Тема 2. История и современное состояние мировой и отечественной криминологии
План семинарского занятия
1. История возникновения и развития криминологии, ее источники и основные направления развития.
2. Социологические направления в мировой криминологии. теория факторов преступности. Теория стигматизации («клеймения»). Теория социальной дезорганизации. Теория «конфликта культур». Теория подражания. Теория дифференциальной связи.
3. Маркс, Энгельс, Ленин и их последователи о генезисе преступности и ее исторической судьбе. Кризис социалистической криминологии и проблема научной и практической значимости ее наследия.
4. Биологическое и био-социологические направления в мировой криминологии. Теория прирожденного преступника. Наследственные криминологические теории. Психологические теории причин преступности. Конституционная теория. Теория З.Фрейда и неофрейдистские криминологические теории.
5. Возникновение, развития и современное состояние отечественной криминологии.
Практические задания.
1. Назовите основные и наиболее характерные недостатки современных зарубежных криминологических теорий социологического направления:
К этим недостаткам относятся:…
1) увлечение и ориентация преимущественно на статистико-математические методы анализа различных факторов, влияющих на преступность с учетом конкретных исторических условий, имеющихся социально-экономических и социально-политических противоречий буржуазного строя без учета личности преступника;
2) исследование причин преступности преимущественно на уровне индивидуального или микрогруппового поведения и их сведение в основном к генетике, аномальной физиологии и психике преступников; отсутствие каких-либо научных исследований других факторов, влияющих на преступность;
3) антинаучная биологизация причин преступности и классовая ориентация на то, чтобы снять ответственность буржуазного общества за рост преступности и ее качественное усугубление, переложив ее на особые аномальные физические и психические свойства личности преступников, расовые или наследственные признаки;
4) поиски причин преступности и конкретных физических, климатических, территориальных, психических, антропологических и социальных факторов, и абсолютизация при этом аномальных свойств личности, как врожденных, так и сформировавшихся под воздействием социальных условий;
5) отсутствие комплексного анализа причин преступности и их неразрывной связи с конкретными социально-экономическими противоречиями и общественно-политическим строем, попытки связать преступность с научно-техническим или социальным прогрессом, тенденция к отказу от категории причинности и подмена ее, например, статистической корреляцией или математическим анализом криминогенных факторов.
6) Выдвижение в качестве причин преступности отдельных криминогенных факторов социального и экономического характера, не играющих основную и решающую роль в детерминации преступлений, совершаемых в обществе, исследование процессов развития преступности и ее детерминант в отрыве от теории развития, от основных, прежде всего антогонистических противоречий в обществе, от социально-экономического уклада и социально-политического режима в стране, отсутствие системного подхода в исследовании как самой преступности, так и ее криминогенных факторов.
2. Назовите основные и наиболее характерные недостатки современных биологических и биосоциологических теорий причин преступности.
К этим недостаткам относятся: …
1) Субъективизм и эклектицизм подхода к исследованию криминогенных факторов, рассмотрение их в отрыве друг от друга, игнорирование задачи комплексного анализа механизма преступности и преступного поведения, исследование причин преступности в основном на уровне индивидуального и микрогруппового поведения без социальных обобщений коренных и основных причин преступности.
2) Крайняя биологизация причин преступности и преимущественное сведение их к аномальной генетике, физиологии и психике преступников.
3) Поиски причин преступности в конкретных демографических, физических, климатических, территориальных, социальных, антропологических и биологических факторах, отрицательном воздействии на человека процессов индустриализации, урбанизации, автомобилизации, миграции и научно-технического прогресса.
4) Исследование причин преступности преимущественно на уровне индивидуального или микрогруппового поведения, тенденция к отказу от категории причинности, ее подмена иным понятием (например, наличием математико-статистической корреляции между аномальным, отклоняющимся от нормы поведением личности и воздействием на нее ряда негативных факторов экономического, идеологического, физического и психологическогохарактера).
5) Внеисторический подход к преступности как к «вечному» явлению и попытки связать ее рост и качественное ухудшение с научно-техническим и социальным прогрессом, отрицательно влияющим на личность преступников и усугубляющими их негативные социально-наследственные свойства и признаки.
