Современные средства массовой коммуникации
Существуют следующие способы распространения информации:
1)через печатные средства (пресса, книги, плакаты и т.д.);
2)через электронные средства (радио, телевидение, Интернет);
3)через организации (политические партии или группы, сеть научных и научно-исследовательских учреждений, объектом деятельности которых является изучение политических отношений и накопление соответствующей информации);
4)через неформальные контакты.
Словосочетание «массовая коммуникация» является буквальным переводом английского термина «mass communication» — «массовое общение», т. е. общение, в котором участвуют большое количество людей. Если иметь в виду массовое общение, которое осуществляется с помощью радио, печати, телевидения, то в данном случае принято говорить о «средствах массовой информации». Средства массовой информации имеют однонаправленное действие и являются не столько средством взаимодействия, сколько средством активного воздействия на аудиторию. Однако грань между понятиями «средства массовой информации» и «средства массовой коммуникации» постепенно стираются. Под средствами массовой коммуникации понимаются средства для взаимодействия двух лиц, когда они направляют друг другу равные сообщения в одинаковом информационном режиме. Это телефоны, телеграфы, компьютерные средства общения. Однако в последнее время наблюдается повышение степени интерактивности средств массовой информации. Например, беседа с радиоведущим в прямом эфире, телеконференция, общение в режиме on-line в процессе использования Интернет-ресурсов. Следовательно, средства массовой информации становятся частью средств массовой коммуникации. Поэтому в современной литературе часто применяется термин «средства массовой коммуникации».
В информационном обществе средства массовой коммуникации играют главную роль в принятии не только политических, но и психологических решений. Очевидно, что современные средства массовой информации, особенно телевидение, не только информируют о происходящих событиях, но и интерпретируют происходящее по своим правилам, причем современная видеотехника позволяет оказывать колоссальное психологическое влияние. К примеру, чтобы вызвать у зрителей негативную реакцию на неугодного деятеля, достаточно с помощью компьютерной техники смоделировать неприятный голос, манерные движения и т.д. И наоборот, можно создать позитивный образ: «убрать» недостатки во внешности, голос «сделать» сильным, движения — уверенными и т.д. Зритель не в состоянии отличить подлинные съемки от компьютерных подделок.
Средства массовой коммуникации могут служить различным целям и не только разрушительным. Они просвещают людей, способствуют их продуктивному участию в общественной жизни и личностному развитию.
Рассмотрим положительные функции средств массовой коммуникации.
Организаторская. Средства массовой коммуникации выступают как «четвертая власть». Например, благодаря пропаганде идей и целей развития качеств личности безопасного типа поведения предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» сегодня преподается в каждом образовательном учреждении.
Информационно-коммуникативная. Устанавливаются связи между специалистами, способствуя их продуктивному общению.
Идеологическая (социально-ориентирующая). Влияние на мировоззрение и ценностные ориентации читателей, в том числе и на мотивацию поведенческих актов. В данном случае средства массовой коммуникации способствуют росту чувства социальной ответственности и творческой инициативы.
Культурно-образовательная. Расширение кругозора людей, обогащение их духовного, интеллектуального мира.
Манипуляция сознанием
К сожалению, сегодня средства массовой коммуникации чаще негативно влияют на человека, сеют страх, разжигают ненависть, апеллируют к низменным инстинктам человека. Серьезную опасность представляет манипуляция сознанием через средства массовой коммуникации. Как замечает Г. Шиллер, «для достижения успеха манипуляция должна оставаться незаметной. Успех манипуляции гарантирован, когда манипулируемый верит, что все происходящее естественно и неизбежно. Короче говоря, для манипуляции требуется фальшивая действительность, в которой ее присутствие не будет ощущаться».
Разрушительное действие средств массовой коммуникации на национальное самосознание можно было наблюдать в постсоветской России во времена «лихих 1990-х». С помощью средств массовой коммуникации была очернена российская история, а американский и западный образ жизни был представлен как эталон успеха и счастья. Патриотизм средства массовой коммуникации призывали лечить как психическое заболевание. Образцовыми качествами провозглашались индивидуализм и эгоизм, стремление разбогатеть любым способом, «идя по головам соперников» и «выплывая, кто как может».