Классификация социальных групп
Принципы классификации соц. групп:
1. Уровень культурного развития
2. Тип структуры
3. Задание и функции
4. Доминирующий, преобладающий тип контактов
5. Термин (срок) существования группы
6. Принципы ее формирования
В связи с этим выделяют группы:
1. Реальные группы:
а) лабораторные – это специально созданные для проведения соц.-псих. экспериментов. Они комплектуются только из случайно выбранных людей и только на определенное время («50 минут. группы.» Автор М. Шоу)
б) природные – реально существуют в условиях конкретной социальной действительности. Это устоявшиеся объединения с определенной историей, часто характеризуются высоким уровнем соц-псих. развития.
2. Условные группы – это объединение людей по любому признаку, выделение которых необходимо для осуществления конкретного анализа.
Выделяют малые и большие соц. группы:
1. Малые соц. группы
2. Большие соц. группы – бывают:
а) организованные – элементарные основы соц. организации. Их возникновение обусловлено необходимостью реализации соотв. организационных функций (классы, нац. этн. образования, соц. профессиональные и поселенческие общности)
б) не организованные – возникают внутри организованных групп стихийно в процессе общения людей (толпа, публика, аудитория). В этих группах наиболее ярко выражается действие известных способов соц-псих. влияния. Соц-псих вляине – внушение, подражание, убеждение и т.д.
Организованные и не организованные группы относятся к природным.
Толпа – создается по поводу разнообразных событий. Время существования и степень организованности зависит от важности события, а также от того, найдется ли человек или люди, кот. смогут на не длительное время завладеть вниманием и возглавить толпу. Характеристики: нестабильность, агрессивность, чрезмерная эмоциональность.
Масса – это более стабильное объединение, но также не имеет четких границ. Её лидеры заранее известны. Их роль в контроле поведения людей более определена. Кроме того, тактика поведения масс, их конечная цель и конкретные действие более четкие и скоординированные.
Публика – это кратковременное собрание людей для общего проведения времени или развлечения в связи с каким-то зрелищем. Публика всегда собирается ради общей какой-то определенной цели. Она управляемая и соблюдает определенные нормы. Однако какой-то, иногда незначительный, эпизод может сделать ее стихийно неуправляемой (пожар в театре)
Аудитория – это разновидность публики, возникающая в более замкнутых помещениях.
Социальные движения – достаточно организованное единство людей, кот. имеют четко определенную конечную цель. Эта цель связана с потребностью в определенных изменениях социальной реальности. Эти изменения могут иметь как глобальные черты, отображая планетарные масштабы соц. проблемы, так и касаться какой-то региональной проблемы или быть связанным с достаточно локальной территорией и относительно небольшой по численности, социальной группой.
Общие черты социальных движений:
1. Они всегда основываются на определенном гражданском мнении, которое способствует возникновению соц. движений.
2. Имеет целью изменение ситуации в определенном сегменте обществам или в обществе в целом.
3. В процессе организации движения создается его программа.
4. Представители всегда четко представляют и оперируют теми способами, которыми они собираются достичь цели, в том числе и насильственные методы.
5. Социальное движение своей деятельностью реализует разные проявления массового поведения (манифесты, демонстрации, митинги).
При исследовании социальных движений возникает ряд вопросов:
1. Механизм присоединения к движениям – изучается при анализе мотивов и участия в движении, так как та или иная форма мотивации влияет на успешность его деятельности и достижения стратегической цели.
Новые члены движения – это:
а) Люди, которые чувствуют потребность в достижении определенной цели не в том случае, когда они не имеют возможности достигнуть цели, а тогда, когда эта невозможность относительна. То есть человек сравнивает свою ситуацию с другими (Теория относительной Депривации - Сенсорная недостаточность или недогрузка систем анализаторов, наблюдаемая у человека в условиях изоляции или при нарушении работы основных органов чувств.)
б) Человек чувствует потребность в большей степени идентифицировать себя с группой, почувствовать себя ее частью, и благодаря этому переосмыслить собственные силы и возможности (Теория мобилизации ресурсов)
2. Соотношение позиций меньшинства и большинства. Концепция Московича – он анализировал условия, при которых меньшинство может иметь влияние и рассчитывать на успех.
Условия:
а) последовательность и стиль поведения, кот. реализуются в двух направлениях:
- синхрония – одностайность (одна стая) участников меньшинства в момент функционирования движения
- диахрония – стабильность позиций и поведения на протяжении длительного времени
б) смысловое наполнение стиля поведения. Проявляется в умении достигать компромисса. Готовность двигаться путем поиска продуктивного решения, без лишней категоричности.
3. Характеристика лидеров