Специфика течения процесса горевания в условиях ЧС
Известно, что чрезвычайная ситуация может явиться отправной точкой будущих перемен в убеждениях, образе жизни, причиной изменения состояний и чувств или запуске механизма динамики уже имеющегося опыта травматических переживаний людей, оказавшихся в эпицентре событий. Это касается не только пострадавших, но и специалистов, которые оказывают им помощь. Обычно люди, работающие в чрезвычайных ситуациях, не задумываются, какой след в них самих оставила работа, хотя для них не проходит бесследно то, что они видят горе и страдания других людей.
Жертвы катастроф могут разлучиться с любимыми или потерять кого-то из близких; самое наихудшее – это пребывать в ожидании вестей обо всех возможных утратах. Кроме того, жертва может потерять из-за катастрофы свою социальную роль и позицию. В случае длительных травматических событий человек может лишиться всяких надежд на восстановление утраченного.
Травма влияет на восприятие времени, и под ее воздействием меняется видение прошлого, настоящего и будущего. По интенсивности переживаемых чувств травматический стресс соразмерен со всей предыдущей жизнью. Из-за этого он кажется наиболее существенным событием жизни, как бы «водоразделом» между происшедшим до и после травмирующего события, а также всем, что будет происходить потом.
Если раньше основную озабоченность вызывали такие последствия экстремальных ситуаций, как количество смертей, физических болезней и травм, то сейчас среди специалистов растет обеспокоенность их последствиями для психосоциального и душевного здоровья населения. Из людей, перенесших психотравму, 80 процентов нормально функционируют, а у 20 процентов через некоторое время (2–6 месяцев) возникают те или иные проблемы в одной или нескольких сферах жизни: аффективной, психосоциальной, профессиональной, психосоматической (Пергаменщик и др., 1999).
Потери могут быть большими и маленькими, личными и глобальными, изменяющими жизнь и почти незаметными. Единственное, что их объединяет, — это то, как мы их переживаем.
У разных народов, в разных религиях выработаны отношения к смерти, существуют свои ритуалы прощания с ушедшим. Ритуалы, поминальные даты: 9 дней, 40 дней, годовщина — эти события психологически очень точно помогают проходить процессу горевания.
Ритуал оплакивания. В деревнях еще сохраняется помощь «плакальщиц» — женщин, которые пронзительными голосами плачут вместе с близкими покойного. Таким образом они нагнетают эмоциональную обстановку, помогая лучше отреагировать близким их утрату, совершать горюющему работу горя, продвигая его с фазы шока на фазу реакций.
Кроме этого, тривиальное «На кого ты нас оставил», звучащее хором, на бессознательном уровне может являться информацией, что рядом люди, понимающие и разделяющие боль, способные помочь. К сожалению, в крупных городах этот обычай почти исчез. Все чаще практикуется накачивание страдающего человека транквилизаторами до полубессознательного состояния, что препятствует нормальному отреагированию.
На первых фазах плач является и реакцией и лечением. Не нужно останавливать, успокаивать человека, именно через плач происходит высвобождение. Желательно подтолкнуть человека к посильному участию в организации похорон и всех необходимых мероприятий, например: сходить в церковь и поставить свечу, заказать отпевание и т.д. Часто родные из лучших побуждений ограждают горюющего от любой деятельности, оставляя его тем самым наедине с невыносимыми страданиями. Включение в деятельность позволит ему частично отвлекаться от внутренних болезненных переживаний.
На первых фазах лучше не оставлять горюющего одного, оказывая больше безмолвную поддержку, касаясь рукой, обнимая его, тем самым давая поддержку на телесном уровне.
На фазе реакций желательно подтолкнуть человека на конструктивную деятельность: можно сделать мелкий ремонт в доме или хотя бы переставить мебель, иногда уехать на время или сменить квартиру, выйти на работу и постепенно начать заниматься повседневными делами, пусть сначала это будет происходить автоматически.
Часто близкие из уважения к чувствам человека стараются не допустить в присутствии горюющего разговоров и обсуждений повседневных дел, забот, прячут нечаянную улыбку, боясь оскорбить человека. Начиная с третьей фазы, это делать можно и даже нужно — аккуратно, постепенно возвращая горюющего к жизни, подводя к моменту ответственности живого перед ушедшим и оставшимися близкими людьми. Если, например, у матери погиб взрослый сын, она может взять на себя ответственность воспитывать его детей так, как если бы это делал он.
