И профессиональной деятельности
В результате работы над этим разделом Вы должны ответить на три вопроса:
1.Зачем человеку нужны психологические знания?
2.Зачем психологические знания нужны специалисту с высшим образованием?
3 Зачем нужны психологические знания специалисту Вашего профиля (экономисту, строителю, архитектору и т.д.)?.
Наверное, первое, что придет Вам в голову, когда Вы задумаетесь над предложенными вопросами – это общение и взаимоотношения с другими людьми. Действительно, для того чтобы эффективно строить общение, психологические знания необходимы. Вспомните и опишите ситуации, когда, например, Ваша психологическая компетентность помогла Вам разрешить возникшие проблемы во взаимоотношениях с друзьями, родителями, преподавателями и т.д., или напротив, когда психологических знаний и умений не хватило. Сфера применения психологических знаний, конечно, не ограничивается общением. Может быть, когда-то Вы не нашли слов, чтобы объяснить свое состояние, разобраться в причинах и мотивах своего поведения? Подумайте также о том, что надо знать о своих психологических особенностях (темперамент, характер, направленность, интеллект и т.д.) чтобы правильно рассчитать свои силы при выполнении сложного задания, для того, чтобы выбрать работу по душе и т.д. и т.п. Обратите особое внимание на возможность и целесообразность применения психологических знаний для более рациональной организации Вашего обучения в университете в течение семестра и в период сессии. Для примера можно составить план подготовки к экзамену по самому интересному и самому «неприятному» для Вас предмету с учетом особенностей Вашего индивидуального стиля деятельности.
Вы хотите стать настоящим специалистом своего дела и, конечно, станете им. А что означает для Вас быть хорошим специалистом в выбранной Вами профессии? Продолжите предложение: «Хорошим специалистом я считаю того, который умеет … ». Выберите из составленного перечня то, что связано с психологией.
Ваша логика при написании этого раздела может быть и другой. Главное – дать обоснованные ответы на три сформулированных выше вопроса.
Психологический портрет
3.3.1. Общие требования и рекомендации.
Основными обязательными источниками составления психологического портрета являются результаты психологической диагностики, проводившейся на практических занятиях, данные самонаблюдения, самоанализа и других методов самоизучения.
В качестве дополнительных источников следует использовать результаты работы с методиками, описанными в методических пособиях СПбГАСУ и специальной литературе, рекомендованной преподавателем.
Психологический портрет должен быть составлен в соответствии со схемой структуры индивидуальности, которая рассматривалась на занятиях. Это означает, что следует рассмотреть:
1. Индивидные особенности (свойства нервной системы и темперамент);
2. Свойства человека как субъекта деятельности
3. Личностные особенности.
В тоже время следует понимать, что не все психологические особенности можно однозначно отнести к определенной подструктуре, потому что человек всегда выступает в своей целостности, одновременно являясь и индивидом, и субъектом деятельности и личностью. Все зависит от того, в каком контексте и с какой целью мы анализируем психологические особенности.
Например, свойства нервной системы и темперамент мы относим к индивидным характеристикам. Особенности проявления эмоций человека тесно связаны со свойствами нервной системы и темпераментом. В этом смысле эмоции и общую эмоциональность можно отнести к индивидным особенностям. В то же время, эмоции и эмоциональные состояния играют важную роль в деятельности, в т.ч., профессиональной деятельности человека. Значит, если мы рассматриваем особенности проявлений эмоциональной сферы в труде, мы можем отнести их к свойствам субъекта деятельности. Если мы анализируем сложные социальные эмоции, такие как любовь, гордость, стыд, зависть и т.д., мы, с полным правом относим их к проявлениям человека как личности.
Индивидуальный стиль деятельности (ИСД) в значительной степени определяется темпераментом, и в этом смысле может быть отнесен к индивидной подструктуре. Однако формируется и проявляется индивидуальный стиль деятельности именно в деятельности, от него зависит ее эффективность, следовательно, ИСД – характеристика человека как субъекта деятельности.
