Психология индивидуальных различий. психомоторика в структуре интегральной индивидуальности человека
Автор: Н. Е. КОРЕНКОВА, Ю. Н. ОЛЕЙНИК
Н. Е. Коренкова*, Ю. Н. Олейник**
* Кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии и истории психологии Московского гуманитарного университета, Москва
** Кандидат психологических наук, заведующий кафедрой общей психологии и истории психологии, там же
Исследовались особенности психомоторной организации человека в период ранней юности. В структуре интегральной индивидуальности она рассматривается как многоуровневый, разносистемный и полифункциональный феномен. Эмпирически выявлены: общая структура психомоторики юношей и девушек 15 - 17 лет, представленная в 5-факторной структуре ее организации: возбудимость-тормозность; скорость реакции выбора; точность движений; сенсомоторная координация, скорость простой реакции, а также типологические особенности психомоторной организации, отраженные в 4 типах индивидуальных психомоторных профилей: скоростном, монотонном, точностном и импульсивном. Установлена взаимосвязь изученных особенностей психомоторного развития юношей и девушек с их индивидно-личностными свойствами и характеристиками как субъектов деятельности. Разработаны прогностические формулы для выявления типа индивидуального психомоторного профиля по личностному опроснику Кеттела, а также определения доминантности левого полушария и типа темперамента по данным психомоторных методик.
Ключевые слова: психомоторика, психомоторная организация, тип индивидуального психомоторного профиля (ИПП).
Для современной отечественной психологии характерной устойчивой тенденцией является изучение человека как индивидуальности. Она понимается как "единство и взаимосвязь его свойств как личности и субъекта деятельности, в структуре которых функционируют природные свойства человека как индивида" [3, с. 334]. С этой точки зрения особый интерес представляет психомоторика - одно из сложных индивидных свойств человека, связанных не только с его половозрастными и нейродинамическими характеристиками, особенностями билатерального регулирования и темперамента, но и с рядом личностных и субъектно-деятельностных качеств. Именно на основе изучения психомоторики можно уточнить ряд положений, выводов, касающихся взаимосвязи половозрастных и индивидуально-типических свойств человека, и получить новые данные, отражающие закономерности его функционирования одновременно как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности. Так, одна из ведущих исследователей психомоторики Н. А. Розе пишет: "Исследование особенностей психомоторного развития взрослого человека представляет особый интерес в связи с тем, что практически в моторной организации человека, в его поведении, деятельности, речи отражается вся целостная характеристика его и как индивида, и как личности, и как субъекта при всей неповторимой индивидуальности человека" [22, с. 4].
Основополагающими вопросами при изучении проблемы психомоторики являются: 1) понимание и трактовка сущности психомоторики; 2) представления о ее структуре и компонентах. Контент-анализ психологических словарей и научной литературы показывает, что нет общепринятого, однозначного толкования термина "психомоторика" и понимания его сущности. Так, например, К. К. Платонов подразделяет психомоторику на сенсомоторные (основная подструктура), идеомоторные процессы и произвольные моторные действия [16]. В исследованиях Н. А. Розе анализируются особенности психомоторных характеристик разного уровня развития (от непроизвольных автоколебательных движений типа тремора до самых сложных графических и рабочих движений) [22]. По мнению Е. П. Ильина, психомоторная сфера человека состоит из двигательных умений и качеств (способностей) [21]. В. П. Озеров предлагает рассматривать психомоторные способности в качестве ядра двигательных способностей [15].
Перспективное направление в изучении психомоторики, на наш взгляд, связано с рассмотрением ее как системного образования в структуре целостной индивидуальности, что предполагает понимание данного явления в качестве интегрального
стр. 54
звена различных уровней психического отражения.
До сих пор, несмотря на конструктивность предлагаемых решений, в психологии остается неразрешенной и эмпирически не проверенной обозначенная Н. А. Бернштейном проблема возможности выявления индивидуальных моторных профилей, т.е. индивидуальных, конституционально и функционально обусловленных соотношений между степенями совершенства и способности к развитию отдельных уровней построения движений. Эта проблема касается и моторной одаренности. "У разных вполне нормальных людей встречаются очень различные относительные степени развития отдельных координационных уровней. Есть лица, отличающиеся большим изяществом и гармонией телодвижений (уровень В), руки которых в то же время необычайно беспомощны и не умеют управляться даже с наиболее примитивным орудием. Другие обладают исключительной точностью мелких движений, требующихся, например, при работе часовщика или гравера, но мешковаты, неловки, спотыкаются на ровном полу и роняют стулья, мимо которых проходят; у этих лиц резко преобладают уровни С2 и D над уровнем В" [5, с. 224].
Исходными предпосылками данного эмпирического исследования являются полученные ранее при изучении психомоторики следующие положения:
1. Системный подход (Б. Ф. Ломов [11], В. П. Кузьмин [10], П. К. Анохин [4] и др.), согласно которому психомоторика рассматривается как многоуровневый, разносистемный и полифункциональный феномен психической организации человека, является наиболее конструктивным в ее изучении.
2. Психомоторика в структуре интегральной индивидуальности представляет единство и взаимосвязь свойств индивида, личности и субъекта деятельности (В. С. Мерлин [13]; Б. Г. Ананьев [3] и др.). С учетом данного положения появляется возможность использования психомоторных характеристик в качестве объективных индикаторов психических свойств и состояний личности и широкого применения их в психодиагностике.
3. Изучение вертикального (уровневого) строения психомоторики целесообразно проводить на основе уровневой теории построения движений, разработанной Н. А. Бернштейном в 1934 г., что позволяет анализировать и выявлять механизмы нарушений психомоторики, осуществлять ее коррекцию [5].