В случаях, когда горюющий «застрял» на стадии неприятия случившегося, иногда полезно спровоцировать гнев и затем это чувство направить в русло какой-либо деятельности.
Достаточно часто у людей, находящихся в состоянии горя, развивается заученная беспомощность. Родные и близкие, переполненные любовью и заботой к горюющему, своим поведением закрепляют эту реакцию. В этих случаях необходимо объяснять родственникам, что человека, переживающего горе, необходимо загружать делами, теребить любыми способами, не обращая внимания на вначале негативную реакцию со стороны горюющего.
Вывод по четвертому вопросу.Специфика течения процесса горевания в условиях ЧС заключается в переживании утраты в особых травматических обстоятельствах. Травма влияет на восприятие времени, и под ее воздействием меняется видение прошлого, настоящего и будущего.
Заключение
Помощь человеку, понесшему утрату, в большинстве случаев не предполагает профессионального вмешательства. Достаточно информировать близких, как вести себя с ним, каких ошибок не совершать. Зачастую помочь мешают всевозможные предрассудки и заблуждения, например, бытует мнение, что не следует с горюющим говорить об умершем: «бередить душу». На самом деле, это делать необходимо, но говорить могут друзья, близкие люди, в соответствующей обстановке, а не дальние знакомые, случайно встретившиеся на улице. Если же в окружении человека отсутствуют люди, которыми он может разделить свое горе (родные и близкие, также поглощенные горем, часто не могут выполнять этой функции, поскольку сами переживают кризисное состояние), необходима помощь добровольного консультанта экстренной психологической помощи либо психолога, психотерапевта. В результате предотвращается опасность развития ПТСР и других заболеваний.
Что следует и чего не следует делать при оказании помощи клиенту, находящемуся в состоянии горя
1. Следуетпобуждать клиента к обсуждению его переживаний. Позвольте ему просто говорить об утраченном объекте любви, вспоминать положительные эмоциональные эпизоды и события прошлого. При этом следует реконструировать отношение к умершему, избегая его идеализации, лучше помнить реального человека (с «+» и «-») и научиться жить без него.
2. Не следует останавливать клиента, когда он начинает плакать. Слезы содержат анестезирующие вещества, действие которых сходно с действием морфина. Так что рыдания — это, скорее, физиологическая реакция организма, смягчающего душевную боль. (организм одинаково реагирует на физическую и душевную боль — слезами.)
3. Следует помолчать вместе со скорбящим, не пугаясь его молчания.
4. Следуетизбегатьфраз, типа (Меновщиков):
«На все воля Божья».Не настолько всеведущ человек, чтобы определять Божью волю, к тому же это не слишком утешительно.
«Бог выбирает лучших».Это означает, что все живущие на земле, включая и этого человека, не столь хороши в глазах Бога, кроме того, получается, что Бог не заботится о страданиях, которые причиняет близким умершего.
«Мне знакомы ваши чувства».Каждый человек уникален, мы не можем знать, что чувствует другой человек, поскольку никогда не сможем пережить его чувства.
«Уже прошло три недели с его смерти, а Вы еще не успокоились?»Не существует лимита времени, отпущенного страданию. Принято считать, что переживание горя может длиться от 6-ти месяцев до 2-ух лет, хотя не исключены отклонения и в ту, и в другую сторону.
«Благодарите Бога, что у вас есть еще дети».Даже если в семье есть другие дети, родители тяжело переносят смерть ребенка. Это не уменьшает их любовь к оставшимся детям, а просто отражает потерю того уникального взаимоотношения.
«Он прожил долгую и честную жизнь, и вот пробил его час».Не существует времени, подходящего для того, чтобы умереть. Сколько бы лет ни прожил человек, смерть — это всегда горе. Несмотря на то, что смерть часто несет с собой избавление от страданий, физических или душевных, близкие люди переживают это так же сильно.