Таким образом, при описании изученных на практических занятиях или при самостоятельной работе характеристик Вашей индивидуальности, составляющих психологический портрет, надо продемонстрировать умение квалифицировать их с учетом конкретных ситуаций, в которых они проявляются.
Прежде, чем приступить к анализу результатов психодиагностики, кратко охарактеризуйте ту сферу психической деятельности, к которой относится диагностируемая особенность. Например, при описании эмоциональной сферы: что такое эмоции, что такое эмоциональные состояния, для чего они нужны, что дает их изучении и др.
Составляющие психологического портрета следует описывать в той, последовательности, в которой они изучались на занятиях.
В том случае, если Вы выполняете курсовую работу самостоятельно, рекомендуется следующая последовательность:
1.Свойства нервной системы
2. Темперамент.
3. Эмоции и эмоциональные состояния.
4. Познавательные процессы.
5. Характер.
6. Направленность и самооценка.
Психодиагностические методики для изучения психологических характеристик представлены в соответствующих разделах «Методических указаний «Психологические методы диагностики свойств индивидуальности» СПб, 2005 и др. учебных и методических пособиях, указанных в Списке рекомендованной литературы.
При описании результатов работы с психодиагностическими методиками следует придерживаться следующего порядка:
- Научное определение диагностируемого свойства, процесса или состояния (например, уравновешенность нервных процессов, экстраверсия и интроверсия, личностная и ситуативная тревожность, оперативная память, пространственное мышление и т.д.).
- Название методики, которую использовали при изучении данного
свойства (например, «Теппинг-тест для определения силы нервных процессов» Е.И.Ильина; «Методика для определения типа темперамента» Г.Айзенка).
- Как работали с методикой: самостоятельно или на аудиторных занятиях. Если методику для диагностики данной психологической особенности Вы выбрали сами из дополнительных источников, обязательно обоснуйте свой выбор и дайте ссылку на источник.
- Ваш конкретный результат: численное значение.
- Интерпретация этого результата: что он означает.
- Анализ проявления данного свойства в Вашем поведении.
Анализируя результаты работы с методиками, помните, что они выявляют лишь основные тенденции и не позволяют ставить «окончательный диагноз».
Дать общую характеристику рассматриваемых психических явлений (свойств, процессов и состояний) и проанализировать характеристики Вашей индивидуальности Вам помогут ответы на вопросы, сформулированные в следующих разделах.
3.3.2. Свойства нервной системы
Признаком какого свойства нервной системы служит устойчивая активность, возможность длительных и напряженных усилий в умственной и физической работе?
От какого свойства зависит возможность устойчивой сосредоточенности на работе, способность легко осуществлять задержки движений и поступков?
Какое свойство определяет объем и продуктивность деятельности, доступные человеку в определенный достаточно продолжительный период времени?
Следствием чего могут быть постоянная вялость и расслабленность или очень легкая возбудимость при быстрой истощаемости?
О каком свойстве нервных процессов можно судить по равномерности выполнения работы, по выдержке, самообладанию?
Какое свойство нервных процессов служит предпосылкой к повышенной эмоциональной возбудимости, вспышкам гнева или восторга?
Какое свойство нервной системы проявляется в момент перехода с одного вида деятельности на другой.
3.3.3. Темперамент
Что такое темперамент?
Что, согласно учению И.П.Павлова, является физиологической основой темперамента?
Какие особенности поведения человека зависят от типа темперамента?
Представьте себе две реки. Одну – спокойную, равнинную, другую стремительную, горную. Течение первой едва заметно, она плавно несет свои воды, у нее нет ярких всплесков, бурных водопадов, ослепительных брызг. Течение второй – полная противоположность. Река быстро несется, вода в ней грохочет, бурлит, клокочет и, ударяясь о камни, превращается в клочья пены. На какую из этих рек больше похожи Вы? Если это «не Ваши реки», попробуйте описать «свою».
К какому типу относится Ваш темперамент?
