Телереклама и ее влияние на детей.


Мышление и сознание миллионов людей много раз в день разрываются назойливой, агрессивной, пошлой и циничной телерекламой. Она является средством психологического насилия над человеком, средством манипулирования его сознанием и подсознанием. Hе случайно она у многих вызывает раздражение, возмущение, иногда злость или обиду, то есть чувства, отрицательно влияющие на здоровье человека. Особенно неблагоприятное влияние телереклама оказывает тогда, когда она вторгается в сознание людей по ходу показа интересного фильма или серьезной передачи, нарушая, прерывая целенаправленный поток переживаний телезрителей, разбивая процесс сосредоточенного внимания. При частых повторениях такого рекламного воздействия происходит расшатывание нервной системы, ее ослабление. Именно подобный прием когда-то использовался учеными-физиологами­ под руководством академика Павлова для вызывания экспериментальных неврозов у собак без применения, правда, тогда телевидения, которое заменяли другие внезапные воздействия, нарушающие высшую нервную деятельность.

Каждый у кого есть ребенок знает, как маленькие дети любят рекламу. Реклама коротка, в ней есть динамика, она содержательно проста, использует неожиданные обобщения. Рекламы повторяются, часто в измененных версиях. Мир рекламы - это и постоянство и динамика, плюс к тому еще и юмор, молниеносное изменение настроения, темпа, а также много теплых чувств: добрые мамы, счастливые дедушки. Повсеместно известно, что дети полностью игнорируют многие популярные формы телевизионных программ. Например, совсем не слушают так называемого монолога в целях убеждения: когда на экране появляется говорящая голова и что-то им вещает.
Направления знаний, которые активно применяются как фон для телерекламы пищевого или бытового товара, полностью соответствуют программе средней школы (геометрия, физика, химия, биология, история, этнография, литература). Но они вырваны из контекста целостной программы и «обрамляя» рекламируемый продукт незаметно для неискушенного потребителя/поглотителя искажены так, что сразу не осознаются. Результат такой метаморфозы может проявиться только тогда, когда вырастет поколение детей, которым сегодня 3-4 года. Ребенок в этом возрасте, осваивая активно культурное пространство той страны где он родился, уже не из сказок и детских книжек познает историю, грамматику и искусство, закрепляя культурные архетипы, а сначала, ползая у включенного телевизора, а затем при просмотре детских, а иногда и не детских программ, бессознательно усваивает, что «твиксоед» - это редкий вид животного; а динозавр, живший 60 млн.лет назад всю жизнь чистил зубы, к тому же определенной пастой; а морская капуста спит под одеялом. Подрастая он узнает историю не только своей страны – был когда-то такой былинный герой – «Пенталгин» и царь-батюшка, любивший пельмени; а царица Екатерина открыла пивной завод им. «Степана Разина», но и других стран – Наполеон – это супермен. Использование же исторических или этнографических сведений даже в мультипликационном виде для рекламы современного продукта смещает хронологические представления ребенка. В его сознании закрепляется факт существования «Деревенского» масла с XVII века. Одновременно ему даются сведения по геометрии и химии (теорему Эвклида-Zanussi; кислород – вещество, которое нельзя увидеть, но можно почувствовать). Попутно он присутствует и на «уроке» русского языка, изучая грамматику, стилистику, пословицы и поговорки, например, капли «для нос»; как масло, даже лучше; директор был ректором; тяжело в ученье, легко в быту. Как не воскликнуть после всего этого псевдознания словами той же рекламы: «Новый мир тебе открылся», малыш!

Сторонники рекламы отмечают ее полезность и необходимость для экономического развития, так как она ускоряет сбыт произведенных товаров, позволяет снижать цены, способствует увеличению потребления и вследствие этого росту выпуска продукции; субсидирует СМИ; стимулирует конкуренцию; расширяет рынки и создает дополнительные рабочие места.

