Российская диаспора в новых государствах
В результате возникновения новых независимых государств образовалась диаспора, которая по численности, пожалуй, не знает себе равных среди национальных меньшинств в современном мире.
В связи с образованием новой диаспоры Государственная Дума Федерального Собрания приняла постановление от 8 декабря i995 г. «О декларации о поддержке российской диаспоры и покровительстве российским соотечественникам» (Собрание законодательства РФ №27, ст, 2578). Однако согласно этому постановлению соотечественниками считаются этнические русские и представители коренных национальностей Российской Федерации (татары, чуваши, мордовцы, чеченцы и др.).
Положение этнических русских и русскоязычного населения в новых государствах различное. Вместе с тем во всех этих государствах происходит общий процесс — деруссификация; закрытие русских школ и других культурно-образовательных учреждений, лишение русских права занятия должностей в качестве государственных чиновников, отказ в регистрации местных организаций русских общин либо искусственное ее затягивание.
Согласно переписи 1989 г. в этих государствах насчитывалось более 25 млн. этнических русских и 11 млн. русскоязычного нетитульного населения (украинцы, белорусы, татары, башкиры, чуваши, мордва, удмурты, мари и др.). Конечно, за время, истекшее после переписи, произошли определенные изменения, имеющие неоднозначный характер. С одной стороны, возник естественный прирост населения в рамках диаспоры и даже некоторый миграционный приток в ее состав; с другой стороны, в силу экономических и политических причин, вызвавших острые межнациональные конфликты, большие группы представителей русскоязычной диаспоры из числа немцев, евреев, армян, греков эмигрировали в страны дальнего зарубежья, а часть их — в Россию.
Статистические данные свидетельствуют, например, об увеличении русскоговорящего населения в Германии, что обусловливает возрастание числа газет на русском языке. Сейчас их более 100. Хотя для Германии это не является чем-то исключительным — известно, например, что в 20—30-е гг. в Берлине выходило более 50 газет и журналов на русском языке, с которыми сотрудничали В. Набоков, А. Толстой, О. Мандельштам, С. Есенин, Б. Пастернак и др.
Самая большая русская диаспора находится на Украине (более 11 млн, человек), в Казахстане (более 6 млн.), Узбекистане (1,6 млн.), Белоруссии (1,3 млн.). На долю этих четырех государств приходится свыше 81% русского населения, находящегося за пределами Российской Федерации.
Что касается русскоговорящего населения, то в России насчитывается почти 52% украинцев, 18% белорусов, затем (в порядке убывания) — евреи, немцы, татары, поляки и армяне. Очень важно понимать, что родной язык перечисленных нерусских этносов русский, а следовательно, они принадлежат к русской культуре и должны учитываться при разработке и реализации государственной национальной политики Российской Федерации и других странСНГ.
В то же время Россия сегодня не в состоянии примять каждого желающего — прежде всего в силу экономических соображений. Уже в течение многих лет ежегодно в Россию прибывают сотни тысяч беженцев и вынужденных переселенцев, для обустройства которых нужны большие финансовые средства. Однако их, как правило, недостаточно.
В социальной работе с переселенцами следует учитывать, что на историческую родину возвращаются не самые состоятельные и не самые бедные (первые; сумевшие подняться по социальной лестнице, не чувствуют себя ущемленными, а вторые просто не имеют материальных возможностей для переезда, и лишь глубокое отчаяние (угроза физической расправы) вынуждает их покинуть свой дом). Тем не менее, миграция русского и русскоязычного населения из новых государств составит, по прогнозам, не более 10% от числа такого населения, следовательно, российская диаспора в странах — участниках СНГ будет сохраняться и развиваться
В связи с этим межгосударственные отношения должны обеспечивать диаспоре равноправные условия, чувство уверенности в поддержке как местных, так и российских властей. Важно при этом учитывать не только экономическую, но и социокультурную, психологическую стороны проблемы. Хотя для приезжих русских Россия — историческая родина, тем не менее у них возникает масса проблем в процессе адаптации к новым условиям.
