А) Перевод запроса клиента на язык психологической проблемы.
1.Мини-лекция Анализ проблемных зон клиентов
2. Упражнение на отработку навыков анализа проблемных зон клиентов. анализ предложенных ситуации по схеме.
Б) Формулирование и проверка консультативных гипотез.
1. Освоение студентами навыками формулирования консультативных гипотез.
2. Овладение студентами навыками проверки консультативных гипотез.
В) Коррекция установок клиента и поведения клиента.
1.Отработка навыков коррекции установок клиента.
2.Обучение студентов навыкам сотрудничества с клиентом в разработке конкретного плана позитивного реагирования.
3.Задания на развитие версионного мышления, снятие ригидности мышления.
Лабораторное занятие 11.
Тема: Окончание сессии (1ч).
1.Подготовка участников к освоению навыков, необходимых на завершающем этапе сессии. Мини-лекция: «Окончание сессии».
2. Упражнение на отработку навыков проведения заключительной сессии с клиентом.
3.Развитие умения анализировать сессии начинающих консультантов. Практикум по супервизии.
Дидактические материалы к лабораторным занятиям
Лабораторное занятие 1.
Тема: Работа с профессиональными стереотипами (2ч).
Мини-дискуссия «Оказание помощи людям»
Цель. Знакомство участников с видами профессиональной и непрофессиональной психологической помощи.
Дискуссия проходит в кругу. В начале беседы тренер задает участникам ряд вопросов. В каких видах помощи мы чаще всего нуждаемся как личности? (психологическая, педагогическая, медицинская и т. д.) Кто оказывает нам такую помощь? Всегда ли мы обращаемся к специалистам или мы прибегаем к помощи других людей? Кто эти люди? (друзья, преподаватели, знакомые, начальник, родители или родственники и т. д.) Какой вид помощи для нас наиболее важен и актуален: профессиональный или непрофессиональный? Насколько эффективной может быть непрофессиональная помощь?
Подводя итог мини-дискуссии, тренер может познакомить участников с видами профессиональной психологической помощи, взяв материалы из теоретического раздела «Виды оказания психологической помощи».
Упражнение «Консультирование — это..., консультирование — это не...»
Цель. Предоставление участникам возможности с помощью метода мозгового штурма выявить основные моменты, присущие психологическому консультированию и противоречащие принципам психологического консультирования.
Содержание. Группа делится на подгруппы по 3—6 человек в зависимости от общего числа участников. Желательно, чтобы в результате деления образовалось не более четырех подгрупп. Участникам подгрупп методом мозгового штурма предлагается придумать как можно больше синонимов к термину «Психологическое консультирование» и записать их на одном из листов бумаге. На другом листе записать те моменты, которые, по их мнению, противоречат принципам психологического консультирования.
После того как подгруппы подготовят свои плакаты, все возвращаются в круг. Представитель одной из подгрупп вывешивает свои плакаты перед аудиторией и объясняет, содержание каждого из них. Тренер комментирует записи участников. Затем выступает представитель второй подгруппы и т. д.
Обсуждение. После того как участники получили первое представление о понятии «психологическое консультирование», тренер просит их высказаться в свободной форме о том, насколько изменилось их представление о психологическом консультировании теперь и что нового они узнали.
Упражнениена развитие навыков слушания, подготовка участников к овладению навыками нерефлексивного слушания.
Тема: «Люди, которые мне помогают».
Содержание. Группа делится на пары, организуя пространство так, чтобы участники не мешали друг другу.
Один из участников пары — клиент, он рассказывает консультанту в свободной форме:
· о том, к кому он обращается за помощью в трудные минуты;
· кто эти люди, с которыми он может поделиться своими проблемами;
· какими качествами они обладают;
· насколько действенной бывает их помощь;
· какие проблемы хотел бы научиться решать клиент после прохождения тренинга.
Консультант молча, слушает, не задавая вопросов и не делая никаких комментариев. По истечении отведенного времени консультант говорит клиенту спасибо, и по сигналу тренера участники меняются местами (консультант садится лицом к часам) и ролями.
Обсуждение. После проведения практикума в парах участники возвращаются в круг и делятся трудностями, которые возникли у них в процессе совместной работы. А также в свободной форме отвечают на ряд вопросов. Что хотелось сказать клиенту? Какие вопросы хотелось ему задать? Насколько было легко или трудно просто слушать?
Упражнение «Невербальные средства общения»[Монина Г. Б., Лютова-Робертс Е. К., 2005]
Цель. Знакомство участников с эффективными невербальными средствами общения в процессе консультирования.
Содержание.Каждый участник группы получает карточку со списком различных невербальных проявлений:
Тренер просит участников решить, какие из этих средств эффективны для консультанта в процессе работы с клиентом, а какие — нет. Каждый участник самостоятельно делает пометки в своей карточке. Можно использовать единые условные обозначения, которые даны в нижней части карточки. Если участник считает, что какой-либо важный паттерн невербального языка пропущен, он может дописать его на специально оставленной пустой строчке.
Затем группа делится на несколько подгрупп по 4—5 человек в каждой, и в них происходит обмен мнениями. После этого следует провести общую групповую дискуссию о целесообразности использования перечисленных в карточке паттернов при общении консультанта с клиентом.
Если участники не пришли к единому мнению по поводу эффективности тех или иных невербальных паттернов, тренер может предложить участникам использовать данные паттерны на практике и отследить реакцию клиента, после чего поделиться своим опытом с группой.
Комментарии для тренера. Данное упражнение часто вызывает много споров, которые иногда не прекращаются даже в кулуарах. Поэтому тренер может сделать акцент на том, что нельзя читать жесты других людей однозначно. Мы рассматриваем эту важную тему не для того, чтобы определять состояния других людей по их жестам, а для того, чтобы следить за своими невербальными проявлениями, чтобы достичь желаемой атмосферы в ходе беседы.
Лабораторное занятие 2.
Тема: Взаимоотношения между консультантом и клиентом (2ч).