Теоретические проблемы социальной работы в 1970-1990 гг.
Дальнейшее развитие теории социальной работы идет по четырем основным направлениям:
— теория индивидуальной работы;
— теория групповой работы;
— теория общинной работы;
— теория социального администрирования и планирования. Особенность теоретической парадигмы социальной работы данного периода состоит в том, что научные школы разных западных стран предпринимают попытки найти собственные методы поддержки нуждающихся, определить национальные доктрины социальной работы. В этом отношении особенно интересны подходы к теории социальной работы в Германии, Канаде и Скандинавских странах.
Германия. В 70-е гг. социальная работа в общине в основном определялась концепцией сопричастности. Эта деятельность начинает пониматься уже не только как оказание соответствующей помощи клиенту, но и как активизация в нем самопомощи, делающей возможной совместную с ним разработку проблемы с учётом ответственности самого клиента. Такое воздействие осмыслялось в группах самостоятельного опыта, психодрамы и гештальттерапии, а также в новых формах альтернативной супервизии с учетом конкретной ситуации. Все это способствовало появлению новой формы сотрудничества (кооперации) «социальный работник—клиент».
Переосмысление понятия «социальное» под воздействием критики медико-попечительского подхода определило постановку новых вопросов, касающихся как теоретических концепций, так и практических технологий. В концепции, получившей название «Ведение диалога»45, была поставлена задача преодолеть индивидуалистические ориентации, рассматривая модель жизненного пространства46 как относительную систему и используя диалог как средство оздоровления разработки ситуации47.
Таким образом, цель преобразовательных процессов в социальной работе предстала не как приспосабливание клиента к своим жизненным обстоятельствам, но как высвобождение (эмансипация) его индивидуальных и социальных наклонностей.
На этой основе развиваются «комплексный подход к решению проблемы»48, «концепция социально-педагогического воздействия»49, стратегия вмешательства50 и формируется теория действия, объединяющая в себе проблемный и технологический подходы51. Каждое из этих направлений стало вехой на пути развития интегративных концепций.
Требование воспринимать клиента с учетом его повседневной жизни и конкретной жизненной ситуации, а также растехнологизировать основные методы работы пришло из социальной педагогики, ориентирующейся на повседневную жизнь клиентов52. Эти идеи становятся все более актуальными в практике современной социальной работы.
Во всех областях социальной работы наблюдаются тенденции более четкой ориентации социальных служб на активизацию клиента в его жизненной ситуации с учетом его образа жизни. Социальные работники и социальные педагоги оказывают поддержку людям, нуждающимся в ней, выявляя, используя и развивая при этом их собственные ресурсы, чтобы совместно с клиентом создать условия для развития их самоответственности и саморегулирования (самоуправления).
Таким образом, ориентированная на жизненную ситуацию нуждающегося в помощи и его жизненное пространство социальная работа отличается следующими особенностями:
— переориентация социальной работы как системы услуг на социальные запросы клиента;
— предоставление возможности для открытого восприятия новых проблемных структур и групп людей, нуждающихся в помощи;
— акцентирование консультирующей, ориентирующей, совместной коммуникационной направленности, помощь в открытии и использовании собственных ресурсов клиента, оказание помощи в дополнение к самопомощи клиента, основанной на чувстве личной ответственности;
— стратегия вмешательства;
— ориентация на повседневный опыт и концепции повседневности;
— концепции создания сети профессиональной и непрофессиональной помощи63.
Ориентированная на жизненную ситуацию клиента социальная работа носит преимущественно профилактический (предупреждающий) характер. Она предполагает децентрализацию и регионализацию системы своих услуг, что, в свою очередь, должно обеспечивать получение дополнительных средств на местном и региональном уровнях с использованием политических каналов.
В этой ситуации очень важным оказывается вопрос подготовки специалистов.
Ориентированная на жизненную ситуацию и жизненное поле (пространство) клиента социальная помощь должна быть доступна в любое время для каждого в ней нуждающегося. Социальная работа не должна быть дистанцирована от повседневности барьерами институционализации и профессионализации, она не должна зависеть от организационных и временных факторов, чтобы адресат мог легко получить предлагаемые ею услуги и ощущать ее непосредственное присутствие в своем жизненном пространстве.
