Управление профессиональным стрессом
В заключение я хочу сказать, что профессиональный стресс трудно определить и измерить, так как в процессе деятельности на людей воздействуют стрессоры, не имеющие отношения к работе, но мы знаем, что испытываем влияние профессионального стресса. К счастью, мы можем управлять профессиональным стрессом, используя стрессовую модель для вбииания клиньев между ним и болезнью. Мы можем сменить работу (воздействие на жизненную ситуацию), начать воспринимать стрессоры как вызов, нежели как бремя, ложащееся на наши плечи (изменение восприятия), регулярно заниматься релаксацией (влияние на эмоциональное состояние) ирегулярно заниматься физическими упражнениями, чтобы использовать побочный продукт стресса (регуляция физиологического состояния). Но что бы мы ни делали, это наш выбор. «Идти, стиснувзубы» не выход; не выход ипостоянные жалобы на работу и начальников. Помощь можно получить, и чтение этой книги — хорошее начало.
Выводы
• Слишком маленькое воздействие профессионального стресса так же вредно, как и его избыток. Существует оптимальный,желательный уровень профессионального стресса.
• Профессиональный стресс — это смесь стрессоров, связанных с работой, личностных характеристик человека и стрессоров, воздействующих вне работы. Эти стрессоры могут привести к появлению симптомов профессиональной болезни или серьезного заболевания.
• Предприятия заинтересовались профессиональным стрессором, потому что он очень дорого имобходится из-за плохого здоровья работников, неспособ-
ности принять решения и прогулов. К тому же программы управления стрессом используются для привлечения перспективных работников, нанимаемых компанией,
• Работники испытывают сильный стресс, когда цели работы неясны, когда существует конфликт требований, предъявляемых им, когда работы слишком много или слишком мало, когда работники мало влияют на решение, касающееся их, и когда на них лежит ответственность за работу других людей.
• Ролевые проблемы могут быть источником профессионального стресса, включая ролевую перегрузку, двусмысленность роли и ролевой конфликт.
• Трудоголики много времени уделяют работе, часто едят за работой, предпочитают работу отдыху и могут работать всегда и везде. Это энергичные и напряженные люди, поэтому у них часто возникают проблемы со сном и отпуском.
• Выгорание — это синдром психического и физического истощения; это стрессовая реакция на работу, содержащая психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты. Симптомы: ухудшение чувства юмора, сокращение отдыха и обеденных перерывов, учащение жалоб на самочувствие, отход от общественной жизни, снижение производительности труда, самолечение и психологическое изменения — депрессия и ощущение «загнанности».
• Все больше и больше женщин работают вне дома. Если учесть, что женщины несут повышенную ответственность дома, у многих из них есть маленькие дети, то их подверженность профессиональному стрессу неудивительна.
• Частично стресс, испытываемый женщинами, работающими вне дома, обусловлен тем фактом, что на каждом образовательном уровне и соответственной работе женщина зарабатывает меньше, чем мужчина. К тому же женщины все еще больше задействуются в традиционных женских ролях (медсестра, кассир, секретарь, официантка и няня).
• Сексуальные посягательства на работе включают преимущества служебного положения вышестоящих авторитетов, угрозу увольнения, недостаток продвижения или другие санкции, если сексуальные посягательства отвергаются. К тому же создание некомфортной и непродуктивной обстановки повторяющимися шутками с сексуальным подтекстом или другими способами также определяется законом как сексуальное посягательство. И мужчины, и женщины страдают от сексуальных посягательств, хотя женщины чаще им подвержены.
• Стресс, связанный с домашней работой, может быть настолько же сильным, как и стресс, связанный с работой. Такие компоненты профессионального стресса, как ролевая перегрузка, ролевой конфликт, несоответствие роли и двусмысленность роли, присутствуют в домашнем хозяйстве, как и в работе вне дома.
• Воздействие на текущую жизненную ситуацию, возможность влиять на восприятие, эмоциональное и физическое состояние могут быть эффективными способами управления стрессом.
