Формы административной деятельности органов внутренних дел.

Под формой административной деятельности органов внутренних дел понимаются однородные по своему характеру и правовой природе внешне выраженные группы действий либо их результат, посредством которых осуществляются функции.

Разнообразие функций и задач, решаемых в процессе администра­тивной деятельности органов внутренних дел, обстановки и условий, в которых она про­текает, обусловливает применение различных форм.

Административная деятельность органов внутренних дел может быть:

Регулятивной и правоохранительной - по характеру разрешаемых дел;

внутренней и внешней - по целенаправленности;

словесной (письменной или устной) и конклюдентной - по спосо­бу выражения.

Первые две классификационные группы отражают содержательную сторону административной деятельности и принимаемых в ходе ее осуще­ствления управленческих решений. Способ выражения характеризует ее формальную сторону, то есть внешнее проявление управленческой дея­тельности.

Первые две формы являются правовыми, поскольку в рамках данных форм принимаются решения, которые непосредственно влекут установле­ние правовых норм, возникновение, изменение или прекращение админи­стративно-правовых отношений. Они находят свое выражение в правовых актах управления.

Третья и четвертая формы являются необходимыми элементами управленческой деятельности, однако, правовых последствий сами по себе не влекут.

В свою очередь, правовая форма административной деятельности органов внутренних дел по содержанию подразделяется на правоустановительную, в рамках которой принимаются нормативные акты управления, и правоприменительную, в рамках которой принимаются индивидуальные акты управления.

Приведенная классификация может быть использована для анализа форм административной деятельности органов внутренних дел.

Наиболее распространенная форма выражения результата админист­ративной деятельности органов внутренних дел - индивидуальный письменный акт-документ. Он используется при решении вопросов (дел), требующих фик­сации правоприменения, точности, определенности и т. п.

Вместе с тем весьма широко в административной деятельности органов внутренних дел используется устная словесная форма: устные приказы, указания, распоряжения, команды, наложение взыскания. Эта форма наиболее часто применяется при решении вопросов повседневного оперативного характера.

Административная деятельность выражается также в конклюдентной форме при помощи определенных жестов, условных сигналов, движений, знаков, разметки и других действий, ясно выражающих решение субъекта административной деятельности. Таковыми являются, например, жесты инспектора ДПС ГИБДД, регулирующего движение транспорта и пешеходов, сигналы светофора, сигналы свистком, подаваемые сотрудниками патрульно-постовой службы и т. п.

С учетом сказанного, в зависимости от юридических последствий формы административной деятельности органов внутренних дел можно разделить на пра­вовые, иные юридически значимые действия и неправовые.

Правовые формы.Правовой формой правоустановительной адми­нистративной деятельности органов внутренних дел является издание нормативных актов управления, правоприменительной - издание индивидуальных актов управления. Соответственно по юридическим свой­ствам акты управления органов внутренних дел подразделяются на норма­тивные и индивидуальные.

Нормативный правовой акт - это письменный документ, изданный в соответствии с установленными требованиями правомочным на то долж­ностным лицом Министерства внутренних дел Российской Федерации, ус­танавливающий, изменяющий или отменяющий правовые нормы, рассчи­танный на многократное применение и относительно неопределенный круг лиц.

Нормативный правовой акт может быть также издан совместно или по согласованию с иными федеральными органами исполнительной вла­сти.

Министерством внутренних дел Российской Федерации издаются нормативные правовые акты в виде приказов, директив, положений, уста­вов, инструкций, правил, наставлений и иных нормативных правовых ак­тов. Издаваемые Министерством положения, уставы, инструкции, настав­ления, правила и иные нормативные акты (кроме директив) утверждаются приказами МВД России.

Приказиздается по наиболее важным вопросам функционирования органов внутренних дел Российской Федерации, внутренних войск МВД России, включая определение их задач и функций, правовое регулирование различных направлений оперативно-служебной и служебно-боевой дея­тельности, прохождения службы в органах внутренних дел и военной службы во внутренних войсках.