3. Назовите основное отличие социологического направления в криминологии от криминологических теорий биологической ориентации.
Это отличие состоит в том, что: …
1) Социологическое направление – материалистическое направление в криминологии, а биологическое (био-социологическое) – идеалистическое.
2) Основной тезис социологического направления в криминологии: в основе преступности лежит множество социологических причин (физических, климатических, демографических, территориальных, экономических и пр.), не связанных с личностью преступника, а комплексно воздействующих на нее; основной же тезис биологического направления обратный: в основе преступности лежит личность преступника, которая взаимодействует с внешней средой и сама выбирает тот или иной тип поведения.
3) Социологическое направление сосредотачивает основное внимание на изучении отрицательного влияния на человека микросреды и человеческого общения с другими людьми в условиях и в связи с конкретным общественно-политическим строем и общественно-экономической формацией, а биологическое (биосоциологическое) – на изучении самого человека, его физических, антропологических, психических и наследственных признаков.
4) Социологическое направление – идеалистическое направление в криминологии, а биологическое (био-социологическое) – идеалистическое.
5) Социологическое направление акцентирует внимание на условиях формирования и жизнедеятельности личности преступника, рассматривая действие разных факторов зачастую изолированно
4. В чем состоит сущность теории «множественность факторов» (теории «факторов»)?
Её сущность состоит в том, что:…
1) Основной ее тезис: преступник – всегда психопатическая или умственно отсталая личность, а психические аномалии множественны и являются в большинстве случаев криминогенными детерминантами.
2) Причиной преступности провозглашается заключенная в хромосомах человека многофакторная программа предрасположения к антисоциальному поведению, передающаяся по наследству.
3) Преступление рассматривается как процесс и результат «обучения» личности в микрогруппах (семье, школе, на улице и т.д.), где личность подвергается множеству воздействий различных криминогенных факторов (взглядов, идей, видов поведения, обычаев, традиций и т.п.).
4) Урбанизация и механизация, другие факторы научно-технического прогресса полагаются основным причинам преступного поведения личности.
5) Причинами преступности объявляются имеющие разную природу, но равнозначные факторы: физические, климатические, территориальные, социальные, экономические, антропологические, психические.
5. В чем состоит сущность теории «социальной дезорганизации» («социальной аномии»)?
Её суть заключается в том, что:…
1) Преступление рассматривается как процесс и результат «обучения» личности в микрогруппах (в семье, школе, на работе и т.д.), где личность подвергается множеству отрицательных воздействий различных антиобщественных факторов (взглядов, идей, типов поведения, обычаев, традиций и т.п.).
2) Ее последователи делят население на тех, кто дает оценку, и тех, кому ее дают; критика круга деяний, признаваемых преступлений, и самой методики их выбора и определения, субъективизма законодателя и судебных органов.
3) Преступление рассматривается как результат социально отклоняющегося поведения личности вследствие социальной дезорганизации, конфликта или несогласованности между целями личности и законными средствами их достижения или удовлетворения.
4) Она резко и аргументировано критикует многие пороки буржуазной системы как источники преступности, сочетая эту критику со слабыми профилактическими мерами и рекомендациями, не затрагивающими основ и основных классово-политических и классово-экономических противоречий капиталистического общества.
5) Основной причиной преступления признается безнравственность, а основными мерами ее предупреждения – реформы, призванные усовершенствовать капиталистическую систему, среди которых на первом месте – правовая реформа.
6. В чем состоит сущность теории «дифференциальной ассоциации» («дифференциальной связи»)?
Она состоит в том, что:…
1) Научно-техническая революция рассматривается как основная криминогенная детерминанта, неотвратимо разрушающая традиционные формы семейных связей, религии, культуры, подавляющая индивидуальность человека и вызывающая его стремление сохранить жизненные стандарты либо «выбиться в люди» путем совершения противоправных действий или преступлений.