Соответствует ли полученный результат Вашему представлению о типе Вашего темперамента. Обоснуйте свое мнение на основе анализа примеров из собственного опыта, используйте метод самонаблюдения.
Тип темперамента проявляется особенно ярко:
в детстве, когда маскирующее влияние характера и мотивации еще минимально;
в реакции на ситуацию в первое мгновении;.
в ситуациях, исключающих возможность обращения к личному опыту или при отсутствии такового в отношении какой-либо ситуации;
в стрессовых ситуациях (экстремальных);
в строго контролируемых условиях экспериментальных ситуаций;
в новых, привлекательных для человека ситуациях, благоприятных для проявления индивидуального стиля поведения и деятельности.
3.3.4. Эмоции
Что такое эмоции и для чего они нужны?
Какие эмоции являются наиболее характерными для Вас?
Считаете ли Вы себя тревожным человеком? Объясните смысл полученных Вами показателей личностной и ситуативной (реактивной) тревоги. Что дает сравнение этих показателей для оценки личности и ситуации?
Находились ли Вы когда-нибудь в состоянии стресса? Опишите это состояние.
Как Вы выражаете свои эмоции?
По каким внешним проявлениям Вы можете определить эмоциональное состояние Ваших близких?
Можете ли Вы сохранять внешнее спокойствие, когда сильно волнуетесь, радуетесь или очень испуганы?
Как Вы знаете, эмоции выполняют ряд важных функций в психической жизни. Помимо этого они обладают самостоятельной ценностью для человека. Они важны сами по себе. Причем для эмоционального насыщения нужны не только положительные эмоции, но и отрицательные, связанные со страданием. Согласны ли Вы с этим?
Находят ли отклик в Вашей душе строки А.Н.Апухтина:
«…И ласки, и любовь, и даже то страданье,
Которое порой гнетет существованье,
Но без которого вся жизнь – бессвязный бред».
Какие эмоции имеют наибольшую ценность лично для Вас?
Ниже приведен краткий перечень слов, используемых для обозначения эмоций и эмоциональных переживаний.
Положительные эмоциональные переживания:
Удовольствие, радость, блаженство, восторг, ликование, восхищение, гордость, самодовольство, удовлетворенность, уверенность, доверие, уважение, симпатия, нежность, ласка, любовь, влюбленность, умиление, благодарность, облегчение, предвкушение, наслаждение, упоение, умиротворенность, увлеченность, азарт.
Отрицательные эмоциональные переживания:
Неудовольствие, горе, скорбь, тоска, грусть, печаль, уныние, скука, отчаяние, огорчение, тревога, напряжение, страх, ужас, боль, разочарование, досада, обида, гнев, радость, презрение, возмущение, негодование, зависть, неприязнь, ненависть, злость, ревность, недоверие, смущение, стыд, вина, раскаяние, угрызения совести, сожаление, горечь, отвращение, страдание.
3.3.5. Познавательные процессы
Ощущения, восприятие, представление, воображение. Почему ощущение, восприятие, представление, воображение, мышление, внимание и память относят к познавательной сфере индивидуальности?
Какие виды ощущений Вы знаете, выберите из них те главные, без которых Вы не могли бы обойтись. Почему?
Что было бы, если бы Вы утратили способность ощущать боль?
В чем сходство и различие двух познавательных процессов: ощущение и восприятия?
На основе работы с тестами и самонаблюдения определите, какую информацию Вы воспринимаете быстрее и точнее – числовую (знаковую), образную или словесную? Как Вы можете использовать знание этой своей особенности в учебной и будущей профессиональной деятельности?
Для каких видов деятельности необходимо высокое развитие способности выделять фигуру из фона (полезависимость-поленезависимость), насколько развита у Вас эта способность?
Какие виды представлений Вы знаете? Какие виды представлений достигают у Вас наибольшей яркости? С чем это связано?
Для чего человеку необходимо воображение? Какую роль играет воображение в деятельности инженера, архитектора, менеджера? Какое воображение лучше развито у Вас: продуктивное или репродуктивное? Приведите примеры из опыта обучения в школе и вузе.
