Воспроизводство вирусов, теория мемов и психогенетика. 1 страница
После создания Дж. Уотсоном и Ф.Криком двухцепочечной модели ДНК (19S3) была впервые явно сформулирована проблема генетического кода как ключевая проблема кодирования генетической информации. А к середине 60-х годов молекулярная генетика разобралась в проблемах физической природы генов (ДНК, РНК) и организации основных генетических процессов: репликации, транскрипции, трансляции, мутирования, рекомбинации и др. И уже были крупные успехи: расшифровка генетического кода, открытие информационной РНК, регуляторных генов и белков, оперонов, знаков пунктуации и управления и т.п. Кибернетическая терминология с самого начала была присуща молекулярной генетике, именно в этих терминах формулировались и решались многие ее фундаментальные проблемы.
Весь опыт генетики показывает, что наиболее существенными молекулярными компонентами клетки являются фракции кодирующих биополимеров — ДНК, РНК и белков. С ними связаны все наиболее важные процессы и свойства клеток: самовоспроизведение, наследование, контроль метаболизма, ферментативный катализ, построение морфологических структур, транспорт веществ, развитие, дифференцировка, иммунитет и т.д. Совокупность кодирующих биополимеров клетки обладает несколькими общими, фундаментальными свойствами. Эту систему биополимеров клетки назвали молекулярно-генетической системой управления. При ее информационно-кибернетическом описании на первый план выходят принципы организации и управления, самовоспроизведение, информационные процессы, помехоустойчивость, кодирование, память, языки и т.п., а структурные, физико-химические свойства отходят на второй план.
В этом случае — мономеры считаются символами базового алфавита; макромолекулы (гены, РНК, белки) задаются последовательностями символов, или генетическими текстами; системы I взаимодействующих генов характеризуются схемами их молекулярных взаимодействий, конструкциями, или генетическими сетями; геномы — последовательностями символов генов, знаков | пунктуации и управления, других функциональных единиц, то есть генетическими картами.
Теперь молекулярные свойства, отношения, функции, записанные в генетических текстах, можно считать генетической информацией, а правила и закономерности ее записи — генетическим языком. Определяются также и другие понятия кибернетического характера: генетическая память, информационные процессы и г. п.
Одним из фундаментальных генетических процессов, является репликация. Репликатор — это структура, которая способна сделать так, чтобы образовалась ее копия. Биологическим вирусам также требуется помощь: без копирующих белковых машин ДНК не могла бы себя копировать.
Человеческий разум, однако, намного более тонкая машина имитации, чем любая простая белковая машина. Голос, письмо и рисунок могут передать конструкции от разума к разуму прежде, чем они примут форму как аппаратные средства. Идеи, стоящие за методами разработки, еще более тонкие: более абстрактные, чем аппаратные средства, они копируются и функционируют исключительно в мире разума и систем символов.
Там, где гены эволюционировали в течение поколений и эпох, информационные репликаторы проходят огромный путь эволюции в течение дней и десятилетий. Подобно генам, идеи расщепляются, объединяются и принимают многообразные формы (гены могут быть расшифрованы из ДНК в РНК и снова использованы; идеи могут быть переведены с языка на язык). Наука не может пока описать нейронные структуры, которые воплощают идеи в мозгу, но любой может видеть, что идеи мутируют, воспроизводятся и конкурируют.
Ричард Даукинс называет элементы воспроизводящихся информационных структур "мемами". Он говорит что, примеры мемов - мелодии, идеи, сленг, мода в одежде, склонность к определенным диетам, и т. д.
Так же, как гены размножаются в среде генов, переходя от тела к телу (от поколения к поколению), мемы размножаются в среде мемов перескакивая из мозга в мозг посредством процесса, который в широком смысле может называться имитацией.
Мемы копируются, потому что люди учатся и учат других. Они изменяются, потому что люди создают новые и неправильно истолковывают старые мемы. Они подвергаются селекции, потому что люди не верят или повторяют все, что слышат. Мемы должны конкурировать за ограниченный ресурс — человеческое внимание и усилия. Так как мемы формируют поведение, их успех или неудача — это жизненно важный вопрос.
