Основных гуманитарных дисциплин
Человек в русле философии.
Философия изначально стремится дать целостное представление о человеке. Она пытается синтезировать его целостный образ из отдельных фрагментов. Создание интегративной концепции человека- это глобальная цель философии. Сконструировать адекватное целое можно в том случае, когда отдельные фрагменты хорошо проработаны. Целостная концепция человека предполагает наличие тщательно продуманных наук о человеке, которые затем интегрируются в целое.
Именно образ целостного человека, сформировавшийся в античной Греции, оказался наиболее привлекательным.
В 60-70-е г. 20 века казалось , что в рамках системно- структурного подхода можно сформировать концепцию человека. Но это бала иллюзия ,т.к. в его рамках удалось объединить данные о человеке, касающиеся только его материальной стороны. Материалистическая и идеалистическая традиции в философии оказались тупиковыми. В результате материальная и духовная жизнь человека оказались разорванными и взаимоисключающими друг друга.
Одной из важнейших задач философии яв. Целостное познание человека. Она занимается рассмотрением общечеловеч. Ценностей. Философия выполняет функцию связи дисциплин , изучающих человека. Философский подход к человеку сводится к попыткам дать ответ на такие вопросы, как соотношение в нем материального и духовного, интеграций знаний о человеке, смысле жизни и т.д.
Человек в русле социологии.
С появлением социологии интерес к человеку увеличился, в результате появ. Несколько концепций человека:
-позитивистские( спенсер, дюркгейм)- стремились строить знание об общ.и человеке на осеове законов физики.
-дореволюционная социология(лавров,сорокин)- в россии возникли эклектические представления о человеке, а также концкпции, тяготевшие к иррационализму или позитивизму.
- марксизм(маркс ,энгельс)- оказывали сущес-ое воздействие на то, каким видели общество и человека в России.
-неомарксизм(лукач,маркузе)-выявляли новые аспекты человека.
-бихевиоризм (торндайк,скиннер)-исследовали взаимосвязи между стимулами и реакциями человека,анализировали схемы поведения и тд.
-психоаналитические концепции( фрейд,юнг)-изучали мотивации поведения, структура сознания, типы личности и т.д
- антропологическая трактовка человека(шелер,гелен)-анализирую человека как феномен культуры.
-структурно-фуекциональная концепция(джемс,МИД)-выявляет различные формы завис.человека от соц системы.
-нормативная, маргинальная и контркультурная модели человека- рассматр.человека как носителя норм правил обяз.и т д.
Социологические концепции человека демонстрируют :растворение чел в соц отношениях и внимание к личности чел и игнориров соц контекста.
Человек в русле психологии.
Психология изучает свойства ,качества человека , относящиеся к уровню его психической рганизации.
В психологической науке сложилось несколько подходов к человеку:
-бихевиористский(человек-это реактивная система ,его поведение полностью определяется внешней средой)
-психоаналитический(поведение людей зависит от внутр динамич сил)
-гуманистический(движущей силой в поведении людей яв стремление к реализации)
-когнетивная психология(поведение людей опосредуется позновательными прцессами)
Человек в русле экологии.
Проблема человека выступает в качестве основопологающей в решении экологич проблем.
-концепция Печчеи –для решения экологич проблем должен измениться сам человек.
-Моисеев- как изменить человека и стиль его мышления ,чтобы выработать у него способность подчинить свою активность требованиям экологического императива
С точки зрения экологии совр человек- это типичный антропоцентрик, переоценивающий собственную значимость и недооценивающий природу.
4. Человек в контексте нетрадиционного знания, паранауки о человеке
Так называемое «нетрадиционное», т.е. вненаучное, знание носит преимущественно интуитивный характер и охватывает целостные , интегративные характеристики мира и человека. Окружающий нас мир крайне многообразен, состоит из огромного числа различных взаимодействующих сфер, к осознанию которых человечество только приближается.
Достоверность как научного, так и вненаучного знания о человеке в конечном счете обосновывается эмпирическим путем. Близкие науке области знания, частично подтвержденные экспериментально называются паранауками(гр. para – около,рядом).
Хиромантия. Существует тесная связь между линиями на ладони человека и чертами его личности и судьбой. Зависимость между особенностями линий рук и их сочетаний и рядом наследственных соматических и психических заболеваний.
Графология. Тезис и тесной связи характера и склонностей человека с его почерком получил частичное подтверждение. Абсолютизирует сведения, которые дает почерк человека, распространяя на личность и судьбу человека в целом.
Физиономика. Искусство интерпретации внутреннего мира человека по его внешнему облику.
Астрология. Существует тесная связь между космическими явлениями и процессами, происходящими в человеке и обществе. Часто делались выводы о полной запрограммированности индивидуальной человеческой жизни.
Уфоллогия. Исходная идея заключается в том, что наша планета находилась и находится под постоянным воздействием и контролем внеземных цивилизация, которые исследуют Землю и всех на ней живущих людей.
В наши дни любые формы «нетрадиционного знания» становятся широко доступными, впрочем, как и любого другого знания. В этих условия у значительной части населения формируются ошибочные , деформированные представления о самом себе и об обществе и природе. Научное знание вытесняется различными формами мифологии.
На этой почве возникают многочисленные секты, часто тоталитарного типа. В подобного радо сектах откровенно манипулируют сознанием рядовых членов.
Религия. В этой форме ненаучного знания от одних поколений другим и от одних людей другим передается важная информация о человеке, истории человечества, природе, гигиене. Особенно это касается нравственности. На протяжении многих веков ориентировала людей на самосовершенствование и усвоение идеалов добра, терпимости.