Раздел третий. Трансформация Витального 1 страница
I
Эти два движения, чье внешнее противоречие смущает ваш ум, являются двумя сторонами одного сознания, чьи движения, сейчас отделенные друг от друга, должны быть соединены для того, чтобы жизненная сила смогла иметь все более и более совершенное действие и осуществление, или трансформацию, на которую мы надеемся.
Витальное существо с витальной силой в нем - это одна сторона; другая - это скрытая динамичная сила высшего сознания, через которое может действовать Божественная Истина, овладевать виталом и его силой и использовать их для достижения здесь своего более великого намерения.
Жизненная Сила в витале - это необходимый инструмент для любого воздействия Божественной Силы на материальный мир и физическую природу. Именно поэтому божественная жизнь может быть только когда витал трансформирован и сделан чистым и сильным инструментом Божественной Шакти. Только тогда может быть успешной трансформация физической природы или свободное совершенное божественное воздействие на внешний мир, поскольку нашими нынешними средствами любое подобное воздействие невозможно. Вот почему вы чувствуете, что витальное движение дает всю необходимую энергию, что с этой энергии все вещи возможны, и что с этой энергией вы можете получить любое переживание - плохое или хорошее, обычной или духовной жизни – а также вот почему, когда приходит эта энергия, вы чувствуете силу, пропитывающую телесное сознание и его материю. Что касается контакта с Матерью в витале и вашего чувства возвышенного и великолепного переживания, то это также естественно и правильно, ибо витал не меньше чем психическая или какая-либо другая часть существа должен чувствовать Божественную Мать и всецело отдавать себя ей.
Но нужно всегда помнить, что витальное существо и жизненная сила в человеке отделены от Божественного Света, и из-за этого разделения они служат инструментами для любой силы, которая может овладеть ими, озаренной или затемненной, божественной или небожественной. Обычно, витальная энергия служит простым неясным или полусознательным движениям человеческого ума и человеческой жизни, его обычным идеям, желаниям и страстям. Но витальная энергия может усилиться и выйти за обычные пределы; и усиленная таким образом, она может получить импульс, силу, возбуждение или возвышение своих сил, в результате чего она может, или почти обязана, стать инструментом либо божественных сил, сил богов, либо сил Асурических. Или же, если не уставлен центральный контроль в природе, ее действие может быть перепутанной смесью этих противоположностей или в непоследовательном колебании, служа сегодня одним, а завтра другим. Поэтому недостаточно иметь большую витальную энергию, действующую в вас; она должна быть приведена в контакт с высшим сознанием, она должна быть отдана под истинный контроль, она должна быть поставлена под управление Божественного. Вот почему иногда существует чувство презрения к действию витальной силы или осуждение ее из-за того, что она имеет недостаточный свет и контроль и связана с невежественным небожественным движением. Также именно поэтому есть необходимость в открытии к влиянию и силе из высшего источника. Сама по себе, витальная сила никуда не ведет; бежит по изменчивым и часто болезненным и разрушительным кругам, ведущих даже в пропасть, поскольку не имеет правильного руководства; она должна быть соединена с динамической силой высшего сознания и с Божественной Силой, действующей через нее для достижения великой и светлой цели.
Чтобы была установлена эта связь, необходимы два движения. Одно,- направленное вверх: витал поднимается, чтобы соединиться с высшим сознанием и погружает себя в свет и под влияние высшей силы. Другое - направленное вниз: витал остается безмолвным, успокоенным, чистым, свободным от обычных движений, ожидающим пока не спустится в него динамическая сила сверху и не изменит его в его истинное я, не наполнит его движения знанием, так же как и силой. Вот почему садхак иногда чувствует, что он поднимается вверх в более счастливое и благородное сознание, входит в более яркую область и в более чистое переживание, а иногда наоборот, чувствует необходимость вернуться в витал, делая садхану там и принося вниз в него истинное сознание. Нет реального противоречия между этими двумя движениями; они взаимодополняющие и необходимые друг для друга; восхождение вызывает божественное нисхождение, нисхождение осуществляет то, к чему устремлялось восхождение и делает его неизбежным.
