Режим дня и питание
С самого раннего детства нас учили родители, воспитатели, учителя и врачи, что основа основ здоровья — соблюдение режима дня. Особенно это должно касаться, конечно, новорожденных и грудных детей. Режим сна и бодрствования, режим кормления и т. д. Все рекомендуется подчинять определенному режиму. Режимы эти иногда приводятся в книгах для родителей. Когда вставать, когда кормить, когда купать и т. д.
Сама природа об этом почему-то не позаботилась. Особенно на первом месяце жизни сон и бодрствование, потребность в материнской груди у малышей кажутся хаотичными, беспорядочными. С точки зрения педиатрического подхода это безобразие, конечно, рекомендуется исправлять с первых же дней, вводя жесткий режим. Организация режима дня считается одной из важнейших задач воспитания на первом году жизни.
Другими словами, мы имеем ребенка с его реальными потребностями и имеем некий научно-обоснованный режим. Насколько они соответствуют друг другу? Практика показывает, что это соответствие чисто условно. То есть, во-первых, это усреднение, а разброс индивидуальных особенностей столь велик, что реальная потребность ребенка, например, в продолжительности сна и в интервале между кормлениями может быть очень далека от этого среднего, а во-вторых, определение режима производится исходя из изучения и наблюдения ребенка, который испытывает на себе все принятые стандартные методы ухода или, другими словами, который отнюдь не находится в своем естественном состоянии.
Считается, например, что если малыш требует есть очень часто, не выдерживая «положенного» интервала в 3 или 4 часа и эту потребность удовлетворять, то возможно хроническое переедание со всеми вытекающими последствиями. И это действительно так. Но следует учесть, что виновата в этом вовсе не природа и ребенок, а взрослые, с самого начала создавшие ему неестественные условия в виде ограничения движения в пеленках, комфортного «термостата повышенной влажности» и т. д. В неестественных условиях нормальная потребность ребенка искажается, и его требования на самом деле могут не соответствовать действительным нуждам. Если малыш получает достаточную физическую нагрузку, испытывает температурные перепады, если кожа его «знает» родительские руки, то трудно представить себе, что он будет просить есть тогда, когда возникшее чувство голода не отражает реальную потребность организма.
Очень часто родители не могут добиться того, чтобы малыш спал в «положенное» время, например, ночью. Он капризничает и плачет. А измученная мама часами ходит, качая его на руках, и все безрезультатно. И лишь вдоволь наоравшись, малыш засыпает, оставив родителей в подозрениях на какое-либо недомогание. Но чаще всего проблема решается очень просто. Таким образом реализуется та энергия, которая должна была потратиться в течение дня в виде физической нагрузки. И вместо качания ребенка на руках в бесплодных попытках успокоить стоит проделать с ним несколько упражнений или покупать в ванне, а может и облить холодной водой. После этого он прекрасно заснет.
Малыш, для которого созданы естественные условия, своими требованиями будет выражать только реальные потребности, как физиологические, так и душевные. Почему он проснулся и плачет? Потому что проголодался? Тогда его надо покормить. А может быть он просто хочет общения. Ведь общение ему необходимо так же, как пища. Сосание груди — самый тесный и глубокий контакт с мате-
рью, а не просто акт насыщения. Но можно ли уложить в режим потребность в общении? Попробуйте повесить дома распорядок общения с близкими и родными и постарайтесь его не нарушать. Долго ли вы выдержите? Это еще один серьезный недостаток режимов, рекомендуемых для детей, — они исходят лишь из физиологии, не учитывая потребность в контакте. Малышу необходимо ощущать теплые руки, слышать голос матери и биение ее сердца. Разве уместен здесь режим?
Можно представить себе мать, для которой ребенок, пусть даже любимый и желанный, нечто чуждое, незнакомое, то, что невозможно почувствовать. То есть когда полностью отсутствует бондинг. Тогда нет иного выхода, как воспитывать малыша по книжкам, следуя четким инструкциям и режиму.
Какие же последствия вызывает следование жесткому режиму? Прежде всего, как мы уже отметили, естественные потребности заменяются привычками, не отражающими реальных нужд организма и психики. Ребенок ест не тогда, когда голоден, а в строго установленное время (да если еще его специально будят для кормления), спит, когда «должен», а не когда тело и психика требуют отдыха и т. д. Ну, и общение по расписанию...
Это ведет к ослаблению того, что можно назвать «чувством себя», своих реальных нужд. Остаются лишь привычки, которые, как правило, не являются здоровыми. Нечувствительность к себе ведет к нечувствительности к своему окружению, к потребностям других людей. За этим — противопоставление себя природе с ее законами, которыми «предусмотрено» удовлетворение лишь естественных нужд. На фоне сформированных привычек в дальнейшем развиваются неестественные потребности, противоречащие как физиологии организма, так и нормальной деятельности психики. Неудовлетворенность естественных потребностей в раннем детстве часто ведет к комплексу неполноценности, повышенной агрессивности, фрустрации.
Все в мире подчинено цикличности, ритмам. И режим, конечно же, так или иначе будет иметь место. Но важно, чтобы его установил сам ребенок. Отталкивайтесь от его потребностей. Следуйте им. И он подведет вас к тому режиму, который является для него оптимальным.
Но на малыша всегда будут оказывать действие различные факторы — внутренние и внешние, систематические и случайные — которые будут сбивать тот органический ритм его жизни, который и формирует этот естественный режим. Но, постоянно наблюдая ребенка, находясь с ним в эмоциональном контакте, родители способ- ны эти ритмы почувствовать и, корректируя различные случайные сбои, помочь малышу придерживаться его режима — но именно помочь, а не навязывать искусственно как некую внешнюю программу.
Питанию ребенка, то есть грудному вскармливанию, посвящена отдельная глава. Здесь же только отметим, что кормление грудью (не просто материнским молоком, а именно грудью) — необходимая составная часть естественного взращивания малыша. И кормление грудью также должно быть естественным.
Сегодня грудное вскармливание превращено в «науку» с четкими рекомендациями и распорядком. Однако кормление грудью — не только физиологический процесс, а прежде всего процесс, выражающий особую связь между матерью и дитем, и сведение его к строгим схемам приводит к разрушению самой главной его составляющей — бондинга.
К счастью, многие матери не выдерживают этой «науки», предпочитая ей интуицию и материнское чутье. Всегда следует исходить из естественных потребностей ребенка, а не подчинять его (и себя) насилию с помощью наукообразных правил.