Критики рекламы подчеркивают слабые ее стороны: реклама часто ведет к перепроизводству; расходы на рекламу составляют слишком большую часть цены анонсируемой продукции и приводят к ее удорожанию; средства, истраченные на рекламу, могли бы послужить более насущным социальным нуждам; реклама создает у индивида искусственные потребности.

С точки зрения коммуникации рекламу критикуют за ослабление ее первоначальной информационной функции в пользу манипуляции; распространение далеко не безупречного эстетического вкуса и не слишком тонкого чувства юмора; техника убеждения в рекламе создает лишь иллюзию свободного выбора

Сегодня реклама становится частью повседневной общедоступной культуры, информационной составляющей коммуникационных процессов и выступает одним из показателей развития общества. При этом реклама постоянно выходит за рамки коммерческих интересов и навязывает потребителям систему определенных стандартов, точку отсчета жизненных ценностей, мировоззренческих идей и представлений.

Рекламу по праву считают одним из мощнейших средств воздействия на массовое сознание. С момента возникновения в ней отрабатывались способы воздействия на поведение индивида и групп людей. За свою длительную историю реклама качественно эволюционировала. Она прошла путь от информирования к увещеванию, от увещевания – к выработке условного рефлекса, от выработки условного рефлекса – к подсознательному внушению, от подсознательного внушения – к проецированию символического изображения. Реклама все чаще вмешивается в жизнь человека, управляя им на осознанном и бессознательном уровнях.

С.Г. Кара-Мурза(. Манипуляция познанием. М., 2000.) отмечает «убаюкивающий эффект» телевизионной рекламы, обеспечивающий пассивность восприятия. Сочетание текста, образов, музыки и домашней обстановки приводит к релаксации, снижению умственной активности и критичности восприятия информации.

Отмечая особое влияние рекламы на детей, В. Паккард подчеркивает, что основная функция современной рекламы – готовить детей к «будущей профессии – быть квалифицированными потребителями» [Реклама: внушение и манипуляция / Под ред. Д.Я. Райгородского. Самара, 2001].

Среди методов психологического воздействия рекламы на детей в силу возрастной специфики психического развития наибольшее влияние оказывают следующие: психологическая заражение (вследствие воздействия на эмоциональную сферу личности); подражание (присваивание ребенком различных моделей поведения, взглядов, мировоззрения взрослых); внушение (высокая субтестивность детей ввиду несформированной целостности личности).

При этом с точки зрения психологической защиты дети по сравнению со взрослыми еще не в состоянии противопоставлять воздействию собственные установки, взгляды, нравственные критерии.

Несмотря на актуальность и большую теоретическую и практическую значимость изучения воздействия рекламы на сознание и поведение детей, эта проблема остается недостаточно разработанной.

Многократно повторяясь независимо от желания человека, действуя на взрослых и в особенности на беззащитную психику ребенка и запуская тонкие механизмы человеческих эмоций и мотивации, реклама, по существу, формирует современного человека.

Не знаю я, братия и сестры, ныне более страшного зверя, чем телевизор

Оглянитесь вокруг. Как мы сейчас живем? Что происходит с нашим обществом?

