Исследование Б. Хеллстрём
Испытуемые: женщины с сохранностью менструального иикла и мужчины. Сравнение болевых ощущений (в том числе и толерантности) у мужчин и женщин.
Метолика: а) измерялись болевые ощущения у испытуемых обоего пола (по давлению, которое оказывает холодный предмет на доминантную руку испытуемых); б) у женщин определялась фаза менструального никла (специальный подбор испытуемых не осуществлялся, фаза никла у каждой женщины подбиралась случайным образом); в) у женщин учитывался уровень эстрогенов (женских половых гормонов).
Результаты: мужчины были более терпимы к боли, чем женщины. Во время второй фазы менструального иикла (когда увеличивалось число эстрогенов) болевая чувствительность у женщин снижалась.
В целом по итогам ряда исследований болевых ощущений был сделан вы процессы боли и обезболивания у мужчин и женщин различны — и' количеств но, и качественно (Greenberger, 2001).
Из этих исследовании можно сделать очень ценные практические выводы и в отношении женщин, и в отношении мужчин. Во-первых, они свидетельству об изменчивости состояния женщин и зависимости их самочувствия от фазы м струального цикла. И это не выдумка женщин (как довольно часто считают мужч ны, не знакомые с исследованиями в гендерной психологии), а научно установл ный факт. Одно и то же заболевание в одной фазе женщина будет переносить бо* стойко, в другой — менее. Далее, лечение, связанное с сильными болями (one ции, некоторые лечебные процедуры), женщинам следует планировать именно вторую фазу менструального цикла, а не на первую, как они обычно это дел-(чтобы месячные прошли и не мешали лечению). И вообще в нашей культуре с.
Другие модальности 163
дует изменить отношение к менструальному циклу женщин как к чему-то запретному, но несерьезному — капризу женщин, которые вес объясняют этим своим состоянием. Целый ряд семейных (а может быть, и производственных) конфликтов может быть спровоцирован тем, что окружающие не знают о состоянии женщины, а она также ничего не говорит из боязни нарушить принятые нормы. Необходимо широко распространять достижения науки в этой области, что поможетв том числе и улучшению взаимоотношении между мужчинами и женщинами.
Поскольку некоторые лекарственные препараты по-разному действуют на мужчин и женщин, необходимо продолжить исследования в этом направлении и провести гендерную экспертизу всех лекарственных веществ и всех методов лечения. Возможно, то, что оказывается эффективным для одного пола, малоэффективноили даже вредно для другого.
Существуют три основные гипотезы, объясняющие половые различия по болевым ощущениям: генетическая, гормональная и гипотеза социального опыта. Я готова предложить и четвертую, связывающую эти различия с гендерной социализацией. Рассмотрим их более подробно.
Генетическую гипотезувыдвинул американский психолог Дж. Моуджил, доказавший, что сенсинтивность к боли и реакция на анальгетики у мужчин и женщин связана с различными генами. В экспериментах на грызунах самки были менее толерантны к боли, чем самцы. Был определен ген (на 8-й хромосоме), который отвечает за восприятие и облегчение боли у самок.
Гормональная гипотезаболевую чувствительность связывает с гормональным уровнем. В тех же экспериментах Дж. Моуджила было обнаружено, что ген, отвечающий за боль, связан с эстрогеном (женским половым гормоном). Эстроген влияет на мозговые болевые центры и таким образом изменяет восприятие боли (цит. по: Greenberger, 2001). Эту гипотезу подтверждает исследование Хеллстрём, а также работы других ученых, посвященные влиянию уровня эстрогенов на болевую чувствительность в разные фазы менструального цикла.