Когда вы поднимаетесь с виталом из его нижних областей и присоединяете его к психическому, тогда ваше витальное существо наполняется чистым стремлением и обожанием, естественным для психического; в тоже время оно [психическое] придает чувствам свою собственную обильную энергию, оно активизирует их для полного изменения всей природы вплоть до самого физического и для спуска в земную материю божественного сознания. Когда он [витал] не только касается психического, но и сливается с высшим умом, тогда он способен войти в контакт и подчиниться более великому свету и знанию. Обычно витал либо движется под действием человеческого ума с его более или менее невежественными приказами, либо яростно овладевает этим умом, используя его для удовлетворения своих собственных страстей, импульсов и желаний. Или же он создает смесь этих двух движений; ибо обычный человеческий ум слишком невежественен для лучшего действия или для совершенного руководства. Но когда витал находится в контакте с высшим умом, то становится возможным для него руководство со стороны более великого света, знания, высшей интуиции и вдохновения, истинного распознавания и некого раскрытия божественной истины и божественной воли. Это подчинение витала психическому и высшему уму есть начало выхода йогического сознания в своем динамическом воздействии на жизнь.
Но этого также недостаточно для божественной жизни. Прийти в контакт с высшим умом также недостаточно - это лишь необходимая ступень. Должно быть нисхождение божественной Силы с еще более высоких и могущественных областей. Трансформация высшего сознания в супраментальный свет и силу, трансформация витала и его жизненной силы в чистый, широкий, спокойный, сильный и мощный инструмент Божественной Энергии, трансформация самого физического в форму божественного света, божественного действия, силы, красоты и радости невозможно без нисхождения Силы с сейчас невидимой вершины. Вот почему в этой йоге недостаточно восхождения к Божественному, которое обычно происходит в других йогах, должно быть также и нисхождение Божественного, чтобы трансформировать все энергии ума, жизни и тела.
* * *
Все, что является подлинной Истиной, есть прямое выражение тем или иным способом Божественного Сознания. Жизнь - это динамическое выражение Сознания-Силы, выброшенное на передний план для того, чтобы реализовать себя в конкретных гармониях формации; Любовь - это интенсивное самовыражение души Ананды, и Свет - это то, что всегда сопровождает супраментальное Сознание и его самая сущностная сила.
* * *
Да, такова природа витала. Он может делать абсолютную и восторженную самоотдачу, так же как и быть причиной всевозможных беспокойств. Без витала нет жизненной силы у творения или манифестации; он - необходимый инструмент духа для жизни.
* * *
Да. Сам дух, если он хочет проявиться в материи, должен использовать витал. Именно так устроены эти вещи.
* * *
Витал - это необходимый инструмент - никакое творение или сильное действие невозможно без него. Это просто вопрос овладения им и преобразования его в истинный витал, который одновременно сильный и спокойный, и способный на огромную интенсивность, и свободный от эго.
* * *
Витал должен быть под контролем и ему нельзя позволять делать то, что ему нравится. Это не витал должен контролировать вас, а именно вы - тот, кто должен контролировать витал.
* * *
Именно через изменение в витале должно прийти освобождение от слепой витальной энергии в результате проявления истинного витала, который является сильным, спокойным, широким, усердным и исполнительным инструментом Божественного и только Божественного.
* * *
Это означает жизненную энергию, которая приходит изнутри и пребывает в согласии с психическим существом - это энергия истинного витального существа, но в обычном невежественном витале она деформирована в желание. Вы должны успокоить и очистить витал и позволить проявиться истинному витальному существу. Или вы должны вывести психическое на передний план, и психическое будет очищать и психизировать витал, и тогда у вас будет истинная витальная энергия.
* * *
То, что было вложено в витальное хранилище жизнью, может быть изъято оттуда в результате его изменения; обращая его к Божественному, а не к самому себе. Тогда вы увидите, что витал является таким же великолепным инструментом, как и плохим хозяином.