2) Преступление рассматривается как результат социально отклоняющегося поведения личности в результате конфликта или несогласованности между целями личности и законными средствами и достижения или удовлетворения.
3) Антисоциальное поведение, в том числе преступление, обуславливается его физической конституцией, дифференциация людей на три соматических типа по соотношению мышечной, жировой и костной ткани помогает выявить отрицательные черты их характера и установить причинную связь с преступностью.
4) Причиной преступности является заключенная в хромосомах дифференциальная программа предрасположения личности к антисоциальному поведению, передающаяся по наследству.
5) Преступление рассматривается как процесс и результат «обучения» человека в микрогруппах, где в контактах преобладают антиобщественные взгляды и типы поведения.
7. В чем состоит сущность теории «опасного состояния»?
Сущность этой криминологической теории состоит в том, что:…
1) Основной ее тезис: преступник – всегда психопатическая или умственно отсталая личность, а психические аномалии множественны и являются в большинстве случаев криминогенными детерминантами.
2) Опасное состояние расценивается как крайне отрицательное влияние на конкретного человека определенной микросреды и его общения с определенными лицами в условиях, имеющих ярко выраженный криминогенный характер.
3) Причиной преступности провозглашается заключенная в хромосомах человека многофакторная программа предрасположения к антисоциальному поведению, передающаяся по наследству.
4) Опасное состояние рассматривается как клиническое явление, выражающееся в количественно большей, чем у законопослушных граждан, склонности к совершению преступлений.
5) Основной причиной преступности признается опасное состояние или опасное сочетание ряда имеющих разную природу, но равнозначных факторов: физических, климатических, территориальных, социальных, экономических, антропологических, психических.
8. В чем состоит сущность теории «конституционного предрасположения» («конституционной теории»)?
Её сущность состоит в том, что:…
1) Исследование причин преступности проводится преимущественно на уровне индивидуального или микрогруппового поведения, ее отличает тенденция к отказу от категории причинности и подмена этой категории другими понятиями (например, наличием математико-статистической корреляции).
2) Между строением и пропорциями тела, физическими особенностями и соматическим типом личности, с одной стороны, и ее антисоциальным поведением, с другой стороны, существует прямая связь.
3) Основной причиной преступности признается заключенная в хромосомах дифференциальная программа предрасположения личности к антисоциальному поведению, передающаяся по наследству.
4) Основной причиной преступности являются серьезные недоработки правовой системы и конституционных основ государства.
5) Преступление рассматривается как результат социально отклоняющегося поведения личности в результате конфликта или несогласованности между потребителями и целями личности, и имеющимися законными средствами их удовлетворения или достижения.
9. В чем состоит сущность теории З. Фрейда и неофредийских теорий.
Сущность этих теорий заключается в том, что:…
1) Основной ее тезис: преступник – всегда психопатическая или умственно отсталая личность, а психические аномалии множественны и являются в большинстве случаев криминогенными детерминантами.
2) Причиной преступности является заключенная в хромосомах специальная программа предрасположения личности к антисоциальному поведению, передающаяся по наследству.
3) Причины преступности находятся в конкретных физических, климатических, территориальных, психических, антропологических и социальных факторах, при этом абсолютизируются аномальные свойства личности, как прирожденные, так и сформулированные под воздействием окружающей среды.
4) Крайняя биологизация причин преступности и ориентации на то, чтобы снять ответственность буржуазного общества за рост и усугубление преступности, переложив ее на особые аномальные физические и психические свойства личности преступников, расовые или наследственные признаки.
5) Психологизация социального, биологизация психического и натурализация человеческого; поиски причин преступности в подсознательных антисоциальных инстинктах и «комплексах».
10. Предложите методы выявления латентной преступности применительно к:
а) хищениям чужого имущества;
б) преступлениям в сфере экономической деятельности;
в) изнасилованиям.
Литература
1. Анденес И. Наказание и предупреждение преступлений /Пер. с англ. – М., 1979.
2. Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях /Пер. с итал. – М., 1939.
3. Герцензон А.А. Введение в советскую криминологию. – М., 1965.