Начиная с древних времен модели мышления и способы поведения передавались от родителя ребенку. Структуры мемов, которые помогают выживанию и воспроизводству, имели тенденцию распространяться. Год за годом, люди поступали по-разному и с разнообразными результатами. Год за годом кто-то умирал, в то время как остальные находили новые способы выживания и передавали их дальше.
Сами мемы, как репликаторы, развиваются исключительно, чтобы выживать и распространяться. Подобно вирусам, они могут воспроизводиться, не способствуя выживанию своего хозяина. В действительности мем может распространяться, даже убивая своего хозяина.
Гены, подобно мемам, выживают, используя различные стратегии. Гены "заботятся" только о копировании себя: они ведут себя эгоистично.
Но эгоистичные мотивы могут поощрять кооперацию. Люди, ищущие деньги и признание только для себя, сотрудничают и создают корпорации, которые служат потребностям других людей. Эгоистичные гены сотрудничают, чтобы строить организмы, которые сами часто сотрудничают. Игнорировать эгоистичность репликаторов — значит предаться опасной иллюзии.
Некоторые гены в клетках — полнейшие паразиты. Подобно генам герпеса, вставленным в человеческие хромосомы, они эксплуатируют клетки и вредят их хозяевам. Однако, если гены могут быть паразитами, почему ими также не могут быть мемы?
Как вирусы проникают в другие организмы и используют их, чтобы выживать и копироваться, так же делают мемы. Действительно, отсутствие мемов, эксплуатирующих человека для своих собственных эгоистичных целей было бы удивительно, это было бы признаком некоторой мощной, почти совершенной, умственной иммунной системы. Но мемы-паразиты явно существуют. Так же как вирусы научились побуждать клетки производить вирусы, так и сплетни научились звучать правдоподобно и пикантно, побуждая повторение. Интересно не то является ли сплетня правдой или нет, а как она распространяется. Опыт показывает, что идеям, научившимся быть успешными репликаторами, нужно иметь лишь очень немного от правды.
В лучшем случае ложные слухи, модные глупые поступки, популярные идеологии и другие умственные паразиты вредят людям, тратя впустую их время и силы. В худшем случае они внедряют опасные заблуждения, которые становятся основой для разрушительных действий. Любая историческая книга является свидетельством распространения психических эпидемий. Религиозная вражда, национализм, борьба за власть, жестокие войны - неужели только этого достойно человечество. Таким образом эти системы мемов эксплуатируют человеческое невежество, глупость и слабость. Хотя некоторые мемы действуют во многом подобно вирусам, заразность не обязательно является чем-то плохим. Если комплекс идей гармоничен, созидателен, возвышен, то такая "заразность" просто повышает его достоинство, и действительно, лучшие этические учения и нас учат учить этике других. Хорошие публикации могут приносить радость, знание, вдохновение, мудрость. Распространение полезных систем мемов подобно посеву семян прекрасных цветов или возделыванию сада.
Виды вирусов сознания.
Вирусы, проникающие в сознание, могут быть весьма разнообразными. В каждой вирусной структуре имеется свой специфический набор деструктивных программ, в чем-либо противоречащий здоровой и успешной поведенческой модели человека. Следует заметить, что в сознании одного человека могут уживаться психические вирусы разных типов, что намного затрудняет работу по избавлению от них.