Согласно гипотезе социального опыта,возраст испытуемого, его опыт (в том числе и болевой, влияющий на способность различать разные оттенки боли), его диета — всё это факторы, которые влияют на чувствительность к боли и реакцию на обезболивающие препараты (Greenberger, 2001). В психологии известна следующая закономерность: отношение к боли может изменять болевые ощущения. Под влиянием одних эмоциональных переживаний (например, страха) болевое ощущение усиливается, а под влиянием других (в частности, гнева) — ослабевает или даже исчезает совсем (не замечается человеком). Соответствующий психологический настрой испытуемого на восприятие боли (перед операцией, перед родами — уженщин) может значительно облегчить страдания больного и способствовать его выздоровлению.
И наконец, половые различия по болевым ощущениям можно объяснить гипотезой о гендерной социализации.У мальчиков и девочек воспитывается разное отношение к боли. Если маленький мальчик плачет от боли, ему говорят: «Терпи, ты же мужчина». То же самое говорят и взрослому мужчине, который пришел на прием к врачу. На житейском уровне среди женщин (и даже среди врачей) распространено мнение, что мужчины менее выносливы к боли, что они жалуются на малейшее недомогание, а самый главный аргумент — что они не могут сравниться с женщинами по способности переносить болевые ощущения, так как они не ро-
164 Глава 5. Ощущения и восприятие
жали. Однако родовая боль — не самая сильная из всех типов боли (существуют данные, что наиболее чувствительной в этом плане является роговица глаза). Мне кажется, в основе этого мнения лежит гендерный стереотип — что мужчины должны либо не чувствовать боли, либо не показывать своих страданий. Возможно, именно этот гендерный стереотип ответствен за то обстоятельство, что многие мужчины вовремя не обращаются к врачу, не любят лечиться и даже умирают из-за отсутствия лечения. Следует подумать о более адекватной гендерной социализации мальчиков в области болевой чувствительности.
Есть еще один аспект, связанный с болевыми ощущениями и лечением. Речь идет о гендерных предубеждениях людей, которые ставят диагноз и занимаются лечением и оказанием психотерапевтической и психологической помощи. Пол пациента может влиять на правильность (или ошибочность) диагноза (а следовательно, может и повлиять на лечение). Приведем некоторые данные из статьи американских психологов Д. К. Айвея и К. У. Коноли (Ivey, Conoley, 1994). К. Циано-Бойс и коллеги, исследуя влияние гендерных стереотипов на суждения о психическом здоровье, обнаружили, что:
1) суждения клиницистов о психическом здоровье мужчин и женщин различаются:
2) нормативные оценки психического здоровья взрослых людей (без учета пола) больше похожи на мужские, чем на женские показатели;
3) мужчины-терапевты демонстрировали большие предубеждения при восприятии женщин-клиентов, чем их коллеги противоположного пола;
4) терапевты с докторской степенью демонстрировали не меньшие предубеждения, чем их коллеги со степенью магистра. . ;
Аналогичные результаты получили Е. Свенсон и Р. Регуччи, изучившие 42 практикующих психотерапевта. Оказалось, что при описании психического здоровья у взрослых пациентов подчеркивались маскулинные характеристики, а описания здоровья женщин были вообще недифференцированными.
Р. Филлипс установил, что психотерапевты, оценивая клиентов, опираются на гендерные стереотипы. С. Гамильтон и коллеги, изучив работу 65 лицензированных клинических психологов, обнаружили, что они неодинаково относятся к клиентам разного пола. Отношение к мужчинам было достаточно адекватным, симптомы их заболеваний интерпретировались сдержанно. А вот к женщинам эти же психологи относились с предубеждением. Одни и те же симптомы могли трактоваться у мужчин как норма или несерьезная патология, а у женщин — как более серьезное отклонение.