* * *
Человеческий витал почти всегда имеет такую природу, но это не повод к тому, что нужно принимать это как неизменный факт и позволять беспокойному виталу управлять нами как ему нравится. Даже не в йоге, а в обычной жизни, только те считаются достигшими полной зрелости или, вероятно, преуспевающими в своей жизни, в своих идеалах или в своих делах, кто берет в руки беспокойство витала, сосредотачивает и контролирует его, и подчиняет его дисциплине. Именно метальную волю она используют для его дисциплинирования, заставляя его делать не то, что он хочет, но то, что рассудок или воля считает правильным или желательным. В йоге используют внутреннюю волю и заставляют витал подчинить себя тапасье с тем, чтобы он смог стать тихим, сильным, послушным или же призывают вниз покой свыше, обязывающий витал отвергнуть желания и стать спокойным и восприимчивым. Витал - хороший инструмент, но плохой хозяин. Если вы позволите ему следовать его пристрастиям и неприязням, его фантазиям, его желаниям, его дурным привычкам, то он становится вашим хозяином, и покой и счастье более невозможны. Он становится не вашим инструментом или инструментом Божественной Шакти, но любой силы Неведения или даже любой Враждебной Силы, которая способна захватить и использовать его.
* * *
Сопротивление и противоположные внушения приходят из витальной природы, которая во всех людях невежественна и привязана к заурядным, обычным идеям и целям и легко прислушивается к таким идеям и внушениям, о которых вы упоминаете. Вера и обожание приходят из души, и только тогда, когда витал полностью подчинен душе, человек действительно может вести духовную жизнь.
* * *
Если сейчас вы можете сделать это, то это большой прогресс. Главной трудностью, препятствующей жить в свете, так же как в покое и силе является путаное и неясное беспокойство человеческой витальной природы. Если она успокоена, то уходит главная трудность. Там еще остается препятствие непонимания или инерции физической природы, но оно меньше причиняет беспокойств - в нем больше от природы покоя, хотя иногда это более упорное препятствие, чем волнение. Если витальные волнения излечены, тогда, конечно, уйдут физическая темнота или непонимание.
* * *
Это [поиск удовольствия] позиция не всего витала, но физического витала, животной части человеческого существа. Конечно, его нельзя убедить никакими ментальными доводами. Для большинства людей это естественная и общепринятая позиция по отношению к жизни, залакированная сверху неким условным морализмом и идеализмом, как уступка уму и высшему виталу. У немногих эта часть существа захвачена и подчинена ментальной и высшей витальной цели, вынужденная занять соответствующее место, чтобы ум мог полностью посвятить себя преследованию ментальных целей или идеалов, или большой политике, или личным амбициям (Ленин, Гитлер, Сталин, Муссолини). Аскет или Пуританин пытается подавить это частично или полностью. В нашей йоге принцип заключается в том, что все должно стать инструментом Духа и части, предназначенные для наслаждения, должны испытывать Ананду в вещах, а не животное поверхностное удовольствие. Но Ананда не придет или не останется до тех пор, пока эта часть не преобразована и настаивает на своем собственном способе удовлетворения.
* * *
Многие люди не стремятся к счастью и не верят, что это истинная цель в жизни. Именно физический витал ищет счастья, больший витал готов пожертвовать им ради удовлетворения своих страстей, поиска силы, амбиций, славы или любых других мотивов. Если вы говорите что это потому, что счастье дают власть, слава т. п., то это тоже не всегда верно. Власть может дать что-то другое, но, обычно, она не дает счастья; это нечто такое, что по своей природе тяжело и наполнено трудностями, чтобы получить, удержать или использовать её - я, конечно, говорю о власти в обычном смысле этого слова. Человек может знать, что у него никогда не будет славы в этой жизни, но работает в надежде на славу после смерти или в погоне за ней. Он может знать, что удовлетворение своей страсти принесет ему скорее все, что угодно - страдание, мучение, разрушение - чем счастье, и все же он будет следовать своему импульсу. Точно также и ум, как и больший витал, не связан погоней за счастьем. Он может скорее преследовать Истину или победу в качестве цели. Сводить все к простому гедонистическому усилию, мне кажется, что это очень бедная философия. Ни Природа, ни широкий Дух в вещах, не являются такими ограниченными и узкими.
