Восприятие и представление
Модель сопоставления восприятия и представления с привлечением объективного и феноменологического подходов предложила Е.Б. Старовойтенко.
Восприятие | Представление |
Объективно вызвано и ориентировано; спроецировано вовне; осознается в неразрывной связи с конкретным объектом, воздействующим на субъекта в целом, на его тело, на его органы чувств; находит свои объекты и приобретает качества в объектив-ном времени и пространстве; выступает «живой чувствен-ностью». | Обладает сложной, совершенной по организации анализаторной основой, субъективно по происхождению, обра-щено к «я» и лишь опосредованно – к внешнему миру, возникает в отсутствие прямого чувственного контакта с объектом, хотя в тенденции стремится к опредмечиванию; выступает «превра-щенной» чувственностью, принадлежит субъективному ментальному простран-ству и внутреннему времени. Между объективным пространством восприя-тия и субъективным пространством представлений существует пропасть, для преодоления которой необходимо каждый раз делать скачок. |
Восприятие как данность объекта отличается четкостью очертаний, яркостью, живостью, детальностью, полнотой, цветно-стью. | Репрезентирует объект несколько смутно, расплывчато, призрачно, неполно, с изменениями деталей, цветности, формы, величины. |
Постоянно, устойчиво, удер-живается и возвращается без изменений, пассивно к себе; перцепт тождественен самому себе в отношении к одному и тому же эмпирическому объекту. | Неустойчиво, легко рассеивается, каждый раз воссоздается заново, активно к себе; при повторах не может быть таким, как раньше, соотносясь с динамичными, обобщенными, множе-ственными в своих реальных метаморфозах объектами. |
Хотя и может направляться и контролироваться сознанием, оно достаточно реактивно, пассивно, инертно, сопроти-вляется субъективным изменения; проживается как внешне детерми-нированное состояние, как непроизвольное отношение к объекту. | Возникает как форма душевной активности в состоянии сознатель-ности, произвольности или оживления бессознательной деятельности; может быть вызвано внутренне направлен-ными усилиями «я», изменено, создано как нечто субъективно новое. |
Имеет временную ориента-цию, где доминирует направлен-ность на настоящее и на только-что-бывшее; в динамической форме приобретает направлен-ность на уже-наступающее. | Временная ориентация с преобла-данием направленности на близкое и давнее прошлое; при образной регуляции деятельности, воплощении образа в реальном объекте усиливается направленность на будущее. |
Возможно при достаточно простых формах интеллек-туальной организации, структури-рования, категоризации; по философской формуле – «возмож-но до всякой абстрактной мысли об объекте». | Интеллектуализировано, осмыслено, иерархически категории-ально организовано; по философской формуле – «является мыслеобразом». |
Предполагает участие, включен-ность, оценку со стороны актуальных эмоциональных пере-живаний; часто, однако, осу-ществляется как аффективное нейтральное. | Проникнуто эмоциональным отношением, сопровождается «аффек-тивным шлейфом», собравшим следы переживаний от прошлых действии-тельных и воображаемых встреч с объектом образной активности; иногда впитывает напряженные эмоцио-нальные ожидания будущих событий. |
Имеет горизонт, ограничен-ный актуальной предметной ситуацией; расширенный перцеп-тивный контекст составляет обобщенный образ – эталон устойчивого, хорошо знакомого по прежнему восприятию предметного мира. | Имеет обширный горизонт структури-рованного прошлого опыта проживания и познания; наличная ситуация задает внешние условия и координаты внутреннего вовлечения «я» в образную деятельность, но затем может быть произвольно расширена и улучшена субъектом, превращена в выигрышную ситуацию репродуциро-вания, воображения, апперцепции; живой фон образов увеличивается и за счет пролонгированного субъективного планирования, моделирования будущей жизни. |
Представления и знания
Как полагает Готтлоб Фреге, представление – есть внутренний образ предмета, возникший из воспоминаний о чувственных впечатлениях, которые человек имел ранее. Представление – субъективно, часто проникнуто эмоциями, ясность его отдельных частей относительно и изменчиво, оно индивидуально и лабильно, а, следовательно, противостоит смыслу.
Для понимания сущности представлений важное значение имеет положение о двойственном характере сознания Сержа Московичи. С одной стороны, человек обладает коллективным сознанием, которое включает верования и представления, и которым он владеет совместно с другими людьми по традиции или по согласию. С другой стороны, человек обладает индивидуальным сознанием, как совокупностью идей и образов, которые он усвоил с помощью опыта или разума. Социальное представление – это специфическая форма познания: знание «здравого смысла», свойство обыденного практического мышления, направленные на освоение и осмысление социального опыта, материального и идеального окружения. Для С. Московичи, представление – более социальное, чем когнитивное явление.
В.В. Красных следующими примерами иллюстрирует соотношение представлений и знаний (Табл. 2.1). В древности люди верили, что Земля покоится на трех слонах и одной черепахе. Тогда это были знания, основанные на общих представлениях. То, что солнце вращается вокруг Земли, являлось до Н. Коперника элементом знаний и считалось объективным, своего рода аксиомой, не требующей доказательств, этому учили, и это не нуждалось в проверке и подтверждении.
Таблица 2.1