Этнические русские в культурно-языковом и бытовом отношении более сходны с теми, среди которых они жили, чем с жителями исконно русских областей.
Это проблема не только русских, решившихся реимигрировать, но и представителей всех народов, прибывающих на историческую родину.
Например, большая часть армян уехала из Баку и других районов Азербайджана в Россию, а не в Армению. Один из главных мотивов (помимо экономического) — незнание или плохое знание армянского языка, истории, культуры армянского народа и, напротив, принадлежность их к русской культуре, русскому языку.
Одна из серьезных проблем любой диаспоры — информационное обеспечение.
Приведем любопытные данные: в 1910 г. в России было выпущено 903 книги на еврейских языках (идише и иврите), 2062 — на польском, 884 — на немецком, 203 — на армянском. Для сравнения: в 1995 г. было выпущено 13 книг на иврите, 15 — на польском, 135 — на немецком, 2 — на армянском языках. Как говорится, комментарии излишни. А ведь книга является надежным фактором сохранения и развития национальной культуры, языка.
Язык —- важнейший элемент этнической общности, первейшее условие выживания этноса (что отражено в Европейской хартии о региональных языках и языках меньшинств 5 ноября 1999 г.), средство предотвращения его ассимиляции. Великий педагог К.Д. Ушинский справедливо утверждал: чтобы уничтожить народ, достаточно отучить его от родного языка. С этим утверждением удивительно перекликается венгерская поговорка: «Нация живет в своем языке». Язык, как никакой другой элемент этнической общности, воплощает в себе национальный дух и обладает способностью мобилизовывать этнические силы на свою защиту. Пример тому — решимость многих национальных меньшинств (каталонцев, курдов, басков, валийцев и др.) добиваться признания прав своего языка.
Но для выживания (точнее, адаптации) национальных меньшинств в иной этнической среде важно знать не только свой язык, но и язык коренного народа. Двуязычие позволяет, во-первых, сохранить свои этнический облик и, во-вторых, взаимодействовать с коренным населением,
В западных странах, во-первых, население складывалось на основе многих этнических групп (Новый Свет — США, Канада, Латинская Америка); во-вторых, общий рынок создавался следующим образом: выходцы из бывших колоний европейских стран или более бедных европейских государств в свое время устремились в бурно развивающиеся державы (Германию, Францию, Англию и др.), чтобы занять те рабочие места, которые европейцы считали непрестижными и низкооплачиваемыми, и получить заработок, значительно превышающий их возможный заработок на родине. Дети этих «рабочих-гостей» слабо знают культуру своей родины, говорят только на языке страны проживания и чувствуют себя скорее немцами, французами и т.д., но для коренных жителей этих стран остаются во многом чужими. Между тем инонациональное население составляет в некоторых развитых европейских странах 20—30%, и это превращается в серьезную политическую, экономическую, социальную, культурную и психологическую проблему как для политиков, так и для простых обывателей.
Социальная работа с национальными меньшинствами в развитых странах дальнего зарубежья ведется практически со дня зарождения социальной работы как таковой. Существуют отработанные технологии оказания им содействия, особенно в странах, принявших в свое время большое количество иммигрантов или являющихся сегодня местом массовой иммиграции.
Например, в Канаде и Бельгии социальные службы учитывают все, что необходимо для работы с иммигрантами: кто, на какой срок, из какой страны приехал, уровень образования, социальный статус, семейное положение, жизненные планы и т.д. Очень четко отслеживается перемещение национальных групп по стране. Все это способствует тому, что социальные службы приспосабливаются к потребностям иммигрантов, в частности, комплектуя библиотеки, обеспечивающие их нужной литературой на языке этноса, организуя теле- и радиопередачи и т.д. Подобная работа проводится также в США, во Франции, в Англии и других странах.