4. Психомоторная организация человека отражает свойства всех уровней интегральной индивидуальности.
Цель исследования: выявление и описание типологических особенностей структуры психомоторных показателей человека в форме индивидуальных психомоторных профилей и изучение их взаимосвязей с индивидными, личностными и субъектно-деятельностными характеристиками человека как интегральной индивидуальности.
Теоретическая гипотеза: психомоторные показатели человека имеют индивидуальную меру выраженности и качественное своеобразие, взаимосвязанные с особенностями психологических характеристик его индивидуальности.
Гипотезы эмпирического исследования:
1. Совокупность индивидуальных психомоторных показателей у юношей и девушек 15 - 17 лет может быть представлена в виде нескольких психомоторных профилей.
2. Каждый из индивидуальных психомоторных профилей характеризуется соответствующими индивидно-личностными особенностями человека.
Объект исследования: психомоторная организация человека периода ранней юности в структуре интегральной индивидуальности.
Предмет исследования: типологические особенности психомоторики и их взаимосвязь с индивидно-личностными свойствами девушек и юношей 15 - 17 лет.
Задачи исследования:
1. Выявление и описание общей факторной структуры психомоторики юношей и девушек и ее системообразующих показателей.
2. Изучение индивидуальных и типологических особенностей структуры психомоторных показателей и описание индивидуально-типологических психомоторных профилей юношей и девушек 15 - 17 лет.
3. Выявление взаимосвязей психомоторики с такими индивидными характеристиками юношей и девушек 15 - 17 лет, как билатеральное регулирование и темперамент.
4. Выявление взаимосвязей психомоторики с личностными и субъектно-деятельностными свойствами юношей и девушек 15 - 17 лет.
5. Определение возможности прогнозирования индивидуального психомоторного профиля человека по его личностным особенностям.
МЕТОДИКА
Участники исследования: учащиеся 11-х классов средней образовательной школы и 1-го курса института в возрасте от 15 до 17 лет (Me = 16). Общее количество испытуемых (после исключения результатов, превышающих установленные значения по шкалам социальной желательности) составило 139 чел., в том числе юношей - 65 чел., девушек - 74 чел., добровольно изъявивших желание участвовать в исследовании.
стр. 55
Таблица 1. Схема соотношения методов и принципов изучения психомоторной организации человека
Уровень организации нервной системы | Уровни построения движений по Н. А. Бернштейну | Уровни двигательной активности субъекта по Б. Г. Ананьеву | Методы и методики изучения психомоторики |
Кортикальный | Е | Деятельность | Изучение пространственно-временных координационных характеристик: |
D | Действия | - графических | |
- ручной умелости | |||
- реакции выбора | |||
С | Макродвижения | - простой сенсомоторной реакции | |
В | Изучение нейродинамических психомоторных характеристик: | ||
- силы возбуждения | |||
- баланса возбуждения и торможения | |||
Субкортикальный | А | Микродвижения |
Выбор возрастной категории обследуемых был обусловлен данными исследований, посвященных изучению развития движений у детей школьного возраста, свидетельствующих о том, что возрастное развитие двигательного анализатора и систем управления движениями к 13 годам в основном завершается. "13 лет - это возраст полной зрелости двигательного анализатора, уровень которого свойственен взрослому человеку" [25, с. 169].
Согласно Б. Г. Ананьеву, обозначившему период 15 - 17 лет как первую фазу юности (вторая ее фаза - 18 - 25 лет), обследуемых мы характеризовали как юношей и девушек [2].
Методики:
1. При изучении индивидно-личностных особенностей человека: Опросник личностных поведенческих черт Р. Кеттела (16 PF, форма С) [19], Опросник формально-динамических свойств индивидуальности В. М. Русалова (ОФДСИ взрослый вариант) [23], Анамнестический опросник черт темперамента и характера В. Л. Марищука (ЧТХ) [12], методики определения индивидуального профиля асимметрии и доминантного полушария [6].
2. При изучении психомоторных особенностей: Теппинг-тест (Е. П. Ильин) [18], "Скорость реакции выбора", "Сенсомоторная координация" (К. К. Платонов) [17], "Психомоторная ригидность" (Р. Кеттелл), кинематометрическая методика для определения баланса возбудительного и тормозного процессов (Е. П. Ильин) [18], "Ловкость пальцев" (М. Г. Давлетшин) [18], методика миокинетической психодиагностики Е. Мира-и-Лопеца (субтесты "Линеограммы", "Зигзаги", "Лестница", "Круги") [27]. Указанные методики валидны, широко используются в психологических исследованиях и учебных практикумах при подготовке психологов. При их отборе авторы руководствовались адекватностью поставленной цели и задачам, надежностью диагностируемых показателей, возможностью обеспечить компактность программы исследования.
В самом общем виде схема соотношения методов и принципов изучения психомоторной организации человека [18] представлена в табл. 1.
Поскольку движения самого низшего уровня построения движений - руброспинального (А) - в основном непроизвольны, самостоятельные движения данного уровня не рассматривались. Координации уровня синергии и штампов или таламо-паллидарный уровень (В) представлены в нашем исследовании данными кинематометрической методики и Теппинг-теста. Данные методики "Сенсомоторная координация" выявляют преимущественно координации пирамидно-стриального уровня или уровня пространственного поля (С). Особенности двигательных координации уровней D и Е изучались в нашем исследовании методиками "Скорость реакции выбора", "Ловкость пальцев", "Психомоторная ригидность" и с помощью теста миокинетической психодиагностики Е. Мира-и-Лопеца (графические движения).