* * *
Большинство людей делают вещи потому, что должны, а не из-за счастья, которое они находят в этих вещах. Это только в своих увлечениях и склонностях их природа находит некоторое счастье, обычно не в работе, за исключением случая, когда сама работа является увлечением или склонностью, и может быть удовлетворена или оставлена по желанию.
* * *
Витальная жизнь «немного выше, чем у животного» из-за некой игры ума, со смертью в качестве ответа на нее - вот все, чем является человеческое существование, как его обычно представляют. И все же есть стремление к чему-то большему, но религии завладевают этим и направляют на нечто бесцельное для жизни, и вещи остаются такими, какие они есть. Лишь немногие в действительности выходят за пределы этого. В «конце концов»[8], в действительности, - лишь оправдание. Никто не сможет стать чем-то большим, чем человек, если он отказывается принести в жертву свое эго - ибо «человеческое» означает витальное животное эго, ментализированное маленькой внешней мыслью и знанием. До тех пор, пока человек удовлетворен и остается этим, он остается человеком «даже здесь» или где бы то ни было.
* * *
Конечно, большинство людей живут в своем физическом уме и витале, за исключением немногих святых и, пожалуй, большее число интеллектуалов. Вот почему, как сейчас обнаружено, человечество за последние три тысячи лет сделало небольшой прогресс, за исключением прогресса в информации и материальном обустройстве. Возможно, немного меньше зверства и жестокости, большая пластичность интеллекта у элиты, более быстрая привычка изменения в формах и это все.
* * *
Сейчас времена и лучше и хуже, чем Вордсвордовские - с одной стороны, происходит провал в самые худшие части человеческой природы и бунт витальных сил, с другой, как компенсация, более великий поиск чего-то запредельного и поиск с большим светом и знанием.
* * *
Человек - это ментальное существо и не может прийти из витала, хотя его часть может жить в витальном плане или, вернее, в контакте с ним. В действительности, большинство людей больше живут в витале и поэтому, когда они практикуют садхану, то сначала они находят себя на витальном плане, во снах, переживаниях и т. п. Когда открывается супраментал, тогда нечто будет нисходить из супраментала в каждого, как только он станет готов, и будет формировать супраментального Пурушу в нем. То, чем он является сейчас, не может ограничивать того, кем он станет.
* * *
Это [обязанность физической работы или учебы] не жизнь в витале - это просто физические или ментальные занятия. Жизнь в витале - это психологическое условие.
Большинство людей живут в витале. Это означает, что они живут в своих желаниях, ощущениях, эмоциональных чувствах, в витальных фантазиях, и видят, переживают и судят обо всем с этой точки зрения. Именно витал движет ими, а умственное существо находится у него на службе, а не является его господином. В йоге также много людей делают садхану с этого плана, и их опыт наполнен витальными взглядами, формациями, переживаниями всех сортов, но нет ни ментальной чистоты или порядка, ни подъема над умом. И лишь небольшое количество людей живут в уме или в психическом, или пытаются жить на духовном плане.