Эмоциональные вирусы
Существенными составляющими эмоций являются наши ощущения, воспоминания и интерпретации. Эмоции возникают из взаимодействия физиологического возбуждения, управляемого автономной нервной системой, осознания его и проявления их в поведении. Здравый смысл подсказывает большинству из нас, что мы плачем, потому что грустим, ругаемся, потому что нас разозлили, дрожим, потому что испугались. Для выдающегося психолога Уильяма Джеймса здравый смысл в отношении эмоций был повернут на 18D градусов. Согласно Джеймсу, "мы грустим, потому что плачем, сердимся, потому что деремся, боимся, потому что дрожим". Он считал, что чувство следует за реакцией тела. Поскольку Джеймсу пришлось бороться с собственными переживаниями депрессии и уныния, он проверил на опыте идею, что мы можем контролировать эмоции, совершая внешние движения, соответствующие любой эмоции, которую мы хотели бы ощутить. "Чтобы почувствовать радость, — советовал он, — сядьте прямо, улыбнитесь и веселым взглядом посмотрите вокруг. Действуйте так, словно радость уже здесь". Дж. Зингер, проведя многочисленные эксперименты, доказал факт "заражения" очевидными эмоциями — счастьем, гневом, раздражением, эйфорией, отвращением, скорбью и т. д. Иногда мы переживаем некоторые эмоции до того, как подумаем о них. Исследования нейрологических процессов показывают, как можно пережить эмоции без знания. Некоторые нейронные цепи, задействованные в эмоциях, обходят области в коре головного мозга, задействованные в мышлении. Одна из таких цепей проходит от глаза или уха через таламус к миндалине - центру управлениями эмоциями. Некоторые эмоциональные реакции - особенно простые симпатии, антипатии и страхи - не включают в себя сознательного обдумывания. Мы можем бояться паука, даже зная, что он безвреден.
Комплексные эмоции, такие как вина, счастье и любовь, наиболее контрастно возникают из наших интерпретаций и ожиданий. Очень эмоциональные люди зачастую столь впечатлительны из-за своих интерпретаций. Они персонализируют события, направляя их на себя, и обобщают свой опыт, вычленяя отдельные события из ряда других. То, к чему мы относим низкую оценку — к несправедливому экзамену, неудаче или на шей неспособности или лености, — определяет наше самочувствие — раздраженное или подавленное. Если мы относим неудачу к нашей неспособности, то это разрушает мотивацию: "Если у меня нет способностей, то зачем стараться?" Если мы относим неудачу к нечестности, — это злит нас.
Эмоциональные вирусы воздействуют на переживаемые в различной форме отношения человека к тому, что происходит в его жизни, что он познает или делает. То есть он воздействует на переживания, интерпретации и чувства, являющиеся одной из форм отражения реальности. Он искажает чувства, вызывает аффективные состояния, создает гнетущее настроение, что приводит к эмоциональному истощению. Как их распознать? В отношениях любящих людей появляется вдруг ненависть, у друзей — беспричинный гнев, жадность, зависть. Вас случайно задели, а вы лезете в драку. Вам показали палец, вы умираете со смеху. Душевное состояние, вызываемое эмоциональными вирусами, может привести к серьезному психическому расстройству. Происходит полная или частичная утрата чувства реальности, виртуализация психики (создание устойчивой системы иллюзий, проецируемых на объекты, с которыми сталкивается инфицированный), обращение к асоциальным формам поведения.
Заражение данным видом вируса. Наиболее опасны вирусы, вызывающие гнев, злобу, ненависть, страх. Гораций назвал гнев коротким сумасшествием. Злоба разрушает жизнь. Ненависть, как сдерживаемая постоянная ярость, отравляет разум.
Гнев является одним из опасных проявлений эмоциональных вирусов. Большинство из опрашиваемых Институтом Метапсихологии людей признается, что впадали, по крайней мере, в среднюю степень гнева несколько раз в неделю, а некоторые сердились по нескольку раз на день. Гнев — это попытка заставить других делать то, что вы хотите чтобы они делали, запугивая их. Обычно вы выбираете этот метод, когда чувствуете бессилие. Даже несмотря на то, что он обычно не побуждает других людей к сотрудничеству, он дает вам чувство собственной значительности, обладания властью.
Гнев является обычной реакцией, когда действие другого человека кажется намеренным, неоправданным и его можно было избежать. Но досадные ситуации и состояния, за которые никого нельзя упрекнуть, — неприятные запахи, жара, дорожная пробка, колики и боли — также способны вас разозлить. Иногда утверждается, что вспышки ярости иногда полезнее, чем хронический гнев. Совет "выпустить гнев" предполагает, что эмоциональное выражение приводит к эмоциональному высвобождению, или катарсису. В гипотезе о катарсисе утверждается, что мы уменьшаем гнев, высвобождая его через агрессивные действия или фантазию. Но исследования показали, что по сравнению с теми, кто не выпустил свой гнев, люди, выпустившие его, проявляли затем еще большую враждебность. Хотя "выпускание пара" и может временно успокоить разозленного человека, оно способно и усилить основную враждебность. Вспышки гнева, несколько успокаивая нас, одновременно провоцируют формирование привычки.
