Глава 1 социальная психология как наука

Свенцицкий А. Л.

Социальная психология : учеб. - М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. - 336 с.

ISBN 5-482-00060-5

В учебнике содержится систематическое изложение основ социаль­ной психологии. Освещаются такие фундаментальные проблемы, как социальная психология личности, взаимовлияние личности и группы, общение и социальное познание, межличностное влияние. Обстоятель­но рассмотрена также история развития социально-психологического знания, дан обзор основных методов социальной психологии. Содержа­ние данного учебника соответствует программе курса и основано на ма­териалах отечественных и зарубежных социально-психологических исследований, включая самые современные работы.

Для студентов высших учебных заведений, преподавателей, всех интересующихся проблемами социальной психологии.

Внукам моим —

Марте, Леонтию, Ерофею, Арсению

ПРЕДИСЛОВИЕ

Отечественная социальная психология в процессе своего ста­новления и развития прошла непростой путь. Теоретическая мысль российских социологов, философов и психологов конца XIX — начала XX в., затрагивавших социально-психологичес­кие проблемы, не привела к выделению социальной психологии в качестве самостоятельной науки. Попытки формирования "марксистской социальной психологии" в 1920-е гг. не увенчались успехом по целому ряду объективных и субъективных причин (подробнее см. в гл. 2 данной работы). Длительный перерыв в развитии отечественной социальной психологии с конца 1920-х до конца 1950-х гг. привел к нашему отставанию (будем называть вещи своими именами) от мировой науки.

Современному российскому студенту, осваивающему азы пси­хологической науки, наверное, будет удивительно узнать, что в течение продолжительного периода социальную психологию у нас нигде не преподавали. Автор этих строк окончил отделение психологии философского факультета Ленинградского государ­ственного университета в 1959 г., твердо усвоив (так учили!), что социальная психология — наука буржуазная и ей нет места в системе марксистской психологии. Однако времена меняются, и мы меняемся вместе с ними. И что бы ни утверждали пессими­сты, остановить научный прогресс никто не в силах. На волне общественно-политических перемен второй половины 1950-х на­чала 1960-х гг. в СССР становится возможным возрождение оте­чественной социально-психологической науки (в то время, разу­меется, на марксистской основе). С 1966 г. начинается преподава­ние курса социальной психологии на факультете психологии, только что открывшемся в Ленинградском государственном университете.

Автор этих строк, в то время младший научный сотрудник ла­боратории социальной психологии НИИ комплексных социаль­ных исследований Ленинградского университета, хорошо помнит свои преподавательские трудности того периода, когда ему при­шлось впервые взяться за чтение курса социальной психологии для студентов. Разумеется, не было никаких отечественных учебников по социальной психологии, не было ни у кого и опыта преподавания этой науки. Однако, как говорится теперь в народе, "процесс пошел". В Ленинграде (где была открыта первая лабо­ратория социальной психологии при университете в 1962 г.) и других городах начали проводиться исследования, на научных конференциях появляются доклады по социально-психоло­гической проблематике, растет сообщество исследователей —

в ту пору социальная психология привлекала не только психоло­гов, но также энтузиастов из других научных областей, выходят первые монографии по социальной психологии Б.Д. Парыгина, Е.С. Кузьмина, А.Г. Ковалева, А.А. Бодалева, Б.Ф. Поршнева. Эти труды не один год служили учебными пособиями по социаль­ной психологии.

Важной вехой развития отечественной социальной психологии и показателем ее зрелости был выход в свет первого учебника Г.М. Андреевой "Социальная психология" (М.: Изд-во МГУ, 1980), выдержавшего несколько переизданий и успешно выпол­няющего свои функции по сей день.

Кардинальные изменения, произошедшие в нашем обществе за минувшее десятилетие, не могли не коснуться и социальной психологии. Освобожденные от идеологического диктата одной господствующей партии, отечественные социальные психологи в своих работах стараются следовать в русле мировой науки. Это проявляется и в их теоретических изысканиях, и в эмпири­ческих исследованиях. Совершенствуется и подготовка дипло­мированных социальных психологов, которые, как показывает практика, ни в чем не уступают выпускникам зарубежных университетов.