4. Герцензон А.А. Уголовное право и социология. – М., 1970.
5. Дубовик О. Преступность и биология: новый мозговой штурм // Уголовное право. – 2008. - №6. – С.84-88
6. Иванов Л.О., Ильина Л.В. Пути и судьбы отечественной криминологии. – М., 1991.
7. Карбонье Ж. Юридическая социология /Пер. с франц. – М., 1986.
8. Кларк Р. Преступность в США /Пер. с англ. – М., 1975.
9. Криминология. Исправительно-трудовое право. История юридической науки. – М., 1977.
10. Криминология. Учебник /Под ред. Н.Ф.Кузнецовой, Г.И.Миньковского. – М., 1998.
11. Криминология. Учебник /Под ред. А.И. Долговой. – М., 1999.
12. Криминология. Учебник /Под ред. В.Н.Кудрявцева, В.Е.Эминова. – М., 1999.
13. Курс советской криминологии. Предмет. Методология. Преступность и ее причины. Преступник /Под ред. В.Н. Кудрявцева, И.И. Карпеца, Б.В. Коробейникова. – М., 1985. – Т.1.
14. Мертон Р. Социальная структура //Социология преступности. – М., 1966.
15. Селлин Т. Социологический подход к изучению причин преступности //Социология преступности. – М., 1966.
16. Сердюк Л.В. Общие вопросы криминологии: Курс лекций. – Уфа, 1994.
17. Стручков Н.В. Общие вопросы криминологической теории. – М., 1992.
18. Там Х. Преступность и уровень жизни /Пер. со швед. – М., 1982.
19. Уэда К. Преступность и криминология в современной Японии /Пер. с япон. – М., 1989.
20. Фокс В. Введение в криминологию /Пер. с англ. – М., 1980.
21. Холыст Б. Криминология. Основные проблемы /Пер. с польск. – М., 1980.
22. Щур Э. Наше преступное общество /Пер. с англ. – М., 1977.
23. Шнайдер Г.Й. Криминология /Пер. с нем. – М., 1994.
Учебную и специальную литературу по теме см. дополнительно раздел: «Литература ко всем темам курса».
Тема 3. Преступность.
План семинарского занятия
1. Преступность: понятие и признаки.
2. Показатели преступности.
3. Источники информации о преступности.
4. Преступление и преступность, их взаимосвязь. Уголовно-правовые последствия преступлений и социальная «цена» преступности.
5. Латентная преступность: понятие и виды. Методы и пределы исследования латентной преступности.
6. Современное состояние и тенденции преступности в современной России и в мире. Региональные особенности преступности в стране.
Практические задания
1. Дайте понятие преступности.
Преступность – это:…
1) Возникшее с появлением человечества и существующее постоянно, изменчивое социально-уголовное явление, характерное для любого общества и представляющее собой совокупность (систему) всех преступлений, совершенных в данном регионе за определенный период времени.
2) Целостное социально-правовое массовидное явление, основу которого составляет совокупность деяний, содержащих признаки преступлений, а также лиц, совершивших такие деяния, на определенной территории за определенный период.
3) Совокупность совершенных на определенной территории за определенный период времени уголовно-наказуемых деяний и лиц их совершивших, в отношении которых вступили в силу обвинительные приговоры суда.
4) Исторически изменчивое, социальное и уголовно-правовое явление, представляющее собой систему преступлений, совершенных в соответствующем государстве (регионе) за тот или иной период времени.
5) Исторически преходящее, изменчивое социальное и уголовно-правовое явление классового общества, представляющее собой целостную совокупность (систему) всех преступлений, совершенных в стране или регионе за соответствующий период времени.
6) Исторически преходящее, изменчивое уголовно-правовое и социально-биологическое явление, представляющее собой совокупность лиц, совершивших в государстве (регионе) преступления за соответствующий, вполне определенный период времени.
7) Исторически уходящее, изменчивое социальное и уголовно-правовое явление классового общества с антогонистическими противоречиями и рецидивами частнособственнических интересов и мелкобуржуазной психологии, характеризующееся количеством (совокупностью) преступлений и лиц, их совершивших, в данном регионе за соответствующий период времени.