Айвей и Коноли (Ivey, Conoley, 1994) провели специальное исследование того, как специалисты разного уровня воспринимают психическое здоровье семей с разными типами лидерства. Выяснилось, что студенты-психологи, не имеющие опыта практической работы, обладают меньшими гендерными предубеждениями и оценивают как более здоровых и отцов и матерей, выступающих в роли семейных лидеров. Группа же опытных психотерапевтов и консультантов считала любое отклонение от гендерных стереотипов (о том, что власть в семье должна принадлежать мужчине) показателем патологии семьи: здоровыми считались отцы-лидеры и нелидирующие матери, а нездоровыми — женщины-лидеры и пассивные отцы. При этом предубеждение против женщин-лидеров проявилось у исггы-туемых обоего пола.
Социальная периепиия 165
Исследование А. К. Айвея и К. V.Коноли
Испытуемые: 140 взрослых, составившие 2 равные по количеству группы: 1) «наивная » группа — студенты-психологи, не имеюшие опыта клинической работы (45 жен-шин и 25 мужчин, средний возраст — 24 года, 24% состояли в браке, 20% имели детей); 2) опытная группа — консультанты и психотерапевты; практикующие не менее двух лет (42 женщины и 28 мужчин, средний возраст — 37 лет, 68% состояли в браке, 52% имели детей).
Метолика. Половина участников наблюдала видеозапись интервью, где демонстрировался матриархальный стиль семейного взаимодействия (с женой-лидером), а другая половина смотрела видеозапись с партиархальным стилем (муж в роли лидера). Интервьюер давал семье инструкцию по проведению десятиминутной дискуссии по поводу планирования однодневного семейного отдыха. «Членами семей» выступали актеры-добровольиы (отец и мать были среднего возраста, дети — молодого), которые разыгрывали следующие роли в случае матриархатного стиля: мать демонстрировала умеренно директивное, отец — умеренно пассивное, дочь — избегающее, сын — конфликтное поведение. При патриархальном стиле отеи и мать играли роли, противоположные описанным. Видеозапись обрабатывалась с помОшью контент-анализа. Семья оценивалась по критериям психического здоровья-нездоровья по параметрам коммуникации, переговоров в ситуации конфликта, семейной поддержки и воспитания. Теже критерии использовались для оценки функций родителей.
Результаты. Профессиональный опыт не влиял на общую оценку лидерства в пат-риархальтных и матриархальтных семьях: взгляды наивной и опытной групп существенно не различались. Пол испытуемого не влиял на его оценки семейного функционирования по всем параметрам, что также было характерно для обеих групп испытуемых. Большие предубеждения против женщин-лидеров были обнаружены у опытной группы. Профессиональные консультанты и психотерапевты оценивали патриархальный стиль как более здоровый, чем матриархальный. Женщин-лидеров они воспринимали как менее компетентных по сравнению с мужчинами-лидерами, а женское лидерство считали показателем патологии семьи. «Наивные» испытуемые оценивали мать в роли лидера как значительно более здоровую личность, чем в роли последователя. Точно так же они более шедро оценивали и лидера-отца. Здесь проявилась либо недооценка патологии у «наивной» группы, либо переоценка — у опытной (существование так называемых клинических предубеждений). Опытная группа считала любое отклонение от гендерных стереотипов (о том, что власть в семье должна принадлежать мужчине) показателем патологии семьи: здоровыми считались отцы-лидеры и нелидируюшие матери, а нездоровыми — женщины-лидеры и пассивные отцы.
Это исследование демонстрирует опасность неверного диагноза даже у опытных специалистов, если они находятся в плену своих гендерных предубеждений.
Правда, справедливости ради следует отметить, что в целом ряде исследований (М. Зигмонд, Дж. Фейнблатт, Д. Дейли и др. — цит. по: Ivey, Conoly, 1994) не было обнаружено влияния гендера на суждения клиницистов. Это значит, что не все врачи имеют предубеждения. Однако и те случаи ошибочных диагнозов, связанных с гендерными предрассудками, которые встречаются, должны настораживать. При подготовке клинических психологов, психотерапевтов и практических психологов большое внимание следует уделять гендерному просвещению и созданию адекватных гендерных установок по отношению к клиенту.