Тема 3. Методы юридической психологии
Методологические основы. Классификация методов. Системный подход и специфические применения в юридической психологии экспериментальных методов.
Методология этой дисциплины отличается тем, что личность изучается в динамике правонарушения. В процессе его реконструкции по материалам следственного и судебного дела. Это дает уникальную возможность познания целого ряда психических закономерностей, наблюдать и исследовать которые в иных условиях невозможно или крайне затруднительно. Одним из методологических принципов является личностный подход.
Классификация методов.
По целям исследования методы юридической психологии делятся на 3 группы:
1. Методы научного исследования.
2. Методы психологического воздействия на личность.
3. Методы судебно-психологической экспертизы.
Применительно к способам исследования юридическая психология располагает следующими методами:
1. Метод наблюдения.
2. Анкетный метод.
3. Метод интервью.
4. Экспериментальный метод.
Кроме того, в юридической психологии используются дополнительные методы: метод структурного анализа, биографический метод и метод изучения отдельного случая.
От правильного выбора методов исследования во многом зависит качество и научный уровень каждой конкретной экспертизы. Однако ни один из используемых методов не ведет непосредственно к ответу на стоящий вопрос. Необходимо применение нескольких методов, направленное на взаимное дополнение получаемых данных и на то, чтобы обеспечить всестороннее описание исследуемого явления, т.е. необходим системный подход. Особенно актуально применение в практике судебно-психологических исследований метода эксперимента. Лабораторный эксперимент распространен в основном в научных исследованиях, а также при проведении судебно-психологической экспертизы. Для него характерно применение довольно сложного оборудования. С помощью лабораторных экспериментов исследовались, в частности, такие профессиональные качества следователей, как внимание, наблюдательность и др. Естественный эксперимент проводится в естественных условиях. В первую очередь это относится к проведению следственных экспериментов.
Литература по теме.
1. Васильев В.Л. Юридическая психология. СПб., 2003 стр.36-51
2. Лысков Б.Д., Курбатова Т.Н. Основы юридической психологии. / под ред. А.А.Крылова. Л., 1986.
3. Поздняков В.М. Методические и теоретические основы юридической психологии. Лекции. Рязань, 1997.
4. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. Учебник. Издательство Проспект. Москва, 2003 стр.49-108
Тема 4. Личностно – деятельностный подход и социализация личности
Личностный подход. Система психических процессов, состояний и свойств личности. Личность и социальная группа. Адаптация личности. Сознание, ответственность, правотворчество и правосознание, формирование правопослушного поведения.
В системе «человек – право» в первую очередь реализуются личностные аспекты человека кК общественного существа, включенного в социальные отношения, как носителя сознания, и в частности – правосознания. Элементами структуры человека, взятой как целостность, являются общие (родовые), особенные (типовые) и единичные (индивидуальные) свойства. Первая категория психических явлений – психические процессы (ощущение, восприятие, память, мышление и т.д.), которые определяются относительной кратковременностью их протекания.
Вторая категория психических явлений – психические состояния: бодрость, усталость, активность, пассивность, раздражительность, настроение и т.д. Они длительнее, чем психические процессы.
Третья категория психических явлений – психические свойства личности. Они наиболее стойки, хотя, конечно, способны изменяться. Изменяются они в результате биологического развития человека в течение всей жизни, иногда в результате заболевания. Но больше всего – под влиянием социальных условий, и, прежде всего воспитания и самовоспитания. Установлена зависимость протекания отдельных психических процессов от тех потребностей и мотивов, которые связаны с этими процессами. Изучая личность в любом ее аспекте, нельзя произвольно отсекать изучаемое явление от личности в целом, от ее направленности, от системы ее отношений к действительности. Любое качество человека не может существовать вне его контакта с личностью, вне системы мотивов его поведения, его отношений к действительности, его переживаний и убеждений. В психологии наиболее устоялось понимание потребностей как ощущение человеком недостатка чего-либо, который отражается в сознании и вызывает стремление к его устранению. Потребность отражается в сознании человека как мотив его возможного поведения. И человеческие потребности. И мотивы деятельности имеют социальный характер, решающая роль в их возникновении принадлежит социальной среде.
Для структуры интересов правонарушителей в целом, как указывает большинство исследователей, характерно:
· Нарушение равновесия между различными видами потребностей и интересов;
· Извращенный характер некоторых потребностей;
· Бедность потребностей и интересов;
· Аморальность способа их удовлетворения.
Вся человеческая жизнь протекает в рамках тех или иных социальных групп. Обучаясь в школе, поступив на работу, отдыхая, человек все время вступает во взаимоотношения с окружающими, сталкивается с различного рода объединениями людей. В этих связях выделяются две системы – деловые отношения, которые возникают между людьми как носителями определенных общественных функций, и личные отношения, которые складываются на основе симпатий или антипатий, притяжения или отталкивания. Основное назначение социальной группы – целенаправленное регулирование межличностных отношений в целях реализации интересов группы. Социальные группы подразделяются на малые и большие. В повседневной жизни люди включены не в одну, а в несколько малых групп – семья, трудовой коллектив, различные группы по интересам. Положение человека в группе, его права и обязанности определяют статус личности. Поведение личности в соответствии с ее общественным статусом называется социальной ролью. Поведение человека в группе зависит от понимания им своей роли, ее принятия и способности ее выполнить. Поведение людей в социальной группе регламентируется системой социальных норм и системой социальных мер воздействия, обеспечивающей подчинение нормам группы, – социальным контролем.
Процесс адаптации личности представляет собой самораскрытие и реализацию личности, обеспечивающие трансформацию изменения окружающей среды во внутренние условия, создающие новые способы взаимодействия с реальностью и с самим собой. Социальная. Культурная и профессиональная адаптация понимается как приспособление личности к конкретным условиям. Личностный адаптационный потенциал характеризует источники активности личности во взаимодействии с окружающей средой. Личность регулирует своевременное раскрытие адаптационного потенциала и использование его высвобожденных компонентов для творческого преобразования себя и среды, обеспечивает включение защитных механизмов для сохранения целостности и самоценности, определяет формирование индивидуальной стратегии адаптации.
Процесс социализации личности включает воспитание активной социальной ответственности, осознание личностью своего долга перед обществом, понимание необходимости соблюдения социальных норм, что, в конечном счете, обеспечивает нормативное поведение, высокую степень социальной воспитанности человека, предупреждение антисоциальных проявлений с его стороны. Формирование ответственности тесно связано с воспитанием гражданственности, ибо гражданственность – это прежде своего ответственность, долг – та высшая ступень в духовной жизни человека, на которой он отдает себя служению идеалу.
Литература по теме.
1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1980.
2. Васильев В.Л. Юридическая психология. СПб., 2003. стр.108-144
3. Еникеев М.И. Общая и юридическая психология (в 2-х частях). М., 1996.
4. Майерс Дэвид. Социальная психология. – СПб., 1997.
5. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. Учебник. Издательство Проспект. Москва,2003. стр.118-136.