Субъективный образ мира — основа методологии и теоретическая база экологического сознания
Будем исходить из того, что понятие образ мира— это, прежде всего образ или психическое представлениев сознании человека. У каждого человека есть свое представление о мире вещей, о жизни и ее качестве. Поэтому изначально следует определиться с понятием и сущностью психического представления, которое в современной научной литературе употребляется в разных выражениях и трактовках: "образ мира", "субъективная карта мира", "когнитивная карта", "когнитивный образ" и т. п. Ментальный или субъективный образ становится, таким образом, предметом исследования и методологической основой экологической психологии.
Еще в 70-е годы нынешнего столетия А. Н. Леонтьев поставил проблему образа как одну из принципиальных проблем восприятия предметного мира [18]. В последующем эти идеи получили свое развитие, теоретическое и экспериментальное обоснование [5, 25, 31].
Следует отметить, что А. Н. Леонтьев не был первооткрывателем идеи образа в психологии, однако он едва ли не впервые в научно-психологическом плане стал исследовать эту категорию генетически.
Каждая вещь первично существует объективно, а вторично представлена в субъективном, чувственном плане, в сознании человека. Если для животных предметный мир выступает в его четырехмерном измерении (трехмерное пространство плюс время, проявляющееся в движении), то для человека тот же предметный мир существует еще и в пятом измерении, по Леонтьеву, в "квазиизмерении", т. е. открывается еще и своим "смысловым полем", системой значений. Для человека не только чувственные признаки ощущений комбини-руются в восприятии, а может быть, и не это главное, — главное в другом — в сути субъективно создаваемых образов, в которые с неизбежностью привносятся свои сложившиеся личностные смыслы.
Проблема значения и смысла —традиционная для психологии и столь же традиционно рассматривалась в психолингвистическом плане применительно к речи, слову, контексту.
Впервые обратился к понятию смысла французский психолог Ф. Полан. Согласно Полану, смыслпредставляет собой совокупность всех психологических фактов, возникающих в нашем сознании благодаря слову. Значениеже есть неподвижный и неизменный пункт, который остается устойчивым при всех изменениях слова в различном контексте.
Слово, независимо от того, взято оно в контексте или отдельно, всегда имеет определенное значение. Вместе с тем реализуется слово в контексте уже своим смыслом. Отсюда следует, что значениеесть не более как потенция того, что может стоять за ним.
Л. С. Выготский, используя суждения Ф. Полана, уточняет соотношение понятий "значение" и "смысл". Он пишет: "Слово приобретает свой смысл только во фразе, но сама фраза приобретает смысл только в контексте абзаца, абзац — в контексте книги, книга — в контексте всего творчества автора" [11, с. 270]. Еще более определенно трактует это А. Н. Леонтьев. Он пишет, что значение— есть то, что открывается в предмете или явлении объективно и существует в форме безличного языкового понятия. В значении за-крепляется объективное, обобщенное, синтезирован-ное человечеством исторически отражение действи-тельности в форме понятия, знания, умения, нормы поведения и др. Иными словами, значение— это нечто объективное, в смыслеже это "нечто" обретает субъективную окрашенность, исходящую от реального взаимодействия реального субъекта с реальной действительностью. Смыслвбирает в себя субъективное отношение к содержанию значения, придавая ему тем самым многозначность, своеобразие.
Рассматривая слово как одухотворенную вещь, можно отметить в нем как объективное, так и субъективное, где объективное обретает черты субъективного посредством отношения субъекта к объекту, смещения объективного значения понятия к субъективному его смыслу. В предметном мире вещей смысловые смещения опосредуются механизмами чувственного познания.
Во взаимодействиях с вещами человек постигает их свойства разномодальными своими рецепторами. В этой связи свойства предметного мира А. Н. Леонтьев условно делит [18] на две категории: те, которые проявляются во взаимодействиях неживых вещей с неживыми — "объект-объектные",и те, которые обнаруживаются во взаимодействиях с нашими органами чувств — объект-субъектныевзаимоотношения. Но даже первые открываются человеческому познанию лишь благодаря участию рецепторов. Потому их трудно отнести к собственно объектным, ведь описываются они признаками, проявляющимися исключительно во взаимодействиях с органами чувств, а это — субъективное звено. Вместе с тем они не являются и чисто субъективными, поскольку исходят от объективно существующих вещей, явлений, событий. Например, гладкость, ровность, плоскость поверхности может ощущаться нами как "скользкость" при ощупывании и как "блесткость" в зрительном отражении. Ясно, что эти два качества представлены нам разными сенсорными системами и не являются сугубо объектными, потому что выступают лишь свойствами, проявляющимися во взаимодействии объекта, у которого гладкая поверхность, с соответствующими органами чувств чело-века. Объекты материального мира проявляют бесконечное множество свойств, не все из которых могут обнаруживаться естественным образом, т. е. органами чувств. Многие свойства часто вообще не открываются на основе восприятия, но они в сознании человека есть. Такие свойства и признаки носят отчетливый амодальный характер, а с другой стороны, они фиксируются, сохраняются и передаются по-особому: в понятиях, символах, предметах культуры и усваиваются индивидуальным опытом в готовом виде, ментально, возможно даже и не присутствуя совсем в чувственной сфере. Это так называемые "свойства второго рода"[16].
Свойства второго рода наряду с чувственно воспринимаемыми свойствами первого рода непосредственно входят в структуру образа мира, в тот целостный конструкт сознания, который позволяет осуществлять синтез чувственного образа из хаоса отдельных и разрозненных ощущений. Образ восприятияс самого начала строится как целостное образование,а ме составляется из отдельных элементов. Целостный образ предполагает наличие конкретного ощущения в своей, уже сложившейся структуре [5, 34]. Одни и те же ощущения могут не противореча входить в разные це-лостные образы.
Следователыно, наше восприятие "предвзято" изначально, желаем мы того или нет. Предвзято оно, или, образно говоря, "схвачено", еще задолго до образования конкретного представления. Эта предварительность обеспечиваетсяуже имеющимся в сознании образом мира.Значит, конкретному восприятию предшествует уже сложившийся образ мира.
КАК ВОЗНИКАЕТ ОБРАЗ МИРА?
Рассматривая этот вопрос, С. Д. Смирнов объясняет, чем отличается чувственная картина мира обычного человека от хаотической смены зрительных ощущений только что прозревшего слепого [31]. У слепого от рождения, несмотря на вдруг открывшиеся возможности зрительного восприятия, отсутствует способность без предварительного обучения предвидеть характер изменения ощущений. В этом главное.
Обычный человек в процессе развития естественным образом без постороннего вмешательства вовлекается в течение внешних событий, изменения предметного мира и условия их восприятия и таким обра-зом участвует в динамичных переменах точек наблюдения, сменах позиций, всевозможных смещениях воспринимаемого им мира, Он присутствует либо непосредственно участвует в том или ином воздействии на мир вещей, событий и явлений. Он активно действует в объективном и субъективном пространстве. В процессе этого активного взаимодействия в восприятии открываются не отдельные качестваи даже не отдельныепредметы, а целостный миробъектов со своими законами и системными связями,со своими глубинными структурами. Иными словами, в восприятии образуется не мир отдельных образов, а целостный образ мира на уровне ядерных, а не поверхностных образований.