Так как же лучше управлять гневом? Во-первых, снизить уровень физиологического возбуждения от гнева с помощью ожидания. "Для организма справедливо то же, что и для стрел, — отметила Кэрол Таврис, — что взлетает, то должно опуститься. Любое эмоциональное возбуждение остудится, если пройдет некоторое время". Во-вторых, старайтесь обходиться с гневом таким образом, чтобы не быть ни хронически разозленным из-за каждого пустяка, ни пассивно угрюмым, что является поиском поводов для гнева. Не уподобляйтесь тем людям, которые сдерживают свои чувства в отношении серии провокаций, а затем вкладывают всю накопившуюся злость в один инцидент. Высвободите гнев, занявшись физическими упражнениями, игрой на музыкальном инструменте или доверив свои чувства другу или дневнику.
Учитесь замещать эмоцию гнева эмоциями радости, смехом, ироническим отношением к себе. Для этого рекомендуется искусственно с помощью актерских приемов, воспоминаний, управления мимикой лица войти в состояние гневливости, а затем, с помощью тех же приемов, изменить это состояние на радостное, веселое состояние, с долей здоровой иронии и шутки. Безусловно, эту трансформационную технику следует практиковать в уединении. Постепенно этот механизм начнет действовать автоматически. В тех ситуациях, когда вы гневались на кого-то, вы будете от души веселиться, осознавая иронию всего происходящего.
Гнев порой и улучшает отношения, когда в нем выражено огорчение, способствующее скорее примирению, нежели отмщению.
Вирусы намерения
Вирусы намерения связаны с установками активационного типа, то есть, с замыслом человека совершить какой-либо поступок. В более глубоком смысле намерение определяет систему
восприятия окружающего мира. Управление намерением начинается с команды, данной самому себе. Команда человека становится всепреображающей метапрограммой в тот миг, когда во
всем потоке субъективного сознания вибрирует только один импульс, когда чарующие и запутанные игры эго подошли к концу, противоречия растворились и человек полностью открылся
реальности, сохраняя покой, просветленность и бесстрастие. В этом состоянии возможно выполнение своей жизненной задачи, миссии. Мало кто понимает, в чем она состоит, но каждый
понимает, что она у него есть. В это мгновение индивидуальная воля сливается со всеобщей, и потому действие исходит из реальной целостности нашей природы, непостижимой для нас
самих. Приближение к этому состоянию начинается с осознания непостижимости волевого акта.
В этом контексте исследователи сознания отмечают, что любой вирус, любое вмешательство или атака инобытия — это наше попустительство, отрицательный акт нашей воли. И избавится I от этого можно только за счет того же, за счет чего и начинается: за счет действия воли. Ярче всего воля манифестирует себя в восприятии. Можно научится настраивать свою волю, ' направлять ее с точностью иголки, фокусировать ее, как захочется, и достигать с ее помощью желаемого.
Следует рассматривать волю и намерение в качестве энергетических аспектов вселенной, и тогда станет ясно, что даже самые загадочные явления мира сводятся к взаимовоздействиям полевых структур и к некой совокупности резонансных процессов. Воля — это особая энергия, возникающая в результате взаимной настройки внешних и внутренних эманации. Следовательно, не существует единой и абсолютной воли для всех существ. Каждый индивидуум имеет собственный, глубоко интимный характер взаимоотношений с универсальной энергией. Именно работа его сознания определяет эффект внешнего влияния, и это с неожиданной стороны освещает парадоксальный тезис о свободе воли в условиях всеобщего детерминизма бытия. Такой подход отвергает традиционные религиозные установки, поскольку выводит судьбу из-под власти морально-этического кодекса или жестких причинно-следственных связей. Прошлое лишается своего метафизического значения, своей удаленности и запредельности. Это относится и к тому, что обычно именуют добром или грехом. Их присутствие реально, пока они пребывают в психическом пространстве субъекта и оказывают влияние на механизмы восприятия или реагирования. Пока Адам внутри вас, вы отвечаете за первородный грех. Если в вас свет, то в вас нет никакой тьмы. Сам человек творит свою судьбу, используя собственное намерение. И поэтому Христос сказал: "Вы - свет мира" (Евангелие от Матфея 5:14).
