Выработка инструментальных условных рефлексов
Объяснение феномена научения, обычно приписываемое Баруху Скиииеру. Основная идея заключается в том, что последствия той или иной реакции определяют вероятность ее повторения в бу-дущем. Организмы действуют в окружающей среде, а она, в свою очередь, оказывает воздействие на них. Манипулируя аспектами внешней среды (например, в ксшере Скиииера) можно уменыхшть или увеличить вероятность проявления конкретной реакции в бу-дущем. Любое событие, укрепляющее реакцию организма или уве-личивающее вероятность ее проявления, называется полоэісителъ-иьш стимулом. При позитивном подкреплеиии такая вероятность увеличивается. Негативное подкрепление означает устранение аверсивиого состояния, следующего за определенной реакцией. К примеру, в салоне многих автомобилей есть световой индикатор, назойливо мигающий до тех пор, пока вы не пристегнете ремень безопасности. Таким образом, реакция (застегивание ремня) полу-чает негативное подкрепление. Если последствия той или иной ре-акции приводят к умсньшению вероятности ее возникновения в будущем, то говорят, что организм подвергается иаказаиию. Ниже приведена схема различий между позитивным подкреплением (А), наказанием (Б) и негативным подкреплением (В):
А. Поведение (за которым следует) приятное событие = закрепление реакции. Б. Поведение (за которым следует) неприятное событие = затухание реакции. В. Неприятное событие (за которым следует) поведение, устраняюшее аверсивное состояние = закрепление реакции.
Скиннер также считал, что организмы учатся вести себя в спе-цифических обстоятельствах. Особая реакция на стимул, которая приводит к желаемому результату в одних условиях, может не при-вести к такому же результату в другой ситуации. Если наблюдать за автомобилями на автостраде, где есть видеокамера для контро-ля над скоростью движения, то можно заметить, что водители притормаживают перед камерой и набирают скорость, когда она остается позади. Когда организм получает подкрепление за реак-цию на один стимул, он может распространить эту реакцию на другие сходные стимулы. В молодости, когда я любил ездить на мотоцикле с мигалкой, похожей на полицейскую, ехавшие впереди водители замедляли ход — нетрудно угадать, почему.
Выработка моторной схемы
Термин, используемый для описания любого типа паучеиия, при котором происходит ассоциация между атшулом и реакцией. Таким образом, последнее определяется наличием первого.