В связи с большим количеством использованных методик и в соответствии с программой исследования особое внимание было уделено сохранению валидности (исследование осуществлялось в два этапа, контролировались: параметры утомляемости, функциональное состояние, время работы с каждым испытуемым и др.).
Обработка и интерпретация результатов исследования. Учитывая сложность многоуровневой организации разных двигательных систем человека, интегральную природу и многокомпонентную структуру психомоторики, необходимо было наиболее полно проанализировать набор изучаемых параметров. Теоретически задача исчерпывающего описания неразрешима, однако в практическом исследовании удовлетворительным решением может служить такая система ка-
стр. 56
тегорий (факторов), которая достаточно адекватно передает информацию, имеющуюся в наборе параметров. В связи с этим в анализе и интерпретации данных мы опирались на следующие положения:
- большое количество значимых корреляций между показателями одного психического явления свидетельствует о его высокой интегрированности, гомогенности;
- в структуре корреляционных связей основную системообразующую функцию выполняет показатель (показатели) с наибольшим количеством значимых корреляционных связей;
- совокупность отдельных показателей образует обобщающий скрытый фактор: "...наблюдаемые или измеряемые параметры являются лишь косвенными характеристиками изучаемого объекта или явления, на самом же деле существуют внутренние (скрытые, не наблюдаемые непосредственно) параметры или свойства, число которых мало и которые определяют значения наблюдаемых параметров. Эти внутренние параметры принято называть факторами" [26, с. 7].
При определении доминантного полушария и выявлении особенностей структуры психомоторики лево- и правополушарных юношей и девушек мы исходили из следующего положения: под индивидуальным профилем асимметрии понимается присущее каждому человеку сочетание моторных, сенсорных и психических асимметрий/симметрий. В реальной действительности для большинства людей характерны правые асимметрии рук, ног, зрения, преобладание левых частей органов осязания; левое полушарие мозга доминирует в функциях обеспечения речи и основанных на ней психических процессов. Поэтому этот наиболее распространенный в человеческой популяции профиль асимметрии следовало бы обозначить как "смешанный", но пока он продолжает обозначаться как "правый" на основании того, что для людей, имеющих его, характерны правые асимметрии органов движений, слуха и зрения. Как смешанный обозначается профиль асимметрии того человека, у которого правые асимметрии одних из только что упомянутых органов сочетаются с левой асимметрией или симметрией других. Исследования многих авторов подтверждают, что у здоровых людей возможны два профиля асимметрии: правый и смешанный; левый же профиль обнаруживается у больных с патологией мозга, особенно при повреждениях левого полушария [6]. Таким образом, условно, для удобства изложения, под правшами мы будем иметь в виду людей с правым, под левшами - со смешанным профилем асимметрии.
Анализ данных проводился в статистическом пакете "Статистика 5.0" с использованием корреляционного, факторного, кластерного и дискриминантного методов. Применялся, в первую очередь, корреляционный анализ, который позволяет "определить структуру связей между компонентами многомерного признака, сопоставив каждой паре компонентов двоичный ответ ("связь есть" или "связи нет")" [1, с. 393]. План статистической обработки данных включал несколько этапов.
Первый этап. Исследовались внутрифункциональные связи показателей психомоторики и изучалась система статистически вычисленных латентных факторов, определяющих эмпирическую структуру психомоторики юношей и девушек в целом. Для этого использовался ряд статистических процедур анализа данных.
1. Корреляционный анализ Пирсона (с вычислением коэффициента г) всех психомоторных показателей между собой, в ходе которого выявлялись переменные, имеющие корреляционные связи на высоком уровне значимости (р < 0.01), их направление (положительное, прямое или отрицательное, обратное) и сила или теснота (по абсолютной величине) в соответствии с классификацией, приводимой в литературе [24, с. 203 - 204]. При интерпретации данных обращалось внимание на анализ переменных, корреляционно связанных между собой наиболее тесно, с наибольшим количеством значимых корреляций, а также на факты полного отсутствия согласованных изменений параметров.
2. Факторный анализ методом главных компонент (Principal components) с ротацией факторов по методу Varimax. При его проведении использовался способ подстановки среднего вместо пропущенных значений. Полученное факторное решение приписывалось каждому испытуемому с соответствующими факторными весами, тем самым определялся его индивидуальный психомоторный профиль (ИПП).
Второй этап. Его задача - выделение типов ИПП. С этой целью:
1. На основе проведенного факторного анализа с использованием метода кластеризации К-means были выделены 4 кластера (группы испытуемых со статистически близкими по своей функциональной структуре ИПП).
2. Изучение внутрифункциональных связей показателей психомоторики внутри каждой выделенной группы испытуемых (типов ИПП) проводилось на основе корреляционного анализа Пирсона (аналогично первому этапу).
Третий этап. Изучались межфункциональные связи психомоторики с личностными характеристиками человека.
Применялись следующие статистические методы обработки данных:
1. Корреляционный анализ Пирсона (аналогично первому этапу).
стр. 57
2. Дискриминантами анализ, дающий возможность построения классификационного правила отнесения объекта к одному из нескольких классов:
- построение классификационной матрицы (Classification Matrix);
- построение классификационных функций (Classification Functions).
Использование данных статистических процедур позволяет на основе ряда выбранных переменных прогнозировать попадание объекта в определенный класс (получить математическую формулу).
В нашем исследовании с помощью дискриминантного анализа предпринята попытка определения:
- типа ИПП по личностным характеристикам;
- доминантного полушария по некоторым психомоторным характеристикам;
- типа темперамента по психомоторным характеристикам.