Таким образом, человек сам позволяет вирусам инфицировать благие устремления, которые он испытывает, замысливая определенное действие, и цель деяния извращается. Совершая какой-либо поступок, человек внезапно испытывает подозрение: а не совершается ли данное деяние ради извлечения выгоды, из-за тщеславия. Вследствие мучительных раздумий человек оказывается в тупике и теряет способность адекватного анализа своих намерений. Вирусные структуры перепрограммируют сознание жертв таким образом, чтобы общечеловеческие нормы морали не мешали им выполнять деструктивную работу.
Способ борьбы и профилактика. Ваше намерение приводит вселенную в движение. Вселенная течет в направлении вашего замысла, и поэтому важно ясно понимать свое конкретное намерение в любой ситуации. Если вы абсолютно четко видите свою цель, ваш подсознательный механизм успеха поможет вам добраться к ней. Когда вы знаете, куда вы хотите прийти, даже неудача будет служить вашему конечному успеху.
Большинство людей сталкивается с проблемами, творя ту жизнь, какую они хотят, потому что они четко не определили, куда хотят прийти, и не представили зримо, как это будет выглядеть, когда они туда доберутся. Удачливые люди удачливы потому, что они устанавливают в своем уме четкую картину того, какими будут их конечные результаты.
Постановка цели - ключевой фактор, который будет определять успех или неудачу жизни. Вы когда-нибудь предпринимали деловую поездку, не имея представления, куда едете? Вы когда-нибудь выходили из дому за покупками, не зная, по меньшей мере, где будете их делать? Ездили ли вы в отпуск, не зная, куда хотите поехать? Не странно ли, что в то время как наши отпуска заслуживают целей, и игры, в которые мы играем, заслуживают целей, и даже наши покупки заслуживают определения целей, мы редко ставим цели для самого важного путешествия — нашей собственной жизни.
Поэтому начните с принятия решения и определения цели. Даже отсутствие решения есть решение. В нерешительности скрывается цель — всегда быть правым. Пока вы не знаете, чего хотите, вы никогда не окажетесь неправым, никогда не сделаете ошибку и, следовательно, не будете разочарованы. Мы с детства запрограммированы не делать ошибок. Будучи нерешительными, мы можем оставаться детьми. Безопаснее быть пассивным, быть ребенком, все время желающим, чтобы инициатива исходила от других, но будучи такими, мы утрачиваем контроль. Принятие решения всегда что-то в вас обнаруживает. Принятие решения говорит людям, кто вы есть. И таким образом, принятие решения — это, в сущности, открытие великого секрета. Если ваша цель в жизни - не открывать, кто вы есть, то вы всегда будете в нерешительности.
Таким образом, укрепление воли, способность принимать решения и выполнять их, исполнение обещаний и обязательств, взятых на себя, определение цели являются лучшими мерами против вируса намерений.
Замкнутый цикл намерений возникает тогда, когда у вас появляется желание относительно какого-то поступка. При этом поступок не совершается до конца, а возникает новое желание. Это желание приводит, например, вновь к первоначальному желанию. Возникает цикл. Все это происходит, как правило, на подсознательном уровне. Такие циклы могут иметь и более сложный вид. Необходимо разомкнуть такой цикл.
Находясь в состоянии какого-либо желания, вы можете решить, что осуществите его. При том вы проводите анализ этого желания и решаете совершить действие. При этом вы ответственны за это решение. Когда вы начинаете совершать это действие, вы перестаете хотеть его совершать, возникает желание другого действия, в том идея цикла. Как только вы начинаете выполнять одно желание, у вас сразу возникает другое желание, и вы не имеете возможности осуществить задуманное до конца. В том случае, когда вы его осуществляете наперекор тому, что вы не хотите его осуществлять, происходит разрыв цикла.
