Структура раннего возраста. Характеристика психического развития ребенка в раннем возрасте. Характеристика кризиса 3 лет.
Структура возраста:
1.ССР
ССР в раннем возрасте имеет вид «ребенок – предмет-взрослый».
Специфическое противоречие, выступающее в качестве движущей силы психического развития – способ действия с предметом, образец действия принадлежит взрослому, а ребенок в то же время должен выполнять индивидуальное действие (противоречие между необходимостью выполнять самостоятельные действия и не владением способами действия с предметами). Это противоречие разрушается в новом виде деятельности – предметной (Л.Ф.Обухова).
2.ВВД
Предметно-манипулятивная деятельность (совместная деятельность со взрослым по усвоению общественно выработанных способов употребления предметов).
Факторы, обуславливающие развитие предметной деятельности: освоение ходьбы, освоение предметных действий, овладение речью. Структура предметного действия: цель, предметная ориентация, исполнение, оценка. Предметные действия (по В.С.Мухиной): соотносящиеся и орудийные. Роль подифункциональной(?) игрушки как модели предмета из взрослого мира.
3.Основные новообразования
Д.Б.Эльконин: овладение общественно-значимыми способами действий (активная речь, наглядно-действенное мышление.
Л.Ф.Обухова: феномен «Я сам», тенденция к самостоятельной деятельности.
В.С.Мухина: осознание пола, потребность быть признанным (гордость за достижения), развитие предметных действий.
Особенности психического развития:
1.Развитие познавательных процессов
Восприятие: интенсивное развитие восприятия (зрительного, слухового), что обуславливает развитие всех познавательных процессов.
Мышление: развитие сенсомоторного интеллекта (наглядно-действенного мышления), формирование знаково-символической функции сознания. Появляются зачатки наглядно-образного мышления.
Память: непроизвольна, увеличивается период запоминания.
Воображение: репродуктивное, воссоздающее.
2.Развитие речи
Интенсивно развивается активная речь, но пассивная ее опережает, расширяется словарь – к 3 г. от 500 до 1500 слов, понимание значения слов и предложений, фонематический слух опережает развитие артикуляции, переход от указательной функции речи к номинативной (обозначающей).
3.Развитие личности
Выделение своего «Я» (феномен «Ясам»): обобщенное знание о себе; появление зачатков самосознания (узнавание себя в зеркале с 2 лет), возникновение завышенной самооценки. Притязание не признание. Отсутствие соподчинения мотивов, преобладание мотивов сотрудничества. Установление правил взаимоотношения друг с другом.
4.Развитие деятельности
Зарождение новых видов деятельности (итог – развитие воображения, знаково-символических функций сознания): игра (игры-упражнения, игры-соревнования, ролевые игры): перенос в свою игру действий, увиденных в совместной деятельности со взрослым. Продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование). Изобразительная деятельность: каракули, узнавание предмета в изображении, намеренное изображение. Способы развития: формирование графических образов в ходе взаимодействия со взрослыми, отработка техники и линий, обогащение восприятия и представлений. Графическая форма, в которой дети изображают предметы при рисовании, обусловлена: двигательно-осязательным опытом, полученным при взаимодействии с предметами; зрительными впечатлениями от предмета; имеющимися графическими образами.
Кризис 3 лет:
Это кризис социальных отношений, выделение своего «Я» (Д.Б.Эльконин). Причиной кризиса является переживаемое ребенком противоречие между возросшей самостоятельностью и старыми формами общения со взрослыми. Симптомы: психологическое отделение от близкого взрослого, гордость за достижения. Семизвездье симптомов (Эльза Келер, Л.С.Выготский): негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, обесценивание взрослых, стремление к деспотизму. Результат: обострение сензитивности к чувствам других людей, освоение приемлемых форм обособления. Условия позитивного развития в период кризиса 3 лет: перестройка отношений с ребенком: поощрение инициативы, расширение самостоятельности; уважение к мотивам, которые заставляют ребенка поступать вопреки своим желаниям.