В настоящее время нельзя пожаловаться на недостаток социально-психологической литературы. На полках книжных магазинов можно увидеть монографии отечественных и зарубеж­ных психологов, сборники их статей, учебные пособия. Однако все это не исключает выхода в свет новых и новых учебников. Ни один автор учебника по социальной психологии не может пре­тендовать на то, что его учебник исключительный и не имеет ни­чего общего с другими учебниками. Один учебник всегда в чем-то дополняет другой. Даже в средней школе считается полезным иметь не один нормативный учебник, а несколько, каждый из ко­торых может быть хорош по-своему, а окончательный выбор имеет право делать учитель. Тем более это касается высшей школы.

Настоящий учебник отражает основное содержание курса, читаемого автором в Санкт-Петербургском государственном уни­верситете и Балтийском институте экологии, политики и права. В основе излагаемого материала — данные отечественных и за­рубежных (главным образом, американских) социальных психо­логов. Каждая глава заканчивается кратким изложением ее со­держания, здесь же выделены ключевые понятия, на усвоение которых следует обратить внимание, и дан краткий список лите­ратуры для дополнительного чтения. В конце учебника приведен полный перечень использованной литературы, что позволит и студенту, и специалисту обратиться к первоисточнику для уг­лубления своих знаний.

Автор отдает себе отчет в том, что содержание данного учеб­ника страдает определенной неполнотой. Однако вопрос о том, какие разделы должен включать в себя учебник по социальной психологии, является открытым. Даже если обратиться к совре­менным американским учебникам по социальной психологии (а здесь накоплен большой опыт), то можно убедиться, насколько они непохожи по содержанию друг на друга. И в шутку, и всерь­ез автор всегда говорит своим студентам о том, что сколько есть в мире социальных психологов, столько есть и взглядов на содер­жание социальной психологии как науки. Однако основная стержневая проблематика, конечно, должна присутствовать во всех учебниках. Это вопросы социализации (становления инди­вида как личности), взаимовлияния людей друг на друга (как на индивидуальном, так и на групповом уровне), социального позна­ния и общения. В настоящем учебнике с различной степенью об­стоятельности рассматриваются все эти вопросы. Полнее, чем в других отечественных учебниках, представлены работы Санкт-Петербургской (Ленинградской) социально-психологиче­ской школы, основоположником которой был Е.С. Кузьмин. За­метное внимание мы уделяем методам социальной психологии. Это объясняется тем, что за последнюю четверть века не вышло в свет ни одной работы, где излагались бы достаточно подробно методы сбора и анализа первичной информации в эмпирическом социально-психологическом исследовании. Таким образом, зна­комство читателей с тем, как именно добывается материал, кото­рый затем приводит к построению теорий или разработке прак­тических рекомендаций, необходим для получения целостной картины социально-психологической науки.

Автор считает своим приятным долгом поблагодарить тех сту­дентов, внимание и заинтересованность которых на лекциях, во­просы и дискуссии на семинарах стимулировали работу над этой книгой. Глубоко признателен автор своим коллегам по кафедре социальной психологии Санкт-Петербургского государственного университета, "эмоциональный климат" которой как нельзя луч­ше способствует творчеству. Пользуясь возможностью, искренне благодарю профессора А.А. Крылова, декана факультета психо­логии с 1976 по 2002 г., за внимание к научным начинаниям авто­ра и их поддержку.

Особая признательность •— жене и верному другу Г.Т. Це-цульниковой, принимавшей участие в подготовке рукописи к пе­чати, ее первому читателю и критику.

Автор с благодарностью примет советы и замечания, направ­ленные на совершенствование содержания и формы данного учебника.

А.Л. Свенцицкий Санкт-Петербург, август 2002 г.

Глава 1 СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА

Наши рекомендации