Четвертый этап. Изучались межфункциональные связи психомоторики с другими индивидными свойствами человека (функциональная асимметрия, темперамент). С этой целью были сформированы подвыборки на основе принципа билатерального регулирования - "левополушарные-правополушарные".
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Анализ данных корреляционной матрицы психомоторных показателей (всего использовано 52 показателя) в целом по исследуемой выборке обнаружил большое количество значимых коэффициентов корреляций и не выявил ни одного изучаемого показателя, который не имел бы значимых корреляций с другими психомоторными характеристиками. Это позволяет говорить о том, что психомоторика является высокоинтегрированным, относительно гомогенным феноменом. Большое число используемых в нашем исследовании психомоторных показателей и выявленные многочисленные взаимосвязи между ними приводят к обнаружению скрытых общих факторов, объясняющих связи между различными параметрами психомоторики. Факторный анализ данных по отдельным психомоторным показателям позволил выделить 5 факторов (прогностичность - 67%), определяющих общую структуру организации психомоторики юношей и девушек 15 - 17 лет (см. табл. 2).
Фактор 1, отражающий степень баланса нервных процессов, характеризует взаимосвязь нейродинамических особенностей психики и двигательной активности человека, остальные факторы -уровни построения движений (по Н. А. Бернштей-
Таблица 2. Факторная структура организации психомоторики юношей и девушек 15 - 17 лет
N п/п | Название факторов | Переменные, составляющие фактор | Факторные веса (f ) |
Возбудимость-тормозность | 1) Длина последней линии, выполненной левой рукой в горизонтальной линеограмме | 0.800513 | |
2) Длина последней линии, выполненной правой рукой в саггитальной линеограмме | 0.751682 | ||
3) Длина последней линии, выполненной левой рукой в саггитальной линеограмме | 0.814624 | ||
4) Длина последней линии, выполненной правой рукой в вертикальной линеограмме | 0.727461 | ||
Expl.Var | 5.433036 | ||
Prp.Totl | 0.129358 | ||
Скорость реакции выбора | 1) Скорость моторного реагирования с выбором | 0.927447 | |
2) Скорость реакции выбора | 0.900686 | ||
3) Чистое время выбора | 0.743439 | ||
Expl.Var | 3.503888 | ||
Prp.Totl | 0.083426 | ||
Точность движений | 1) Количество центробежных зигзагов (правая рука) | 0.826247 | |
2) Количество центробежных зигзагов (левая рука) | -0.728318 | ||
Expl.Var | 4.183728 | ||
Prp.Totl | 0.099613 | ||
Сенсомоторная координация | 1) Время написания непривычным почерком | 0.763014 | |
2) Время сенсомоторной координации | 0.801959 | ||
Expl.Var | 3.381701 | ||
Prp.Totl | 0.080517 | ||
Скорость простой реакции | 1) Скорость простого моторного реагирования | 0.736268 | |
2) Скорость простой реакции | 0.785136 | ||
Expl.Var | 3.240547 | ||
Prp.Totl | 0.077156 |
стр. 58
Рис. 1. Типы индивидуальных психомоторных профилей юношей и девушек, полученные в исследовании.
ну): 2, 3, 4 соответствуют уровням С2, D, а 5 - уровню С1.
Типологические особенности психомоторной организации. Эмпирически полученная общая факторная структура организации психомоторики характеризует каждого представителя изучаемой выборки. Это дало возможность провести кластерный анализ индивидуальных факторных решений, в результате которого (на основе полученной факторной структуры психомоторики) исследуемая выборка была разбита на 4 группы (кластера), значимо различающиеся между собой по факторной структуре психомоторных показателей, т.е. выделены 4 эмпирических типа индивидуальной структуры психомоторики или эмпирические типы индивидуальных психомоторных профилей (ИПП) юношей и девушек 15 - 17 лет. Первый тип ИПП - 18 чел., второй - 51, третий -38, четвертый - 32 (см. рис. 1).
Под "профилем" мы понимаем совокупность показателей, одновременно, взаимосвязанно и согласованно характеризующих психомоторику человека, и считаем возможным в нашем случае говорить о психомоторных профилях, а не психомоторных типах.
Сопоставление психологических особенностей обследуемых с характерным для них типом ИПП позволил дать типологическое описание юношей и девушек 15 - 17 лет с конкретным психомоторным профилем.
Представители "скоростного" типа ИПП (рис. 2) характеризуются высокой пластичностью при переключении с одних форм двигательной активности на другие, стремлением к разнообразным способам физической активности, высоким темпом психомоторного поведения и скоростью в различных видах двигательной активности, хорошим психомоторным тонусом, высокой способностью к тонкой двигательной координации. Им свойственны: высокая гибкость мышления, легкий переход с одних его форм на другие, стремление к разнообразию видов интеллектуальной деятельности, творческий подход к решению проблем; легкая плавная речь, быстрая вербализация, высокая скорость речевой активности; "смешанный высоко активный" тип темперамента, наличие "среднего типа" нервной системы, а также - мужественность, рассудочность, практичность, расчетливость, проницательность, уверенность в себе, склонность к экспериментированию, наличие интеллектуальных интересов, смелость. Их отличает высокая потребность в общении, широкий круг контактов, легкость в установлении социальных связей, стремление к лидерству.
У представителей "монотонного" типа ИПП (рис. 3) высоки показатели скорости в различных видах двигательной активности, темпа психомоторного поведения, гибкости при переключении с одних форм двигательной активности на другие. Их отличают средняя ручная умелость и наличие "среднеслабого типа" нервной системы. Они имеют "неопределенный" тип темперамента; темпераментальные показатели находятся в пределах нормы, характерной для среднетипичного индивида. Юноши и девушки этого типа смелы, эгоцентричны, подозрительны, уверены в себе, хлад-
стр. 59
Рис. 2. 1-й эмпирический тип ИПП - "Скоростной''
Рис. 3. 2-й эмпирический тип ИПП - "Монотонный''
Рис. 4. 3-й эмпирический тип ИПП - "Точностный"
нокровны, с развитым воображением, экстравертированы, склонны к соблюдению групповых норм.
