Деятельность и психические процессы.
Психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь- выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно сделать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Следовательно, без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты.
Но оказывается, что психические процессы не просто участвуют в деятельности, они в ней развиваются и сами представляют собой особые виды деятельности.
Восприятие в процессе практической деятельности приобретает свои важнейшие человеческие качества. В деятельности формируются его основные виды: восприятие глубины, направления и скорости движения, времени и пространства. Практическое манипулирование ребенка с объемными, близлежащими и удаленными предметами открывает ему тот факт, что предметы и пространство имеют определенные измерения: ширину, высоту, глубину. В результате человек обучается воспринимать и оценивать формы. Следящие движения руки и глаза, сопровождаемые синергическими, координированными сокращениями определенных групп мышц, способствуют становлению восприятия движения и его направления. Изменения скорости движущимся объектов автоматически воспроизводятся в ускорениях и замедлениях сокращений определенных групп мышц, и это обучает органы чувств восприятию скорости.
Воображение тоже связано с деятельностью. Во-первых, человек не в состоянии представить или вообразить такое, что когда-либо не выступало в опыте, не было элементом, предметом, условием или моментом какой-либо деятельности. Фактура воображения есть отражение, хотя и не буквальное, опыта практической деятельности.
Еще в большей степени это относится к памяти, причем к двум ее основным процессам одновременно: к запоминанию и воспроизведению. Запоминание осуществляется в деятельности и само представляет особого рода мнемическую деятельность, которая содержит действия и операции, направленные на подготовку материала к лучшему его запоминанию. Это - структурирование, осмысление, ассоциирование материала с известными фактами, включение разнообразных предметов и движений в процесс запоминания и т.п.
Припоминание также предполагает выполнение определенных действий, направленных на то, чтобы вовремя и точно вспомнить запечатленный в памяти материал. Известно, что сознательное воспроизведение деятельности, в ходе которой некий материал был запомнен, способствует тому, что он легче припоминается.
Мышление в ряде своих форм идентично практической деятельности (так называемое «ручное», или практическое мышление). В более развитых формах образной и логической деятельности этот момент выступает в нем в виде внутренних, мыслительных действий и операций. Речь также представляет собой особого рода деятельность, так что часто, характеризуя ее, пользуются словосочетанием «речевая деятельность». Поскольку внутренние психические процессы у человека обнаруживают то же строение, что и внешние действия, есть все основания говорить не только о внешнем, но и внутреннем действии.
Было экспериментально доказано, что внутренние, т.е. психические, процессы, называемые высшими психическими функциями, по происхождению и структуре являются деятельностями. Разработаны и доказаны на практике теории, утверждающие, что психические процессы можно формировать через организованную по особым правилам внешнюю деятельность. Внешняя деятельность в результате ее специальных преобразований, направленных на сокращение и автоматизацию отдельных звеньев, их превращения в навыки, постепенно переходит во внутреннюю, собственно психическую (интериоризация). Такими интериоризованными психическими процессами являются произвольные и опосредствованные речью познавательные процессы: восприятие, внимание, воображение, память и мышление.
С другой стороны, ни один из названных психических процессов не протекает как чисто внутренний и обязательно включает какие-либо внешние, обычно двигательные, звенья. Зрительное восприятие, например, неразрывно связано с движениями глаз, осязание - с движениями рук, внимание - с мышечными сокращениями, определяющими его сосредоточенность, переключаемость и рассеянность. При решении человеком задач почти всегда работает его артикуляционный аппарат; речевая деятельность без движений гортани и лицевых мышц невозможна. Следовательно, всякая деятельность - это соединение внутренних и внешних, психических и поведенческих действий и операций.
Основные понятия и ключевые слова:активность, деятельность, мотив деятельности, потребности, цель, предмет деятельности, структура деятельности, операция, действие, движение, ориентировочные, исполнительские, корректировочные и завершающие действия.
Рекомендованная литература:
1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. – М., 1990.
2. Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 1990.
3. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. – М.; Изд-во МГУ, 1966.
4. Выготский Л.С. Психология. Генезис высших психических функций. – М. 2000.
5. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций: Учебное пособие для вузов. – М. ЧеРо, 1997.
6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – 2-е изд. – М.: Политиздат, 1977.
7. Загальна психологія / О.В.Скрипченко, Л.В.Долинська та ін. – К.: Либерь, 2005. – с. 464
8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999.
Вопросы для самоконтроля:
1. В чем заключается сущность активности и деятельности?
2. Каковы отличия деятельности от активности животных?
3. Что такое мотив и какие существуют виды мотивов человеческой деятельности?
4. Что нужно понимать под целью деятельностью?
5. Какова структура человеческой деятельности?
6. Что нужно понимать под действием и операцией деятельности?
7. Что относится к внутренним и внешним компонентам деятельности?
8. Какие существуют виды рабочих действий в зависимости от их целей?
9. На какой основе осуществляется классификация видов деятельности?
10. С какими психическими процессами и как связана деятельность?
Тестовые задания:
1. Какое высказывание относится к активности?
А) часть деятельности, имеющую вполне самостоятельную, осознанную человеческую цель;
Б) то, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется;
В) способности к самостоятельной силе реагирования, преобразуя или поддерживая жизненно-важные связи с окружающим миром;
Г) специфический вид активности человека, направленный на познание и творческие преобразования окружающего мира и самого себя.