Социальная работа как таковая нацелена на то, чтобы дать каждому человеку возможность осознать себя субъектом своей собственной жизни, с изначально присущим ему человеческим достоинством. Социальную работу характеризуют принципы сопричастности и партнерского сотрудничества с нуждающимися в помощи в самые ответственные моменты их жизни.
Такие цели, поставленные перед социальной работой и социальной педагогикой, выступают важнейшими критериями в дальнейшей разработке их теоретических аспектов. Последние, в свою очередь, используются для обоснования стратегий решения различных вариантов центральной теории, соответственно выбирая и используя те или иные научно опробированные теории, в том числе и теории других наук. Научные альтернативы позволяют довольно точно разделить различные концепции теоретического обоснования социальной работы по их содержанию.
Анализируя литературу по данной тематике, можно выделить концепции двух типов: социально интегративного типа (функция приспосабливания) и эмансипаторного типа (функция изменения).
Остановимся на краткой характеристике каждого из подходов54.
«Наука о социальном, обеспечении как попечительстве55. Теоретики этого подхода рассматривают теорию социальной работы как руководство к действию с позиций ценностных постулатов, отчасти имеющих трансцендентальный характер. Этой точки зрения придерживается, например, немецкий ученый Латтке:
«Сущность социальной работы, ее предмет и ее цель обосновывают необходимость методического принципа партнерства, а также социально-этических принципов, которыми должно определяться любое действие человека в обществе, это принципы справедливости, солидарности, любви, субсидиарности и авторитета».
Из анализа различных определений социальной работы, понимаемой 1) как результат ответственности за изъяны (недостатки) общества; 2) как уравновешивающий фактор общества;
3) как воспитание определенной социальной позиции по отношению к ближнему; 4) как прикладная теория христианства или 5) как особенность демократии складывается такая трактовка главной цели социальной работы: «социальное регулирование» ; интеграция в общество отдельного человека; восстановление социальной значимости непривилегированных слоев населения; проявление христианских принципов; гармоничное общество; залог спокойствия буржуазного общества; прагматические навыки демократии» (Weber, 1973, S. 207).
Согласно Веберу, эти различия в определениях и их несистематизированность, в том числе и целевых установок социальной работы, обнаруживают различное отношение к проблеме: с одной стороны — стремление к операциональным дефинициям, с другой — неудовлетворенность ими и потому создание все новых сущностных определений. В распоряжении теоретиков этого подхода нет какой-либо определенной общественной теории, с помощью которой можно было бы дать оценку последствиям изменений в обществе.
Целевой установкой для разработки «теории социального обеспечения как попечительства» является теоретическое рассмотрение практики этой общественной сферы деятельности (Scherpner, 1962, S. 18). Помощь как функция общества служит сохранению общества. Попечительская помощь направлена на членов общества, которым вследствие различных причин трудно соблюдать нормы общественной жизни. Поддержка существования отдельных личностей в рамках общества обеспечивает стабильность жизни общества в целом. Это подчеркивается, с одной стороны, персонификацией помощи, с другой стороны, пониманием помощи как общественной деятельности. Задача государства при этом состоит, в первую очередь, в сглаживании антагонизмов между отдельными личностями и группами людей внутри общества.
Необходимость социальной помощи имеет разные причины:
первая вызвана несоответствием образа жизни отдельной личности материальным условиям жизни общества (бедность);
вторая основывается на несоответствии моральных установок индивидуума и моральных устоев общества, предъявляющего ему свои требования (издержки воспитания).
«Теория попечительства» анализирует причины процесса обеднения (обнищания), который может развиваться во всех слоях общества. Однако человеку должно быть присуще свободное самоопределение и чувство собственной ответственности, основой которых являются экономическая самостоятельность и независимость, развивающиеся и утверждающиеся в процессе свободной конкуренции сил. Задача попечительства поэтому трактуется и как воспитание хозяйственности, которая, в свою очередь, поможет преодолеть нищету.
Если первоначально попечительская помощь определялась внутренней готовностью человека оказать помощь нуждающемуся, то с развитием самостоятельных видов общественного призрения и их организационным оформлением можно констатировать тенденцию к нивелированию общественного характера попечительства, его приобщение к рационально-общественным формам современного управления и уход от естественных общественных образований.