Мышление. Анализ особенностей мышления начните с определения этого познавательного процесса. Как Вы понимаете, что такое «обобщенное и опосредованное отражение действительности»? Почему только при таком способе отражения становится возможным формирование понятий?
Выделяют различные виды мышления, в т.ч., пространственное, логическое и вербальное.
Сравните результаты работы с соответствующими тестами («Слова», «Кубы», «Логические ряды») между собой, а также с нормативными показателями. Это позволит определить структуру мыслительных процессов, выявить наиболее и наименее развитые их виды. Выполнение какого теста вызвало у Вас наибольшие трудности? Какой тест Вам больше всего понравился? Связано ли это с успешностью его выполнения? см. Методические указания «Изучение структуры интеллекта» СПб, 2005.
Распределите (припишите ранги) по степени важности для Вашей будущей профессиональной деятельности следующие качества ума (мышления):
Б ы с т р о т а – способность быстро разобраться в ситуации и принять верное решение; с а м о с т о я т е л ь н о с т ь – умение ставить новые задачи и самостоятельно находить правильное решение; ш и р о т а – разносторонние знания, широкий кругозор, способность к обобщениям;
г л у б и н а – умение проникать в сущность сложных процессов и явлений, отделять главное от второстепенного, предвидеть последствия принятых решений; к р и т и ч н о с т ь – умение подвергать критическому анализу имеющиеся решения проблемы, взвешивать аргументы; г и б к о с т ь – умение быстро оценивать ситуацию, изменять намеченный путь решения в соответствии с условиями, свобода мысли от стереотипов. Оцените сформированность этих качеств ума у себя. Сравните два ряда рангов.
Память.Что такое хорошая память? Для того чтобы более или менее точно ответить на этот вопрос надо разделить память на три составляющие: запоминание, сохранение и воспроизведение. Обычно мы судим о качестве памяти (особенно чужой) только по воспроизведению.
Используя метод самонаблюдения, охарактеризуйте особенности составляющих свой памяти. Вы запоминаете быстро или медленно? Много или мало? Если Вы быстро запомнили много, то долго ли Вы это помните? А то, что Вы запомнили, Вы можете воспроизвести по желанию в нужный момент, или это «всплывает» само, но часто слишком поздно, например, после экзамена? Постарайтесь дать ответы на эти и подобные вопросы, касающиеся особенностей Вашей памяти. Наверное, среди вопросов, которые Вы зададите себе, анализируя особенности своей памяти, будет и вопрос о том, какая информация запоминается лучше, а какая хуже. Что легче запомнить и вспомнить, например, лицо человека или стихотворение; номер телефона или имя; определение понятия или математическую формулу; схему или дату и т.д.? О чем это говорит? Вы легче запоминаете знаковую или образную информацию? Вспомните свои результаты по тестам «Кубы», «Логические ряды» и «Слова» и результаты анализа особенностей восприятия. Почему то, что вызывает интерес или является особенно важным и ценным для Вас, запоминается лучше? Как можно использовать результаты проведенного анализа при подготовке к экзаменам?
Внимание.Упорядоченность многообразной психической деятельности достигается благодаря вниманию. Выделяют два основных вида внимания: произвольное и непроизвольное. Подумайте, какие условия нужны для возникновения и поддержания у Вас произвольного, а какие – непроизвольного внимания? В каких случаях внимание возникает само собой, а когда для того, чтобы сосредоточиться требуется волевое усилие?
Охарактеризуйте и оцените следующие свойства Вашего внимания:
О б ъ е м - характеризуется количеством объектов, воспринимаемых одновременно с достаточной ясностью; к о н ц е н т р а ц и я – высокая интенсивность внимания; у с т о й ч и в о с т ь – длительность сохранения концентрированного внимания; п е р е к л ю ч е н и е - быстрое перемещение внимания с одного объекта на другой; р а с п р е д е л е н и е – способность одновременно выполнять несколько действий, рассредоточивая внимание между ними. Высокое развитие каких свойств внимания особенно необходимо для Вашей будущей профессиональной деятельности? Не забывайте о сделанных выводах, приступая к работе, требующей сосредоточенности.