Директивасодержит нормативные предписания, определяющие пер­спективы развития органов внутренних дел и внутренних войск, основные направления их деятельности на конкретный период времени.

Статусные документы органов внутренних дел, их структурных под­разделений, предприятий, учреждений и организаций издаются в виде по­ложений и уставов.

Положениеопределяет задачи и функции, права, органа внутренних дел или его структурного подразделения, органа управления, соединения и воинской части внутренних войск.

Уставопределяет статус, цели, порядок и характер деятельности предприятия, учреждения и организации.

Положение издается также в целях нормативного регулирования конкретных видов деятельности, осуществляемых органами внутренних дел и внутренними войсками.

Инструкции и правила регулируют основные виды (формы) опера­тивно-служебной деятельности и порядок ее осуществления конкретными категориями сотрудников (военнослужащих).

Инструкциясодержит нормы, устанавливающие кем, в каком поряд­ке, какими способами и методами должен осуществляться тот или иной вид деятельности.

Правилаустанавливают порядок осуществления отдельного вида деятельности.

В наставлении излагаются нормы о порядке действия конкретных подсистем (органов) в той или иной ситуации, а также определяется поря­док реализации и исполнения соответствующих прав и обязанностей.

Исходя из особенностей целей и предмета правового регулирования в МВД России могут издаваться и иные виды нормативных правовых ак­тов.

По сфере применения акты управления подразделяются на: а) внутриорганизационные и б) внешневластные.

Путем издания внутриорганизационных актов управления выше­стоящие органы и должностные лица органов внутренних дел руководят подчиненными аппаратами и сотрудниками, осуществляют расстановку кадров, конкрети­зируют функциональные обязанности сотрудников, применяют меры по­ощрения, налагают дисциплинарные взыскания и т. п.

Индивидуальные акты управления - основной вид актов управле­ния органов внутренних дел. К ним относятся такие, в которых содержатся указания, ад­ресованные конкретному субъекту, и рассчитанные на однократное при­менение. Их назначение состоит в применении норм права к конкретному случаю, лицу.

К примеру, к таким актам относится выдача разрешений (лицензий) гражданам и организациям, которая влечет возникновение новых прав и обязанностей. Так, органы внутренних дел в соответствии с законодательством выдают лицензии на приобретение, разрешения на хранение, ношение и перевозку огнестрельного оружия, боеприпасов к нему, взрывчатых материалов, а также на открытие и функционирование объектов, где они обращаются. С этими актами управления органов внутренних дел связывается также осуществление надзора (контроля) за соблюдением установленных правил обращения и функционирования указанных предметов и объектов.

В качестве самостоятельной правовой формы административной деятельности рассматривают также заключение административных дого­воров. К числу таких административных договоров можно отнести: кон­тракт о службе в органах внутренних дел, договор на охрану объекта сила­ми подразделений вневедомственной охраны при органах внутренних дел.

Иные юридически значимые действия.Содержанием иных юри­дически значимых административных действий органов внутренних дел является приме­нение правовых норм к конкретным обстоятельствам или лицам, но без из­дания индивидуальных актов, непосредственно влекущих юридические последствия. К подобным действиям относятся такие, которые в силу ука­зания в законе выступают в качестве необходимого условия для наступле­ния указанных правовых последствий независимо от того, были они на­правлены на эти последствия или нет. Примерами таких действий, еже­дневно совершаемых службами органов внутренних дел и их сотрудниками, являются: документирование (выдача служебных удостоверений личности сотрудни­кам, составление протокола об административном правонаруше­нии, об административном задержании, протокола личного досмотра), служебное аттестование, принятие присяги и др.

Документирование - официальное удостоверение надлежащим об­разом оформленных в документах органов внутренних дел определенных фактов, собы­тий и состояний, имеющих юридическое значение, в целях их доказатель­ства (подтверждения). В административной деятельности это выражается в выдаче гражданам удостоверений на право управления автомототранспортом, различных официальных справок, фиксации противоправных дейст­вий, фиксации применения мер обеспечения производства по делам об ад­министративных правонарушениях и др.