«Извините…»(признание в утрате требует паузы или соболезнования);
«Мне очень жаль». Это очень распространенная автоматическая реакция. Мы просим прощения за то, что жизнь закончена, что люди переживают горе, за то, что нам напомнили, что все мы смертны. Однако от человека, переживающего утрату близкого, эти слова требуют неадекватного ответа. Что может он сказать в ответ — «благодарю», «все в порядке»? В этой ситуации нет уместного ответа, и когда человек снова и снова слышитподобные соболезнования, эти слова быстро становятся пустыми и бессмысленными.
«Вы должны быть сильными ради своих детей, мужа и т.д.»(т.е. человек удобен тогда, когда он силен»;.Страдающему человеку нет необходимости быть сильным ради кого бы то ни было, не исключая и самого себя. Убеждая людей быть сильными, мы тем самым уговариваем их отречься от реальных эмоций. Это может привести к другим проблемам (Руководство по телефонному консультированию, 1996).
«Позвоните мне, если что-то понадобится», тогда вы должны быть готовы ответить на телефонный звонок в любое время дня и ночи (при депрессии звонят в 4-5 ч утра). Страдания не регулируются ходом часов, и часто самое тяжелое время — между полуночью и 6-ю утра.
5. Следуетпостараться обеспечить присутствие небольшой группы людей, которые знали покойного (покойную), и попросить их говорить о нем (о ней) в присутствии клиента. Понесшего утрату не надо оставлять одного, однако его не следует перегружать опекой — большое горе преодолевается только со временем. Горюющему человеку нужны постоянные, но не навязчивые посещения и хорошие слушатели.
6. Следуетпредпочесть частые и короткие встречи с клиентом редким и длительным посещениям. Роль слушателя может выполнять психолог, психотерапевт.Находиться со скорбящим человеком, сопереживать и слушать его — главное, что можно сделать. Помочь близким понесшего утрату человека правильно реагировать на его скорбь.
7. Не следуетповерхностно и формально успокаивать скорбящего человека. Надо предоставить возможность горюющему выражать любые чувства, и воспринимать их без предубеждения.
8. Следуетпомнить о возможной замедленной реакции горя, которая может характеризоваться изменениями в поведении, ажитацией, лабильностью настроения и злоупотреблением психоактивными веществами. Эти реакции могут проявляться также в годовщину смерти (так называемая реакция годовщины).
9. В процессе скорби нередко наступает озлобленность. Если она остается, то подпитывает депрессию. Психолог должен не дискутироватьине корректироватьзлобу скорбящего, а помочь ей вылиться наружу. Только в таком случае уменьшится вероятность ее разрядки на случайных объектах.
10. Следуетразобраться в символической природе тоски по умершему. Человек, переживший утрату, хочет вернуть утерянное. Обычно это иррациональное желание недостаточно осознается, что делает его еще глубже. Навязчивые мысли и фантазии об умершем постоянно лезут в голову. Места и ситуации, связанные с умершим, приобретают особую значимость. Поиск умершего не бесцелен — он направлен на воссоздание утраченного человека.Не следуетпротивиться символическим усилиям скорбящего, поскольку таким образом он старается преодолеть утрату. С другой стороны, реакция скорби бывает преувеличена, и тогда создается культ умершего.
11. Следуетобучить скорбящего новому взгляду на себя, искать новую идентичность, т.к. во время траура резко меняется самооценка осуществления супружеской роли.
12. Следуетс пониманием воспринимать амбивалентность чувств к умершему как неизбежное изживание скорби. Необходимо вернуться к отношениям, которые прервала смерть, понять их значение в перспективе времени. После смерти близкого амбивалентность является источником чувства вины. Понесший утрату постоянно задает себе вопросы: «Все ли я сделал для умершего?», «Достаточно ли уделял ему внимания?».
13. В трауре ритуалы необходимы живым, а не умершим, и они не могут быть упрощены до потери своего назначения. Психологически крайне важно иметь публичный способ выражения сложных и глубоких чувств скорби. Если по какой-либо причине не были совершены ритуалы прощания, психолог можетпорекомендовать их совершить.
14. Следуетучитывать, что реакция на ожидаемое горе проявляется до наступления утраты и может снизить остроту переживаний и сыграть положительную роль.
15. Следуетучитывать, что человек, близкий родственник которого покончил жизнь самоубийством, может отказаться говорить о своих чувствах, опасаясь, что это каким-то образом его скомпрометирует.