Для типичного представителя "точностного" типа ИПП (рис. 4) характерно преобладание уровня В (синергии и штампов), из чего следует склонность данного индивида к слаженным движениям всего тела, их плавность, ритмичность, стереотипность. Выработка двигательных навыков у юношей и девушек данного типа ИПП происходит медленно, но эти навыки очень устойчивы. Инертность нервной системы не позволяет с
стр. 60
Рис. 5. 4-й эмпирический тип ИПП - "Импульсивный".
легкостью перестраивать и изменять привычные движения и навыки. Ускорение движений и торопливость приводят к снижению точности и равномерности в работе. Работа, связанная с тонкой координацией, ловкостью пальцев, вызывает трудности, неуверенность в себе, тревожность. Стараясь добросовестно, правильно выполнить задание, человек такого типа проявляет излишнее внимание к мелочам, не торопится, выполняет максимум предупредительных, профилактических действий. Его отличают: пассивность и одновременно импульсивность, экспансивность, искренность в отношениях с людьми, неуверенность в себе, практичность, наивность, естественность поведения, высокая тревожность, а также высокая чувствительность, сильное эмоциональное переживание по поводу расхождения между ожидаемыми и реальными результатами умственной деятельности, сильное беспокойство по поводу работы, связанной с умственным напряжением. Характерный тип темперамента - "смешанный высоко эмоциональный".
Для представителей "импульсивного" типа ИПП (рис. 5) свойственны: высокая скорость при переключении с одних форм двигательной активности на другие и темп психомоторного поведения в различных видах двигательной активности, высокая гибкость мышления, легкий переход с одних форм на другие, творческий подход к решению проблем. Вместе с тем - нежелание умственного напряжения, узкий круг интеллектуальных интересов, низкая вовлеченность в процесс, связанный с умственной деятельностью. Для этих юношей и девушек характерен "неопределенный" тип темперамента, слабая нервная система. Отмечаемое преобладание уровней С и D обеспечивает вариативность и переключаемость, легкую модификацию привычных движений в ответ на неожиданное изменение ситуации, отсюда хорошая сенсомоторная координация и высокая психомоторная пластичность. Слабая нервная система и высокая чувствительность в ситуации эмоционального напряжения, возможно, не позволяют добиваться наилучшего результата при наличии всех остальных необходимых характеристик. Для индивидов со слабой нервной системой высокий эмоциональный накал является запредельным и вызывает ухудшение состояния организма, нарушение координации движений, потерю точности мышечных ощущений, что в конечном итоге снижает их результативность. Юношей и девушек данного типа ИПП характеризует деловая направленность, работоспособность, настойчивость в достижении цели, смелость, чувствительность, способность к сопереживанию, эмпатии, консервативность, напряженность и неудовлетворенность собой.
Личностные характеристики и типы ИПП в совокупности были подвергнуты дискриминант-ному анализу, результаты которого представлены в табл. 3, 4.
В результате дискриминантного анализа были получены прогностические формулы, с помощью которых появляется возможность определения типа ИПП на основе так называемых "сырых" данных личностного опросника Кеттела. Наиболее значимыми показателями являются: адекватность самооценки (MD), замкнутость-общительность (А), подчиненность-доминантность (Е), подверженность чувствам-высокая нормативность поведения (G), робость-смелость (Н), жесткость-чувствительность (I), практичность-развитое воображение (М), уверенность в себе-тревожность (О), консерватизм-радикализм (Q1), низкий самоконтроль-высокий самоконтроль (Q3). Полученные формулы выглядят следующим образом:
стр. 61
Таблица 3. Классификационная матрица прогноза распределения респондентов по типу ИПП на основе личностных характеристик (Classification Matrix)
Тип ИПП | % | 1-й тип | 2-й тип | 3-й тип | 4-й тип |
кол-во чел. | |||||
1-й | 66.6 | ||||
2-й | 80.3 | ||||
3-й | 64.8 | ||||
4-й | 71.8 | ||||
Общее | 72.5 |
для "скоростного" типа ИПП = -119.768 + 2.401 х MD + 4.831 х А + 1.527 х Е + 2.003 х G + 0.611 х Н + 0.474 х I + 7.819 х М + 3.455 х О + 3.907 х Q1 + 4.445 х Q3.
Диапазон суммарных показателей: от 120 до 132 и более;
для "монотонного" типа ИПП = -106.280 + 2.405 х MD + 4.218 х А + 2.026 х Е + 1.822 х G + 0.276 х Н + 1.147 х I + 7.101 х М + 3.054 х О + 3.418 х Q1 + 4.355 х Q3.
Диапазон суммарных показателей: от 95 до 111;
для "точностного" типа ИПП = -100.042 + 1.814 х MD + 3.972 х А + 1.508 х Е + 2.196 х G + 0.760 х Н + 0.826 х I + 6.704 х М + 3.078 х О + 3.967 х Q1 + 3.815 х Q3.
Диапазон суммарных показателей: от 88 до 94; для "импульсивного" типа ИПП = -106.187 + 1.571 х MD + 4.356 х А + 1.631 х Е + 2.275 х G + 0.294 х Н + 1.280 х I + 7.295 х М + 3.022 х О + 3.443 х Q1 + 4.315 х Q3.
