Глава 4. подходы к разрешению типовых консультативных проблем 4 страница
1 Перлз Ф. Внутри и вне помойного ведра. СПб.: Петербург–XXI век,
1995. 448 с..
– 141 –
Гештальт-терапия занимается каждым человеком в контексте с окружающей его средой, не выделяя искусственным образом одно или другое и не смешивая их.
6. Психическое и социальное «здоровье» выражается в непре рывном творческом приспособлении на «границе-контакт» между организмом и окружающей его средой, в частности, между субъек том, терапевтом и контекстом терапевтической ситуации (включая место, в котором происходит коммуникация, наличие свидетелей или группы людей и т. д.). Речь идет не просто об адаптивном «при способлении», когда индивид, подчиняясь жесткому закону, царяще му в окружающей его среде, принимает преобладающие в ней соци альные нормы и то поведение, которое обычно рассматривается как «нормальное». Речь, однако, идет и не об индивидуальном творче стве без учета контекста и обстоятельств. Гештальт говорит о ком промиссе или, точнее, о синтезе, позволяющем каждому человеку жить, придерживаясь собственных взглядов, учитывая при этом нормы, принятые в данное время в данном месте, и найти собствен ный путь в общем потоке. Гештальт, следуя феноменологической перспективе, придает особое значение субъективному бытию каж дого человека, его личным внутренним ощущениям и его внешне му поведению, которое можно наблюдать со стороны. Тем не ме нее, гештальт не замыкается единственно на «внутрипсихической» жизни. Он побуждает к челночному движению между внутренним
и внешним, стараясь соединить социальную адаптацию с индиви дуальным творчеством, саму ситуацию с ее «индивидуальным про чтением».
7. Любое индивидуальное действие и коммуникативное взаи модействие состоит из нескольких фаз, образующих «цикл опы-та», который авторы называют по-разному («циклом контакта-отступления»или«циклом удовлетворения потребностей»).Перлз
и Гудман выделяли в нем четыре основных фазы: форконтакт, кон тактинг, полный контакт и постконтакт (или отступление). Другие же авторы предлагали новые различные схемы цикла опыта. Од
– 142 –
нако важен сам принцип смены фаз цикла контакта на разных его этапах.
Такой цикл не всегда протекает точно по своему лабораторному образцу. Для Перлза и Гудмана «патология подразумевает обрывы, остановки или другие искажения процесса творческого приспосо бления». Перлз определяет невротика как «человека, который посто янно предается самопрерыванию». Нарушения функционирования «Я» обычно называют «сопротивлениями». Они могут проявляться
в виде механизмов защиты, свойственных данной ситуации, или, на оборот, как стойкие анахроничные блокировки, свидетельствующие о патологическом функционировании, т. е. избегании подлинного контакта.
На протяжении цикла контакта «Я» функционирует в различных, последовательно сменяющих друг друга и поочередно преобладаю щих «режимах» (Id, Ego, средний режим, режим «personality»). А эти режимы функционирования могут быть нарушены и даже могут от сутствовать.
8. Обычно, по завершении акта деятельности (психической или поведенческой), мы освобождаемся для нового действия: гештальты, образуясь, а затем распадаясь, сменяют друг друга в непрерывной, плавной последовательности, составляющей континуум сознания любого психически «здорового» человека.
Если цикл контакта полностью не завершен, то ситуация может оставаться незакрытой и превратиться в подсознательный элемент, вызывающий внутреннее напряжение. Так, к примеру, прерванное дело (выполнение уроков; уборка по дому; оставленный недоеден ным из-за телефонного звонка бутерброд; запланированная про гулка, не состоявшаяся из-за грозы) может сохранять свою актуаль ность и завершиться при первой же возможности. Но в некоторых ситуациях такое давление может трансформироваться в навязчивое и изнурительное состояние психического напряжения и со временем стать причиной невроза: траур или тяжело переживаемый разрыв, длительная безработица, хроническая сексуальная неудовлетворен ность, повторяющийся провал на экзаменах и т. д.