Для того чтобы иметь силы совершить тот поступок, который вы решили совершать, вы должны опереться на такой принцип — каждый поступок последний, то есть вам следует осознать, что вы живете все время на грани смерти. Как говорил святой Августин, смерть присутствует всегда рядом и необходимо постоянно помнить о том, что человек смертен. Одна из ошибок посредственного человека, что он на основе какого-либо верованиа поступке полностью, исходя из принципа, что каждый поступок — последний, не думайте о других поступках, которые были бы вам сейчас более приятны. Сравнивайте этот поступок только со смертью, с тем, что вы вообще ничего не делаете и не видите, и только это сравнение позволит вам с радостью совершать любой поступок. В идеальном случае поступок совершается ради совершения поступка, ради осуществления намерения, а не ради достижения результата. Если деяние совершается ради достижения результата, тогда вы будете иметь в виду какой-то другой следующий поступок, другое состояние, относительно которого данное деяние будет выступать как средство. Вы будете не способны относиться к нему как к последнему поступку в своей жизни, так как он является предпоследним и совершается для того, чтобы наслаждаться каким-то результатом. Необходимо к самому процессу поступка относиться как к самому важному делу в данный момент.
Терпение - это умение ничего не делать. Этому надо учиться, просто так человеку это недоступно. Терпение - это умение ждать нужного времени реакции, нужного времени ответа. Практикование этой методики приводит к тому, что возникает чувство того, что не вы совершаете поступок, а вас "вынуждают" совершать. Вы как бы опираетесь на некое внешнее воздействие, на которое стремитесь адекватно реагировать, причем этому адекватному реагированию не мешает ваша индивидуальная воля. Уже не вы действуете, а через вас действует воля провидения. Реагируя таким образом на внешнее воздействие, вы выступаете как зеркало.
Часть 2.
Вербальные вирусы
Мир без языка был бы миром без понятий и культур, которые мы связываем с языком. Язык влияет на то, о чем мы думаем, воспринимаем и запоминаем. Язык определяет способ мышления. Разные языки приводят к разному восприятию действительности. Сам язык формирует основные идеи человека. Многие носители двух языков говорят, что по-разному себя воспринимают в зависимости от того, какой язык используют. Изучите язык, и вы многое узнаете о культуре. Когда язык исчезает - вероятная судьба большинства из оставшихся SDDD языков мира, - мир теряет культуру и мышление, которые привязаны к этому языку. Заразите язык чужеродными словами, словами-паразитами, вирусами и изменятся мотивация, самооценка, восприятие, мышление. "Слова — самый сильный наркотик, который использует человечество", - говорил Р. Киплинг. Слово — это образ поступка. Очень большая часть зла, которое распространяется в мире, происходит от слов. Слово - это произнесенная мысль, а мысль — это непроизнесенные слова. Слова влияют на то, о чем мы думаем, поэтому следует тщательно подбирать их. Способность языка влиять на мышление делает накопление словарного запаса ключевой частью образования. А понимание истоков слов и взаимоотношений символов разных культур наделяют человека могуществом и озаренностью. Расширение языка означает расширение способности мыслить. Увеличение словарного запаса окупается. Вот почему и в курсе внутренней алхимии, вводятся новые слова, чтобы продемонстрировать новые идеи и новые способы мышления.
Вербальные вирусы передаются через общение, литературу и вещи. Вербальные вирусы способны быстро изменяться в зависимости от среды, а также изменять энергетическую направленность высказываний. Их действие проявляется следующим образом. Хорошие, добрые, светлые слова, которые говорят друг другу близкие люди, влюбленные, друзья, начинают вдруг раздражать, казаться пошлыми, надоедают. То, что вчера еще выслушивалось с замиранием сердца, сегодня предстает обыденным и скучным. Коварство этого вида вирусов заключается в том, что они очень чутко реагируют на малейшие изменения вербально передаваемой информации и паразитируют за счет семантической энергии слов.
