Человек как творец культуры 12 страница
Таким образом, общение становится способом приобщения к ценностям другого, оказываясь основным способом формирования и развития мировоззрения личности, ее системы ценностей. Войдя в жизнь человека, став "непременным членом" во всех его совместно с другими осуществляемых, действиях, общение рождает потребность в постоянных контактах с себе подобными. При этом оказывается — что чрезвычайно важно! — что принципы общения как межсубъектного взаимодействия распространяются на связь человека с природой, с животными, с вещами: это оказывается возможным благодаря действию воображения, наделяющего объекты, свойствами субъекта, т. е. превращающего объект в квазисубъекта, позволяя подлинному субъекту вступать с ним в квазиобщение — воображаемое общение, мысленный диалог. Такое общение с природой и вещами приобретает огромное культурное значение, начиная с его древнейшей мифо-религиозной обрядово-заклинательной формы и кончая современным, внесакральным, нравственно-эстетическим отношением к "первой" и "второй" природе, уважением и восхищением; такое отношение противостоит прагматически-потребительской эксплуатации природы и культу вещей, одухотворяя и облагораживая связь человека с материальным миром.
Так общение снимает различие между продуктивным и рецептивным видами человеческой деятельности, превращая ее предметные плоды лишь в знаковое средство, инструменты, орудия общения и делая связь человека с себе подобными внутренним смыслом его деятельности. Вот почему К. Маркс мог утверждать, что величайшим богатством для человека является не обладание вещами, драгоценностями, деньгами, а другие люди, с которыми он вступает, в общение, приобщаясь к их духовными мирам и приобщая их к своей духовности.
Особым типом распредмечивания в процессе общения является восприятие произведений искусства. Своеобразие этого процесса обусловлено особенностями художественной предметности и порождающей их творческой деятельности, которые уже были описаны в предыдущих главах.
Впрочем, укоренившееся выражение "восприятие искусства", как и ставшее в последнее время распространенным в науке обозначение зригеля-читателя-слушателя обобщающим термином "реципиент" (буквально — "воспринимающий"), весьма неточны, чтобы не сказать — просто ошибочны, ибо переносят на контакт человека с художественным произведением психологические определения обыденного чувственного восприятия предметов и явлений действительности. Суть дела, однако, в том, что зрительное, или слуховое, или зрительно-слуховое восприятие (сенсорная рецепция) произведений искусства есть лишь пункт и внешний слой сложнейшего психологического процесса, который радикально отличается от обыденного восприятия в точном смысле этого термина. Отличие это прежде всего в том, что процесс, протекающий в сознании зрителя-читателя-слушателя, изоморфен тому, который свойствен художественному творчеству, с теми лишь отличиями, что процесс этот локализован в сознании и никак не материализуется и является не творческим, а сотворческим, поскольку его направленность зависит от воспринимаемого произведения искусства, продолжая, развивая, обогащая сделанное художником-первотворцом. Это объясняется тем, что произведения искусства — осознает это художник или не осознает — ориентированы на продолжение творческого акта зрителем-читагелем-слушателем; в зарубежной эстетике это свойство произведения искусства обозначается понятием non-finito, т. е. незавершенностью, и оно действительно всегда открыто, в боль
шей или меньшей степени, для его завершения воображением. Завершения — так как сотворчество зрителя-слушателя-читателя опирается на распредмечивание воплощенного в произведении духовного содержания и сопровождается эстетическим наслаждением от совершенства формы, в которой данное содержание выражено. Поэтому контакт с произведением искусства является одновременно его созерцанием, переживанием, пониманием, творческим воссозданием в воображении, личностной интерпретацией и наслаждением, радостью от успешного осуществления всех этих действий.
Возможность зрителя-читателя-слушателя подниматься от рецепции к креации, от восприятия к сотворчеству проистекает из того, что художественная деятельность сливает в одно нерасчленимое целое предметную деятельность и общение, предполагающее активность обоих партнеров. Именно диалогический характер постижения человеком искусства принципиально отличает его от изучения научных знаний — или технических проектов, процессов, монологических по своей природе, т. е. предполагающих усвоение передаваемой информации, а не ее порождение совместными усилиями отправителя и получателя, превращающихся в партнеров единого действия.
Таким образом, процесс распредмечивания с психологической точки зрения оказывается изоморфным процессу опредмечивания, но зеркально симметричным и возвращает нас поэтому к исходному пункту деятельности — к человеку.
Глава 13