– 143 –
Работа с незакрытыми гештальтами — пример, говорящий о том, с каким вниманием в гештальт-терапии работают со следами прошлого, продолжающими паразитировать на актуальной жизни клиента. Однако речь идет не о «магическом» избавлении от вну треннего обременительного груза путем проигрывания по психодра матическому типу, а, скорее, об интегрировании тягостного жизненно го элемента в какое-то значимое целое, в состав которого этот элемент войдет как один из полюсов жизненной экзистенции клиента.
9. Здесь уже упоминалось о блокировках и обрывах, возникаю щих в «нормальном» цикле контакта (с какой-то частью самого себя или с другим человеком). Следует подчеркнуть, что «подавление действия» не всегда является признаком нарушений процесса функ ционирования; наоборот, оно может возникать как необходимый в данной ситуации механизм защиты. О патологическом функциони ровании можно говорить только в том случае, когда такие механиз мы носят анахроничный, ригидный или постоянный характер: они должны быть в первую очередь обнаружены, а затем смягчены и преобразованы в ходе психотерапии.
Перлз выделял четыре основных «вида сопротивлений»: кон флуэнция, интроекция, проекция, ретрофлексия. Другие авторы расширили эту гамму, добавив виды защит, представляющих раз личные сочетания основных механизмов, например, дефлексию, профлексию и т. д.
10. В работах Перлза отмечается оптимистическая вера в устой чивую саморегуляцию организма. Общий принцип гомеостаза был сформулирован У. Кенноном в 1926 г. Известный исследователь А. Лабори выделяет генерализованный гомеостаз (между организ мом в целом и окружающей его средой) и ограниченный гомеостаз (поддержание равновесия и постоянства среды внутри самого орга низма).
Для большинства современных гештальт-терапевтов тема гомео стаза потеряла свое определяющее значение. При этом продолжает оказывать влияние постулат, широко развитый так называемой «гу манистической психологией», утверждающий, что каждый человек изначально обладает всем необходимым ему потенциалом.
– 144 –
Некоторые гештальтисты сохраняют веру в игру энергетических балансов с «трансперсональным» оттенком. Согласно этому взгляду, существуют не только «интраперсональный» или «интерперсональ ный» (возникающий между участниками определенной группы), но
и общий гомеостаз, подчиняющийся космическим «трансперсональ ным» законам, находящимся за пределами индивидуального челове ческого и общественного сознания.
11. Перлз придавал большое значение личной ответственности каждого человека, а его терапия была нацелена на развитие способ-
ности опереться на самого себя, выработку автономности в поведении и принятии решений. В гештальте стремятся предотвратить малейшие признаки отчуждения. Поэтому терапевт не отдаляется и не замыкается в загадочной роли «того, кому уже все давно понят но». Он разделяет ощущения своего клиента и вместе с ним ищет ответ на все возникающие у него вопросы. Клиент выступает не в роли пассивного «пациента», выполняющего предписанный, но так
и остающийся ему непонятным курс лечения, а в качестве клиента-заказчика, равноправного партнера и даже «сотерапевта», принима ющего активное участие в процессе собственного излечения.
Перлз и его современники охотно осуждали формулировку «я не могу», предлагая заменить ее на «я не хочу», подчеркивая таким образом, что каждый человек сам несет ответственность за свое по ведение.
Эта семантическая строгость к настоящему времени значительно смягчилась, особенно в тех случаях, когда гештальт-подход исполь зуется для терапии пограничных состояний и в работе с психотика ми. Гештальт словно бы игнорирует действие бессознательных меха низмов. Необходимо учитывать, что не каждый человек в состоянии сразу взвалить на себя и нести бремя всех трудностей. Это указывает на необходимость периодической терапевтической поддержки, точ но дозированного чередования фрустраций и поощрений, вплоть до того момента, когда клиент сможет обойтись без «опекуна».
12. Взамен терпеливого поиска затерянных в прошлом гипоте тических причин расстройства, Перлз предлагал начинать экспери-ментальный поиск путей его разрешения:не стремиться«узнать по
– 145 –
чему», а «поэкспериментировать, каким образом». Проигрывание, через реально «воссозданное» и исследованное во всех его «полю сах» действие, благоприятствует осознаванию.
Эксперимент дает возможность бороться с родительскими и со циальными предписаниями (различные утверждения типа: «тебе нужно», «ты должен»), питающими интроекты, парализующие нашу спонтанность и сковывающие нашу оригинальность. Каждый сам выбирает то, с чем ему экспериментировать. На этот выбор влияют его история, образование, социальное окружение, а также избранная им идеология.
