Структура личности по З.Фрейду
Архитектоника психического акта по И.М. Сеченову.
Подобно нервному, психический акт имеет наряду с центральной фазой начальную и конечную, непосредственно соединяющие его с внешней средой. Триединый психический акт принципиально нерасщепим. Начальную фазу всего процесса составляет внешний импульс. Промежуточным звеном является чувствование (то есть создание образа внешнего мира). Конечная фаза представляет собой действие, обращённое в предметный мир.
10. Что такое рефлекс? Что Вы помните о И.П. Павлове?
Рефлекс – это реакция живого организма на раздражитель, проходящая с участием нервной системы. Различают безусловные (врождённые) и условные (приобретённые) рефлексы. Иван Петрович Павлов – русский психолог, создатель науки о высшей нервной деятельности, лауреат Нобелевской премии в области медицины и физиологии 1904 года «за работу по физиологии пищеварения». Иван Петрович выделил две сигнальные системы (первая сигнальная система – чувственные образы (у животных и человека), вторая сигнальная система – речь (присуща только человеку)). Проводил эксперименты на собаках (исследование слюнного рефлекса на звук определённого тона) и обезьянах, сформулировал закон высшей нервной деятельности (сохраняется то, что полезно организму), занимался изучением эмоциональных стрессов, приводящих к неврозам.
11. Какие три основные формы проявления бессознательного выделил З.Фрейд?
Фрейд выделял 3 основные формы проявления бессознательного:
1. Сновидения (рассматривались как воображаемое исполнение желаний)
2. Ошибочные действия (например, забывания, описки, оговорки (по Фрейду) и проч. )
3. Невротические симптомы (или симптомы невроза – психически обусловленного расстройства)
12. Каковы этапы процедуры психоанализа (по Фрейду)?
Этапы процедуры психоанализа по Фрейду включали в себя 5 основных пунктов:
I. Поиск очага (путем введения пациента в гипноз или методом «свободных ассоциаций»)
II. Вскрытие очага (проговаривание, или вербализация)
III. Переоценка события
IV. Переживание его в новой значимости (переосмысление)
V. Ликвидация очага (забывание)
Приведите пример возникновения и лечения невроза (по Фрейду).
Например, возникновение невроза на почве внутреннего конфликта между сознательным и бессознательным. У девушки умерла сестра. И вот однажды, скорбя по ней, девушка внезапно поймала себя на мысли о том, что теперь, когда ее сестра мертва, она может выйти замуж за мужа усопшей (видимо, давно хотела). Разумеется, такая мысль показалась ей чудовищным цинизмом и малодушием, потому что противоречила основным понятиям о морали, об истинных ценностях. Однако прецедент на лицо, и, как ни крути, мысль была. Поэтому пациентка никак не могла избавиться от внутреннего противоречия, что провоцировало развитие у нее так называемых невротических симптомов. Обратившись за помощью к доктору Фрейду, она прошла через 5 основных этапов психоанализа. Она расслабилась (не исключено, что под действием гипноза), после чего Фрейд мог спокойно выведать у нее причины возникновения имеющегося расстройства (ПОИСК ОЧАГА), затем он попросил пациентку произнести причину вслух (Т.Н. ВСКРЫТИЕ ОЧАГА/ПРОГОВАРИВАНИЕ), после чего Фрейд истолковал девушке ее поступок с другой позиции, помог принять его, переосмыслить (ПЕРЕЖИТЬ В НОВОЙ ЗНАЧИМОСТИ). В итоге был ЛИКВИДИРОВАН ОЧАГ невроза. Девушка излечилась от невроза.
Структура личности по З.Фрейду.
Трехкомпонентная модель личности по Фрейду состояла из:
Оно (Ид) – подсознание, «вместилище» мистической энергии, резервуар бессознательных психических реакций (в основе – принцип удовольствия);
Я (Эго)– сознательное начало (основа – требования общества);
Сверх-Я (Супер-Эго) – нравственный аспект личности, нормы и запреты, возникающие в процессе социализации (совесть, внутренний голос; формируется в детстве бессознательно).
15. Что Вы помните о наиболее самобытных учениках Фрейда, создавших собственное направление?
Карл Густав Юнг — основоположник аналитической (глубинной) психологии, задача которой — толкование архетипов (прообразов). Юнг развил учение о коллективном бессознательном, в архетипах которого видел источник общечеловеческой символики, в том числе мифов и сновидений. Также создал концепцию психологических типов (экстраверты и интроверты).
Альфред Адлер — создатель индивидуальной психологии. Адлер вводит в объяснение человеческого поведения социальный фактор: характер человека складывается под воздействием сложившихся в детстве целенаправленных стремлений, в которых реализуется потребность в достижении превосходства как компенсации «комплекса неполноценности».
Наряду с Адлером и Юнгом, отдельные идеи и концепции классического психоанализа были пересмотрены В. Райхом, О. Ранком, Карен Хорни, М. Боссом, Л. Бинсвангером, М. Клайн, Г.С. Салливеном, Э. Эриксоном, Г. Маркузе, В. Франклом, Эрихом Фроммом и многими другими исследователями. Неофрейдисты считают, что ведущую роль в положении человека играют общественно-культурные воздействия. По их мнению, именно эти процессы оказывают существенное влияние на возникновение внутриличностных конфликтов индивида. В основе теории лежат понятия бессознательного и принципиальной конфликтности отношений личности и общества.
16. Что Вы можете сказать о Жане Пиаже?
Жан Пиаже (1896 – 1980 гг.) – швейцарский психолог, логик, философ, один из основателей генетического метода в психологии. Является автором генетической психологии и создателем наиболее глубокой и влиятельной теории развития интеллекта. Жан Пиаже считал интеллект самой совершенной из всех психических адаптаций. Свои теоретические представления психолог строил на исследовании мышления и речи у ребенка, используя метод беседы.
17. Каковы первичные и основные элементы психики по мнению представителей гештальтпсихологии и что такое инсайт?
Основные элементы психики по мнению представителей гештальтпсихологии (Вертгеймер, Кёллер, Коффка) - гештальты, из которых состоит сознание. Слово гештальт означает "форма", "структура", "целостная конфигурация", т. е. организованное целое, свойства которого не могут быть получены из свойств его частей. Создание гештальтов генетически предрасположено.
Инсайт - мгновенное улавливание ситуации благодаря образованию новых гештальтов, а не методу проб и ошибок («прозрение»).
18. Поясните, что значит термин «компьютерная метафора».
«Компьютерная метафора» - это идея о том, что работа человеческого мозга подобна работе компьютера, то есть высшие (познавательные) психические процессы аналогичны по структуре и принципам функционирования современным вычислительным машинам.
19. Какое направление современной психологии стремится раскрыть позитивное, конструктивное начало целостной человеческой личности?
Гуманистическая психология, в центре внимания которой - переживание человеком конкретного жизненного опыта. По мнению представителей данного направления (Роджерс, Маслоу, Франкл) пациент – творческая личность, способная вырабатываться свои ценностные ориентации.
20. В какой стране и когда была создана психологическая теория деятельности?
Психологическая теория была создана в СССР в 20-х – начале 30-х годов Алексеем Николаевичем Леонтьевым. Развита в трудах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна.