I. Эффективность учебной деятельности |
Учебная активность | Усвоение знаний (успеваемость) |
| Активно работает на уроке, часто поднимает руку и отвечает правильно | Правильное безошибочное выполнение школьных заданий (средний балл «5» - «4,6») | |
| На уроке работает, положительные и отрицательные ответы чередуются | Небольшие помарки, единичные ошибки (средний балл «4,5» - «4») | |
| Редко поднимает руку, но отвечает правильно | Редкие ошибки, связанные с пропуском букв или их заменой (средний балл «3,9» - «3,6») | |
| Учебная активность на уроке носит кратковременный характер, часто отвлекается, не слышит вопросов | Плохое усвоение материала по одному из основных предметов, обилие ошибок (средний балл по этому предмету - «3,5» и ниже) | |
| Пассивен на уроке, дает отрицательные ответы или совсем не отвечает, часто переписывает готовое с доски | Частые ошибки, неаккуратное выполнение заданий: много исправлений, зачеркиваний (непостоянство оценок, средний балл - «3,5» и ниже) | |
| Учебная активность отсутствует (не включается в учебный процесс) | Плохое усвоение программного материала по всем предметам: грубые ошибки, большое их количество (низкая успеваемость по всем основным предметам, средний балл - ниже «3,5») | |
II. Усвоение школьных норм |
Поведение на уроке | Поведение на перемене |
| Сидит спокойно, добросовестно выполняет все требования учителя | Высокая игровая активность, охотно участвует в подвижных коллективных играх | |
| Выполняет требования учителя, но иногда, на короткое время, отвлекается от урока | Активность выражена в малой степени: предпочитает занятия в классе с кем-нибудь из ребят, чтение книг, спокойные игры | |
| Изредка поворачивается, обменивается короткими репликами с товарищем | Активность ограничивается занятиями, связанными с подготовкой к следующему уроку (готовит учебники, тетради, моет доску, убирает класс) | |
| Часто наблюдаются скованность в движениях, позе, напряженность при ответе | Не может найти занятия, переходит от одной группы детей к другой | |
| Выполняет требования учителя частично, отвлекается на посторонние занятия, вертится или постоянно разговаривает | Пассивный, движения скованные, избегает других детей | |
| Не выполняет требований учителя: большую часть урока занимается посторонними делами (преобладают игровые интересы) | Часто нарушает нормы поведения, мешает другим детям играть, нападает на них, кричит, бегает, не меняет своего поведения, когда ему делают замечание (не владеет собой) | |
III. Успешность социальных контактов |
Отношение к учителю | Взаимоотношения с одноклассниками |
| Проявляет дружелюбие по отношению к учителю, стремится понравиться ему, после урока часто подходит к учителю, общается с ним | Общительный, легко кон тактирует с людьми | |
| Дорожит хорошим мнением учителя о себе, стремится вы полнить все его требования, в случае необходимости сам обращается к нему за помощью | Малоинициативен, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются другие дети | |
| Старательно выполняет требования учителя, но за помощью обращается чаще к одноклассникам | Сфера общения ограниченна: контактирует только с некоторыми ребятами | |
| Выполняет требования учителя формально, не заинтересован в общении с ним, старается быть незаметным | Предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступает с ними в контакт | |
| Избегает контакта с учителем, при общении с ним легко смущается, теряется, говорит тихо, запинается | Замкнут, изолирован от других детей, предпочитает находиться один (другие дети равнодушны к нему) | |
| Общение с учителем приводит к отрицательным эмоциям, обижается, плачет при малейшем замечании | Проявляет негативизм по отношению к одноклассникам, постоянно ссорится и обижает их (другие дети его не любят) | |
IV. Эмоциональное благополучие |
| Хорошее настроение, часто улыбается, смеется |
| Спокойное эмоциональное состояние |
| Эпизодическое проявление сниженного настроения |
| Отрицательные эмоции: а) тревожность, огорчение, иногда страх; б) обидчивость, вспыльчивость, раздражительность |
| Признаки эмоционального неблагополучия: а) отдельные депрессивные проявления, начинает плакать без всяких причин; б) агрессивные реакции: часто ссорится с детьми, повышает голос |
| Устойчивые нарушения настроения: а) преобладание депрессивного настроения; б) проявление агрессии (вспышки гнева, злости) по отношению к другим детям (может ударить, что-то сломать, затеять драку) и по отношению к учителю |