В наше время, в ходе обучения поощряется поиск каждым буду щим терапевтом своего особого стиля через экспериментирование в различных образах, отвечающих его собственной, самобытной ма нере поведения. При этом речь идет не о следовании «испытанным» техникам («устойчивые гештальты»), а о создании своего собствен ного подхода путем длительного экспериментирования «на ощупь», при уважении к фундаментальным принципам метода.
13. Я сам наполняю смыслом каждый поступок своей жизни. И если я стремлюсь измениться, то оставаясь только самим собой, именно самим собой и никем другим. Прежде стать собой и толь ко потом стать другим — таков смысл знаменитой «парадоксальной теории изменения», предложенной гештальтистом Арнольдом Бей сером. Эта теория, по сути, развивает мысль, высказанную Карлом Роджерсом еще в 1956 г.: «Только тогда, когда я принимаю себя таким, какой я есть на самом деле, я становлюсь способным меняться».
Гештальт предлагает «двигаться вперед по течению» и не сгла живать затруднений. К примеру, психосоматические проявления тревоги могут быть усилены так, чтобы бессознательное заговорило языком тела. Таким образом, бессознательное можно услышать (и даже увидеть) намного лучше, благодаря «эффекту увеличительного стекла». Этот эффект создается сочетанием катарсиса, возникающе го при усилении эмоциональных проявлений, с появляющимися у клиента личными ассоциациями. При этом терапевт любой ценой избегает интерпретации; уважение к своеобразию психического функционирования каждого человека —еще один опорный камень
– 146 –
гештальт-подхода. Оно точно так же проявляется и в работе со сно видениями, где гештальт-подход исключает любую систематиче скую опору на архетипический символизм.
14. Гештальт-терапевт предстает как внимательный спутник своего клиента, разделяющий его тревоги и радости от тех посто янных открытий, что совершаются в ходе работы. Ему чужда роль «эксперта», которому заранее известна карта психических областей. Он не стремится уйти на позиции нейтрального постороннего, но и не обязан всегда следовать за своим клиентом в «безусловном при ятии» всех его рискованных выходок или хронических избеганий. Он остается попутчиком своего клиента, активно участвуя в его внутреннем продвижении. Он разделяет, по мере необходимости, его ощущения и впечатления, его чувства удивления, нетерпения
и удовлетворения, внимательно наблюдая за эффектом подобного соучастия. Таковы отношения «симпатии», которую Перлз проти вопоставлял в несколько карикатурном виде психоаналитической «апатии» и роджерианской «эмпатии». Я здесь, я не нахожусь ни в каком другом пространстве когнитивного мира, я не вместо тебя на твоем месте, и я не сливаюсь с твоими эмоциями. Сама терапия опи рается на постоянный анализ того, что происходит в данный момент в коммуникативном пространстве, на границе-контакт между клиен том и терапевтом.
15. Непрерывный диалог «клиент-терапевт-клиент» подразуме вает использование всех находящихся в распоряжении участников терапевтического процесса языков: слова, позу тела, все жесты и полуосознанные микрожесты, проявленные или оставшиеся невы раженными подспудные эмоции. Фундаментальное правило пси хоанализа — «говорить все» — оказалось расширенным не за счет неконтролируемой «вседозволенности», а благодаря полному само выражению через разнообразные каналы. Это могут быть движения тела, и даже, в случае необходимости, прямой телесный контакт, выражение эмоций (слезы, крики, вспышки гнева), использование художественного языка (рисунок, лепка и т. д.) и подручного мате риала (метафорическая работа с окружающими предметами).
– 147 –
Пути проявления ассоциаций различны. Они зависят от состоя ния конкретного человека в данный момент времени. Клиент может идти от тела к эмоции, от эмоции — к вербальному языку, от вер бального языка — к социальному контакту, или наоборот: от самих социальных явлений к их вербализации, от слова — к эмоции и от испытанной эмоции — к ее телесному выражению.