Совокупность познавательных процессов составляет ядро интеллекта.
3.3.6. Характер и самооценка
У каждого человека различные психологические черты и качества соединены по-разному. Неповторимое индивидуальное сочетание психологических черт человека определяет его характер. Характер проявляется в типичных способах поведения и отношениях личности.
Предлагаем два основных подхода к изучению характера:
1. Выявление типичных, особенно ярко проявляющихся свойств характера, которые определяют своеобразие всей личности и при очень сильной выраженности (акцентуированные черты) затрудняют приспособление человека к условиям жизни.
Если Вы выбрали этот подход, проанализируйте результаты работы с опросником Леонгарда-Шмишека.
Раскройте смысл выявленных акцентуированных черт. Их наличие мешает или помогает Вам в жизни?
Приведите примеры из Вашего опыта, подтверждающие или опровергающие полученные результаты.
2. Анализ отдельных черт характера, определение их наличия или отсутствия, оценка степени выраженности.
Под чертой характера понимают те или иные особенности личности человека, которые систематически проявляются в различных видах его деятельности, и по которым можно судить о его возможных поступках в определенных условиях.
Черт характера очень много. Разговорный русский язык насчитывает более полутора тысяч слов для их обозначения, а если добавить специальные термины, которые используют психологи, то получится еще больше. Все черты характера можно условно разделить на четыре большие группы: 1) черты, в которых проявляется отношение человека к окружающим людям: (например, доброта, черствость); 2) к самому себе (например, самолюбие, самоуважение); 3) черты, в которых проявляется отношение человека к делу, к труду (например, трудолюбие, рачительность); 4) черты, в которых проявляется отношение человека к вещам (например, аккуратность, бережливость).
Возможна и другая классификация черт характера. Здесь также можно условно выделить четыре группы: 1) черты, характеризующие эмоциональную сферу (например, импульсивность, чувствительность); 2) волевую сферу (например, самообладание, настойчивость); 3) коммуникативные особенности (например, общительность, застенчивость); 4) познавательную сферу (например, любопытство, наивность).
Обратите особое внимание на волевые качества, помните, что человек без воли, все равно, что автомобиль без мотора.
В литературе Вы можете встретить и другие классификации черт характера. За основу для анализа своего характера выберите ту, которая покажется Вам наиболее интересной или предложите свою.
Описать особенности своего характера Вам поможет «Алфавит черт личности» (см. кн.: Современная практическая психология. – М., 2005), а также «Краткий словарь черт личности.
Перечислите те черты характера, которыми Вы, по Вашему мнению, обладаете (независимо от степени выраженности). Все ли черты Вы без колебаний можете отнести либо к отрицательным, либо к положительным? И все-таки, постарайтесь сделать это. Каких качеств оказалось больше в Вашем списке: плохих или хороших? Оцените степень выраженности у Вас этих качеств. Самооценку можно назвать ядром самосознания личности. Самооценка играет очень важную роль в поведении человека. Самооценка может быть завышенной, заниженной и адекватной. Какова Ваша самооценка?
На основании чего (анализ типичных ситуаций, мнение о Вас окружающих, результаты психодиагностики и др. источники) Вы производили самооценку?
К чертам характера (или чертам личности) относят и те, которые выражают направленность личности – устойчивые потребности, мотивы, установки, интересы, склонности, идеалы, ценностные ориентации. Эти черты характеризуют человека и как личность, и как субъект деятельности, они проявляются в межличностном общении, труде и творчестве, и в конечном итоге определяют самореализацию индивидуальности человека в мире, ценности его бытия.
Анализируя свой характер, сопоставляйте результаты, полученные при помощи различных методов исследования (тесты, самонаблюдение, самооценка). Как Вы считаете, соответствуют ли друг другу эти результаты? Если не соответствуют, то почему? Приведите примеры проявления наиболее типичных черт Вашего характера.