Иногда выделяют особую подгруппу — коммуникативные вирусы, провоцирующие неспособность к общению с окружающими людьми, ведущие к замкнутости, одиночеству. Инфицированный человек уже сам становится невозможным в общении, он заражается болезненным педантизмом, подозрительностью и обидчивостью, его все раздражают, он становится неспособным построить содержательную беседу. Это особенно гибельно для тех, чей образ жизни, работа связаны с необходимостью общаться, чьи жизненные интересы лежат в сфере коммуникации. Такой вирус разрушает семьи, разделяет людей, делает их друг другу чужими. Человек, занимающийся бизнесом, распугивает клиентов, создавая о себе крайне неблагоприятное впечатление.
Одно из проявлений паразитов сознания - это слова-паразиты. Бессмысленно повторяемые лингвоединицы, тем более, если они неприличны, делают общение совершенно неэффективным, лишают слово силы, ведут к инфляции смысла, программируют на неудачу, потери и разочарования. Мозг считывает и копирует в себе нейроимпульсную картину фразы, выбирая ее руководством к действию. Инфицирование в поле неприличной лексики происходит почти мгновенно.
О заражении свидетельствуют даже негативные, уничижительные высказывания о своих знакомых, друзьях, просто о других людях. Даже вскользь, в шутку сказанные неуважительные или обидные слова о другом человеке подготавливают почву для развития мутационных вирусов. Наносящие обиду слова, брань, высмеивание, передразнивание, подчеркивание чьих-либо недостатков, глумление - вот что вызывает к жизни данный тип вируса.
Способ борьбы w профилактика. Представьте, что человек, о котором вы говорите, находится рядом с вами. Визуализируйте его образ. Никогда не говорите о людях плохо, тем более, в их отсутствии. Оградите своих детей от общения с людьми, использующих в своей речи бранные слова и непристойности. Они заражены. Не подвергайте опасности здоровье детей, особенно в период с зачатия до пяти лет. Соломон говорил: "Прогони кощунника, и удалится раздор, и прекратятся ссора и брань". (Притчи 22:10).
Существует замечательная монашеская практика: если вы говорите о другом человеке, то представляйте, что он стоит перед вами. Сами собой исчезают плохие мысли и слова, даже если поведение человека, о котором вы упоминаете, чем-то вас не устраивает. Это очень действенное средство в борьбе с распространением вирусов по ментальной сети. Никогда не пренебрегайте им. Вы никогда не можете знать наверняка, что полностью в данный момент освободились от вирусов сознания. Более того, как и в случае с вирусами, имеющими биологическую природу, вы можете быть инфицированы сами, но вирус в вас никак не проявляется. Однако человек, вступающий с вами в контакт, тут же заболевает. Поэтому, чтобы спасти других от заражения, соблюдайте принципы умственной гигиены. Храните чистоту мыслей и слов. Используйте больше возвышенных слов, слов силы. Рецитируйте высказывания священных писаний, поэтических гениев. Изучайте ораторское искусство. Ежедневно для освящения своей речи произносите молитвы, литании, аффирмации, мантры. Не клевещите, не обижайте никого словом. Говорите с уважением и любовью. Помните, какое слово вы скажете, такое и услышите. "Не судите, да не судимы будете".
Мотивационные вирусы
Мотивация — это активизация и направление поведения, сила, которая стоит за необходимостью утолить самые разные потребности и нашим стремлением к достижениям. Психолог Г. Мюррей определил мотивацию достижений как стремление выполнить поставленную задачу, овладеть навыками или идеями, добиться намеченной цели, стремление к высоким результатам на материальном и духовном уровнях. Люди с высокой мотивацией достигают больших успехов. Теоретики полагают, что высокая мотивация достижений у большинства людей имеет эмоциональные корни, поскольку уже в детстве они учатся связывать достижения с положительными эмоциями. Высокомотивированные дети стали такими благодаря тому, что родители поощряли их независимость, хвалили и вознаграждали за успехи.
Принято считать, что существует два вида мотиваций достижения. Внутренняя мотивация — это желание быть эффективным и осуществлять определенный вид поведения ради него самого. Люди с внутренней мотивацией подходят к работе или игре творчески, стараясь получить удовольствие, удовлетворить интерес, найти самовыражение или ощутить азарт. Внешняя мотивация — это стремление получить внешние награды и избежать наказаний. Часто излишние внешние давление и стимулы могут подорвать внутреннее удовольствие.