8) «Вечное явление, присущее любому обществу и связанное с научно-техническим прогрессом и социальным, отрицательно влияющим на личность преступников и усугубляющими их негативные социально-наследственные свойства и признаки.
9) Нормальное явление в любом обществе; ненормальными же являются придуманные людьми санкции и законы.
10) Показатель социальной патологии. Ее функция состоит в том, чтобы указывать границы социального контроля над поведением индивидов.
11) Преходящее, исторически изменчивое, целостное социальное и уголовно-правовое явление социально-разделенного общества, представляющее собой систему преступлений, совершаемых в международном сообществе, определенном государстве или регионе за тот или иной период времени, причиняющее особо тяжкий вред социуму соответствующего уровня и угрожающее в конечном счете самим основам существования человеческого общества.
2. Назовите основные показатели преступности.
К основным показателям преступности относятся:…
1) абсолютный и относительный уровни, динамика.
2) Объем преступности, «география» преступности.
3) Количество преступлений и количество лиц, их совершивших, и их изменение во времени.
4) Общественная опасность преступности, коэффициент преступности, интенсивность преступности, структура преступности.
5) Общее количество преступлений и соотношение различных видов (групп) преступлений в совокупности преступлений, их динамика.
6) Уровень, состояние и структура, изменение количества преступлений за определенный период времени.
7) Количество преступлений и лиц, их совершивших, в абсолютном и относительном выражении, структура и динамика.
3. Назовите дополнительный показатель, характеризующий преступность. Таковыми являются:…
1) состояние преступности.
2) Общественная опасность (социальная «цена») преступности.
3) Динамика преступности.
4) Удельный вес рецидива преступлений.
5) Структура преступности.
4. Какие из приведенных ниже показателей характеризуют качественную сторону преступности? Это:…
1) состояние объемов преступности на административно обособленных- территориях, входящих в состав единого административно-территориального образования.
2) Соотношение распределенных преступлений по периодам времени: в квартал, полгода, год, пять, десять лет и т.д.
3) число совершенных за определенный период на определенной территории преступлений в расчете 10 (100) тыс. чел., достигших уголовно-наказуемого возраста.
4) Соотношение групп преступлений: менее тяжких, средней тяжести, тяжких и особо тяжких.
5) Общее количество и удельный вес таких антиобщественных проявлений, как пьянство, алкоголизм, наркомания, проституция, попрошайничество и т.п.
6) Удельный вес рецидивной преступности.
7) Общее число несовершеннолетних правонарушителей.
8) Удельный вес групповой преступности.
5. Что такое латентная преступность? Это:…
1) незарегистрированное число преступлений на определенной территории за определенный период.
2) Нераскрытые преступления.
3) Преступления, оставшиеся неизвестными правоохранительным органам.
4) Преступления, которые не включены в отчеты.
5) Преступления, скрытые от учета вследствие необоснованного уклонения или халатного отношения к регистрации преступлений.
6) Преступления, оставшиеся неучтенными вследствие действия таких объективных факторов, как неосведомленность потерпевшего, ограниченных возможностей инициативного раскрытия и расследования преступлений и т.п.
7) Преступность, являющаяся следствием ошибочной или преднамеренно неправильной квалификации более тяжкого преступления как менее тяжкого.
6. Из перечисленных ниже видов преступлений выделите те из них, которые отличаются:
а) высокой латентностью.
б) средней латентностью.
в) низкой латентностью.
Виды преступлений: убийства, изнасилования, террористические акты, хулиганство, кражи, разбои, шпионаж, незаконное предпринимательство, взяточничество, захват заложников, уклонение от уплаты налога, вовлечение несовершеннолетних в преступление, оскорбление, клевета, нарушение равноправия граждан, отказ в представлении гражданину информации, нарушение правил охраны труда, неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством, дезертирство, геноцид.
7. Исходя из указанных данных, определите динамику преступности и отдельных видов преступлений, применяя базисный и цепной способы вычисления.
Таблица