Семинар 3. Специфика педагогического общения профильной и высшей школы

ПСИХОЛОГИЯ ПРОФИЛЬНОЙ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Семинар 1. История и тенденции современного развития профильной и высшей школы

1.Основные этапы развития профильной и высшей школы в Европе. Содержание понятия «профильное» и «профессиональное образование».

2. Цели и задачи профессионального образования на современном этапе развития цивилизации.

3. Теории профессионального становления и роль систем образования в формировании профессионального самосознания.

4. Подготовить мини-выступление «Система образования и профессиональный отбор в… (страна на выбор)».

5. Становление профессионального и высшего образования в России. Виды учебных профессиональных заведений в России на современном этапе. Основы компетентностного подхода в обазовании.

6. Основные положения гуманистической психологии, и ее влияние на развитие профессионального образования в XX веке.

7. История развития и основные положения когнитивной психологии. Влияние когнитивной науки на развитие профессионального высшего образования. Содержание проблемного метода обучения.

8. Основные положения деятельностной теории, и ее влияние на формирование отечественной школы профессионального образования.

9. Теоретические положения программированого обучения. Психологические основы программированного обучения.

Семинар 2. Психологические закономерности развития личности в процессе профессионального образования

1. Социализация и развитие личности в процессе выбора жизненных целей и профессионального пути. Движущие силы, условия и механизмы развития личности в процессе профессионального образования. Психологические особенности возраста и развитие личности учащихся и студентов в процессе профессионального обучения.

2. Планирование и выбор жизненного пути личности. Профессиональное становление специалиста: понятие, характеристика, продолжительность. Этапы профессионального становления: допрофессиональный; этап профессиональной подготовки; послевузовский этап.

3. Динамика личностных характеристик в процессе профессионального становления.
Факторы, обусловливающие профессиональное становление специалиста: субъективные и объективные факторы.

4. Адаптация молодых специалистов. Профессиональная и социально-психологическая адаптация специалиста. Факторы, определяющие процесс адаптации молодого специалиста. Управление процессом адаптации специалистов.

5. Переподготовка и повышение квалификации, их роль в личностном и профессиональном развитии.

6. Психология обучения взрослых.

7. Специфика и психологическая основа методов обучения профессиональной школы.

8. Психологические основы организации обучения в высшей школе. Методологические основы процесса обучения. Технология передачи знаний обучающимся. Принципы обучения в высшей школе. Репродуктивный и продуктивный варианты обучения (положительные) и недостатки. Особенности процесса обучения в вузе.

9. Характеристика методов обучения в высшей школе.

10. Контроль и оценка качества обучения в профессиональной школе.

Семинар 3. Специфика педагогического общения профильной и высшей школы


1. Содержание понятия «общение». Сущность и специфика педагогического общения. Общение как компонент педагогической деятельности. Структура общения: интерактивный, перцептивный, коммуникативный компоненты общения.

2. Коммуникативная компетентность – предпосылка эффективного общения. Барьеры общения. Взаимопонимание в общении. Этапы установления взаимопонимания.

3. Субъкт-субъектный подход в теории профессионального обучения. Стили педагогического общения и их воплощение в профессиональной школе.

4. Психологические основы деятельности преподавателя профильной и высшей школы. Формирование психологической системы деятельности (Ломов Б.Ф., Шадриков В.Д.)

5. Основные элементы функциональной системы деятельности: инди­видуальные мотивы деятельности; цели деятельности; программа деятельности и критерии оценки её эффективности; информационная основа деятельности; принятие решений; подсистема деятельностно-важных качеств (ПВК).

6. Психологический анализ деятельности преподавателя. Рефлексия преподавателя в процессе преподавания. Способы оптимизации формирования и развития психологической системы деятельности у обучающихся.

7. Психология профессионального творчества преподавателя профильной и высшей школы. Структура творческой деятельности: предпосылки, мотивация, мышление, результаты. Внешняя и внутренняя мотивация творческой деятельности.

8. Интеллектуальные способности и творчество. Признаки творческой личности. Характеристика интеллектуального творчества. Креативность. Стадии развития творческой личности. Результаты творческой деятельности преподавателей.

9. Подготовить мини выступление, мини-презентацию на тему «Ученый и педагог – (на выбор студента). Персоналии: В.И.Герье, Н.И.Пирогов, Н.Н.Ланге, В.И.Вернадский, И.Н.Шпильрейн, С.Л.Рубинштейн, А.Р.Лурия, П.Я.Гальперин, А.Г Асмолов, Ю.Б.Гиппенрейтер.

Наши рекомендации