3.3.6. Программа саморазвития
Завершая свой психологический портрет, подумайте о том, что, почему и как Вы хотели бы усовершенствовать в своей личности, составьте своеобразную программу саморазвития, личностного роста.
К позитивным изменением своей личности не следует относиться как к «подарку судьбы». Успех здесь зависит не от внешних обстоятельств, а от самого человека, его умения использовать свой внутренний потенциал, свои способности.
Каждому из нас присуще стремление найти свое место в жизни, в наибольшей степени выразить свою уникальную индивидуальность. Это дает человеку ощущение собственной значимости и смысла своего существования в этом мире. Мы говорим о САМОразвитии, САМОсовершенствовании, САМОактуализации личности, чтобы подчеркнуть важность ее собственных усилий в этом направлении.
Итак, источники развития и роста находятся внутри самой личности, и человек может черпать из них благодаря открытию собственного «Я» (своих индивидуальных особенностей) в процессе самопознания.
Проведите небольшое самоисследование. Попробуйте задать себе следующие вопросы: О чем я сейчас думаю? Что я сейчас чувствую? Что я сейчас делаю? Чего я сейчас хочу?
Ответьте на эти вопросы, сосредоточившись на текущем моменте, что бы осознать себя в настоящем «здесь и сейчас».
Овладев навыком осознавать свои мысли и чувства, поступки и желания в каждый данный момент жизни, человек начинает лучше понимать и принимать себя, что является необходимым условием саморазвития.
Еще раз вглядитесь в свой психологический портрет. Подумайте, что Вам нравится в нем, а что – не очень. Почему? Что бы Вы хотели изменить в нем? Надеемся, что Вы уже можете сказать какой (каким) Вы хотите видеть себя. А теперь спросите себя, что я могу для этого сделать? Отвечая на этот вопрос, Вы вольно или невольно обратитесь к тому, что было раньше, к своему прошлому.
Переосмысление жизненного опыта на основе изменений, происходящих в нас на каждом новом этапе развития, необходимо для личностного роста. Из этого следует, что мы должны воспитывать в себе способность анализировать свое прошлое.
Задайте себе следующие вопросы: Что привело меня к положению, состоянию, в котором я нахожусь сейчас? Какие у меня были удачи и неудачи в предыдущие годы?
Критическое осмысление собственных ошибок является мощным психологическим стимулом обретения уверенности в себе и самосовершенствования. Надо помнить, что право на ошибку имеет каждый человек, а последствия ошибок могут оказаться не только негативными, если они будут использованы как ценный жизненный опыт. Поэтому спросите себя: Что я считаю своими важнейшими достижениями в прошлом? В чем состоят мои ошибки? Какой полезный опыт я могу извлечь из этого?
Обдумав ответы на предложенные вопросы, постарайтесь осознать свои главные жизненные цели, мотивы, желания, ценностные ориентации, т.е. то, что определяет направленность Вашей личности. Теперь Вы можете обратиться в будущее и понять, какой Вы хотите видеть свою жизнь.
Такое обдумывание перспектив и нежесткое планирование своей жизни с учетом направленности личности и индивидуальных возможностей способствует достижению существенных результатов в саморазвитии и самореализации.
Ответьте на вопросы: что я ценю в жизни больше всего? Чего я больше всего хочу достичь? Для чего мне это нужно? Какие средства я могу использовать для достижения целей? Что является действительно важным для меня?
Подумайте, соответствует ли Ваш нынешний образ жизни Вашей личностной направленности, тем ценностям, целям, стремлениям, которые Вы выделили как главные. Если нет, то почему? Готовы ли Вы принять ответственность за это на себя?
Принятие на себя ответственности за собственную жизнь является как важнейшим условием, так и результатом личностного роста.
Заключение
Поделитесь своими впечатлениями о проделанной работе, расскажите о трудностях, которые Вы испытывали, о том, что оказалось для Вас наиболее интересным и полезным, выскажите свои пожелания по совершенствованию преподавания дисциплины «Психология и педагогика»