2. Какое утверждение относится к определению деятельности?
А) специфический вид активности человека, направленный на познание и творческие преобразования окружающего мира и самого себя;
Б) то, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется;
В) способности к самостоятельной силе реагирования, преобразуя или поддерживая жизненно-важные связи с окружающим миром;
Г) часть деятельности, имеющую вполне самостоятельную, осознанную человеческую цель.
3. Что относится к мотиву деятельности?
А) специфический вид активности человека, направленный на познание и творческие преобразования окружающего мира и самого себя;
Б) часть деятельности, имеющую вполне самостоятельную, осознанную человеческую цель;
В) то, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется;
Г) способности к самостоятельной силе реагирования, преобразуя или поддерживая жизненно-важные связи с окружающим миром.
4. Какое утверждение относится к действию?
А) способности к самостоятельной силе реагирования, преобразуя или поддерживая жизненно-важные связи с окружающим миром;
Б) часть деятельности, имеющую вполне самостоятельную, осознанную человеческую цель;
В) то, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется;
Г) специфический вид активности человека, направленный на познание и творческие преобразования окружающего мира и самого себя.
5. Какое высказывание относится к операции?
А) разнообразные движения, связанные с практическим выполнением деятельности;
Б) инструменты, которыми человек пользуется, выполняя те или иные действия и операции;
В) относятся анатомо-физиологические структуры и психологические процессы и состояния, включенные в регуляцию деятельности;
Г) способ осуществления действия.
6. Что относится к средствам осуществления деятельности?
А) относятся анатомо-физиологические структуры и психологические процессы и состояния, включенные в регуляцию деятельности;
Б) инструменты, которыми человек пользуется, выполняя те или иные действия и операции;
В) способ осуществления действия;
Г) разнообразные движения, связанные с практическим выполнением деятельности.
7. Что относится к внутренним компонентам человеческой деятельности?
А) способ осуществления действия;
Б) относятся анатомо-физиологические структуры и психологические процессы и состояния, включенные в регуляцию деятельности;
В) разнообразные движения, связанные с практическим выполнением деятельности;
Г) инструменты, которыми человек пользуется, выполняя те или иные действия и операции.
8. Что относится к внешним компонентам человеческой деятельности?
А) инструменты, которыми человек пользуется, выполняя те или иные действия и операции;
Б) способ осуществления действия;
В) разнообразные движения, связанные с практическим выполнением деятельности;
Г) относятся анатомо-физиологические структуры и психологические процессы и состояния, включенные в регуляцию деятельности.
9. Что относится к ориентировочным действиям?
А) определение цели деятельности, условий, средств и путей ее достижения;
Б) внесение поправок, уточнений и изменений в ориентировочные и исполнительские действия на основе обратной информации;
В) заключаются в последовательном выполнении намеченных действий по осуществлению цели деятельности;
Г) сводятся к проверке качества выполнения всех действий по их результатам.
10. Что относится к исполнительским действиям?
А) заключаются в последовательном выполнении намеченных действий по осуществлению цели деятельности;
Б) определение цели деятельности, условий, средств и путей ее достижения;
В) сводятся к проверке качества выполнения всех действий по их результатам;
Г) внесение поправок, уточнений и изменений в ориентировочные и исполнительские действия на основе обратной информации.
11. Что относится к корректировочным действиям?
А) сводятся к проверке качества выполнения всех действий по их результатам;
Б) внесение поправок, уточнений и изменений в ориентировочные и исполнительские действия на основе обратной информации;
В) заключаются в последовательном выполнении намеченных действий по осуществлению цели деятельности;
Г) определение цели деятельности, условий, средств и путей ее достижения.
12. Что относится к завершающим действиям?
А) внесение поправок, уточнений и изменений в ориентировочные и исполнительские действия на основе обратной информации;
Б) определение цели деятельности, условий, средств и путей ее достижения;
В) сводятся к проверке качества выполнения всех действий по их результатам;
Г) заключаются в последовательном выполнении намеченных действий по осуществлению цели деятельности.
13. Что относится к силе потребности?
А) общение, игра, учение, труд;
Б) предметы и объекты, с помощью которых та или иная потребность может быть удовлетворена у данного человека;
В) наличие разнообразных потребностей, имеющихся у человека;
Г) значение потребностей для человека, ее актуальность, частота возникновения и побудительный потенциал.
14. Что относится к количеству потребностей?
А) значение потребностей для человека, ее актуальность, частота возникновения и побудительный потенциал;
Б) предметы и объекты, с помощью которых та или иная потребность может быть удовлетворена у данного человека;
В) наличие разнообразных потребностей, имеющихся у человека;
Г) общение, игра, учение, труд.
15. Что относится к качеству или своеобразию потребности?
А) общение, игра, учение, труд;
Б) значение потребностей для человека, ее актуальность, частота возникновения и побудительный потенциал;
В) предметы и объекты, с помощью которых та или иная потребность может быть удовлетворена у данного человека;
Г) наличие разнообразных потребностей, имеющихся у человека.
16. какие виды деятельности можно обнаружить практически у всех без исключения людей?
А) предметы и объекты, с помощью которых та или иная потребность может быть удовлетворена у данного человека;
Б) общение, игра, учение, труд;
В) значение потребностей для человека, ее актуальность, частота возникновения и побудительный потенциал;
Г) наличие разнообразных потребностей, имеющихся у человека.