«Теория социального обеспечения как попечительства» подверглась критике со стороны многих немецких ученых (Matthes, 1973; Peters, 1968). В частности, подчеркивалась слабость категориального аппарата, когда такие категории, как помощь, общность (общество), жизненная поддержка, относятся к так называемым «социальным стереотипам». Идеалистический и индивидуализированный способ рассмотрения процесса обнищания (обеднения) обосновывает и раскрывает идеологический характер, который может иметь «теория попечительства» в капиталистическом обществе.
Профессионально-ориентированный подход 56
Сторонники этого подхода утверждают, что до сих пор для социальной работы как практической деятельности не существовало соответствующей теоретической системы. В качестве основы они предлагают создать сеть однозначных устойчивых определений (понятий), чтобы язык социальной науки не был отдален от языка практиков, что приводит к проблемам в сферах понимания, перевода и образования. Эти понятия и определения должны использоваться в различных гипотезах, которые обусловят дедуктивно-эмпирический тип теории. Последователи этого подхода трактуют теорию социальной работы следующим образом: «Теория социальной работы — это субтеория науки о воспитании, которая, в свою очередь, выступает как субтеория социологии» (Rossner, 1973, S. 28). Это положение объясняется прагматически: процесс социальной работы является специфической формой управления процессами социализации. Связанный с соответствующими мероприятиями «конгломерат проблем и попыток их решения является областью объекта и исследования теории социальной работы». Теория социальной работы призвана конкретизировать альтернативы действий и реализовывать их в соответствии с целевыми установками. Таким образом, она становится основой социальной технологии, которая конституируется в зависимости от преследуемых целей и имеющихся средств. Теория социальной работы должна быть основой рекомендаций, необходимых для реализации поставленных задач.
Технологическая формулировка эмпирической науки не содержит требования использовать какие-то определенные средства, речь идет только об утверждении, что нельзя достичь определенных целей, не используя те или иные средства. Технология не лишает производителя действия права на решение и выбор необходимых средств, но она облегчает ему анализ возможностей.
Наука не должна быть нормативной, но носить информационный характер, т. е. описывать, объяснять и предполагать. Практике как области применения научных знаний необходимы более или менее точные указания относительно сферы действия практического работника. Основным пунктом практики социальной работы сторонники этого подхода считают контроль за социальным поведением, которое может оцениваться диагностическими инстанциями как нормальное или асоциальное. При этом социальная работа как практическая деятельность выполняет функцию предоставления услуг для общества, в котором она регистрирует и своевременно контролирует отклонения в поведении.
Диалектико-критический подход57
Избегая обычного описания сферы социальной работы с точки зрения методов или специфических рабочих полей, сторонники этого направления предлагают структуру, аналогичную системно-теоретическому подходу рассмотрения проблемы: восходящие уровни деятельности социальной работы как субсистемы общества подразделяются на три рабочие субсистемы — социальную и общественную политику, социальное планирование и социальное администрирование, социальную терапию. Сторонники этого подхода имеют целью структурное устранение общественного неравенства и основываются на двух исходных принципах (измерениях): на формально-методическом интерсубъективном измерении и измерении с точки зрения потребностей и ценностных ориентации. При этом основными пунктами являются общественные составляющие системы различного масштаба: в социальной терапии речь идет в первую очередь об отдельных личностях, малых группах и межгрупповых отношениях, тогда как социальное планирование направлено на социальную инфраструктуру и социальные институты, а социальная и общественная политика — на аспекты общественной совокупной структуры.
1. Социальная работа как социальная и общественная политика имеет задачей проанализировать социальную стоимость общественных недостатков, присущих этому экономическому и общественному строю; провести анализ необходимых расходов на собственные институты и осуществляемых ими социальных инвестиций; развивать систему социального обеспечения через использование альтернативных концепций, например содержательного переструктурирования или предложений законодательного характера и т.д.
2. Социальная работа как социальное планирование и социальное администрирование идет от институционно-центрированной в направлении проблемно-центрированной деятельности. Это требует новой организации социальной работы, при которой предпочтительным является развитие от иерархически определенной к проектно-ориентированной деятельности. Инновационные методы и практическая работа не должны развиваться за рамками администрирования, как, например, планирование инфраструктуры или построение моделей.
3. Социальная работа как социальная терапия осуществляется на четырех уровнях: личность, группа, интергрупповые отношения и общество. В социальной терапии введены социальные практикумы для клиентов, которые проводятся по следующим направлениям: эмансипация через знание и понимание, посредством смыслового ориентирования и через полученный опыт.