Человек проявляется в системном взаимодействии всех его пяти основных измерений: физического,аффективного,рационального,социального и духовного, которые, в свою очередь, связаны с окру жающей человека средой и с космосом; именно в этих связях обна руживаются глубинные смыслы человеческого бытия. В этом заклю чается холистический подход к человеку.
16. Поиск равновесия не может ограничиваться только лишь го меостатическим, а значит, консервативным приспособлением. Со-стояние равновесия любого живого существа—это изменяющееся сочетание механизмов жизни и механизмов выживания, которое обеспечивает «постепенность процесса изменения».
Гештальтист использует новый опыт, полученный в ходе продви жения вперед и обогащенный за счет исследования противополож ных, но взаимодополняющих полярностей, таких, как: интроекция /
проекция, адаптация / творчество, подчинение / бунт, интроверсия / экстраверсия, любовь / ненависть, нежность / агрессивность, фру страция / благодарность... Можно продолжать список тех противо положных, но взаимодополняющих способов поведения, в которых клиент будет экспериментировать и опыт проживания которых при дет к клиенту в ходе его терапии.
Перлз отдавал особое предпочтение работе с полярностями, не редко используя технику «монодрамы» с последовательной сменой ролей.
17. Перлз был уже достаточно пожилым человеком к моменту расцвета и признания его метода, к тому же сам он совсем не прак тиковал «психотелесный» гештальт. Но Лаура Перлз, которая зани малась музыкой и танцами, постоянно подчеркивала, что «работа с телом — это составная часть гештальта». Она не опасалась физиче
– 148 –
ского контакта, охотно трогала своих клиентов и позволяла им тро гать ее.
В настоящее время одни гештальтисты, в зависимости от их лич ных и философских взглядов, техник, которым они отдают предпо чтение, и базового образования занимаются вербальным контактом, ограничиваясь словесным напоминанием клиенту о его телесных реакциях. Другие же побуждают клиента делать то же самое, т. е. воплощать свои эмоции в теле и даже экспериментировать в режиме терапевтического контакта «телом к телу». При этом учитывается, что подобного рода взаимодействия мобилизуют глубинные слои го ловного мозга, пробуждают архаические ассоциации и благоприят ствуют реорганизации когнитивных и аффективных представлений. Таким образом, мысль больше не рассматривается ни в отрыве от эмоций, ни в отрыве от тела.
Но остается открытым вопрос о преимуществах и о пределах участия клиента и терапевта в телесной работе. Само собой разу меется, последний должен быть уверен, что со своей стороны он сможет контролировать степень своего соучастия и ограничить его только тем, что окажется полезным для клиента. Это означает, что так называемая «искренность» реакций не должна служить предло гом для удовлетворения личных агрессивных или эротических же ланий. Любая терапевтическая работа с использованием телесного соучастия становится приемлемой только в том случае,если терапевт строго придерживается правил и не наносит никакого ущерба терапии самого клиента, социальному имиджу профессии терапевта
и гештальт-терапии в целом.
18. Перлз считал, что агрессивность, как и сексуальность, — это импульс жизни. Он отмечал, что как первая, так и вторая несут
в себе фундаментальные либидные ценности, позволяющие выжить отдельному индивидууму и всему роду. Для него агрессивность про является в виде архаических импульсов, начиная с оральной ста дии. Как только у сосунка появляются зубы, он начинает кусаться, и именно благодаря агрессии он усваивает окружающий его мир: воздух, которым он дышит, пищу, которую он пережевывает, «раз рушает», проглатывает, а затем переваривает.
– 149 –
До настоящего момента гештальтисты так и не опровергли взгля дов своего учителя; многие из них позитивно оценивают витальную агрессивность. Провоцируя и задевая клиента, они мобилизуют его энергетические ресурсы, по возможности стараясь не вызывать у него чрезмерно сильной или длительной фрустрации, которая может привести к пассивности.
Остается добавить, что С. Гингер в рассуждениях придержива ется этимологического смысла термина «агрессивность», ведь в ла тыни глаголы «ad-gressere» (приближаться к другому человеку), как
и «progressere������������»�������������������������������������������������(продвигаться,идтивперед)посмыслупротивопо ложны «regressere» (отступать, идти назад).
