ВВЕДЕНИЕ. Кафедра государственно-правовых дисциплин

Уральский филиал

Кафедра государственно-правовых дисциплин

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Учебно-методический комплекс

для студентов заочной формы обучения

направление подготовки 030900.62 Юриспруденция

Челябинск

Автор:

Почивалова Жанна Георгиевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин

Дмитриева Лилия Алексеевна, доцент кафедры организации судебной и правоохранительной деятельности Российской академии правосудия кандидат психологических наук, доцент

Рецензенты:

Петухов Николай Александрович, заведующий кафедрой организации судебной и правоохранительной деятельности Российской академии правосудия, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ

Котенев Игорь Олегович, доцент кафедры педагогики, психологии и организации работы с кадрами Академии управления МВД РФ, кандидат психологических наук, доцент

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция.

Одобрен на заседании кафедры гражданского процессуального права Уральского филиала ФГБОУВПО «РАП» (протокол № 1 от 6 сентября 2012 г.).

Утверждён Учебно-методическим советом Уральского филиала ФГБОУВПО «РАП» (протокол № 1 от 14 сентября 2012 г.).

© Российская академия правосудия, 2011

© Дмитриева Л.А., 2011

© Российская академия правосудия,

Уральский филиал, 2012

© Почивалова Ж.Г., 2012

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………………………………………
Объем дисциплины и виды учебной работы……………………………..
Тематический план…………………………………………………………
Программа…………………………………………………………………..
Тематический план семинарских (практических) занятий………………
Планы семинарских (практических) занятий…………………………….
Методические рекомендации по изучению дисциплины и по организации самостоятельной работы студентов………………………...  
Задания для выполнения контрольных работ…………………………….
Примерная тематика рефератов……………………………………………
Примерная тематика курсовых работ……………………………………..
Примеры тестовых заданий для проведения рубежного контроля……...
Литература………………………………………………………………..…
Вопросы для подготовки к зачету…………………………………………
Приложение…………………………………………………………………

ВВЕДЕНИЕ

Учебная дисциплина «Юридическая психология» относится к циклу общепрофессиональных дисциплин, формирующих базовые знания, необходимые для подготовки бакалавров по специальности 030900.62 Юриспруденция.

Цель курса – формирование у студентов комплексных психолого-юридических знаний и навыков для решения профессионально-психологи-ческих задач в современных условиях развития правового государства, для предупреждения кризисных явлений в правоприменительной сфере жизнедеятельности общества.

Задачами дисциплины являются:

· раскрытие теоретико-методологических основ юридической психологии,

· формирование представлений о сущности психологических явлений в правоприменительной сфере жизнедеятельности общества,

· изучение основ криминальной, правовой и пенитенциарной психологии, психологических особенностей профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов,

· формирование и развитие умений и навыков психологического анализа противоправных действий, девиантной и делинквентной личности.

Решение этих задач будет способствовать формированию у студентов психолого-юридического мышления.

Концепция освоения курса включает следующие аспекты:

· реформирование российского общества, развитие новой государственности, фундаментальное обновление законодательства;

· осуществляемые реформы в сфере судопроизводства и исполнения наказаний, направленные на усиление защиты прав и свобод граждан;

· психологический анализ основных правовых категорий (правовая социализация личности, социально-психологические проблемы эффективного правотворчества, аспекты формирования правосознания и правоисполнительного поведения);

· психологическую культуру как фактор, детерминирующий гуманизацию и эффективность правоохранительной деятельности.

В результате изучения учебной дисциплины «Юридическая психология» студенты должны:

иметь представление:

· о подходах к раскрытию юридико-психологической реальности;

· о сущности психологических явлений, формируемых в правоприменительной сфере жизнедеятельности общества;

· о психологических аспектах противодействия и профилактики преступности;

знать:

· основы общей и социальной психологии;

· психологические особенностидевиантной и делинквентной личности;

· психологические аспекты профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов;

· психологические основы уголовного и гражданского судопроизводства;

· психологическую специфику культуры судебного процесса;

· основы психологического анализа следственных ситуаций;

уметь:

· ориентироваться в проявлениях психических состояний эмоциональной напряженности;

· анализировать психологические аспекты противоправных действий;

· психологически обоснованно конструировать коммуникативную и познавательную деятельность;

· реализовывать задачу воспитательно-профилактического воздействия суда;

· обобщать и систематизировать значимые факторы юридико-психологической действительности;

· пользоваться профессиональными психотехнологиями;

· актуализировать и углублять психологические познания.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

· осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

· способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

· владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

· способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

· обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

· стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

· способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

· владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);

· способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12);

· способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК–1);

в правоприменительной деятельности:

· способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

· способен управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18).

Наши рекомендации