможность развивать

свою индивидуальность и строить

нашу общую судьбу.

Позвольте мне убедительно по

просить вас, когда вы вернетесь к

исполнению ваших профессио

нальных обязанностей на свое ра

бочее место, подумайте об этих

двух словах — качество и многооб

разие — и о связанных с ними

представлениях и действиях. И

позвольте попросить вас не ве

рить, что количество влияет на ка

чество, что качество ограничено в

своих проявлениях или зависит от

класса, пола, расы или националь

ного происхождения или что каче

ство заявляет о себе только в ли

дерах, а не в последователях, в ме

неджерах, не в рабочих, или что

оно должно ассоциироваться

только со словесной ловкостью

или изысканностью поведения,

или что оно не может быть воспи

тано или развито.

Из статьи Артура Мадрида:

Diversity and Its Discontents.

Intercultural Communication: A

Reader, 7 th ed., eds Larry A. Samovar

and Richard E. Porter (Belmont, CA:

Wadsworth, 1994), pp. 127 131. Вос

произведено с разрешения Black

Issues in Higher Education.

Например, когда Лора обнаружила, что Васиф, муж

чина, которого она недавно встретила, мусульманин,

она могла наделить его стереотипом шовиниста.

Если она феминистка, она может посчитать, что он

ожидает от женщин раболепия. Таким образом, она

будет предубеждена против него. Если она пойдет на

поводу у своего предубеждения, т. е. будет настроена

дискриминационно в отношении Васифа, она может

внезапно прервать беседу с ним.

Итак, не узнав, кто такой Васиф на самом деле,

Лора может решить, что он ей не нравится. В этом

случае Васиф никогда не получит шанса показать,

кем он является в действительности, и Лора потеря

ет возможность узнать человека, принадлежащего к

другой культуре.

Подборка материалов «Различные голоса», имею

щаяся в этой главе, позволяет оценить ситуацию с

другой позиции. Что если вы сами становитесь

объектом предубеждения или дискриминации, пото

му что вы, по словам Артуро Мадрида, «другой»?

Стереотипы, предубеждение и дискриминацию,

так же как и я концепцию и самооценку, трудно из

менить. Люди обычно стремятся сохранить свои сте

реотипы, предубеждения и продолжают дискрими

нировать других даже перед лицом доказательств,

которые опровергают их же собственные стереотипы.


Наши рекомендации