В Германии насчитывается около 5 млн. иностранцев, т.е. национальных меньшинств — главным образом это греки, итальянцы, югославы, португальцы и испанцы, но основную часть (2 млн.) составляют турки, которые имеют свои организации, объединения, создают свои детские сады, спортивные клубы, имеют свои магазины и банки. Вся эта деятельность поддерживается федеральным государством.
В школах старых федеральных земель до воссоединения Германии обучались 780 тыс. детей иностранцев (в том числе 360 тыс. детей турецкого происхождения). В работе с детьми учитываются продолжительность пребывания в стране, степень интеграции, знание языка. Вместе с тем даже в такой богатой и демократичной стране, как Германия, взаимоотношения между коренными жителями и национальными меньшинствами не всегда идеальны — нередки случаи вандализма, проявления расизма.
Рассмотренная нами проблема характеризуется прежде всего своей масштабностью, поскольку к категории национальных меньшинств относится почти каждый третий гражданин России, если учесть, что к внутренней диаспоре принадлежат и русские, проживающие в 21 российской республике. Поэтому от степени разумности, последовательности социальной работы с национальными меньшинствами на всех уровнях (государственном, региональном, местном) во многом зависит демократическое развитие общества, позволяющее каждому этносу и каждому его представителю защищать свои права перед государственными властями. В конечном итоге от решения проблем национальных меньшинств зависит целостность полиэтнической России.
Вопросы
1. Каковы основные причины активизации миграционных процессов в современном мире?
2. Какие виды и типы миграции вы можете назвать?
3. В каких международных актах и нормативных документах с4юрму-лированы основные принципы миграционной политики?
4. В чем сущность технологий социальной работы с мигрантами?
5. Дайте характеристику основных направлений технологии социальной работы с беженцами и вынужденными переселенцами.
6. Каковы причины образования национальных меньшинств, диаспоры?
7. Национальные меньшинства и малочисленные народы России: их определение, их различия.
8. Каковы особенности социальной ситуации этнических русских в ближнем зарубежье?
9. На какой правовой базе строится социальная работа с национальными меньшинствами?
10. Расскажите о формах национальной автономии в Российской Федерации.
Литература
1. Законы Российской Федерации «О беженцах», «О вынужденных переселенцах» // Российская газета, 1993, 20 марта.
2. Закон Российской Федерации «О вынужденных переселенцах» с измснгниями и дополнениями от 21 декабря 1995 г. // Ведомости Федерального Собрания Российской Федерации, ст. 1750-1752.
3. Закон Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О беженцах» от 28 июня 1997 г. // Российская газета, 1997, 3 июля.
4. Конвенция МОТ № 107 о защите и интеграции коренного и другого населения, ведущего племенной и полуплеменной образ жизни, в независимых странах. 26 июня 1957 г.
5. Конвенция МОТ № 169 о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни, в независимых странах. 26 июля 1989 г.
6. Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, принятая Комиссией по правам человека на ее 48-й сессии в 1993 г.
7. Социальные аспекты прав человека в документах мирового сообщества. — М., 1996.
9. Булатецкий Ю.Е., Мошняга В.П. Миграционные процессы и миграционная политика, — М., 1993.
10. Васильев Г. В., Башкирова Г. Б. Эмигранты. — М.: Сов. Россия, 1990. П. Витковская Г.С. Вынужденная миграция: проблемы и перспективы,- М., 1993.
12. Денисенко М.Б. и др. Миграциологня / М.Б. Денисенко, В.А. Ионцев, Б.С. Хорев. — М.: Изд-во МГУ, 1989.
13. Корчагин Ю.В. Народы Севера России в двадцатом столетии. — СПб., Петропавловск-Камчатский, 1994.
!4. Кукушкин Ю., Барсенков А. и др. К вопросу о концепции национальной политики Российской Федерации //Этнополитический вестник России, 1992, № 1.
15. Лебедева Н.М, Социальная психология этнических миграции. — М., 1993.
16. Миграции населения. — М.. 1992.
17. Хохлов А.А. Социальная работа с мигрантами. — М., 1992.