Проверка значимости
В некоторых случаях может оказаться полезной проверка «на значимость». Например, если кто-либо в группе склонен к розыгрышам и пытается саркастически критиковать вас, не стоит вступать в конфронтацию на личностном уровне, поскольку это почти наверняка вызовет агрессию или защитную реакцию. Не отвечая на открытое словесное нападение, нужно попытаться докопаться до истинной причины такого поведения и выявить проблему, если она существует. При этом можно использовать прием возвращения (см. раздел 3.4 «Использование возвращения»). Чтобы интегрированно и гармонично применить технику проверки значимости также требуется полный набор навыков НЛП, таких как калибровка, конгруэнтность, установление раппорта, языковые паттерны
Вот два примера вопросов на проверку значимости:
Как это (высказывание обучающегося) связано с... (цель тренинга)?
или
Когда ты спрашиваешь об этом (высказывание обучающегося), что ты имеешь в виду?
Услышав ответ, расспрашивайте и уточняйте, чтобы помочь другому подробно высказать свое мнение. Затем по-прежнему в нейтральной манере, отреагируйте на его слова и продолжайте занятие. Все это нужно делать настойчиво, но без угрозы в голосе, заняв соответствующее конгруэнтное положение в аудитории. Лучше избегать вопросов со словом «почему», так как они могут побудить к защит
е или оправдательному объяснению вопроса или причин, по которым он задан.
Вопросы для проверки значимости также полезно задавать тем, кто слишком нерешителен и затрудняется сформулировать свой вопрос. Кроме исключительных ситуаций, не стоит пытаться «читать мысли» спрашивающего. Тем самым вы продемонстрируете уважение к человеку и его вопросу, что поможет ему лучше осмыслить его.
СЛУЧАЙ ИЗ ПРАКТИКИ
Один удивительно агрессивный менеджер ни в чем не соглашался с тренером. Менеджер во всем настаивал на своем, и тренер чуть не попала в ловушку: она стала воспринимать его реакцию как личное нападение.
С помощью калибровки и оценки интонации менеджера стало очевидно, что он играет на публику и все дальше отходит от обсуждаемой темы, завязывая дискуссию.
Когда менеджер сказал, что, по его мнению, тренер никогда не занималась бизнесом и не знает настоящей жизни, ей было трудно, не попасться на его удочку и сохранить невозмутимость. «Какое отношение имеют занятия бизнесом к эффективной постановке задач команды в вашем подразделении?» — спокойно спросила она. Ответ менеджера, калиброванный тренером, сводился к тому, что это разные вещи. Затем тренер поинтересовалась, каковы цели менеджера в связи с постановкой задач для команды, и обсуждение продолжилось.-
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНЯ
· Проверяйте значимость высказываний, чтобы избежать агрессии или защитной реакции говорящего.
· Установите истинную позицию, вызвавшую данную реакцию.
· Использйте два вопроса для проверки значимости:
– Какое это имеет отношение к этому?
– Когда ты спрашиваешь об этом, что ты имеешь в виду?
· Расспрашивайте и уточняйте.
· Демонстрируйте настойчивость и нейтральность в интонации и невербальной коммуникации.
· Избегайте вопросов, начинающихся со слова «почему».
· Проверяйте значимость высказываний, имея дело с нерешительными или стеснительными обучающимися.
· Избегайте «чтения мыслей».
· Демонстрируйте уважительное отношение к обучающемуся.
УПРАЖНЕНИЕ
1. Используйте для проверки значимости два вопроса, приведенные в этом разделе.
2. Упражняйтесь в использовании подходящего тона, языковых паттернов, калибровки и т. д.