19. В конечном итоге, большая часть базовых принципов гештальт-терапии опирается на понятие о праве человека оставаться самим собой, активно и творчески самовыражаться, используя сим волический и метафорический язык правого полушария головного мозга, или тот изначальный язык, что достался нам в наследство от наших предков. Сам терапевт, расшифровывая и интерпретируя сим волы, затрагивающие воображение, использует образный, «поэти ческий», а не «научно-математический» язык.
Еще предшественники гештальта выделяли его творческий, кре-ативный аспект, не потерявший своего значения и в наши дни.Гештальт был и продолжает оставаться, скорее, искусством, чем наукой.
Экзистенциальная оригинальность каждого человеческого суще ства и его способность к творчеству особенно проявляются в отноше ниях отдельного человека с окружающими его людьми, на границе между индивидуумом и окружающей его средой. Гештальт-подход не нацелен на интеграцию индивидуума в ту или иную социальную подгруппу, наоборот, он позволяет человеку яснее увидеть, в чем он непохож на других. Гештальт — это не групповая, а индивидуальная терапия, проводимая в группе. Участники группы являются свиде телями индивидуальной работы своих товарищей: как правило, они вмешиваются в нее только по просьбе терапевта или самого клиен та, а в ходе «обратной связи» по окончании терапевтического сеанса они говорят о самих себе, не интерпретируя то, что происходило с
– 150 –
клиентом. Таким образом, группа служит чем-то вроде резонатора всех проблем каждого отдельного своего участника.
Итак, гештальт-терапия сконцентрирована на текущих событи ях, переживаемых клиентом.
Основные принципы такой терапии — актуальность, осознан ность, ответственность. Незавершенные ситуации, неудовлетворен ные потребности накапливаются и требуют завершения.
Рассматривая организм и среду как единое целое, М. П. Папуш 1 вместе с тем подчеркивал, что есть контактная граница между инди видуумом и его внутренней и внешней средой. У здорового человека эта граница подвижна. Поэтому возможны как контакты со средой, так и отход от нее. Контакт сопровождается формированием геш тальта, отход — его завершением. Потребности можно реализовать
в контакте с окружающей средой. Фазы в цикле контакта со средой: преконтакт (осознавание); контактинг (отношение к возникшейпотребности, эмоция, выбор средств и способов удовлетворения по требности); полный контакт (осуществление деятельности, потреб ность удовлетворяется); постконтакт (стадия ассимиляции, при своение опыта).
Движущей силой этого ритма (контакт — отход) Перлз считал иерархию потребностей. Доминирующая потребность является геш тальтом, на ограничение, завершение и нейтрализацию которого
в данный момент направлены все усилия организма. И основой воз никновения невротического конфликта Перлз считал именно стол кновение потребностей организма со средой. Их фрустрация ведет к подавлению желаний, разрушению контакта. Человек начинает использовать лишь безопасные с его точки зрения способы взаи модействия с миром. Поэтому претерпевает изменение его граница с миром. Человек может направлять все свои усилия на то, чтобы быть подальше от людей. Индивидуум сосредотачивается на сред ней зоне за счет исключения событий, происходящих во внутренней
1 Папуш М. П. «Я» и «Мы» в гештальт-терапии: аксиологический анализ концепции невротических механизмов // Московский психотерапевтический журнал. 1992. № 3. С. 41-57.
– 151 –
и внешней зонах. Эту среднюю зону Перлз называл зоной фантазий. Зона фантазий несет в себе незавершенные гештальты из прошло го, а поскольку деструктивная природа этих гештальтов проявляется в настоящем, то невротику трудно жить в этом настоящем. Перлз утверждал, что корни невроза лежат в тенденции фантазировать
и интеллектуализировать там, где нужно просто осознать настоящее. Саморегуляция организма зависит от степени осознания настоящего
и от способности жить в полную меру здесь и теперь. И для удовлет ворения своих потребностей мы постоянно должны быть в контакте с зонами своего внутреннего и внешнего мира1.
Психическое, физическое и социальное здоровье достигаются в непрерывном творческом приспособлении на границе контакта между организмом и средой. Синтез, который позволяет человеку жить по собственным взглядам и учитывать социальные нормы, достигается в постоянном творческом приспособлении. В противо положность ему существует пассивное, или консервативное, при способление, вызванное механизмами психологической защиты. Впервые используемые психологические защиты являлись творче ским приспособлением, обеспечивали безопасность человека, бло кируя какие-то потребности, срывая цикл контакта. Неоднократно используемые, в дальнейшем неосознаваемые психологические за щиты делают поведение человека негибким и несоответствующим ситуации.