Диапазон суммарных показателей: от 114 до 120.
На следующем этапе эмпирического исследования изучались межфункциональные связи психомоторики с другими индивидными свойствами человека (билатеральное регулирование, темперамент). С этой целью были сформированы подвыборки на основе доминирующего типа билатерального регулирования - "левополушарные-правополушарные".
Психомоторные характеристики и тип билатерального регулирования в совокупности были подвергнуты дискриминантному анализу, результаты которого представлены в табл. 5 и 6.
Таблица 4. Личностные классификационные функции, значимо влияющие на распределение респондентов по типам ИПП (Classification Functions)
Личностные показатели | Типы ИПП | |||
1-й | 2-й | 3-й | 4-й | |
Адекватность самооценки | 2.401 | 2.405 | 1.814 | 1.571 |
Общительность-замкнутость | 4.831 | 4.218 | 3.972 | 4.356 |
Подчиненность-доминантность | 1.527 | 2.026 | 1.508 | 1.631 |
Подверженность чувствам-высокая нормативность поведения | 2.003 | 1.822 | 2.196 | 2.275 |
Робость-смелость | .611 | .276 | .760 | .294 |
Жесткость-чувствительность | .474 | 1.147 | .826 | 1.280 |
Практичность-развитое воображение | 7.819 | 7.101 | 6.704 | 7.295 |
Уверенность в себе-тревожность | 3.455 | 3.054 | 3.078 | 3.022 |
Консерватизм-радикализм | 3.907 | 3.418 | 3.967 | 3.443 |
Низкий самоконтроль-высокий самоконтроль | 4.445 | 4.355 | 3.815 | 4.315 |
Константа | -119.768 | -106.280 | -100.042 | -106.187 |
стр. 62
Таблица 5. Классификационная матрица прогноза распределения респондентов по типу билатерального регулирования на основе психомоторных характеристик (Classification Matrix)
Доминантное полушарие | % | Левое | Правое |
кол-во чел. | |||
Левое | 98.2 | ||
Правое | 17.4 | ||
Общее | 84.5 |
Таблица 6. Психомоторные классификационные функции, значимо влияющие на распределение респондентов по типам билатерального регулирования (Classification Functions)
Психомоторные показатели | Доминантное полушарие | |
левое | правое | |
Скорость сенсомоторной координации (ТК) | .03696 | -.00168 |
Скорость реакции выбора (ТВ) | .03831 | .01992 |
Константа | -1.98157 | -2.19756 |
Поскольку коэффициент прогностичности для определения доминантности правого полушария у юношей и девушек низкий (17.4%), то мы не описываем данную прогностическую формулу.
Прогностическая формула для определения доминантного левого полушария у юношей и девушек выглядит следующим образом:
= -1.98157 + 0.03696 х ТК + 0.3831 х ТВ.
Для каждого представителя изучаемой выборки был определен общий тип темперамента (по данным ОФДСИ В. М. Русалова). Всего, согласно методике ОФДСИ, выделяют 9 общих типов темперамента. В нашем исследовании представлены только 6 типов, в связи с тем, что в исследуемой выборке не обнаружилось представителей "флегматического", "смешанного низко активного" и "меланхолического" типов темперамента.
Анализ корреляционных связей психомоторных показателей и свойств темперамента показал, что такие важнейшие формально-динамические свойства, как активность и эмоциональность, имеют многочисленные связи на всех уровнях интегральной индивидуальности и являются основными параметрами, характеризующими психомоторную деятельность.
Психомоторные характеристики и типы темперамента были подвергнуты в совокупности дискриминантному анализу, результаты которого представлены в табл. 7 и 8.
На основе дискриминантного анализа были получены формулы, с помощью которых становится возможным определение типа темперамента по психомоторным показателям.
Полученные прогностические формулы выглядят следующим образом:
для типа СНЭ "смешанный низко эмоциональный" :
= -65.4036 + 0.6563 х Теппинг-ПЗ + + 2.2952 х Теппинг-Л1 0.0081 х ТВ + 0.1050 х ТК + 3.2309 х ГП - 0.4796 х Цс(П) - 1.1061 х Цб(П) + 1.8803 х Цс(Л) + 1.7041 х Цб(Л).
Диапазон суммарных показателей: до 60; для типа С "сангвиник" :
= -77.2951 + 1.1528*Теппинг-ПЗ + + 2.9289*Теппинг-Л1 - 0.0156*ТВ + 0.737*ТК - 1.565*ГП - 0.7193*Цс(П) - 1.0155*Цб(П) + 1.6142*Цс(Л) + 1.5624*Цб(Л).
Диапазон суммарных показателей: от 82 до 100;
для типа Н "неопределенный" :
= -62.8589 + 1.0572*Теппинг-ПЗ + 2.4409*Теппинг-Л1 + 0.0241*ТВ + 0.743*ТК + 0.7585*ГП - 0.6411*Цс(П) - 0.8636*Цб(П) + 1.5499*Цс(Л) + 1.5062*Цб(Л).