Диалектико-материалистический (марксистский) подход58
Марксистский подход основывается на посылках определенной общественной теории. Анализ позднекапиталистического общества проводится с помощью категорий, примененных К.Марксом в «Капитале».
Согласно диалектико-материалистической (марксистской) теории, общественная практика как специфический способ существования людей является источником возникновения проблем, а значит, исходным пунктом изысканий теоретического познания.
Сторонники этого подхода анализируют проблему под углом зрения категории бедности, используя двойственность понятия бедняк, который, с одной стороны, является общественным субъектом, частью общества, а с другой стороны, будучи объектом административно-правовых мероприятий, находится вне общества, не может функционировать как равноправный член общества. Бедность может трактоваться как неизбежное проявление буржуазного общества, общественного противоречия между процессом труда и его результатом. Теряя работу, рабочий становится бедняком, нищим, поэтому безработица и бедность могут быть объединены в одну проблему. Цель марксистского анализа бедности, а именно обоснование актуальности нищеты в понятии бедности как общественного субъекта, достигается через интеграцию бедняка как части рабочего класса, жертвы процесса обнищания, который может коснуться каждого рабочего. Конституирование бедности как центральной категории марксистской теории социальной работы дает обоснование политической социальной работы.
Анализ двух этих подходов к теории социальной работы показывает их альтернативность, которая ни в коей мере не может быть приведена к консенсусу.
Таким образом, развитие теории и практики социальной работы в последние десятилетия носило активный и многосторонний характер, и его тенденции в будущем неопределенны и противоречивы.
Общественно-политические дискуссии ведутся по следующим направлениям:
— общие вопросы, касающиеся общественной функции социальной работы. Они дискутируются в контексте различных общественных запросов, например критики политической экономии, материалистической философской общественной теории, модернисткой теории, обслуживающих теорий и т.д. При этом на первом плане стоят вопросы социальной работы как идеологии общества и отдается предпочтение аргументации структурно-категориальных образований;
— наряду с обсуждением общих проблем происходит их наполнение за счет вопросов, имеющих непосредственное отношение к отдельным адресным группам и рабочим полям, например, трудных подростков, наркологически зависимых, бездомных, преступности среди молодежи, семейного консультирования и воспитания в приютах. Далее эти рабочие вопросы разрабатываются в соответствии со своим предметом, на основании тех или иных проблемных, литературных и исследовательских традиций, чтобы завершиться достаточно конкретной методикой;
— эти непосредственно не соприкасающиеся между собой исследования, связанные с различными рабочими группами и рабочими полями, соотносятся с разнообразными системами разных дисциплин: политэкономии, теории государства, криминологии, психологии, психоанализа, педагогических наук, социологии и т.д. Однако, соприкасаясь с другими социальными и прикладными науками, они нередко теряют свои специфические черты и растворяются в них. Так, например, произошло с проблемами повседневного общения в учреждении, консультации или стационаре, поглощенными терапевтически ориентированными действенными концепциями59.
Таким образом, теория социальной работы должна отражать в равной степени как общественно-теоретические основополагающие особенности своих действенных императивов, так и ситуацию клиента (адресата) в данных (конкретных) жизненных условиях. Исходя из этого она должна содержать теоретические аспекты своих институтов и специфических методик. И, наконец, теория социальной работы должна обладать своим собственным статусом и значимостью в общей системе сопоставимых с нею практических и научных дисциплин. -
Теория социальной работы является социально-научной общественной и прикладной наукой, задачи, содержание и перспективы которой формируются в контексте развития практики социальной работы, в тесной связи с государственным социальным обеспечением и как выражение общественно-исторических структур и тенденций развития.
Ориентированная на эти задачи концепция теории социальной работы структурируется на основании двух подходов: исторического и системного.
Реализация данной концепции осложняется не только широтой поставленных вопросов и может разворачиваться не только в контексте различных общественно-теоретических подходов и их политико-практических интересов, но неизбежным представляется и то, что оценка исторической и современной ситуации приведет к развитию концепции теории социальной работы как предоставляющей услуги.
История и теория социальной работы в перспективе анализируется как один из инструментов современного общества для реализации задач образования, поддержки и помощи в условиях структурных общественных противоречий, включая противоречия между задачами социального государства и политически и экономически обусловленной структурой власти, между возможностями современной сферы социальных услуг и связанной с ними опасностью отчуждения клиента (адресата) от реализации жизненных возможностей.