* * *
В обычной жизни люди принимают витальные движения: гнев, желание, жадность, секс и прочие, как естественные, допустимые и приемлемые вещи, как часть человеческой природы. Но поскольку общество не одобряет их или настаивает на том, чтобы держать их в фиксированных пределах или подчинить благопристойной сдержанности или умеренности, то люди стараются контролировать их с тем, чтобы соответствовать социальным стандартам морали или правилам поведения. Здесь же, наоборот, как и в любой духовной жизни, требуется завоевание и полное овладение этими вещами. Вот почему борьба более ощутима. Не из-за того, что эти вещи проявляются более сильно в садхаках, чем в обычных людях, но из-за интенсивности борьбы между духовным умом, который требует контроля, и витальными движениями, которые бунтуют и хотят продолжать в новой жизни делать так, как они делали в старой. Что касается идеи о том, что садхана вызывает вещи подобного рода, то единственная истина, которая есть в этом, заключается в том, что в обычном человеке существует много вещей, которых он не осознает, потому что витал скрывает их от ума и потакает им без осознания умом того, какая сила активизирует это действие - таковы вещи, которые делаются под прикрытием альтруизма, филантропии, служения и прочее, движимые главным образом эго, которое скрывает себя позади этих оправданий; в йоге тайный мотив должен быть вытолкнут из-за вуали, выставлен напоказ и отброшен. Во-вторых, некоторые вещи подавлены в обычной жизни и остаются лежащими в природе, подавленными, но не освещенными; в любой день они могут подняться или выразить себя в различных нервных формах, или в других нарушениях ума, витала или тела, истинная причина которых остается неясной. Это недавно было открыто европейскими учеными и сильно подчеркнуто, даже преувеличено в новой науке, названной психоанализом. И снова, в садхане нужно начать осознавать эти подавленные импульсы и осветить их - это может быть названо поднятием, но это не означает, что они должны быть подняты для действия, но лишь подняты перед сознанием для того, чтобы очистить от них существо.
Что касается того, что некоторые люди способны контролировать себя, а другие захватываются, то это из-за различия в темпераменте. Некоторые люди саттвичны и они легко могут контролировать себя, по крайней мере, до определенной точки; другие - раджасичны и для них контроль труден, а часто невозможен. Некоторые имеют сильный ум и ментальную волю, а другие являются витальными людьми, в ком витальные страсти сильнее и больше на поверхности. Некоторые не считают, что необходим контроль и позволяют им входить. В садхане ментальный и моральный контроль должен быть заменен духовной властью - ибо этот ментальный контроль только частичен и он контролирует, но не освобождает; только психический и духовный контроль может сделать это. В этом главное отличие в этом отношении между обычной и духовной жизнью.
* * *
Это [повод для спокойствия и самоконтроля в людях в обычной жизни] давление общества вкупе с определенной привычкой ментального контроля, порожденной социальным давлением. Это вовсе не из-за покоя. Снимите социальное давление, даже частично, как недавно сделали в Англии или в Америке, и люди позволят себе руководствоваться и действовать в соответствии с витальными импульсами вместо того, чтобы контролировать их - за исключением, конечно, тех, кто придерживается религиозных и моральных идей прошлого даже тогда, когда общество отходит от них.
* * *
Очень часто, даже в обычной жизни, существует бездна между высшими частями и нижним виталом - в йоге это соответствующе подчеркивается и акцентируется до тех пор, пока не изменится нижний витал, но, если мы можем судить по большинству людей здесь, это изменение представляет собой самую экстраординарную трудность.
II
В настоящее время ваши переживания на ментальном плане, но это правильное движение. Многие садхаки не способны продвигаться из-за того, что они открыли витальный план раньше, чем были готовы ментал и психическое. После некоторого начала истинно духовных переживаний на ментальном плане происходит преждевременное нисхождение в витал и большая путаница и беспокойство. Этого нужно остерегаться. Еще хуже, если витальная душа желаний открывается к опыту раньше, чем ум получил касание духовных вещей.
Всегда стремитесь к тому, чтобы ум и психическое существо были наполнены истинным сознанием и переживанием и были готовы. В особенности, вы должны стремиться к покою, спокойствию, к тихой вере, к возрастающей устойчивой широте, к все большему и большему знанию, к глубокому и сильному, но тихому обожанию.