ГЛАВА 17 Стресс и студенты колледжей
Лучший друг Джека приставил пистолет к своему виску и спустил курок. Помимо тяжелого чувства утраты Джек испытывал злость и разочарование. «Я был его лучшим другом! Почему он не сказал мне, что ему настолько плохо? Почему ему понадобилось убивать себя?» Казалось, что Джек целыми днями раздумывает над этими вопросами. От этого страдали и его учеба, и его работа.
Ким была родом из Тайваня. Родители, заплатив немалые деньги, послали ее учиться d Соединенные Штаты в колледж. Ей было трудно учиться на неродном языке, она чувствовала давление ~- она должна учиться хорошо (так как родители вложили в ее обучение целое состояние). В конце концов Ким перестала справляться. С большим трудом ей удалось сдать несколько предметов, у нее накопилось много задолженностей по остальным. Ее озабоченность учебой и постоянная фрустрация стали влиять-на социальную жизнь. Она стала злиться и чаще спорить с друзьями, посвящать время только учебе. Вскоре у нее не осталось друзей вообще. Одинокая, в чужой стране, не справляющаяся с учебой, Ким испытывала сильнейший стресс.
Билл был почтальоном и учился на вечернем отделении, чтобы в дальнейшем работать в другой области. У него были проблемы в семье, учебе и на работе. У него никогда не хватало времени. Его жена и дочь жаловались, что, проводя иного времени на работе и на учебе, он слишком мало времени находился дома, а когда приходил, то делал домашнее задание. Его начальник на работе жаловался на постоянную усталость и мрачность Билла, что в свою очередь отражалось на его работе. Преподаватель сказал Биллу, что он не справляется с заданиями и, наверное, не сдаст экзамены. В конце концов Билл ушел из семьи (проблемы в доме становились все серьезнее и серьезнее) и обнаружил, что времени у него стало меньше, а не больше, как он ожидал.
Это случаи из жизни всего лишь нескольких студентов, посещавших мои курсы в течение семестра. Они пришли ко мне, чтобы обсудить свою проблему и попросить совета, как с ней справиться. Слишком часто студенческая жизнь ассоциируется со студенческими братствами, футбольными матчами и весельем. Она кажется беззаботной и легкой для многих студентов. Для других, однако, это всего лишь очередное изменение в жизни, к которому необходимо приспосабливаться. Они могут быть молоды и потому переживать множество проблем, свойственных молодым людям; они могут быть уже взрослыми, и па них и так уже лежит слишком много ответственности, что мешает наслаждаться студенческими годами; у них могут быть свои проблемы, мешающие сконцентрироваться на занятиях. В любом случае обучение в колледже — это стресс для многих студентов.
Существует большое количество подтверждений тому, что хронический стресс — спутник студенческой жизни. Изучая студентов, Таубес и Коэн [1] обнаружили, что они особенно подвержены хроническому стрессу из-за необходимости справляться с возрастными проблемами переходного периода. Кроме того, стресс, испытываемый студентами, может сказываться на обучении (приобретении, применении и переработке знаний), что препятствует академической успеваемости [2]. Трудности с успеваемостью в свою очередь также создают дискомфорт,в результате чего общий стресс усиливается. Другие исследователи отметили у студентов проблемы с финансами [3],жильем [4], безопасностью [5] и весом [6]. В моем студенческом городке было проведено исследование проблем, касающихся здоровья. По его результатам стресс занимает второе место по степени влияния на здоровье после физкультуры и спорта. Как вы думаете, какие три основные переменные, сказывающиеся на здоровье, выделили бы студенты в вашем учебном заведении? По всей видимости, стресс также будет одной из них.
Первокурсники
Первокурсники — те, кто сразу после школы или чуть позже пришел в колледж, испытывают стресс от резкого изменения образа жизни, оценочной системы, перегрузок по предметам, дружбы, стрессоров в любви и сексуальной жизни, стеснительности, ревности и разрывов отношений.
Изменение образа жизни
Чем сильнее меняется образ жизни, тем более сильному стрессу вы подвергаетесь и тем больше вероятность возникновения у вас заболевания. Только представьте, как меняется жизнь, когда вы впервые попадаете в колледж!