Комплексный подход к различным теоретическим школам социальной работы позволил Ю.Гризу предложить классификацию основных теоретических направлений, которые отражают ее современные тенденции в Германии. (См. табл. 2.)
Таблица 2
Канада. Классификация методов социальной работы, сведение их в единую теорию на основе холономных и синергетических подходов предприняты канадскими исследователями социальной работы.
В основе данных подходов лежит некий универсальный научный подход, который согласно единым принципам и законам достоверно отражает явления материального мира, мира человека и общества. Теории систем, теории процессов, принципы синергетики направлены на создание новой парадигмы науки, где снимается картезианско-ньютоновское деление знания на естественно-научное и гуманитарное.
Р.Рамзей и группа ученых из Канады стремились найти новые принципы социальной работы на основе синергетической концепции Фуллера.
Под синергией Фуллер подразумевал общий охват количественных и качественных связей, которые могут быть постигнуты в данной системе. В основе его концепции лежит представление о том, что у природы существует одна наиболее экономическая система координат, минимальная структура, принципы и закономерности которой характерны для всех систем любого феноменологического ряда. Такой системой, по его мнению, является тетраэдр.
Основная идея для социальной работы представлена той закономерностью, которая раскрывается в следующей логике и характерна для всех систем как мира природы, так и общества. Если знать поведение некоторых составляющих его частей, то возможно открыть наличие других частей и предсказать их поведение. Такой подход к воздействию и взаимодействию позволяет прежде всего отойти от основополагающих принципов социальной работы «личность — среда» и «среда — личность» и выбрать в качестве нового рабочего подхода принцип «я и другие».
Согласно теории Фуллера, эта установка позволяет держать в поле зрения не одну связь или доминанту, а, как минимум, шесть, которые приходится учитывать при построении концепций и системы объяснения и понимания феноменологического ряда.
Тетраэдр в качестве системы взаимосвязи социального работника и клиента предстает в этом случае моделью описания процесса помощи. В этой связи социальная работа выступает как промежуточное звено, позволяющее налаживать связи человека с миром, не отдавая предпочтения ни личности, ни среде, что было свойственно при теоретических подходах в социальной работе.
При этом указанные принципы позволяют выстраивать глобальные модели социальной работы на различных уровнях: политическом, географическом, общественном, духовном, поскольку глобальный контекст можно смоделировать как изменяющуюся основу для социальной работы и ее отдельных частей60.
Швеция. Попытку разработать модель единой теории социальной работы предприняли шведские ученые Г.Берлнер и Л.Юнссон. Согласно их подходу, социальная работа — это прикладная наука, в основе которой лежит действие. Теория действия и аналитическое понимание социума и человека должны интегрироваться в единую теорию, позволяющую не только находить способы помощи клиенту, но и объяснять эффект, который достигается в результате терапевтической деятельности социального работника.
По мнению этих шведских исследователей, таким требованиям отвечает теория социально-психологической работы, которая и должна стать инструментом анализа и действия. Теория Берлнера—Юнссона должна включать в себя следующие компоненты:
• объяснение;
• понимание;
• инструментальный анализ;
• императивный аспект;
• способность к развитию.
Рассматривая теорию социально-психологической работы как интегративную теорию, Г.Берлнер и Л.Юнссон определяют выбор базовых теорий и решают проблемы эклектизма.
По мнению этих авторов, базовыми теориями в социально-психологической работе должны стать общая теория систем и теория психодинамики. Обе эти теории отвечают главным требованиям: объяснению и пониманию, а также являются моделями терапевтической деятельности. Общая теория систем и теория психодинамики позволяют использовать их для описания феноменов на индивидуально-групповом уровне, а также объяснять всю совокупность социальных связей, в которых находится клиент.
Эклектизм, применительно к данной концепции, рассматривается этими учеными как объединение идей и понятий, взятых из различных теорий, для образования новой теории, причем проверенное на практике понятийное целое субтеории должно отвечать требованиям, предъявляемым к анализу и помощи в практической деятельности. Именно в этом случае она соответствует философии социальной работы61.
Таким образом, социальная работа в процессе становления границ ее познания претерпевает культурно-исторические изменения: расширяется практика осмысления социальных феноменов, появляются теоретические конструкты и принципы социальной работы, в процессе развития теории оформляется научная парадигма социальной работы.