Выделение рыночного сегмента
Введение
Туризм является мощной мировой индустрией, где задействованы огромные массы служащих основных средств производства, привлечены крупные капиталы. Немалую долю в нем занимает и молодежный туризм.
Молодежный туризм - вид туризма, охватывающий туристско-краеведческую деятельность среди лиц молодого возраста, т.е. от 18 до 30 лет. Молодежный туризм - это конкретный вид туристской деятельности юношей и подростков, реализуемый, как в рамках национальных границ, так и на региональных и мировых уровнях.
Для того чтобы быть конкурентно способными на рынке туристической деятельности, необходимо учитывать спрос и предложения, проводить всесторонний анализ, на основании которого разрабатывать новые направления.
Целью нашего исследования являлось изучение и анализ потребителей туристских услуг в сфере молодежного туризма Красноярского края, их возможностей и предпочтений.
Задачами нашего исследования были поставлены:
1. Выявление предпочтений в выборе турпродукта;
2. Определение целей и мотивов путешествия;
3. Барьеры, препятствующие путешествиям;
4. Наиболее популярные места отдыха среди молодёжи.
В процессе исследования нами планировалось получить данные, которые помогут при дальнейшей разработке и продвижении нового турпродукта.
Основная часть
Для каждой организации, приступающей к разработке и продаже нового пакета услуг, жизненно важными являются вопросы: в каких именно услугах нуждаются потребители и какую цену они согласны заплатить за них. Знание рыночной конъюнктуры в области туризма - первостепенная задача любого туристского предприятия.
Грамотное, профессиональное проведение маркетинговых исследований позволяет выбрать именно те направления деятельности, где достижение поставленных целей становится возможным с минимальной степенью риска и с большей определенностью. Выживает та фирма, которая будет владеть наиболее полной информацией о реальном и потенциальном рынке покупателей, их возможностях, покупательной способности, их пожеланиях и предпочтениях.
Маркетинговые исследования в туризме помогают:
· выявить услуги, пользующиеся наибольшим спросом;
· улучшить взаимоотношения с потенциальными потребителями;
· приобрести доверие потребителей за счет понимания их запросов;
· понимать, чем руководствуется потребитель, принимая решение о приобретении туристских услуг;
· выяснить источники информации, используемые при принятии решения о покупке;
· установить, кто и каким образом оказывает влияние на выработку и принятие решения о приобретении турпродукта;
· создать систему обратной связи с потребителями тур-услуг;
· прогнозировать потребности выбранного сегмента.
Именно поэтому на базе Сибирского университета психологии и туризма в городе Красноярске проводятся маркетинговые исследования туристского рынка. Работа проходит в основных направлениях: исследование потребителей тур-услуг и турпродукта.
Выделение рыночного сегмента
Главная цель сегментации - обеспечить адресность туристскому продукту, так как он не может отвечать запросам сразу всех потребителей. Сегментация рынка должна проводиться по определенным признакам.
В туризме основными признаками сегментации являются:
1. географические;
2. демографические;
3. социально-демографические;
4. психографические;
5. поведенческие.
Одним из основных сегментов туррынка является молодежь. Именно эта категория потребителей выбрана нами для исследований и анализа. Выбор в качестве объекта исследования студенческой молодежи Красноярского вуза «СИБУП».
В этой связи в качестве одной из важнейших форм воспитания молодежи, организации ее свободного времени можно считать туризм и экскурсии. Ведь возможность путешествовать приводит человека, независимо от его возраста и социального статуса, к физическому и психическому здоровью, восстанавливает и повышает уровень работоспособности, развивает и усиливает познавательные, интеллектуальные и коммуникативные способности личности. В то же время правильная организация туристско-экскурсионной работы способна снять многие молодежные проблемы, с которыми сталкивается наше общество на протяжении ряда лет.
Молодежный туризм - это перспективное направление развития сферы отдыха. Необходимость развивать его обусловлена такими социальными качествами молодежи, как активность, высокий уровень потребности в недорогих и приемлемых по качеству туристских услугах, восприимчивость к новым идеям, романтизм, непритязательность. Высокая туристская активность объясняется и стремлением молодых людей к общению и познанию. Молодым свойственно ощущение радости жизни. Немаловажным является и наличие свободного времени (например, каникулы).