Почему полуголые девушки стали нормой? Почему с телевидения на нас постоянно идет поток грязной информации? В каждом новом клипе обязательно должны быть девушки либо в купальниках, либо в «одежде», демонстрирующей определенные части тела. Либо нам показывают сборище полупьяных танцующих людей, и все эти современные певицы, «звезды», похожи, откровенно говоря, на проституток. А ведь, глядя на них, растет сейчас целое поколение детей! Ведь это будущее общество, которое воспитывается на том, что это нормально - показывать свое тело, целовать всех подряд и вести такой веселый беспорядочный образ жизни. Телевидение говорит нам: живи свободно, неважно, что будет, тебе все дозволено, как этим «звездам»!
Почему наших детей приучают ко всей этой грязи? Почему все наше общество приучают к пошлости? Почему все дети растут на тупых американских фильмах, которые на первых позициях у телевидения? Почему дети, включая телевизор, могут слышать разговоры про личную жизнь людей со всеми подробностями? Почему практически нет никаких передач, которые бы развивали наше подрастающее поколение? Что вырастет в будущем? И почему родители позволяют своим детям следовать всему этому? Почему люди не видят, что из нашего общества хотят вырастить общество тупых и ничем не интересующихся людей? Людей без морали, без принципов.
Уже сейчас дети не знают ничего из классики и того, что бы позволило им расти образованными и культурными людьми. Уже сейчас много людей, которым нет дела до того, чтобы осмыслить все происходящее. Потом у них вырастут дети, которые будут воспитаны на такой, с позволения сказать, жизненной позиции.
Что же получится? Тот малый процент людей, которым все-таки не все равно, что происходит с нами и в мире, становятся все более одинокими. Их детям будет трудно найти себе друзей - ведь нормальных, образованных, культурных и, прежде всего, высокоморальных людей все меньше. И если любой мыслящий человек приостановится и призадумается, то неужели же он захочет жить в таком будущем, неужели он пожелает подобной участи своим детям?

Вместо отражения действительности, информирования общества, просвещения и воспитания, средства массовой информации, и в первую очередь телевидение, претендуют на большее - на владение умами и жизнью общества, на создание кумиров и идолов общества, на создание новой морали и этики на антихристианских ценностях. Сегодня СМИ - это реальный социально-политический фактор, активно влияющий на общество, экономику, политику, эстетику, определяет и формирует взгляды, вкусы, приоритеты, спрос. Часто ли вы видите по телевидению, слышите по радио, чтобы наши известные или малоизвестные политики, артисты, журналисты, писатели, предприниматели говорили о покаянии, нравственных и моральных ценностях?

Телевидение занимается внедрением определенных навязчивых клише. Сегодня главная цель ТВ - заменить реальность на виртуальность. Реальную вещь, событие, личность представить по своему собственному усмотрению. Если Церковь говорит о духовном мире, то телевидение вводят человека в мир зримых духов, создаваемых медиократией. СМИ создают заэкранный мир, призрачное бытие, которое заменяет реальное бытие и в конечном счете отменяет его. Люди начинают жить жизнью и событиями духов, поставляемых средствами массовой информации. Сегодня телевидение решает, чему быть, какому событию дать право на существование. Если событие не получило отражения на телевидении, будь то 100-тысячная демонстрация или голодовка депутатов, то этого и не было. Есть информация - есть событие, а нет информации - нет события. Многие проблемы в обществе существовали и существуют, но мы о них не знаем, т.к. нет информации. И наоборот - многие вопросы и проблемы, которые раньше считалось неприличным обсуждать "при свете", при детях выносятся на всеобщее обозрение.

Если исполнительная, законодательная и судебная власти манипулируют с реальностью или осуществляют над ней контроль, то телевидение создает свою призрачную реальность по своему усмотрению. Церковь говорит: Господь дал человеку свободу выбора и человек волен выбирать между добром и злом. Человек должен измениться, прийти к Богу, чтобы сделать правильный выбор. Телевидение не говорит, оно предлагает свои представления о добре и зле, оно вам представят и Бога, и святых, и ангелов, и сатану, и вложит в их уста то, что нужно медиократии, то есть власть имущим. Оно так умело предложит вам сделать выбор того или иного товара, той или иной услуги, того или иного кандидата той или иной партии, что вы будете убеждены в том, что это именно ваш выбор, а не продукт пропаганды.