Служебное аттестование - это персональная характеристика прак­тической деятельности лиц начальствующего состава органов внутренних дел за определенный период с соответствующими выводами. Аттестование само по себе не изменяет служебно-правового положения аттестуемого, но в соответствии с действующими ведомственными инст­рукциями вывод по аттестации (к примеру, рекомендации для перемеще­ния на вышестоящие или равнозначные должности, направления на учебу, о понижении в должности и увольнении) может служить основанием для издания актов о перемещении по службе, изменении размера должностно­го оклада.

Неправовые формы.К неправовым формам административной дея­тельности органов внутренних дел относятся:

1) организационные действия;

2) материально-технические действия.

Организационные действия выражаются в подготовке и проведении служебных совещаний, собраний, инструктажей, в организации взаимо­действия между сотрудниками, подразделениями в целом между собой и гражданами (объединениями граждан), проведении совместных мероприя­тий, в изучении, обобщении и распространении положительного опыта, в обучении исполнителей, оказании практической помощи исполнителям на местах, разработке научно обоснованных рекомендаций. Данные действия направлены на работу с личным составом подразделений и гражданами. В ходе этих организационных действий до адресата доводится необходи­мая управленческая информация, осуществляется непосредственное взаи­модействие субъекта и объекта управления. В частности, сущность внешне организационных действий состоит в привлечении граждан и обществен­ных объединений к охране общественного порядка и обеспечению обще­ственной безопасности путем разъяснения сущности и значения правовых актов, проведения отчетов сотрудников перед населением, участия в соб­раниях трудовых коллективов.

К материально-техническим действиям относятся такие операции, совершение которых, несмотря на их неюридический характер, является обязательной предпосылкой для принятия того или иного управленческого решения при осуществлении правоприменительной и правоустановительной деятельности (сбор и обработка информации, учет выполненной работы, составление справок, подготовка отчетов, ведение делопроизводства, адресно-справочная работа и т. п.).

Эти действия играют важную роль в получении, передаче и хранении информации, ведении статистического и оперативного учета. Посредством их производится подготовка всевозможных справок, обзоров, ориентиро­вок, размножение различных материалов, хранение и оформление доку­ментов, ведутся картотеки на определенные категории лиц, осуществляет­ся хозяйственное и техническое обслуживание подразделений и служб, выдача, прием табельного оружия, специальных средств принуждения и специальных технических средств.


Заключение

Администра­тивная деятельность органов внутренних дел представляет собой, осуществляемую в административно-правовых формах, с использованием административно-правовых методов, подзаконную, исполнительно-распорядительную дея­тельность, направленную на организацию слаженной работы служб и подразделений, их личного состава и непосредственное обеспечение безо­пасности личности, общественной безопасности, охрану общественного порядка, выявление и пресечение преступлений и административных пра­вонарушений, принятие мер по привлечению нарушителей к ответствен­ности.

Список использованной литературы:

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Текст опубликован в новой редакции в Собрании законодательства Российской Федерации. 2009. № 4. Ст. 445.

2. О полиции: Федеральный Закон от 07 февраля 2011 г. №3-ФЗ

3. Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации : Указ Президента РФ от 1.01.2011 года №248

4. Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации : Указ Президента РФ от 1.01.2011 года №249

5. Вопросы организации полиции : Указ Президента РФ от 1.01.2011 года №250

6. Об утверждении Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации : Приказ МВД РФ от 24 декабря 2008 г. №1138

7. Административная деятельность органов внутренних дел: Учебник. – М.: ЦОКР МВД России, 2009.

8. Кваша, Л.Ф. Структурно-организационное обеспечение милицией охранительных функций государства в условиях переходного периода // Российский следователь. – 2006 №4. СПС КонсультантПлюс.

9. Агафонов С.И. Административные процедуры в деятельности органов внутренних дел: понятие, классификация и сущность // Административное и муниципальное право. – 2008. -№1 СПС КонсультантПлюс.

Наши рекомендации