Бесспорно, что данный сегмент туррынка, выделенный по возрастному признаку, имеет ярко выраженный стереотип поведения и несколько иначе расставляет туристские приоритеты. Достаточно четко прослеживается тенденция изменения туристской подвижности в зависимости от возраста, пола и семейного положения. Наибольшую склонность к активным формам туризма проявляют лица в возрасте 18-30 лет. Неженатые люди более мобильны, чем семейные.
Однако, в силу экономических и других причин, большая часть учащейся молодежи не покидает пределов своего регионального пространства, не использует для формирования своего мировоззрения исторические и культурные ценности, сосредоточенные в различных уголках нашей планеты. И в первую очередь это относится к студентам, чье профессиональное становление и заключается, прежде всего, в постоянном расширении и обновлении своего кругозора. Речь здесь идет о вузах, готовящих кадры для туризма.
В России с каждым годом растет количество лицензий, выдаваемых вузам на право оказания образовательных услуг в области туризма. Существуют также десятки техникумов, колледжей, лицеев и других образовательных структур, которые разрабатывают модели подготовки специалистов в данной сфере. Все они нуждаются в обмене опытом, а студенты - в полноценных знаниях и практическом овладении навыками по оказанию различных туристских услуг. Естественно, что различные регионы России имеют и разные условия для решения таких задач. Однако есть и общее, что их сближает.
Город Красноярск - крупнейший культурный, промышленный, экономический и образовательный центр Восточной Сибири, где имеется "традиционный набор" вузов различного профиля. Динамичное развитие вузов в последнее время - одна из примечательных страниц в истории города.
Следует отметить, что подобными исследованиями в Красноярском крае не занималась практически ни одна туристская организация. Турфирмы уделяют достаточно большое внимание таким аспектам, как реклама, исследования собственного тур-продукта, изучение конкурентов, участие в различных выставках и ярмарках. Но достаточно глубокого исследования молодежного сегмента туррынка пока не проводилось. Более того, большинство местных туристских предприятий ориентированы на отправку туристов за рубеж. Они не желают специализироваться на молодежном туризме, считая его экономически нерентабельным, если не сказать убыточным. Ведь данная категория потребителей отдает предпочтение недорогим путешествиям с использованием менее комфортабельных средств размещения и транспорта.
В свою очередь, значительная часть молодежи не имеет возможности пользоваться дорогостоящими тур-услугами, поскольку Красноярский край входит в число регионов России с невысоким уровнем оплаты труда.
Исходя из вышесказанного нами были выдвинуты следующие гипотезы:
1. Рынок молодежного туризма в Красноярском крае развит недостаточно.
2. Местные турфирмы не желают заниматься организацией экономичных молодежных туров.
3. Существующий ассортимент молодежных тур-программ представлен весьма скудно.
4. Особенности данной категории потребителей пока еще не изучены.
5. Высокая туристская активность молодых людей остается не реализованной.
6. Данный сегмент туррынка нуждается в специфическом тур-продукте.
7. Цена на турпродукт должна соответствовать уровню платежеспособности потребителей.
В этой связи политика в сфере организации туризма Красноярском крае должна ориентироваться на реальные потребности и возможности молодежи, не должна быть лишь пассивным отражением сложившейся ситуации.
Исследование потребителей тур-услуг (исследование выделенного сегмента). Исследование молодежного сегмента туррынка проводилось по следующей схеме:
1. разработка анкеты;
2. проведение анкетного опроса;
3. оценка и интерпретация результатов.
Разработка анкеты
В качестве инструмента исследования при изучении рынка молодежного туризма был выбран метод опроса респондентов, поскольку он позволяет выявить систему предпочтений, на которые ориентируются потребители при выборе определенных тур-продуктов.
Опрос может производиться несколькими способами. В нашем случае в качестве способа исследования при сборе первичных данных выступила анкета. Преимущество анкетирования заключается в том, что в результате обработки ответов может быть получена количественная, статистическая характеристика изучаемого явления, установлены причинно-следственные связи.
Непосредственно сама анкета была разделена на несколько блоков:
1-блок: выявление предпочтений в выборе турпродукта;
2-блок: определение целей и мотивов путешествия;
3-блок: барьеры, препятствующие путешествиям;
4-блок: наиболее популярные места отдыха среди молодёжи.