Таблица 7. Классификационная матрица прогноза распределения респондентов по типу темперамента на основе психомоторных характеристик (Classification Matrix)
Тип темперамента | % | СНЭ | С | Н | СВА | СВЭ | Х |
кол-во чел. | |||||||
Смешанный низко эмоциональный (СНЭ) | |||||||
Сангвиник (С) | |||||||
Неопределенный (Н) | 72.9 | ||||||
Смешанный высоко активный (СВА) | 83.3 | ||||||
Смешанный высоко эмоциональный (СВЭ) | 66.6 | ||||||
Холерик (Х) | 85.7 | ||||||
Общее | 69.9 |
стр. 63
Таблица 8. Психомоторные классификационные функции, значимо влияющие на распределение респондентов по типу темперамента (Classification Functions)
Показатели | Типы темперамента | |||||
СНЭ | С | Н | СВА | СВЭ | Х | |
Кол-во точек в 3-м квадрате (правая рука) (Теппинг-П3) | .6563 | 1.1528 | 1.0572 | 1.0557 | .8738 | 1.131 |
Кол-во точек в 1-м квадрате (левая рука) (Теппинг-Л1) | 2.2952 | 2.9289 | 2.4409 | 2.7195 | 2.4565 | 3.169 |
Скорость реакции выбора (ТВ) | -.0081 | -.0156 | .0241 | -.0079 | .0266 | -.000 |
Сенсомоторная координация (ТК) | .1050 | .0737 | .0743 | .0870 | .1081 | .170 |
Длина горизонтальной линии (ГП) (правая рука) | 3.2309 | -.1565 | .7585 | .8229 | 1.5356 | .357 |
Кол-во центростремительных зигзагов (Цс) (правая рука) | -.4796 | -.7193 | -.6411 | -.4761 | -.8543 | -3.011 |
Кол-во центробежных зигзагов (Цб) (правая рука) | -1.1061 | -1.0155 | -.8636 | -.8636 | -1.2872 | -1.733 |
Кол-во центростремительных зигзагов (Цс) (левая рука) | 1.8803 | 1.6142 | 1.5499 | 1.8980 | 1.6545 | 4.376 |
Кол-во центробежных зигзагов (Цб) (левая рука) | 1.7041 | 1.5624 | 1.5062 | 1.9308 | 2.3192 | 2.159 |
Константа | -65.4036 | -77.2951 | -62.8589 | -81.7800 | -67.3315 | -108.225 |
Диапазон суммарных показателей: от 60 до 69;
для типа СВА "смешанный высоко активный" :
= -81.7800 + 1.0557*Теппинг-П3 + 2.7195*Теппинг-Л1 - 0.0079*ТВ + 0.870*ТК + 0.8229*ГП - 0.4761*Цс(П) - 1.1836*Цб(П) + 1.8980*Цс(Л) + 1.9308*Цб(Л).
Диапазон суммарных показателей: от 121; для типа СВЭ "смешанный высоко эмоциональный" :
= -67.3315 + 0.8738*Теппинг-П3 + 2.4565*Теппинг-Л1 + 0.266*ТВ+ 0.1081*ТК + 1.5356*ГП - 0.8543*Цс(П) - 1.2872*Цб(П) + 1.6545*Цс(Л) + 2.3192*Цб(Л).
Диапазон суммарных показателей: от 69 до 82; для типа Х "холерик" :
= -108.225 + 1.131*Теппинг-П3 + 3.169*Теппинг-Л1 - 0.000*ТВ +0.170*ТК + 0.357*ГП - 3.011*Цс(П) - 1.733*Цб(П) + 4.376*Цс(Л) + 2.159*Цб(Л).
Диапазон суммарных показателей: от 100 до 121. В соответствии с задачами исследования были проанализированы взаимосвязи психомоторики с характеристиками юношей и девушек как субъектов деятельности.
Развитие сенсомоторных функций рук имеет важнейшее значение для успешного выполнения различных видов трудовой деятельности. Среди методов исследования координации движений особое место занимают методики исследования ручной умелости с учетом тонкости, уровня точности и сенсомоторной координации, которые мы рассматривали как субъектно-деятельностные характеристики человека. Использованная в нашем исследовании методика "определения ловкости пальцев при одновременной работе обеих рук" М. Г. Давлетшина [18] позволяет исследовать способности юношей к тонкой координации движений в условиях смоделированной производственной операции. Данные, полученные на нашей выборке, свидетельствуют о достаточно низкой способности испытуемых к тонкой двигательной координации: среднее время - 187 с (нормативные показатели, определенные М. Г. Давлетшином, от 115 до 216 с). При этом одним из факторов, снижающих эффективность деятельности, является повышенная тревожность, проявляющаяся в чрезмерной эмоциональности, чувстве некомпетентности, в предчувствии неудачи и т.д.
Полученные эмпирические данные показывают, что способность к тонким манипуляциям или ловкость пальцев выше у представителей "скоростного" типа ИПП. Корреляционные связи подтверждают наличие тесной взаимосвязи уровня развития речевых функций со способностью к тонкой координации движений (r = -0.65; р < 0.01). Также его характерными личностными чертами являются: эмоциональная устойчивость, сообразительность, обучаемость, нонконформизм, спокойствие, уверенность в себе; соответственно эмоциональность и беспокойство мешают эффективному выполнению деятельности. Время выполнения задания, определяющего ловкость пальцев, низкое у представителей "импульсивного" типа ИПП при наличии высоких показателей указанных выше индивидно-личностных характеристик и соответствующих корреляционных связей. Возможно, в данном случае сыграли роль такие факторы, как недостаточная мотивированность или неудачно выбранный стиль выполнения задания (распространенная "ошибка", когда вставленные ранее вкладыши закрывают собой отверстия в пластине и тем самым мешают вставлять последующие палочки-вкладыши).
стр. 64
"Правополушарные" испытуемые показали достаточно высокую скорость при выполнении задания на ловкость пальцев. Корреляционные связи свидетельствуют о том, что данный параметр тесным образом связан с коммуникативной сферой (разнообразием социальных контактов, потребностью в общении, высокой скоростью речевой активности и т.д.) (r = -0.54; р < 0.01), уровнем развития первой (r = -0.43; р < 0.01) и второй (r = -0.45; р < 0.01) сигнальных систем, а также подвижностью нервных процессов (r = -0.60; р < 0.01).