Не будьте обеспокоены вашим окружением и его противодействием. Эти условия часто наложены вначале, как вид испытания. Если вы сможете оставаться спокойным и необеспокоенным и будете продолжать садхану, не позволяя себе быть внутренне взволнованным этими обстоятельствами, то это поможет дать вам много необходимой силы; ибо путь йоги всегда окружают внутренние и внешние трудности, и садхак должен развить спокойствие, твердую и устойчивую силу, чтобы встречать их.
* * *
Ваша предшествующая садхана была главным образом на витальном плане. Переживания витального плана являются очень интересными для садхаков, но они перемешаны, т. е. не все связаны с высшей Истиной. Должна быть установлена психическая основа для садханы, - это более сильный, чистый и устойчивый фундамент для нее. По этой причине все старые переживания прекращены. Сердце нужно сделать центром и через бхакти и стремление вы должны вывести вперед психическое существо и войти в близкий контакт с Божественной Шакти. Если вы сможете сделать это, то ваша садхана начнется снова и с лучшим результатом.
* * *
Очевидно, что ваша садхана до настоящего момента происходила в уме - вот почему вам легко концентрироваться на макушке головы, потому что центр там напрямую руководит всем ментальным уровнем. Ум успокоен и испытывая эффекты садханы успокоено витальное волнение, но не очищена и не изменена витальная природа.
Сейчас садхана, кажется, спускается в витал, чтобы очистить и изменить его. Первым результатом стало то, что трудности витала проявили себя - уродливые образы и беспокойные сны приходят из враждебного витального плана, который противостоит садхане. Оттуда же приходит возобновление волнения, нежелание и сопротивление садхане. Это не возврат назад к старому состоянию, но результат давления Силы йоги на витал для его изменения, к которому существует сопротивление.
Именно это нисхождение садханы [на витальный уровень], чтобы освободить витальное существо, заставило вас почувствовать необходимость концентрации в области сердца; ибо в области сердца расположен психический центр, а ниже, позади пупка, расположен витальный центр. Если оба центра можно будет пробудить и заполнить Силой йоги, тогда психическое (Душа-Сила) будет управлять витальным уровнем и очищать витальную природу, и успокаивать ее, и обращать ее к Божественному. Самое лучшее, если бы вы могли по желанию концентрироваться и в сердечной области и в макушке головы, ибо это придает более полную силу садхане.
Другие ваши переживания - это начало изменения в витале, т. е. мир с самим собой и с теми, кто, как вы думали, оскорблял вас; радость и свобода от всех мирских забот, желаний и амбиций. Это также приходит с успокоением ума, но может быть устойчиво только когда витал освобожден и успокоен.
Какие бы ни возникали трудности и волнения, нужно продолжать спокойно с полной верой в Божественную Силу и руководство, устойчиво и поступательно открывая всё существо к работам садханы до тех пор, пока все не станет сознательным и не согласится с необходимостью изменения.
III
Это колебание происходит из-за чего-то в сопротивляющейся части (не всей части), которая до сих пор недовольна призывом к изменению. Когда какой-либо витальный элемент разочарован, неудовлетворен, призван или принужден к изменению, но еще не хочет этого, он имеет склонность давать неотзывчивость или несотрудничество витала, оставляя физическую тупость или бесчувственность без витального импульса. С психическим давлением этот остаток сопротивления уйдет.
* * *
Витал может понимать, но этого недостаточно; он должен искренне призывать покой и трансформацию. Должно быть, большая его часть не способна изменить своей позиции и отказаться от своих настроений или своего способа принятия вещей; иначе эти депрессии не могли бы быть такими сильными. Нет причины почему вам не следует добиваться покоя, но это должно измениться.
* * *
Это должно быть какой-то тамас или инерция опустились на систему. Это похоже на то, когда витал не удовлетворен условиями или тем, что было достигнуто и провоцирует разновидность несотрудничества или пассивного сопротивления, говоря: «Поскольку я неудовлетворен, я не буду проявлять никакого интереса или помогать вам делать что-либо». Возможно, это из-за того, что я просил прекратить медитацию и ожидать. Витал не любит ждать. Но я должен вам сказать, что это из-за горения центров, из-за расстройства сна и отдыха - это должно уйти прежде, чем вы сможете медитировать правильно и успешно. Если вы все еще медитируете, то это должно происходить только в мире и покое, с очень спокойным стремлением к тому, чтобы божественный мир и покой спустились в вас.