Президент Российской Федерации Владимир Путин призвал телевизионщиков - нужно создавать созвучные времени системы культурных ценностей. Причем, не только создавать, но и тиражировать, внедрять в сознание. И телевизионщики, то есть медиократия, откликнулись созвучными времени ценностями - тупыми развлекательными программами, якобы, реальными шоу, "последними героями", шоу "За стеклом", "Окна", "Фабрика звезд", "Гаремами" и сериалами про бандитов. Телевидение стало мощным разрушителем нравственных устоев общества. Люди воспринимают и строят жизнь по правилам и законам, предложенным телевидением, но этика и мораль, которые планомерно и последовательно формирует телевидение, построены на антихристианских принципах: агрессия, добей упавшего, оттолкни слабого, насилие, развал семьи и блуд, отсутствие уважения к чужому горю, ненависть вместо любви и сострадания. Предлагая зрителям сериалы, романтизирующие братков, детективы и криминальную хронику, СМИ внушают зрителям, что аморальные явления - это норма. Бесконечные ток-шоу (где часами мусолятся ничтожнейшие темы, повторяясь из программы в программу) соседствуют на телевидении с так называемыми реалити-шоу. Здесь вообще происходит нечто невообразимое. Если раньше за жизнью своих собратьев некоторые подглядывали через глазки и замочные скважины, а сплетнями тихо обменивались во дворе, то сейчас телевизор стал замочной скважиной для всей страны.

Коммерческому телевидению не нужна культура, она не приносит прибыль.

И каково же лекарство?

Люди живут телевидением - оно всесословно, всеобразовательно, всевозрастно, всеконфессионально. Нет никакого другого социального института, включая школу и семью, который мог бы соревноваться с телевидением по программированию сознания, а следовательно, и поведения. Нам навязывается представление о жизни, которое противоречит реальности. А ученые признают тот факт, что человек верит своим представлениям о чем-то больше, нежели реальным, то есть он верит не в жизнь, а в то, что он о ней думает.

Получается, что сегодня журналисты и владельцы каналов становятся соучастниками преступления против своего народа, которое заключается в том, что людей сознательно развращают, низводят до уровня оскотинивания. Ставка делается на низменные инстинкты. И никакие "Хартии" и "Самоограничения" журналистов не меняют ситуацию. Наши коммерческие каналы никогда не возьмут на себя образовательную и воспитательную функции. Этим может заниматься только общественное телевидение. Сегодня только общественное телевидение способно удовлетворять интересы и потребности различных слоев общества: детей, молодежи, различных религиозных и профессиональных групп. Механизм функционирования общественного телевидения прост и прозрачен - он содержится самим обществом через абонементную плату потребителей, отчислений от рекламы коммерческих каналов и контролируется через общественные советы, избираемые из числа авторитетных личностей.

Телевидение, оплаченное народом, должно быть народным. Национальные средства массовой информации должны превращать аудиторию читателей и зрителей в народ. Коммерческое телевидение не должно растлевать народ. И сделать это не так уж трудно. Нужно, как говорится, только власть употребить, применить диктатуру закона.

Итак, мы обречены на пагубное влияние телевидение? Телевидение - это приговор для наших детей? Проблема очень сложная. Она должна решаться на государственном уровне через разработку и реализацию программы "Телевидение для детей", включающей:

 проведение необходимых социологических исследований;

 производство необходимых образовательных и развлекательных программ для детей из различных типов семей;

 разработку приемлемой сетки детских телепередач;

 контроль за показом фильмов, включающих сцены насилия, жестокости в "детское" время;

 контроль за закупками зарубежных мультипликационных сериалов, противоречащих национальной традиции и менталитету наших граждан;

 использование телевидения для подготовки детей к школе, к адаптации к условиям взрослой жизни;

 поиск новых форм предоставления знаний.

Что же делать? Если уж нет в вашей семье возможности полностью обойтись без телевизора, сделайте его работу подконтрольной вам. Контролируйте, какие фильмы смотрят ваши дети, если не хотите их потерять.