Когда вы учились в школе, вы жили дома, под опекой родителей, и, скорее всего, вам не нужно было работать. У вас было много свободного времени, которое вы тратили на встречи с друзьями, работу по дому и отдых. Нередки были ситуации, когда за вас кто-нибудь мог постирать, приготовить еду и заправить бензином машину. Еда мистическим образом появлялась в холодильнике и в кухонных шкафах, а пыль с мебели и пола периодически исчезала.
Хотя многие старшеклассники работают и занимаются домашними делами, как правило, школьные годы — не хлопотная пора. В колледже, однако, ситуация коренным образом меняется. Необходимо время, чтобы сходить в магазин, приготовить еду, убрать, постирать и сделать большое количество других мелких дел. Многие студенты впервые сталкиваются с тем, чего им не приходилось делать раньше. Более того, их никто не спрашивает, сделали ли они уроки. Они должны сами успеть сделать задания наряду с другими делами.
■ Однако вдобавок ко всему, прибавляются и иные перемены, продиктованные студенческой жизнью. Необходимо найти квартиру или выбрать общежитие. Появляются друзья своего и противоположного полов. Задания даются огромные, и кажется, что никакого времени на них не хватит. Атмосфера пронизана страхом не справиться.
Студенты сталкиваются и с более глобальными сложностями и задачами в это
время.
1. Достижение эмоциональной независимости от семьи.
Несмотря на то что в период обучения в колледже стресс очень силен, большинство студентов убеждены, что финал стоит всех затрат. А как считаете вы?
2. Выбор и подготовка к профессиональной деятельности.
3. Выполнение обязательств и подготовка семейной жизни.
4. Развитие этической системы [7].
Чтобы преодолеть эти переходные трудности, студенту необходимо освоить новые роли и модифицировать старые, в результате чего они также могут испытывать стресс. Исследователи, наблюдавшие за студентами и их стрессорами, заметили, что «популярность студентов, наслаждающихся неспешной и свободной от стресса жизнью, весьма заметна» [8].
Учитывая эти изменения и влияние стресса на иммунную систему, неудивительно, что эпидемии гриппа и вспышки мононуклеоза достаточно часто встречаются в студенческих городках. Конечно же, в соседних кварталах это очень чувствуется. Нас также не должно удивлять, что самоубийство — вторая по распространенности причина смерти среди студентов (первая — это несчастные случаи).
Оценки
Неприятности, вызываемые оценками, хорошо отражены в старой байке про профессора, который собрал листы с контрольными работами и сбросил их вниз по лестнице, а затем поставил Л тем, чьи работы упали на первую ступеньку, В — тем, чьи работы упали на вторую, и т. д. Студенты вынуждены получать оценки, а профессора вынуждены их ставить. К сожалению, и те и другие слишком серьезно к этому относятся. Целью студентов становится получение хорошей оценки, а не приобретение знаний. Цель профессоров — отделение отличников от хорошистов, а не обучение как таковое. Здесь, конечно, есть и свои исключения. Однако я думаю, любой, кто имеет хоть какое-то отношение к студенческим городкам, знает, что оценкам придается важное значение.
У студентов даже самооценка может зависеть от оценок. Например: «Наверное, я тупой, раз провалил английский». Это вместо того, чтобы сказать себе; «Эх, наверное, я готовился недостаточно хорошо и долго. Учту в следующий раз!»
Однако давайте не будем обманывать самих себя. Оценки очень важны. Они важны для тех, кто хочет закончить вуз, или для тех, кто знает, где будет работать в перспективе. Они также'важны для университета, который хочет, чтоб его выпускники были компетентными и хорошо образованными. Оценки используются для отсева тех, кто не соответствует требованиям учебного заведения. Однако я видел студентов, чье здоровье пошатнулось из-за озабоченности оценками. Они бросали занятия спортом, у них не было времени, чтобы приготовить себе нормальную еду, или же они были просто «полуночниками», которых запросто можно определить по мешкам под глазами. Некоторые студенты были настолько ответственны в этом смысле, что у них вообще не было общественной жизни — они всегда учились.