К социальной благотворительности в Западной Европе
Бедность, нищета, несправедливость становятся основными понятиями социальных учений XIX в. Либерализм как социально-политическое мировоззрение, представляя различные концепции, выводил центральный постулат, что государство должно предоставить все условия для нормального существования каждого гражданина, экономические условия жизни людей должны быть составной частью государственной политики.
Французский ученый XIX в. д’ Оссонвиль выделяет три причины пауперизма: болезни, несчастный случай, старость и предлагает три основные направления государственной социальной поддержки:
– вспомоществование нуждающимся;
– репрессивные меры по отношению к профессиональному нищенству;
– меры предупреждения против распространения бедности.
Английский ученый Фауль предложил модели финансирования программ против распространения нищенства:
– налоги;
– общинные вклады;
– пожертвования;
– субсидии из доходов государства и департаментов.
Это не покрывало расходов на поддержку нищих и использовались дополнительные поступления: налог с наследства, штрафные деньги, сборы при венчании, добровольный сбор по домам. Среди репрессивных мер, препятствующих распространению бедности и пауперизма, Фауль рекомендовал: административные наказания, приписка к местности, направление в дома с принудительными работами, принудительный труд.
Английский проповедник Чарльз Бут на основе социологических методов, проводил исследования причин пауперизма, обратив внимание на обнищание рабочих в условиях свободного рынка. Бут пришел к выводу, что предупредить пауперизм возможно путем социальных программ и социальной политики государства, направленной на регулирование жизненного уровня населения.
Немецкий ученый Мюнстерберг приводит классификацию клиентов для социальной помощи, исходя из социально-биологических факторов: это пол, возраст, семейное положение, состояние здоровья.
Рассматривая средства помощи, Мюнстерберг подразделяет их на следующие виды:
1) временная и постоянная помощь;
2) открытая и закрытая помощь (в учреждениях или из вне);
3) помощь натурой;
4) денежная помощь.
В США появилось движение «Дружеских визитеров», оказывающих практическую помощь нуждающимся, – это было движение феминисток.
Ч. Ломбразо и Д. Ферреро на основе социально-биологического детерминизма считали, что в основе женской проституции лежит нравственное помешательство, появляющееся в результате отсутствия привязанности к родителям и близким. Агрессивное начало в личности проститутки приводит к различным формам социальной патологии, таким как воровство, алкоголизм, детоубийство.
Постепенно складывались направления превентивного характера, предупреждающие нищенство, – это страхование, воспитание, образование.
Научный этап становления социальной работы сложился во многих странах к началу XX в.
Какие же причины обусловили изменение парадигмы социальной помощи?
1. Разрушение единого сообщества.
2. Урбанизация и индустриализация.
3. Увеличение социальных связей.
Сложились макро-, мезо- и микрофакторы, влияющие на становление теории и практики социальной работы.
Макрофакторы эволюции:
– промышленная революция начала века;
– изменение социальной политики в области прав человека и его защиты;
– организация системы социального страхования для больных и престарелых.
Мезофакторы эволюции:
– обучение клиентов самостоятельно решать свои вопросы;
– решение конкретных проблем личности.
Микрофакторы эволюции:
– внимание социальных работников «на работе со случаем»;
– внедрение в практику психоаналитических подходов со «случаем»;
– деятельность социального работника строится на основе запросов клиента.