Говоря о пагубности телевизионных передач мы полностью забываем о роли родителей в этом процессе. Именно с нашего молчаливого согласия телевизор порабощает наших детей. Еще в их младенчестве мы усаживаем дитя к телевизору, чтобы он не плакал и не мешал нам заниматься домашними делами. Именно мы решили, что лучше дети сидели бы у телевизора, чем гуляли на улице. Так нам было спокойнее.

Мы предоставили детям право самостоятельно организовывать свой досуг и не считали опасным то, что наш ребенок сев к телевизору с утра не отходил от него до вечера, просматривая все подряд, без выбора.

Мы забываем, а точнее не хотим помнить о своей родительской ответственности пред Богом и законодательством в воспитании детей. Как только ребенок выходит из ясельного возраста, перекладываем ответственность за его воспитание на школу, улицу и телевизор.

Там, где должна подключаться мудрая родительская цензура (в выборе друзей, в привычках и увлечениях) ее чаще всего и не хватает. Мы позволяем смотреть детям мультсериалы о всевозможных монстрах и тому подобное. Писание говорит, что настанут времена, когда бесы во плоти будут ходить по земле среди людей. Не является ли мультипликация нашего времени всемирным приучением людей к этому времени: вот вам милые мутанты-черепашки, вот доброе привидение, вот милые монстры и веселые демоны.

"Американский военный психолог Дэйв Гросмен в 1999 году настоятельно предупредал общественность, что "показы насилия в масс-медиа и еще более опасные, пропитанные насилием интерактивные видеоигры" запускают у детей и подростков как раз те психические механизмы, с помощью которых профессиональных солдат учат убивать. К этому он добавил: "Я почти 25 лет прослужил пехотным офицером и психологом, и задачей моей было - делать людей способными к убийству; в ее выполнении мы и преуспели. Однако способность убивать не возникает сама собой - в ней нет ничего естественного. Этому надо учить. Сегодня мне уже ясно: точно так же, как на военной службе мы кондиционировали (психологический термин, означающий вырабатывание условного рефлекса) и тренировали людей, чтобы они смогли убивать, - мы совершенно бездумно, слепо допускаем, чтобы такое происходило и с нашими детьми". В качестве главных условий такого кондиционирования он называет выработку жестокости и бесчувственности. То и другое показ насилия поощряет в детях с самого нежного возраста".

Телевидение, как и другие средства массовой информации, нередко транслирует ложные знания о мире, отчетливо конфликтующими с научными данными и представлениями о нём (многочисленные примеры тому приводит педагог А.А. Журин в статье “Мир в средствах массовой информации и представлениях школьника”, опубликованной на сайте http://www.mediaeducation.ru). Но еще в большей степени влияние, искажающее представления ребенка об окружающем мире, проистекает от непрерывной демонстрации на телеэкране сцен насилия и поведения, отклоняющегося от нормы. Через телеэкран детям постоянно прививаются культурные и этические ценности, образцы поведения, несовместимые с реалиями нашего общества, с его духовными традициями. Культивирование в телепередачах потребительства, тщеславия, нацеленности на узко понимаемый материальный успех, развязности, хамства, неуважительного отношения к родителям приводит к подмене гуманистических ценностей их суррогатами, к конфликту полов и поколений. Это не только производит эффект уродливой социализации, но, как предупреждают психиатры (профессор А. Бухановский и другие авторитетные специалисты), угрожает в конечном итоге психическому здоровью детей.

Приведенные здесь факты и комментарии вовсе не означают, что нам нужно выбросить телевизор и навсегда изолировать себя от телевизионных фильмов и передач. Нет, конечно. Достаточно сделать вывод, что с телевидением, как с явлением, имеющим огромное влияние на психику человека, нужно обращаться очень осторожно. Подобно книгам и музыке среди телевизионных программ есть те, которые учат добру и дают знания, и те, которые порождают жестокость, насилие, разврат. Поэтому нам так важно дать правильную оценку того, что мы смотрим, и ни в коем случае не допустить, чтобы телевизор стал нашим идолом.

Наши рекомендации