Здоровая же личность адекватно осознает границу между «Я» и «не-Я». В случае, когда человек переживает среду как плохую, враж дебную, он создает равновесие, теряя границы и отступая, отдавая свою «территорию» или пытаясь захватить чужую. Такой «передел границ» ведет к действию на спорной территории законов психоло гической защиты. Эти законы реализуются в семи видах невроти-ческих механизмов: слиянии,интроекции,проекции,ретрофлексии,дефлексии, эготизме и девалитизации.
1 Перлз Ф. Внутри и вне помойного ведра. СПб.: Петербург–XXI век,
1995. 448 с.
– 152 –
Слияние (конфлюенция) —потеря,размытость границ,симбиозчасто между близкими людьми, возможно слияние с чужой идеей, трудность в выделении своих чувств, ощущений. Слияние — неспо собность к переживанию в отдельности от другого человека, разли чия между людьми не учитываются. В другом варианте «слияние» у некоторых людей может выражаться в вере в то, что они обладают исключительной способностью «читать мысли и чувства» других людей.
Слияние представляет собой такой способ ухода от контакта, когда объект не становится четкой фигурой. При слиянии индивиду ум недостаточно четко разграничивает свое «Я» и окружающий мир или вообще не ощущает никакой границы между «Я» и окружающей средой. Люди, которые не осознают границу контакта между собой и другими, не способны ни устанавливать хороший контакт с окружа ющими, ни отступать там, где это уместно. Индивидуумы требуют от окружающих сходства и отказываются терпимо относиться к су ществующим различиям. При слиянии местоимение «мы» использу ется тогда, когда в действительности имеются различия между «Я»
и другими людьми. Например, мама жалуется: «У сына всегда были пятерки по литературе. А наша новая учительница стала к нему при дираться. Это все из-за того, что он как-то подшутил над ней». Или, например, новорожденный целиком находится в слиянии с миром. Кроме того, многие способы реагирования приобретены в слиянии с людьми из ближайшего окружения.
Психотерапевт работает с патологическим слиянием, когда чело век не отличает себя от других людей, усваивает их чувства, оцен ки, привычки. Муж и жена находятся в патологическом слиянии, не переносят даже малейших различий в привычках и привязанностях. Когда они возникают, супруги всячески стремятся либо измениться сами, либо требуют перемен в партнере по браку. Действия человека, использующего этот невротический механизм, ритуализированы; он редко проявляет интерес к чему-либо. Некое «мы», идентификация с другими людьми защищает его от принятия на себя ответственно сти, от осуществления собственного выбора.
– 153 –
При этом Перлз отмечает, что слияние не всегда патологично: человек может «потерять границу», слушая прекрасную музыку, наслаждаясь пейзажем, влюбившись. Патологичным оно становится тогда, когда направлено на разрушение контакта. Отказ от контакта — это способ избежать не одобряемых другими чувств.
Интроекция также является способом заимствования чужогоопыта, это принятие без ассимиляции какой-либо информации, ко торая остается чужой и мешает жить. Данный механизм проявляет ся как принятие без критической проверки и ассимиляции морали, ценностей, социальных норм, отношений, обобщений, опыта других людей. Проявления: «я должен», поведение без выбора, быстрые от веты «да» или «нет» без обдумывания, неосознаваемые собственные потребности.
Интроекция — тенденция присваивать себе убеждения, способы мышления и поступки других людей без критики и попытки сделать их своими. В результате граница между «Я» и средой переносится, перемещается внутрь «Я». Индивидуум настолько занят усвоением чужих убеждений, что ему не удается сформировать свою собствен ную личность. Все усилия такого человека направлены на прими рение чужих идей, он буквально разрывается между ними на части. Примером интроекций могут служить родительские поучения,которые усваиваются ребенком без критического осмысления их цен ности. При этом личное местоимение «я» используется тогда, когда следовало бы употребить местоимение «они». Например: «Когда