ВВЕДЕНИЕ. Кафедра государственно-правовых дисциплин
Уральский филиал
Кафедра государственно-правовых дисциплин
ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Учебно-методический комплекс
для студентов заочной формы обучения
направление подготовки 030900.62 Юриспруденция
Челябинск
Автор:
Почивалова Жанна Георгиевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин
Дмитриева Лилия Алексеевна, доцент кафедры организации судебной и правоохранительной деятельности Российской академии правосудия кандидат психологических наук, доцент
Рецензенты:
Петухов Николай Александрович, заведующий кафедрой организации судебной и правоохранительной деятельности Российской академии правосудия, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ
Котенев Игорь Олегович, доцент кафедры педагогики, психологии и организации работы с кадрами Академии управления МВД РФ, кандидат психологических наук, доцент
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция.
Одобрен на заседании кафедры гражданского процессуального права Уральского филиала ФГБОУВПО «РАП» (протокол № 1 от 6 сентября 2012 г.).
Утверждён Учебно-методическим советом Уральского филиала ФГБОУВПО «РАП» (протокол № 1 от 14 сентября 2012 г.).
© Российская академия правосудия, 2011
© Дмитриева Л.А., 2011
© Российская академия правосудия,
Уральский филиал, 2012
© Почивалова Ж.Г., 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………………… | |
Объем дисциплины и виды учебной работы…………………………….. | |
Тематический план………………………………………………………… | |
Программа………………………………………………………………….. | |
Тематический план семинарских (практических) занятий……………… | |
Планы семинарских (практических) занятий……………………………. | |
Методические рекомендации по изучению дисциплины и по организации самостоятельной работы студентов………………………... | |
Задания для выполнения контрольных работ……………………………. | |
Примерная тематика рефератов…………………………………………… | |
Примерная тематика курсовых работ…………………………………….. | |
Примеры тестовых заданий для проведения рубежного контроля……... | |
Литература………………………………………………………………..… | |
Вопросы для подготовки к зачету………………………………………… | |
Приложение………………………………………………………………… |
ВВЕДЕНИЕ
Учебная дисциплина «Юридическая психология» относится к циклу общепрофессиональных дисциплин, формирующих базовые знания, необходимые для подготовки бакалавров по специальности 030900.62 Юриспруденция.
Цель курса – формирование у студентов комплексных психолого-юридических знаний и навыков для решения профессионально-психологи-ческих задач в современных условиях развития правового государства, для предупреждения кризисных явлений в правоприменительной сфере жизнедеятельности общества.
Задачами дисциплины являются:
· раскрытие теоретико-методологических основ юридической психологии,
· формирование представлений о сущности психологических явлений в правоприменительной сфере жизнедеятельности общества,
· изучение основ криминальной, правовой и пенитенциарной психологии, психологических особенностей профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов,
· формирование и развитие умений и навыков психологического анализа противоправных действий, девиантной и делинквентной личности.
Решение этих задач будет способствовать формированию у студентов психолого-юридического мышления.
Концепция освоения курса включает следующие аспекты:
· реформирование российского общества, развитие новой государственности, фундаментальное обновление законодательства;
· осуществляемые реформы в сфере судопроизводства и исполнения наказаний, направленные на усиление защиты прав и свобод граждан;
· психологический анализ основных правовых категорий (правовая социализация личности, социально-психологические проблемы эффективного правотворчества, аспекты формирования правосознания и правоисполнительного поведения);
· психологическую культуру как фактор, детерминирующий гуманизацию и эффективность правоохранительной деятельности.
В результате изучения учебной дисциплины «Юридическая психология» студенты должны:
иметь представление:
· о подходах к раскрытию юридико-психологической реальности;
· о сущности психологических явлений, формируемых в правоприменительной сфере жизнедеятельности общества;
· о психологических аспектах противодействия и профилактики преступности;
знать:
· основы общей и социальной психологии;
· психологические особенностидевиантной и делинквентной личности;
· психологические аспекты профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов;
· психологические основы уголовного и гражданского судопроизводства;
· психологическую специфику культуры судебного процесса;
· основы психологического анализа следственных ситуаций;
уметь:
· ориентироваться в проявлениях психических состояний эмоциональной напряженности;
· анализировать психологические аспекты противоправных действий;
· психологически обоснованно конструировать коммуникативную и познавательную деятельность;
· реализовывать задачу воспитательно-профилактического воздействия суда;
· обобщать и систематизировать значимые факторы юридико-психологической действительности;
· пользоваться профессиональными психотехнологиями;
· актуализировать и углублять психологические познания.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
· осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
· способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
· владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);
· способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
· обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);
· стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);
· способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);
· владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);
· способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12);
· способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК–1);
в правоприменительной деятельности:
· способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
· способен управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18).