Так же, это возможно из-за вашей склонности к Нирване. Ибо желание Нирваны легко приносит подобный упадок энергии. Нирвана - это не цель моей йоги; но будь то Нирвана или эта йога, мир и покой во всем существе является необходимой основой любых сиддхи.
* * *
Я уже говорил, что вам не следует прекращать заниматься поэзией и подобными делами. Будет ошибкой делать так из аскетизма или с идеей тапасьи. Можно прекратить эти вещи, когда они изживут себя сами из-за того, что человек наполнен опытом и так заинтересован в своей внутренней жизни, что у него нет энергии на все остальное. Даже тогда, нет причины для того, чтобы бросать, ибо нет причины почему поэзия или прочее не должны быть частью садханы. Нужно отказаться от любви к похвале, желания славы, известности, от эгоистической реакции, но это может быть сделано и без отказа от активности самой по себе. Вашему виталу нужна некоторая активность - виталу большинства людей она нужна, и лишать его своего выхода - выхода, который может быть полезным, а не вредным - значит делать его угрюмым, безразличным, упавшим духом, или же в любой момент склонным к бунту, либо готовым признать себя побежденным. Без согласия витала трудно делать садхану - он отказывается сотрудничать или смотрит с угрозой, даже если это и молчаливое недовольство, готовый в любой момент выразить сомнение и отрицание; или он делает неистовое усилие и потом падает назад, говоря: «Я ничего не получил». Ум, сам по себе, не может сделать многое, он должен получить поддержку витала, и для этого витал должен быть бодрым и уступчивым. В нем есть радость созидания, и нет ничего духовно неправильного в созидательной активности. Зачем отказывать вашему виталу в этой радости проявления?
Я уже намекал, что лучшей линией поведения для вас будет научиться ожидать Божественной Милости (не в тамасичном духе, но с саттвичным доверием). Молитва? Да, - но не молитва, настаивающая на немедленном осуществлении, а молитва, которая, сама по себе, является общением ума и сердца с Божественным, и, сама по себе, может иметь радость и удовлетворение, вверяя осуществление Божественному в его собственное время. Медитация? Да, - но ваша медитация происходит в неправильной асане (asana - поза, положение, состояние), которая является нетерпеливой и страстной борьбой, за которой следует горькое отчаяние. Бесполезно продолжать ее таким образом: лучше оставить ее до тех пор, пока вы не найдете новой асаны. (Я ссылаюсь на древних Риши, которые установили асану, место и фиксированную позу, в которой они могли бы сидеть до тех пор, пока не достигали сиддхи - но если асана была успешно нарушена (обеспокоена) злыми силами, типа Асуров, Апсар (Apsaras) и пр., то они оставляли ее и искали новую). Больше того, в вашей медитации не хватает спокойствия: вы медитируете с напряженным, прилагающим усилие умом, но именно в спокойный ум приходит переживание, как подтверждают все йоги, - спокойные воды правильно отражают солнце, чаша должна стать пустой, прежде чем soma-rasa (нектар восторга божественного существования) духа смогла наполнить ее. Сначала подготовьте ум и сердце: когда все будет готово, вещи начнут втекать в них спонтанным потоком.
* * *
Да, обычно сухость приходит, когда виталу - здесь, главным образом, витально-физическому - не нравится движение или состояние, или отказ от своих желаний, и оно начинает несотрудничество. Но иногда это является состоянием, через которое нужно пройти, т.е. нейтральное или сухое спокойствие, которое иногда приходит, когда обычные движения отброшены, но ничего позитивного еще не пришло чтобы занять их место (т. е. покой, радость, высшее знание или сила и действие).