ВЫВОДЫ
1. Определена эмпирическая факторная структура психомоторики юношей и девушек 15 - 17 лет, которую образуют пять факторов: 1) "возбудимость-тормозность" характеризует особенности баланса нервных процессов; 2) "скорость реакции выбора" показывает время выбора в сложной сенсомоторной реакции; 3) "точность движений" отражает точность и тонкость графических движений; 4) "сенсомоторная координация" свидетельствует о способности к сенсомоторной координации при смене двигательного стереотипа; 5) "скорость простой реакции" указывает время простой моторной реакции в структуре сложной реакции выбора.
2. В структуре психомоторики юношей и девушек 15 - 17 лет выделены эмпирические типы индивидуальных психомоторных профилей (типы ИПП): "скоростной", "монотонный", "точностный" и "импульсивный".
3. Доказана взаимосвязь психомоторики с поведенческими характеристиками личности и показана возможность определения эмпирического типа индивидуального психомоторного профиля юношей и девушек на основе данных личностного опросника Кеттела.
4. Выявлены различия в структуре психомоторики в зависимости от доминирующего типа билатерального регулирования. Обоснована необходимость выделения групп лево- и правополушарных испытуемых для наиболее адекватного и точного изучения психомоторики.
Показана возможность определения доминантности левого полушария юношей и девушек на основе данных, полученных с помощью психомоторных методик "Скорость реакции выбора" и "Скорость сенсомоторной координации".
5. Доказана взаимосвязь психомоторики с темпераментальными характеристиками. Обоснована важная роль таких формально-динамических свойств, как активность и эмоциональность, обнаруживающих многочисленные связи на всех уровнях интегральной индивидуальности и являющихся основными параметрами, характеризующими психомоторную деятельность.
6. Показана возможность прогнозирования типа темперамента юношей и девушек на основе данных, полученных с помощью психомоторных методик: "Теппинг-тест", "Скорость реакции выбора", "Скорость сенсомоторной координации" и миокинетическая психодиагностика Е. Мира-и-Лопеца (субтесты "Линеограмма" и "Зигзаги").
7. Выявлены психологические особенности юношей и девушек 15 - 17 лет, выступающие условиями их успешной деятельности: активность, высокая работоспособность, быстрота формирования навыков и их устойчивость, пластичность, легкость возникновения эмоционально-волевых процессов, сопротивляемость стрессу, выражающаяся при отсутствии снижения уровня достижений в состоянии нервно-психического напряжения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Айвазян С. А., Мхитарян В. С. Прикладная статистика и основы эконометрики: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 1998. 1022 с.
2. Ананьев Б. Г. О системе возрастной психологии // Вопросы психологии. 1957. N 5.
3. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968.
4. Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975.
5. Бернштейн Н. А. Биомеханика и физиология движений / Под ред. В. П. Зинченко. Москва-Воронеж, 1997.
6. Брашна Н. Н., Доброхотова Т. А. Функциональные асимметрии человека. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Медицина, 1988.
7. Бурлачук Л. Ф. Введение в проективную психологию. Киев, 1997.
8. Коренкова Н. Е. Изучение психомоторики с позиций системного подхода // Психология и практика: Материалы II Съезда РПО. Изд-во: ЯрГУ, МАПН, РПО. 1998. Т. 4. Вып. 1. С. 164 - 165.
9. Коренкова Н. Е. К проблеме периодизации исследований психомоторики // Формирование и развитие личности: теоретические и методологические проблемы. М.: Институт молодежи, 1999. С. 34 - 40.
10. Кузьмин В. П. Исторические предпосылки и гносеологические обоснования системного подхода // Психол. журн. 1982. Т. 3. N 3. С. 3 - 14.
11. Ломов Б. Ф. Системность в психологии / Под ред. В. А. Барабанщикова, Д. Н. Завалишиной и В. А. Пономаренко. М.: Изд-во "Институт практической психологии". Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996.
12. Марищук В. Л., Афанасьев Ю. В., Кукса И. И., Михайлова Г. П. Вопросы организации и методики профессионального отбора в вузе. Л., 1972.
13. Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986.
14. Никандров В. В. Психомоторика: Учебное пособие. СПб.: Речь, 2004.
стр. 65
15. Озеров В. П. Психомоторные способности человека. Дубна: Феникс+, 2002.
16. Платонов К. К. О системе психологии. М.: Мысль, 1972.
17. Платонов К. К. Психологический практикум: Учебное пособие для индустриально-педагогических техникумов. М.: Высшая школа, 1980.
18. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учебное пособие / Под общей ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. СПб.: Питер, 2000.
19. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: Учебное пособие / Ред. -сост. Д. Я. Райгородский. Самара: Издательский дом "Бахрах", 1998.
20. Психомоторика: Сб. научн. трудов / Под ред. Б. А. Ашмарина и Е. П. Ильина. Л.: ЛГПИ, 1976.
21. Психомоторная организация человека: Учебник для вузов / Под ред. Е. П. Ильина. СПб.: Питер, 2003.
22. Розе Н. А. Психомоторика взрослого человека. Л.: Изд-во ЛГУ, 1970.
23. Русалов В. М. Опросник формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ): Методическое пособие. М.: ИП РАН, 1997.
24. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. СПб., 1996.
25. Фарфель В. С. Управление движениями в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1977.
26. Харман Г. Современный факторный анализ: Пер с англ. В. Я. Лумельского. М.: Статистика, 1972.
27. Mira E., Lopez G. Le psychodiagnostic myokinetiane. Paris, 1963.